Научная статья на тему 'Инструменты стратегического анализа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса'

Инструменты стратегического анализа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА / ЭФФЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ / SWOT-АНАЛИЗ / STRATEGIC PLANNING / EXTERNAL AND INTERNAL WEDNESDAY / EFFECTIVE SOLUTION / SWOT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гагарина Т. Н., Сарычева О. А., Липунов Ю. Э., Юников А. Е.

Статья раскрывает и анализирует финансовое, экономическое и информационное состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса. Рассматривает применение стратегического планирования и его инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гагарина Т. Н., Сарычева О. А., Липунов Ю. Э., Юников А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLS FOR STRATEGIC ANALYSIS ENTERPRISES OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL ENTERPRISES

The article describes and analyzes the financial, economic and informational state of defense industry enterprises. Considers the application of strategic planning and his tools.

Текст научной работы на тему «Инструменты стратегического анализа на предприятиях оборонно-промышленного комплекса»

УДК 338.984

ИНСТРУМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Т. Н. Гагарина, О. А. Сарычева, Ю. Э. Липунов, А. Е. Юников Научный руководитель - Л. В. Ерыгина

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

Статья раскрывает и анализирует финансовое, экономическое и информационное состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса. Рассматривает применение стратегического планирования и его инструментов.

Ключевые слова: стратегическое планирование, внешняя и внутренняя среда, эффективное решение, SWOT-анализ.

TOOLS FOR STRATEGIC ANALYSIS ENTERPRISES OF THE DEFENSE-INDUSTRIAL ENTERPRISES

T. N. Gagarina, O. A. Sarycheva, Y. E. Lipunov, A. E. Unicov Scientific Supervisor - L.V. Erygina

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

The article describes and analyzes the financial, economic and informational state of defense industry enterprises. Considers the application of strategic planning and his tools.

Keywords: strategic planning, external and internal Wednesday, effective solution, SWOT - analysis.

Военно-промышленный комплекс России включает самые прогрессивные технологии страны. Вхождение этой отрасли на мировой рынок, в последние годы, происходило медленно и драматично. На сегодняшний день ситуация в российской промышленности существенно изменилась. Активно ведется процесс технического перевооружения предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). В их развитее вкладываются миллиарды рублей бюджетных средств, разрабатывается национальная программа развития оборонно-промышленного комплекса на среднесрочную перспективу в виде Государственной программы вооружений [1]. ГПВ и Федеральные целевые программы выступают основным инструментом реализации стратегического планирования в среднесрочном, а Государственный оборонный заказ - в краткосрочном периодах. Функцию финансового планирования в среднесрочном и краткосрочном периодах выполняет блок «Бюджет», где ведущую роль играет Министерство финансов. Основная проблема финансового планирования в современной российской системе управления ОПК заключается в чрезмерной автономности этого блока, абсолютном приоритете финансово-бюджетных планов над промышленными и даже стратегическими планами страны. Без создания современных прогрессивных механизмов стратегического планирования и управления не возможно эффективное инвестирование бюджетных средств [2].

Такие механизмы будут способствовать быстрому приспособлению предприятий ОПК к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Данной отрасли производства отдается первое место в выполнении работ по созданию современных видов военной техники, производству инновационной продукции и технологий, проведению как прикладных, так и фундаментальных исследований, интеграции науки и производства. Деятельность предприятий ОПК влияет на экономическую безопасность страны; возможность наступления нежелательных событий в данной отрасли влияет на возникновение государственных рисков в сфере НИОКР, научно-технического развития, национальной

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2016. Том 2

безопасности. Не стоит забывать о зависимости предприятий оборонно-промышленного комплекса от Государства. Единственным источником финансовых ресурсов для развития предприятий и производств ОПК можно пока считать только поддержку государства в виде гособоронзаказа. Однако не выполнение ежегодного плана по гособоронзаказу на 100 % является одной из первых причин невыполнения государством обязательств по срокам финансирования ГОЗ. Предприятия вынуждены подолгу ожидать положенные им согласно контрактам выплаты. Предприятия ОПК осуществляют свою деятельность в соответствии, как и с государственным спросом на военную продукцию, так и рыночного спроса на наукоемкую гражданскую продукцию со стороны отраслей экономики, промышленных компаний и различных потребителей продукции гражданского назначения. На этом этапе существенно возрастает роль определения стратегических целей и задач развития ОПК на долгосрочный период. Особенностью стратегического планирования и управления является разработка стратегий развития предприятий в условиях нестабильной внешней и внутренней среды, высокой альтернативности развития. Выбор наиболее прогрессивных и эффективных решений, является самым важным элементом стратегического планирования и управления. При неудачном выборе стратегии развития предприятий ОПК, последствия могут иметь плачевный экономический, политический, технологический, социальный, и иной результат. При этих условиях особую роль приобретает правильный выбор инструментов стратегического планирования. Для различных этапов стратегического планирования могут применяться различные инструменты. Самым важным инструментом является стратегический анализ [3; 7]. Из множества существующих инструментов стратегического анализа можно выделить анализ SWOT, который позволяет максимально проанализировать положение предприятия в условиях рыночного окружения. Исследовать его сильные и слабые стороны и определить возможность успешного продвижения в действующих условиях рынка. Предприятие функционирует в определенной среде. Внутренняя среда является источником его жизненной силы, которая представляет собой огромный потенциал, необходимый для жизнедеятельности предприятия, но одновременно может быть источником проблем. Внешняя среда является источником, питающим ресурсами. Предприятие постоянно взаимодействует с внешней и внутренней средой, обеспечивая себе возможность выживания. Поэтому менеджеры должны постоянно наблюдать за этими факторами [4; 5].

