Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
756
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ / СТРУКТУРА / ФГОС / РУССКИЙ ЯЗЫК / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бирюкова Анжелика Александровна

Данная статья рассматривает некоторые приемы технологии сотрудничества как активного метода, используемого на уроках русского языка, направленного на овладение типами учебных действий, включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE TECHNOLOGY OF COOPERATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE CLASSES

The article examines some instructional devices of the technology of cooperation as an active method to be used in the Russian language classes. This method is aimed at mastering the types of educational activities including the ability to accept and maintain the training target and task, to plan their achievement, to control and evaluate the trainees' own actions, to make appropriate adjustments to their implementation, to set new learning tasks, to show cognitive initiative in the educational cooperation.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

УДК 372.881.161.1

9

Санкт-Петербург, Россия Saint Petersburg, Russia

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Бирюкова Анжелика Александровна,

учитель русского языка и литературы, ГБОУ гимназия № 66

Приморского района Санкт-Петербурга, oppa65@inbox.ru

Аннотация. Данная статья рассматривает некоторые приемы технологии сотрудничества как активного метода, используемого на уроках русского языка, направленного на овладение типами учебных действий, включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие

Статья поступила: 07.12.2022;

Принята к публикации: 28.12.2022;

Для цитирования: Бирюкова А.А. Использование технологии сотрудничества на уроках русского языка// Научно-практический журнал «Magister» - 2022. - №4. c. 6-51 - [Электронный ресурс]. URL: http:// magister-spb.ru/#vypuski

коррективы в их выполнение, ставить новые

учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Ключевые слова: технологии, структура, ФГОС, русский язык, сотрудничество.

Biryukova Anzhelika Alexandrovna,

Teacher of Russian language and literature, State Budgetary Educational Institution Gymnasium No. 66 of Primorski district.

USING THE TECHNOLOGY OF COOPERATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE CLASSES

Abstract. The article examines some instructional devices of the technology of cooperation as an active method to be used in the Russian language classes. This method is aimed at mastering the types of educational activities including the ability to accept and maintain the training target and task, to plan their achievement, to control and evaluate the trainees' own actions, to make appropriate

The article was received: 12/07/2022;

Accepted for publication: 12/28/2022;

For citation: Biryukova A.A. Using the technology of cooperation in the russian language classes// Scientific and practical journal «Magister» - 2022. - №4. - c. 6-51 -[Electronic resource]. URL: http://magister-spb.ru/#vypuski

adjustments to their implementation, to set new learning tasks, to show cognitive initiative in the educational cooperation.

Keywords: techniques, structure, Federal State Educational Standard, Russian language, cooperation.

Стремительное развитие коммуникационных технологий, распад мировой системы безопасности, крах глобальных идеологических систем - все это объективно принуждает нас приспосабливаться к новым условиям, трансформироваться самим и изменять окружающий мир. Не стала исключением и школа, точнее - система образования в целом.

Одним из наиболее впечатляющих и необратимых результатов тех процессов стала доступность информации в самом прямом значении этого слова. Если раньше учитель был тем человеком, который непосредственно передавал знания детям, то сегодня любой индивидуум одним кликом может получить доступ к абсолютно любой информации - от рецепта изготовления шёлковой ткани до практического применения теории квантовой физики. И кем в этой реальности является учитель? Вернее, кем он должен стать для учеников - вот основной вопрос современного образования, без ответа на который бесполезно создавать любые образовательные программы и стандарты.

Гуськов И. А. в своей диссертации «Социальная структура, социальные институты и процессы» говорит о том, что подавляющее большинство школьников и студентов уже не может полноценно существовать без доступа во всемирную паутину [1]. Социальные сети стали мощной альтернативой реальному общению, динамично развивается система дистанционного образования. Проще говоря, большинство школьников не хочет читать настоящие книги и предпочитает различные формы виртуального досуга. И если не задаваться вопросом о причинах данной ситуации, которые вполне понятны, а принять ее как данность, то ответ очевиден: учитель должен стать проводником. Не ментором, который лишь делится своими знаниями и,

частично, жизненным опытом, но яркой указкой для детей в таком разнообразном мире, прекрасном и одновременно опасном.

Чтобы ученики стали успешными, нам необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также им необходимо овладеть навыками критического и креативного мышления для генерации новых идей и нахождения решений для тех задач, с которыми им придется столкнуться в современном мире.

На сегодняшний день существует множество различных методов и приемов преподавания русского языка. Несомненно, предпочтение должно отдаваться таким технологиям обучения, которые помогут освоить универсальные учебные действия. Одна из технологий, которую, по нашему мнению, следует внедрять - обучение в сотрудничестве, где главная задача - учиться вместе. На технологии сотрудничества основана методика кооперативного обучения.

Эта технология представляет собой набор тезисов и формул, называемых структурами. Каждая структура имеет жесткие рамки и собственное название. Всего структур около 100.

Методика кооперативного обучения - это вариант обучения в сотрудничестве, связанный с большим разнообразием обучающих структур.

Метод основан на технологии сотрудничества, работе в малых группах, парном обучении, проектной деятельности [2].

