Научная статья на тему 'Формирование стратегии развития сельскохозяйственных предприятий молочнопродуктового подкомплекса на основе SWOT-анализа'

Формирование стратегии развития сельскохозяйственных предприятий молочнопродуктового подкомплекса на основе SWOT-анализа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2002
1043
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SWOT-АНАЛИЗ / ГЕНЕРАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / МОЛОКО / САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сердобинцев Д.В., Усанов А.Ю.

В статье рассмотрены теоретические основы и обоснована необходимость применения SWOT-анализа в практике управления предприятиями агропромышленного комплекса. Проведен SWOT-анализ на примере животноводческих предприятий молочного направления Саратовской области. Предложена интеграция на основе агропромышленной кластеризации и обоснована структура перспективного регионального молочнопродуктового кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сердобинцев Д.В., Усанов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии развития сельскохозяйственных предприятий молочнопродуктового подкомплекса на основе SWOT-анализа»

23 (278) - 2012

Стратегия развития АПК

УДК 631.151.61: 338.26.015

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МОЛОЧНОПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА НА ОСНОВЕ SWOT-АНАЛИЗА

Д. В. СЕРДОБИНЦЕВ,

кандидат экономических наук, старший научный сотрудник E-mail: dvss@bk. ru Поволжский научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса

А. Ю. УСАНОВ,

доцент кафедры оценочной деятельности фондовых рынков и налогообложения E-mail: alexus261279@mail. ru Московский финансово-промышленный университет

В статье рассмотрены теоретические основы и обоснована необходимость применения SWOT-ана-лиза в практике управления предприятиями агропромышленного комплекса. Проведен SWOT-анализ на примере животноводческих предприятий молочного направления Саратовской области. Предложена интеграция на основе агропромышленной кластеризации и обоснована структура перспективного регионального молочнопродуктового кластера.

Ключевые слова: SWOT-анализ, генерация, стратегия, сельское хозяйство, молоко, Саратовская область.

В агропромышленном комплексе Саратовской области за годы экономических преобразований произошло существенное снижение производственных показателей, в том числе поголовья скота,

производства молока и выработки молочной продукции. Но в последние годы наметились положительные тенденции благодаря активным действиям государства по поддержке сельскохозяйственного производства. Анализ функционирования молоч-нопродуктового подкомплекса свидетельствует о том, что даже за последние годы, несмотря на крайне сложные условия засухи и кризисных явлений в экономике, удалось обеспечить рост производства. По поголовью крупного рогатого скота и производству молока область занимает второе место среди восьми регионов Поволжского экономического района после Республики Татарстан. На два этих региона приходится половина всего поволжского поголовья и молока (рис. 1).

При этом в 2005-2009 гг. рост поголовья (8,7 %) и производства молока (12,3 %) сельхозп-

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя -и ЪР^тжгсх*

45

1 800 1 600 1 400 1 200

3 800

600 400 200 0

Y 1 800 Рис. 1. Динамика

изменения поголо-

- 1 600 вья крупного рога-

того скота (левая

- 1 400 шкала) и произ-

водства молока

- 1 200 (правая шкала)

во всех категориях

- 1 000 хозяйств Саратов-

ской области

- 800 .0 1- в 1980-2009гг

- 600

- 400

- 200

+ 0

1980 1985 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 - - О - ■ Поголовье крупного рогатого скота О Производство молока

роизводителями не успевает за растущими впятеро большими темпами переработкой и производством цельномолочной продукции (58,8 %) предприятиями пищевой промышленности региона. Также остаются сильны тенденции распределения поголовья скота и производства молока в пользу малых форм хозяйствования, когда на долю крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств в среднем с 2005 по 2009 г. приходилось 86,3 % всего произведенного в области молока, что одновременно является важным средством выживания на селе, позволяет обеспечить занятость и стабильный доход сельского населения [1, 2].

Тем не менее ситуация, создавшаяся в животноводстве молочного направления, требует усиления реализуемых программ поддержки агропромышленного комплекса действенными мерами по выводу общественного сектора сельскохозяйственного производства из кризиса. И здесь одним из направлений должно стать определение оптимальных параметров и направлений развития молочнопродуктового подкомплекса, где основными задачами являются формирование оптимальной организационной структуры, выбор методов и способов организации производственных связей с поставщиками и заказчиками, а главное - постановка единых стратегических целей развития и общих тактических задач функционирования.

