УДК 37.0+004
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ SWOT-АНАЛИЗА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Сорокина Елена Львовна.
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», [email protected].
Елинская Янина Алексеевна.
ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор.
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к использованию SWOT-анализа при проектировании программ развития образовательных учреждений, который рассматривается, как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход в новое качественное состояние, и одновременно -инструмент, обеспечивающий управление им.
Ключевые слова: программа развития, образовательное учреждение, SWOT-анализ.
THE USE OF SWOT ANALYSIS TECHNIQUE WHEN DESIGNING LEARNING PROGRAMS FOR EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Sorokina Elena.
FGBEI HE "SSURT", Novosibirsk, Associate Professor of "Physical Education and Sport» Department. [email protected].
Elinskaya Yanina.
Siberian Institute of practical psychology, pedagogy and social work, Novosibirsk, Director, [email protected].
Abstract. The article presents approaches of using SWOT analysis technique when designing learning programs for educational institutions. SWOT analysis is considered as potentially strong and efficient instrument that provides guaranteed, effective, cost-cutting and forehanded transfer to a new state of quality and at the same time ensures its control.
Key words: development program, educational institution, SWOT analysis.
Руководитель для формирования целостного представления о ближних перспективах развития образовательного учреждения должен владеть технологиями планирования. Программа развития в данном случае,
рассматривается нами как инструмент, позволяющий реализовать имеющийся максимальный потенциал всех его работников.
Разработка программы развития учреждения предполагает взаимосвязанное решение обозначенных ниже задач:
1. Фиксация достигнутого уровня жизнедеятельности учреждения, которая позволит определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию.
2. Определение желаемого будущего состояния образовательного учреждения, соответствующее потребностям, ценностям и возможностям образовательной среды.
3. Определение стратегии и тактики перехода от достигнутого состояния к новому, запланированному.
В случае качественного решения данных задач программа развития должна обеспечить: снижение степени неопределенности при принятии стратегических решений; наиболее эффективное использование имеющихся ресурсов; определение оптимальных внутренних и внешних условий эффективного функционирования; сформированную систему управленческих решений по переходу в новое качественное состояние.
В качестве специфичных факторов, ограничивающих возможности при проектировании программ развития образовательных учреждений можно рассматривать:
- объективную сложность формализации ожидаемых результатов (целей), их слабую прогнозируемость;
- отсутствие чётко определяемых индикативных показателей, которые позволят дать количественную оценку изменений;
- объективную сложность переработки большого количества взаимоувязываемой информации, выраженной неколичественными показателями;
- несформированность у педагогического состава управленческих компетенций.
Одним из известных методов анализа в рамках стратегического планирования является SWOT-анализ (разработан профессором Гарвардского университета К. Андрюсом), где первое «Б» означает сильные стороны образовательного учреждения, второе <^» - его слабые стороны, «О» означает благоприятные для учреждения возможности, которые создает внешняя среда, а «Т» - угрозы, опасности, риски, которые она несет. Использование данной
технологии, на наш взгляд, возможно и применимо при проектировании программ развития образовательных учреждений.
Содержание анализа зависит от масштаба задачи, по отношению к которой он проводится. Предположим, что эта задача достаточно крупная и абстрактная -общая оценка возможностей и системных изменений в образовательном учреждении при разработке стратегии.
Стратегический анализ выступает предварительным этапом в процессе разработки или корректировки стратегии развития учреждения. Его целью является консолидация информации о внутренней и внешней среде учреждения для оценки вариантов при определении стратегических целей.
В процессе выполнения классического SWOT-анализа создается структурированная информация в форме SWOT-модели (матрицы). Цель построения SWOT-матрицы состоит в том, чтобы сфокусировать внимание руководителя на построении четырех групп различных стратегий. Каждая группа стратегий использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств.
Совместному анализу подвергаются пары показателей, соответствующих определенным стратегиям поведения учреждения:
- стратегия «силы - возможности» (S - О) - любое образовательное учреждение должно стремиться к тому, чтобы максимизировать одновременно как силы, так и возможности;
- стратегия «силы - угрозы» (S - Т) - цель данных стратегий состоит в том, чтобы максимально развить силы, и минимизировать угрозы;
- стратегия «слабости - возможности» (W - О) - стратегии данной группы пытаются минимизировать слабости и одновременно максимизировать возможности;
- стратегия «слабости - угрозы» (W - Т) - цель стратегий состоит в том, чтобы минимизировать слабости и угрозы.