Основной формой работы технологии сотрудничества является работа в команде, т. к. они способствуют развитию навыков работы в коллективе, умения совместной работы со сверстниками.

Приемы данной технологии таковы: весь класс разбивается на группы по 4 человека

пары и изучает небольшую часть материала самостоятельно.

Разновидностью такой организации работы является командно-игровая деятельность. Каждый участник группового общения может примерить на себя роль учителя, объясняя своими словами партнеру суть вопроса, и наоборот. А педагог осуществляет контроль, слушая по очереди одного из представителей микрогруппы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.

В настоящее время процесс образования находится под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии 50-60-х годов XX века (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Ш. А. Амонашвили и др.), передовых практиков современной школы (А. С. Макаренко, А. В. Сухомлинский и др.), нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ в учебном коллективе. «Сотрудничество -это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленных взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности... В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» [3].

Изучив данный метод, пройдя курсы, мы стали достаточно эффективно вводить элементы кооперативного обучения. Мы используем несколько структур как на уроках русского языка, так и на уроках литературы. Сначала это было не вполне понятным, но по мере применения этого метода он казался все более интересным. Урок мало похож на обычный и больше напоминает увлекательную, содержательную игру, заставляющую мыслить.

Чем больше мы вникали в данную технологию, тем яснее понимали: чтобы использовать ее, нужно измениться самим. Например, принять тот факт, что на уроке нет идеальной тишины: когда команды получают задание, то они очень шумно его обсуждают.

Дети, смотревшие друг другу в затылок на протяжении 11 лет обучения, начинают общаться, учатся смотреть j в глаза. Практика показывает, что новые приемы обучения развивают в уче-| нике такие жизненно необходимые в наше время качества, как коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность.

Ученики сидят за столом по 4 человека плечом к плечу, и это одна сплоченная команда. Работа в парах или группах дает возможность ученику научить своего товарища тому, что он знает сам, получить в случае необходимости консультацию, формировать позитивное отношение к русскому языку: повышается самооценка, формируется положительная Я-концепция («Я способен», «Я могу»). Используя эту систему, учащимся, хотят они этого или нет, приходится учиться самостоятельно думать, отвечать на поставленные вопросы, дополняя друг друга, обмениваться мнениями. У них развивается устная речь. На таком уроке нет лидера, все на равных. Технология не требует изменения урока, а предусматривает проведение одной части новым методом - с применением одной-двух структур.

Некоторые структуры и приемы, которые мы используем на своих уроках:

1. Manage Mat (МЭНЭДЖМЭТ)

- табличка в центре стола, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу; партнер А, Б) для организации эффективного учебного процесса в командах.

J 4

Щ7 з

lUtTHllr ПО

Дети рассаживаются за парты, как указано на табличке. Учитель на уроке предлагает поприветствовать друг друга: «Партнеры по плечу, дайте пять друг другу; партнеры по лицу, ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу».

2. Frayer Model (Модель Фрейер)

Эту структуру можно использовать и на первом уроке изучения темы, и на обобщающем:

«Давайте вспомним все, что мы знаем об имени прилагательном. Работаем с партнером по плечу. Партнеры А, сделайте заготовки (листок складывается пополам, потом еще раз пополам). Вам нужно на этих листочках составить модель имени прилагательного: понятие, определение, характеристики, примеры, антипримеры. Время работы - 3 минуты».

Определение Характеристика

Примеры Противоположные примеры (антипримеры)

Через три минуты спрашиваем: «Кто готов? Покажите».

3. Структура Corners (КОНЭРС) - «Углы»

Обучающая структура, в которой ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта ответа. Хорошо для разминки, для повторения изученного материала, для того, чтобы не стесняясь обозначить свое мнение и т. д.

Например, при повторении темы «Не с различными частями речи». Первые номера записывают слова с орфограммой «Не с существительными», вторые - «Не с прилагательными», третьи - «Не с наречиями», четвертые - «Не с глаголами». В четырех углах класса прикреплены карточки со словами: «Не с существительными», «Не с прилагательными», «Не с наречиями», «Не с глаголами». Ученикам нужно вспомнить все, что они узнали о написании не с этими частями речи в ходе изучения этих тем. Учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей команды, вспоминают изученный материал, рассказывают друг другу, исправляют ошибки.

4. Clock buddies (КЛОК БАД-ДИС) - «Друзья по часам (времени)»

Обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

Заранее приготовить картинку часов. Разложить на столы. Либо дети рисуют часы в тетради и отмечают, например, время 3 и 9 часов и записывают на это время тех, с кем бы они захотели встретиться. Очень удобна эта структура при проверке самостоятельной работы.

Учитель предлагает встретиться с друзьями по часам, выбранных на 9 часов и обсудить выполнение задания. Поблагодарили друг друга. Затем учитель предлагает обсудить упражнение 162 с друзьями, выбранными на 3 часа. В зависимости от количества заданий время можно назначить, например, на 12, 3, 6 и 9 часов. Можно обсуждать в течение 30 секунд.