В настоящее время в мировой практике управления самым распространенным методом разработки стратегий развития предприятий и видов экономи-

ческой деятельности на основе анализа внутренней и внешней экономической среды является SWOT-ана-лиз. Этот метод включает в себя изучение тенденций развития, анализ ресурсов, возможностей использования преимуществ и недостатков, определение целей и задач, исследование внешней среды для выявления возможностей и угроз. Знание сильных сторон позволит эффективнее использовать возможности рынка и избегать его угроз, понимание слабых сторон позволит вовремя выстроить защиту, а также спланировать деятельность по их минимизации.

Понятие SWOT-анализа стало известно в академических кругах и среди практиков, когда впервые акроним SWOT публично озвучил профессор К. Р. Эндрюс на конференции по проблемам бизнес-политики, проходившей в стенах Гарварда в 1963 г. Он представил его визуально в виде SWOT-матри-цы, представленной на рис. 2.

В 1965 г. четверо профессоров: Е. П. Лернед, К. Р. Кристенсен, К. Р. Эндрюс, В. К. Гат предложили технологию использования SWOT-модели для проектирования стратегии поведения фирмы в виде схемы LCAG (по начальным буквам фамилий

S trengths (Силы) Weaknesses (Слабости)

O pportunities (Возможности) T hreats (Угрозы)

Рис. 2. SWOT-матрица К. Р. Эндрюса

5 1 000

46

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

авторов), которая основана на последовательности шагов, приводящих к выбору стратегии (рис. 3).

В 1982 г. профессор Хайнц Вайрих опубликовал работу [9], в которой предложил новый вид SWOT-модели, которую назвал TOWS-матрицей. Он обосновал необходимость основывать построение стратегии поведения фирмы на систематическом сопоставлении предварительно созданных списков внешних факторов с внутренними силами и слабостями, и построение SWOT-матриц с определенной периодичностью. В дальнейшем, начиная с 1960-х гг., SWOT-анализ активно развивался и нашел широкое применение в сфере управления. В настоящее время в западных компаниях каждый бизнес-план и план маркетинга обязательно должны содержать разделы SWOT-анализа.

Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущих ситуации и тенденциях, а позднее его сфера применения расширилась приложением для планирования, конструирования стратегий, анализа факторов конкурентного окружения и конкурентной разведки. Появление SWOT-модели дало аналитикам бесценный инструмент интеллектуальной работы, который позволяет сформулировать известные, но разрозненные и бессистемные представления о фирме и конкурентной среде в виде логически согласованной схемы взаимодействия сил и слабостей, возможностей и угроз [8].

Целью построения расширенной SWOT-мат-рицы является фокусировка внимания аналитика на формировании четырех групп стратегий, каждая из которых использует определенную парную комбинацию внутренних и внешних обстоятельств. Совместному анализу подвергаются пары показателей, в результате чего из каждой формируется набор соответствующих стратегий, названия которых соответствуют названиям анализируемых внутренних и внешних обстоятельств. Существуют следующие основные виды стратегий:

- WT (слабости - угрозы, mini - mini) - минимизировать слабости и угрозы;

- WO (слабости - возможности, mini - maxi) -минимизировать слабости и повысить возможности;

- ST (силы - угрозы, maxi - mini) - максимально увеличить силы и минимизировать угрозы;

- SO (силы - возможности, maxi - maxi) - одновременно максимизировать силы и возможности. На основе результатов SWOT-анализа функционирования молочнопродуктового подкомплекса АПК Саратовской области была построена матрица (рис. 4), дающая возможность выбрать ряд стратегий развития, позволяющих компенсировать неблагоприятные и максимально использовать положительные факторы для применения в сложившейся ситуации.