Последовательность выполнения SWOT-анализа учреждения, в рамках работы по проектированию программы развития, заключается в следующем:
1. Необходимо заполнить таблицу, в которой фиксируются сильные и слабые стороны учреждения. Для удобства в первом столбце обозначается параметр, который характеризует направление деятельности, во втором столбце матрицы обозначаются сильные стороны по данному параметру, а в третьем - слабые стороны. Параметрами при разработке программы развития выступают направления деятельности учреждения.
2. По тому же принципу отдельно формируется таблица угроз и возможностей, при этом, параметрами выбираются характеристики внешней среды учреждения, оказывающие на него прямое или косвенное воздействие).
3. Далее выделяются наиболее важные факторы (пять сильных сторон; пять слабых сторон; пять угроз и возможностей).
Затем, составляются четыре перекрестные таблицы SWOT:
- S-O действия (сильные стороны - возможности) являются стратегиями роста и представляют собой мероприятия, использующие сильные стороны для охвата каждой из возможностей. Для определения таких действий необходимо проанализировать сильные стороны и возможности в составленной таблице SWOT-анализа. По вертикали выделяют сильные стороны. По горизонтали -возможности. На пересечении сильной стороны и возможности в процессе анализа отвечают на вопрос: «Как с помощью сильных сторон можно воспользоваться возможностями?».
- S-T действия (сильные стороны - угрозы) являются стратегиями защиты и помогают правильно использовать сильные стороны образовательного учреждения для предотвращения возможных угроз. Для определения таких действий необходимо проанализировать сильные стороны и угрозы. Анализируя
каждую из угроз, отвечают на вопрос: «Какая сильная сторона может защитить или минимизировать риски от данной угрозы?».
- "-О действия (слабые стороны - возможности) являются также стратегиями защиты и представляют собой мероприятия или программы, направленные на улучшение, изменение или преодоление «слабых сторон» для использования найденных возможностей. Для определения таких действий необходимо проанализировать слабые стороны и возможности в составленной таблице 8"ОТ-анализа (этот анализ определяет, какие слабые стороны мешают воспользоваться возможностями?).
- "-Т действия также являются стратегиями защиты и представляют собой мероприятия, направленные на преодоление слабых сторон для предотвращения или минимизации рисков угроз. Для определения таких действий необходимо проанализировать слабые стороны и угрозы. Просматривая каждую из угроз, определяют, какая из слабых сторон повышает риск данной угрозы и что необходимо сделать, чтобы укрепить «слабую сторону» для минимизации рисков возникновения угрозы (как слабые стороны усугубляют угрозы, в таблице по вертикали обозначают слабые стороны, по горизонтали - угрозы).
После того, как подведены первые итоги, на их основе можно провести дальнейший анализ, стремясь определить: какие имеющиеся сильные стороны образовательного учреждения могут быть усилены еще больше, и какие слабые стороны можно преодолеть, что необходимо сделать для усиления благоприятных возможностей внешнего влияния и как научиться, вовремя распознавать и использовать их в интересах учреждения.
Для осуществления дальнейшего анализа и корректировки руководитель приказом по образовательному учреждению создает рабочую группу, четко определяя сроки разработки программы развития.
После завершения процесса проектирования программы развития необходимы ещё несколько этапов: экспертиза и оценка, утверждение, а далее наступает самый главным момент - управление реализацией программы. Безусловно, в рамках этого процесса содержание программы (особенно долгосрочной) может изменяться с учётом возникающих проблем и событий, так как все изменения образовательной среды предсказать, невозможно.
Итак, подводя итог вышеизложенному, можно утвердительно сказать, что, учитывая современные тенденции развития образования, учреждение должно быть с одной стороны мобильно в реакции на изменения образовательной среды, с другой, иметь ясно сформулированную стратегию развития, которая должна быть отражена в программе. В том случае не только руководитель, но и весь педагогический персонал будет ориентирован на достижение максимально возможного результата. Прочным основанием для качественной разработки каждого раздела программы служит детальный анализ текущего состояния, только в том случае возможно чёткое формулирование индикативных показателей и перспектив развития.