Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3575
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ / ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДИКИ / НЕДОСТАТКИ МЕТОДИКИ / SINGAPORE TEACHING METHODS / TEACHING STRUCTURES / ADVANTAGES OF METHODS / DISADVANTAGES OF METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Халикина Алина Анатольевна

Отражена характеристика Сингапурской методики и ее основные принципы. Описаны структуры для эффективного построения урока. Выделены преимущества и недостатки данной методики. Выстроен план урока по данной методике для проведения урока истории в 5-м классе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF THE ELEMENTS OF THE SINGAPORE TECHNIQUE WHEN ORGANIZING THE WORK OF STUDENTS AT HISTORY LESSONS IN 5 CLASS

The characteristic of the Singapore technique and its basic principles is reflected. The structures for effective lesson construction are described. The advantages and disadvantages of this technique are highlighted. Built lesson plan for this technique for the history lesson in the 5th grade.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»

Ы^://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02Л5Профстандарт педагога (проект)

.pdf (дата обращения: 27.04.2019).

7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. URL: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-ml-profstandart-pedagoga (дата обращения: 27.04.2019).

8. Свободная история 1917года [Электронный ресурс]. URL: https://project1917.ru/ (дата обращения: 27.04.2019).

9. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. С.67.

10. Центр развития талантов «Мега-Талант» [Электронный ресурс]. URL: https://mega-talant.com (дата обращения: 01.05.2019).

УДК 373.31

Халикина Алина Анатольевна

студентка I курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: alya.khalikina@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В 5 КЛАССЕ

Khalikina Alina Anatolyevna

first-year student of the faculty of history

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: alya.khalikina@mail.ru

USE OF THE ELEMENTS OF THE SINGAPORE TECHNIQUE WHEN

ORGANIZING THE WORK OF STUDENTS AT HISTORY LESSONS

IN 5 CLASS

Аннотация. Отражена характеристика Сингапурской методики и ее основные принципы. Описаны структуры для эффективного построения урока. Выделены преимущества и недостатки данной методики. Выстроен план урока по данной методике для проведения урока истории в 5-м классе.

Ключевые слова: Сингапурская методика преподавания, обучающие структуры, преимущества методики, недостатки методики.

Abstract. The characteristic of the Singapore technique and its basic principles is reflected. The structures for effective lesson construction are described. The advantages and disadvantages

© Халикина А.А., 2019

of this technique are highlighted. Built lesson plan for this technique for the history lesson in the 5th grade.

Key words: Singapore teaching methods, teaching structures, advantages of methods, disadvantages of methods.

Наш XXI в. информационных технологий требует пересмотра нынешних методик обучения на более прогрессивные, которые помогали бы учителям формировать таких детей, которые действительно стали бы успешными и внесли бы вклад в развитие общества. Для этого педагогу необходимо обучить их навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде.

Поэтому обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

— формировали бы активную, самостоятельную позицию учащихся;

— развивали бы исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки;

— формировали бы умения, непосредственно сопряженные с опытом для их применения их в практической деятельности;

— повышали бы интерес к познавательному процессу.

Данные проблемы может решить Сингапурская методика преподавания, которая оценивается экспертами в области образования одной из лучших в мире. Ведь сингапурские школьники показывают самые высокие в мире результаты в сравнительных международных тестах знаний математики и естественных наук (TIMSS) начиная с 1995 г. [1]

Сингапурская методика — это набор структур, которые можно соединять в любой последовательности для интересной и творческой организации работы в классе. Каждая такая структура имеет жесткие рамки и собственное название, которое учитель обязан произносить перед началом работы, потому что данная система запатентована.

Парты в классе развернуты от доски и сдвинуты вместе. Дети организованны в группы по четыре человека. Каждая группа это сплоченная

команда, оснащенная рабочим материалом: бумагой, тетрадями, ручками и прочим.

На таком уроке никому не придется скучать, потому что само занятие мало похоже на обычный урок и больше напоминает игру, где дети взаимодействуют и общаются с друг другом. При такой форме проведения урока учитель нужен лишь в качестве помощника, чтобы грамотно подобрать структуру для эффективного выполнения поставленной задачи и организации творческой атмосферы в классе.

Сингапурская методика включает около 250 структур, из них основных — 12, которые чаще всего применяются на практике: «Таймд пэа шэа», «Конэрс», «Сималтинус раунд тейбл», «Тэйк оф — тач даун» «Куиз-куиз трейд», «Тик-тэк-тоу» «Клок баддис», «Коннект-Экстенд-Челендж», «Сте зе класс», «Джот тотс», «Эй аир гайд», «Раунд Робин» [2].

Рассмотрим некоторые структуры подробнее, используя урок истории, составленный нами для учащихся 5-го класса по учебнику «Всеобщая история. История Древнего мира в 5 классе» (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая) (рисунок).

Организационный момент.

Цель: сконцентрировать внимание на учителе и приготовить учеников к следующему этапу работы.

«Хай файв» — используется после звонка в начале урока: учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!», а учащиеся в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на учителя.

«Мэнедж мэт» — используется при организационном моменте урока, когда ребята приветствуют друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу;партнеры по лицу — ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой. (рисунок)

Повторно-обобщающая часть урока.

Цель: активизация знаний по теме урока, зафиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.