Таким образом, одним из способов достижения положительных сдвигов в любой отрасли животно-

Внешняя оценка

ч г

Угрозы и возможности

Ключевые факторы успеха

SWOT-анализ

Внутренняя оценка

г

Силы и слабости организации

Разработка стратегии

Характерные достоинства

^—\

Социальная Оценка и выбор Управленческие

ответственность стратегии ценности

Рис. 3. Схема выбора стратегии LCAG на основе SWOT-анализа

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя it ЪР^тжгсх*

47

Сильные стороны £

Ежедневный устойчивый спрос 51. Постоянная клиентская база 52. Большие объемы производства Sз. Высокое качество продукции S4. Практический опыт работы в отрасли S5.

Расположенность вблизи от переработчиков S6

Слабые стороны W

Отсутствие эффективных мер госрегулирования W1. Устаревшая материально-техническая база W2. Недостаточная финансовая устойчивость W3.

Нет четкой стратегии развития W4. Недостаточные навыки менеджмента и маркетинга W5. Недостаток квалифицированных кадров W6

Возможности О Угрозы Т

Увеличение объемов производства 01. Получение льготной господдержки 02. Вертикальная интеграция 03. Совершенствование и внедрение но-веиших технологий 04. Повышение квалификации кадров 05. Диверсификация 06 Сильная внутризональная конкуренция Т1. Нестабильная экономическая ситуация Т2. Трудности получения господдержки Т3. Снижение платежеспособного спроса Т4. Неблагоприятные агроклиматические условия Т5

л Г 1 г

Разработка стратегий SO, использующих силу для реализации возможностей Разработка стратегий £Т, использующих силу для устранения угроз

^,2 - 01 Sз - 02 S5 - О4 S4,6 - 03 52 - Г1 S4 - Т1,2,5 53 - Т3

Г г

Разработка стратегий WO, минимизирующих слабость за счет выявления возможностей Разработка стратегий WT, минимизирующих слабость и устраняющих угрозы

W2 - 01 W3 - 03 W4 - 01-5 W5,6 - 04,5 Wl-з - Т Wl - Тз Wз - Т2-5

Рис. 4. Результаты SWOT-анализа сельскохозяйственных предприятий молочнопродуктового подкомплекса Саратовской области

водства может служить метод SWOT-анализа. На основе анализа результатов можно отметить, что все сельскохозяйственные предприятия находятся примерно в одинаковых неблагоприятных экономических условиях, имеют похожие слабые стороны и подвержены воздействию одних и тех же угроз.

В то же время сельскохозяйственные предприятия молочнопродуктового подкомплекса имеют сильные стороны в виде возможности участия в мероприятиях Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [4], а также соответствующих возможностей по увеличению объемов производства и агропромышленной интеграции. Последнее обстоятельство может быть основой улучшения состояния сельского хозяйства и относящихся к нему предприятий, так как в современной мировой практике одним из главных направлений интеграции и повешения эффективности и конкурентоспособности сельскохозяйственного произ-

водства стало формирование агропромышленных кластеров [3]. Такая тенденция обусловлена рядом преимущественных отличий кластеров от сложившихся способов взаимодействия - снижение издержек товарообращения, исключение дублирования функций и общий синергетический эффект для каждого из участников за счет более широкой и всесторонней интеграции [6]. Эти преимущества определяются структурой производственного кластера, которая состоит из двух видов предприятий: ядра - основных производящих, перерабатывающих и реализующих, и сателлитов - поставляющих дополнительные товары, работы и услуги для предприятий ядра кластера.

В Саратовской области, как в аграрном регионе, работает значительное количество связанных с агропромышленным комплексом снабжающих, обслуживающих и прочих предприятий, что позволяет свободно сформировать сателлитный пояс вокруг ядра кластера. Разработка, координация и сопровождение реализуемых проектов являются

48

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРЪЯ -и ЪР/ГКЖЪХА

прерогативами областных министерств экономического развития и торговли и сельского хозяйства, для объединения усилий которых целесообразно создать управляющий центр кластера. Задача кадрового обеспечения решается благодаря наличию достаточного количества образовательных учреждений, таких как Саратовский государственный аграрный университет имени Н. И. Вавилова (СГАУ), Саратовский финансово-технологический колледж (СФТК) и сеть профессионально-технических училищ. Разработка и внедрение научных инноваций вполне обеспечиваются СГАУ, Поволжским научно-исследовательским институтом экономики и организации агропромышленного комплекса (ПНИ-ИЭОАПК), Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства Юго-Востока (НИИСХ Юго-Востока) и другими научно-исследовательскими учреждениями и вузами. Финансовое и техническое снабжение и обслуживание может осуществлять

ряд организаций, созданных в рамках реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ - ОАО «Россельхозбанк», ОАО «Росагролизинг», информационно-консультационные службы (ИКС), а также сеть машинно-технологических станций. В итоге организационная схема регионального агропромышленного кластера может принять вид, представленный на рис. 5.