SWOT-анализ включает следующие этапы:

1. Анализ внутренней среды и деятельности предприятия на рынке на предмет выявления сильных и слабых сторон.

2. Анализ внешней среды (микро и макро) на предмет выявления возможностей и угроз для предприятия.

3. Сводный анализ бизнеса в контексте окружающей среды.

4. Определение основных стратегических действий по результатам анализа.

В процессе SWOT-анализа проводится качественный и количественный анализ деятельности предприятия и внешней среды. Цель SWOT-анализа - выявить основные направления развития предприятия через систематизацию имеющейся информации о сильных и слабых сторонах организации, а также о потенциальных возможностях и угрозах. Как показывает практика, сильными сторонами являются: государственная поддержка, высокая компетентность и квалификация персонала, высокое качество продукции. Слабыми сторонами: высокая себестоимость продукции, высокая степень износа оборудования, недостаток финансирования, недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии, низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия, отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации, потеря глубины и гибкости управления, узкий ассортимент выпускаемой продукции, устаревшие технологии и оборудование. Сводный отчет проведения SWOT-анализа представляется в виде матрицы, в которой отражаются и сравниваются сильные и слабые стороны предприятия, а также возможные риски. Такое сравнение позволяет чётко определить стратегию предприятия, и какие шаги можно предпринять для успешного развития предприятия. А также решить такие проблемы: как нейтрализовать воздействие слабой стороны, как обратить слабость в преимущество, как развивать и использовать сильные стороны, как максимально эффективно использовать представляющиеся возможности, как избежать угрозы со стороны внешней среды или рынка, как минимизировать потери, создаваемые угрозой, как превратить угрозу в представляющуюся возможность [4; 6; 8].

Изучив и проанализировав основную экономическую и методическую литературу по данной проблеме, можно утверждать, что анализ среды - это очень важный и сложный процесс для выработки стратегии организации. Такой процесс требует внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами, сильными и слабыми

сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. В связи с этим проблема оценки и анализа внутренней и внешней среды организации остается одной из главных для предпринимательской деятельности предприятий ОПК.

Библиографические ссылки

1. Ерыгин Ю. В., Фирулев О. В. Оценка современного положения ракетно - космической отрасли России на международном рынке космических услуг // Решетневские чтения : материалы Х1Х Междунар. науч.-практ. конф. (10-14 ноября 2015, г. Красноярск) ; под общ. ред. Ю. Ю. Логинова : в 2 ч. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. Ч. 2. С. 342-344.

2. Колесов К. И., Плеханова А. Ф., Иванов А. А., Иванова Н. Д. Анализ рисков предприятий оборонно-промышленного комплекса при стратегическом планировании // Фундаментальные исследования. 2014. № 8-3. С. 671-676.

3. Корнилов Д. А., Яшин С. Н. Эффективное управление на основе сочетания возможностей планирования и прогнозирования // Вестник Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия «Экономика и финансы». 2005. № 1. С. 98-103.

4. Стратегическое планирование деятельности НПО и промышленных предприятий на основе портфельного и SWOT-анализа : монография / Ф. Ф. Юрлов и др. ; НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Н. Новгород, 2013. 254 с.

5. Артюшина Е. В. Исследование прогнозного новшества на наличие стратегического соответствия в диверсифицированной компании: Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 48-53.

6. Борисов С. А., Плеханова А. Ф. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью // Российское предпринимательство. 2013. № 13(235). С.91-96.

7. Серпилин А. Основные подходы к разработке и внедрению стратегии развития предприятия // Проблемы теории и практики управлении. 2000. № 6.

8. Маслов А. Е., Данильченко Ю. В. Модели инновационного процесса в современной экономике // Актуальные проблемы авиации и космонавтики : материалы Х1 Междунар. науч.-практ. конф. (6-10 апреля 2015 г., Красноярск) ; под общ. ред. Ю. Ю. Логинова : в 2 ч. Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2015. Ч. 2. С. 350-352.

© Гагарина Т. Н., Сарычева О. А., Липунов Ю. Э., Юников А. Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.