Учитель задает вопросы, чтобы вспомнить прошлую тему урока:

1. Кого считали всесильным владыкой Египта? (Фараон)

2. Как называли приближенных царских советников? (Вельможа)

3. Кто отвечал за сбор налогов в древнем Египте? (Писец)

4.Кто платил в царскую казну налоги? (Земледельцы)

Цель: вспомнить обязанности вельмож и писцов в Древнем Египте.

«Сте зе класс» — структура используется при повторении материала. Учащиеся молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить, как можно больше идей участников к своему списку. В течение 30 секунд учащиеся отвечают на вопрос: «Чем занимались вельможи и писцы?». После они двигаются по классу, находят пару не из своей команды, встают рядом и записывают ответ, которого у них нет. Если такой ответ уже есть, то можно его отметить галочкой. И таким образом, они должны встретиться несколько раз с партнерами и собрать как можно больше вариантов ответов. После всех написанных ответов проводится вторая линия. Начинается проверка: один из учеников зачитает свои ответы, ребята, слушая ответы, добавляют те, которых нет, но записывают уже ниже второй линии, неверные ответы вычеркивают.

Цель: вспомнить как жили земледельцы и ремесленники в Древнем Египте.

«Джот тотс» — ученики громко проговаривают придуманное слово или фразу по данной теме, записывают его на листочках и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Например, я говорю: «Труд египтянина», дети должны подумать о Египте и вспомнить, о чем мы разговаривали на прошлом занятии, что вы сразу представляете с данным словом, их ассоциации и записать по одной ассоциации на каждом листке. Время выполнения — 3 минуты (учитель проверяет правильность ответов на карточках у каждой команды).

Изучение нового материала.

Цель: мотивировать к предстоящей деятельности на уроке, определиться с темой урока.

Учитель читает «Миф о сотворении Земли в Древнем Египте». Задает наводящие вопросы:

1. О чем этот миф?

2. Кто главные герои ?

Цель: изучить самостоятельно новую тему « Религия древнего Египта».

«Эй аир гайд» — обучающая структура, в которой сравниваются знания и точки зрения учеников по теме до и после выполнения «упражнения-раздражителя» для активизации мышления (видео, картинка, рассказ и т. д). То есть дается несколько утверждений, а дети должны поставить плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны, в графе «До». Затем ученики смотрят видеоурок. И дают ответы в графе «После». Если ответы изменились, то объясняют ошибки у доски.

Обобщив и изучив знания по данной методике, можно выделить как положительные, так и отрицательные ее стороны.

Преимущества методики:

1. Каждый ученик должен владеть материалом, для эффективного взаимодействия со своими товарищами.

2. Процесс обучения становится интересным для ребенка, поэтому отмечается рост качества знаний по предмету.

3. У учеников развиваются коммуникативные качества, креативное мышление.

4. Дети самостоятельно добывают новые знания, что позволяет лучше усвоить их, чтобы применить в дальнейшем на практике.

5. Дети учатся сотрудничать, подкреплять критику аргументами, и адекватно принимать ее в свой адрес.

6. Во время работы задействован весь класс, что положительно сказывается на успеваемости каждого ученика.

7. Некоторые структуры Сингапурской методики не являются совершенно новыми и давно используются нашими учителя, поэтому учителям будет легко использовать их в процесс работы.

Недостатки методики:

1. Групповая работа будет эффективна лишь в том случае, если соблюдены все условия, но для этого учителям нужно пройти обучающие курсы (не все школу смогут себе это позволить), также учитель должен найти время на обучение методики на уроках.

2. Статичность сингапурской системы. Это значит, что данная система запатентована, поэтому все названия нужно произносить именно так, как они написаны и переделывать их на русский язык нельзя (у многих педагогов с этим возникают сложности).

3. Обращение к детям по номерам, что обезличивает их.

4. Жестко фиксированная рассадка и постановка парт, несоответствующая ФГОС.

5. При неправильном распределении групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

6. Разделение на группы может создать конфликтные ситуации в классе.

7. Не все родители положительно отнесутся к данной методике, ведь они привыкли к традиционному уроку, где учитель — единственный источник информации, а урок, организованный по данной методике, больше похож на игру.

Таким образом, можно сделать вывод, что планомерное применение

в учебной деятельности Сингапурской методики обучения значительно

повышает уровень качества образования учащихся, стимулирует их

познавательную самостоятельность, проявляющуюся как на уроках, так

и во внеурочной деятельности, повышает их коммуникативные качества,

развивает креативное мышление, что достаточно тяжело развить, используя

современную российскую систему образования, направленную в основном

на заучивание научных фактов, которые в дальнейшем ребенок либо

274

не использует, либо с трудностями может применить на практике. Но придется приложить немало усилий для ее адаптации в российскую систему образования, ведь данная структура требует точного выполнения алгоритма для получения результатов, а также она может получить ряд негативных отзывов со стороны других педагогов или родителей учеников, что усложнит ее внедрение.

Список литературы

1. Алишев Т.Б., Гильмутдинов А.Х. Опыт Сингапура: Создание образовательной системы мирового уровня [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/opyt-singapura-sozdanie-obrazovatelnoy-sistemy-mirovogo-urovnya (дата обращения : 11.03.2019)

2. Клочкова Н.К. Обучающие структуры сингапурской методики обучения [Электронный ресурс] URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-konstantinovna-klochkova/posobie-dlja-uchitelja-znakomstvo-s-obuchayuschimi-strukturami-singapurskoi-metodiki-obuchenija.html (дата обращения: 11.04.2019).

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL:http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html (дата обращения:

14.03.2019).

Рис. Структура «Мэнедж мэт»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.