Сопоставление расходов при использовании традиционного канала товародвижения и агропромышленного кластера на основе логистической схемы демонстрирует, что во втором случае значительно сокращаются затраты на процессы товарообращения. Экономия обеспечивается за счет сокращения числа транспортных единиц при их использовании для доставки сырья и готовой продукции, оптимизации логистики на основе прямых поставок в розничную сеть и пропорционального снижения сопутствующих затрат. Таким образом,

РЕГИОНАЛЬНЫМ МОЛОЧНОПРОДУКТОВЫИ КЛАСТЕР

— Существующие элементы ......Создаваемые элементы

Рис. 5. Предлагаемая схема регионального агропромышленного кластера

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8бРШ пцрлстсм

на пути молока и молочной продукции от сельскохозяйственного производителя через переработчика и распространителя к потребителю (магазину), когда осуществляется около трех товарообменных контактов, за счет исключения дублирующих операций и сокращения общих затрат получается значительная экономия. А именно: 15,3 % - на транспортировке за счет оптимизации работы транспорта и его совместного использования; 8,7 и 6,7 % - на складировании и запасах за счет ускорения оборачиваемости товаров; 2 и 2,7 % - на обработке заказов и административных расходах за счет договоренности и планирования; 2 и 3,3 % - на отгрузке и погрузке, упаковке за счет ее унификации или повторного использования. В итоге общая экономия при одном варианте затрат на товародвижение составит 40,7 %, при рассчитанном альтернативном варианте распределения затрат -48,4 % (в среднем по двум вариантам - 44,6 %), а с учетом их средней доли около четвертой части в стоимости конечной продукции это позволяет в итоге снизить себестоимость на 11,4 % [7].

На основе индикаторов, заложенных в программе развития сельского хозяйства в Саратовской области на 2008-2012 гг. [5], определен эффект на уровне региона от повсеместного распространения методов кластерной организации производства в мо-лочнопродуктовом подкомплексе, что может создать общую экономию от оптимизации товарообменных процессов в среднем до 2,5 млрд руб. А с учетом эффекта от внедрения новых технологий, создания рабочих мест и увеличения налоговых поступлений от участников кластера можно утверждать, что кластерный подход является действенным средством повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий. Очевидно, что в перспективе именно территориально-производственная интеграция на основе создания кластеров будет являться одним из основных направлений размещения сельскохозяйственного производства в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Агропромышленный комплекс России в

2008 году: стат. сб. М.: Министерство сельского хозяйства РФ, 2009.

2. Агропромышленный комплекс России в

2009 году: стат. сб. М.: Росинформагротех, 2010.

3. Азмаганова К. Ж., Джакупова А. Н. Развитие кластеров в мировой экономике // URL: http://www. rusnauka. com/13_NPT_2008/Economics/ 31912.doc. htm.

4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446 (ред. от 22.02.2012).

5. Об областной целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Саратовской области на 2008-2012 годы»: закон Саратовской области от 09.11.2007 № 228-ЗСО.

6. Сердобинцев Д. В., Дружина Е. В. Совершенствование механизма взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий молочнопродуктового подкомплекса АПК Поволжья // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2011. № 8.

7. Черняев А. А. Организационно-экономический механизм взаимодействия сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий в Поволжье / А. А. Черняев, Д. В. Сердобинцев, А. Г. Храмушин и др. Саратов: Саратовский источник, 2010.

8. SWOT-анализ и стратегическое планирование. URL: http:// http://swot. ru/catalog/doc/swot-analis/.

9. Weihrich H. The TOWS matrix: a tool for situational analysis // Journal of Long Range Planning. 1982. Vol. 15. Issue 2.

50

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.