5. Структура Quiz-Quiz-Trade (КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД) - «Опроси - обменяйся»

Учащиеся работают в парах по плечу. Каждой паре раздаются карточки: четным номерам - вопросы, нечетным номерам

- ответы. Проверяют друг друга в знании правил, используя заранее приготовленные карточки с вопросами и ответами вопросы:

1. Как различаются разряды прилагательных?

2. Сформулируйте правило определения разрядов прилагательных.

Целью этой программы является переход от пассивных учеников через обучающие структуры к заинтересованным обучающимся XXI века.

6. Take off - Touch down (ТЭЙК ОФ - ТАЧ ДАУН) - «Встать -сесть»

Структура для получения информации о классе (кто выполнил упражнение без ошибок, кто - с одной, двумя, тремя). Также эту структуру можно использовать при проверке домашнего задания.

Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.

• Я выполнил домашнюю работу сам.

• Домашнее задание было очень трудным.

• Мне помогали родители в выполнении домашнего задания.

• Я готов к уроку.

• Я в хорошем настроении.

Таким образом, технология сотрудничества - это эффективный инструмент, который дает возможность взаимообучения, так как предполагает групповые формы работы и процесс обсуждения. Включение в структуру игровых элементов помогает снять усталость и развивает раскованность и свободу учащихся, особенно слабых и

неуверенных в себе. Учитель решает ряд вопросов по реализации ФГОС, а именно: обеспечивает деятельностный подход и непринужденное изучение русского языка и литературы, развивает творческую и мыслящую личность; формирует учебные универсальные действия:

• в числе познавательных: умение анализировать, обобщать, сравнивать, работать по заданному алгоритму, инструкции;

• в числе регулятивных: умение самостоятельно определять цели образовательной деятельности, самоорганизовываться, сопоставлять полученный результат образовательной деятельности с поставленными целями;

• в числе коммуникативных: умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, умение при осуществлении групповой работы быть как лидером, так и членом команды, умение учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию.

Список источников:

1. Гуськов И. А. Социальная зависимость в российском обществе: сущность, специфика, формы проявления: дис. ... доктора социологических наук: 22.00.04 / Гуськов Игорь Александрович; [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2008. - 308 с.

2. Рубцова Л. Г. Организация групповой работы учащихся / Л. Г. Рубцова. [Электронный ресурс]. - URL: http://skolaharangino.ucoz.ru/Metodic_books/ organizacija_gruppovoj_raboty_uchashhikhsja.doc (дата обращения: 15.12.2022).

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 480 с.

4. Творческие задания «Золотого ключика» / Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева. - Самара: Центр развития образования, 2001. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.trizminsk. org/e/prs/233021.htm (дата обращения: 15.12.2022).

5. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. - URL: https:// urok.1sept.ru/articles/513374 (дата обращения: 15.12.2022).

6. Особенности сингапурской технологии для дошкольников. [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.art-talant.org/publikacii/31987-osobennosti-singapurskoy-tehnologii-dlya-doshkolynikov- (дата обращения: 15.12.2022).

7. Мокрополова И. Ю. Использование обучающих структур сингапурской методики для повышения качества обучения младших школьников / И. Ю. Мокрополова // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань: Бук, 2014. - С. 186-188. [Электронный ресурс]. - URL: https:// moluch.ru/conf/ped/archive/143/6344/ (дата обращения: 15.12.2022).

8. Ширяева И. В. Опыт внедрения кооперативного метода обучения Спенсера Кагана на уроках английского языка / И. В. Ширяева, М. А. Трубецких // Молодой ученый. - 2022. - № 25 (420). - С. 343-349. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/420/93317/ (дата обращения: 15.12.2022).

List of sources:

1. Guskov I. A. Social dependence in Russian society: its essence, specifics, forms of manifestation: thesis for the degree of Doctor of Sociological Sciences: 22.00.04 / Guskov Igor Alexandrovich; [Place

of defense: Southern Federal University]. - Rostov-on-Don, 2008. - 308 p.

2. Rubtsova L. G. Organization of students' group work / L. G. Rubtsova. [Electronic source]. - URL: http:// skolaharangino.ucoz.ru/Metodic_books/organizacija_ gruppovoj_raboty_uchashhikhsja.doc (accessed: 15.12.2022).

3. Zimnyaya I. A. Pedagogical psychology / I. A. Zimnyaya. - Rostov-on-Don: Fenix, 1997. - 480 p.

4. The Golden Key creative tasks / Ye. V. Andreyeva, S. V. Lelyukh, T. A. Sidorchuk, N. A. Yakovleva. - Samara: Education Development Center, 2001. [Electronic source]. - URL: http://www.trizminsk. org/e/prs/233021 .htm (accessed: 15.12.2022).

5. Festival of pedagogical ideas Demonstration Lesson. [Electronic source]. - URL: https://urok.1sept. ru/articles/513374 (accessed: 15.12.2022).

6. Features of the Singapore technology for preschoolers. [Electronic source]. - URL: https:// www.art-talant.org/publikacii/31987-osobennosti-singapurskoy-tehnologii-dlya-doshkolynikov-(accessed: 15.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.