Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

ВОЗМОЖНОСТИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЯ / ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ICT-COMPETENCE / OPEN EDUCATION / INTERNET RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Мария Владимировна

Поднимается проблема использование ИКТ в профессиональной деятельности. Выявлен уровень ИКТ-компетенции у студентов исторического факультета. На основе этого прописаны рекомендации по использованию ресурсов сети Интернет для повышения ИКТ-компетенции студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITY OF THE INTERNET TO IMPROVE THE ICT COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

This article raises the problem of the use of ICT in professional activities. The level of ICT competence of students of the faculty of history is revealed. On the basis of it recommendations on use of resources of the Internet for increase of ICT competence of students are registered.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСИКИЕ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАНИИ

УДК 377.8

Волкова Мария Владимировна

студентка V курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: wolf@pspu.ru

ВОЗМОЖНОСТИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Maria V. Volkova

student 5 course of faculty of history

Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm, Russia, e-mail: wolf@pspu.ru

THE POSSIBILITY OF THE INTERNET TO IMPROVE THE ICT COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY

Аннотация. Поднимается проблема использование ИКТ в профессиональной деятельности. Выявлен уровень ИКТ-компетенции у студентов исторического факультета. На основе этого прописаны рекомендации по использованию ресурсов сети Интернет для повышения ИКТ-компетенции студентов

Ключевые слова: ИКТ-компетенция, открытое образование, ресурсы сети Интернет.

Abstract. This article raises the problem of the use of ICT in professional activities. The level of ICT competence of students of the faculty of history is revealed. On the basis of it recommendations on use of resources of the Internet for increase of ICT competence of students are registered.

Key words: ICT-competence, open education, Internet resources.

Информатизация общества приносит изменения не только в сферу школьного образования, но и профессионального. Важной компетенций учителей и учащихся становится ИКТ-компетенция. Внедрение различных гаджетов в образование, требует от учителей владеть новыми образовательными технологиями, на базе ИКТ-средств.

Именно они играют в последние время большую роль в непрерывном образовании педагога. Современные возможности Интернета помогают

© Волкова М.В., 2019

не только разнообразить уроки, но и выстроить индивидуальную систему самообразования и профессионального роста педагога.

Ирина Алексеевна Нестерова определяет ИКТ-компетенцию как способность использовать информационные и коммуникационные технологии для доступа к информации, ее поиска, организации, обработки, оценки, а также для продуцирования и передачи/распространения, которая достаточна для того, чтобы успешно жить и трудиться в условиях становящегося информационного общества [5]. Ирэна Веньяминовна Роберт выделяет в компетенции несколько научно-педагогических областей [9, с. 7]:

1. Реализация дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий в процессе преподавания учебных дисциплин.

2. Оосуществление информационного взаимодействия между участниками образовательного процесса.

3. Психолого-педагогическая и содержательно-методическая оценка качества электронных изданий образовательного назначения.

4. Предотвращение негативных последствий от неправильного использования ИКТ-средств.

5. Автоматизации поиска, сбора, обработки, передачи учебной информации.

Развитие компьютерной грамотности у педагогов в нашей стране началось с конца 1980-х гг. В это время система высшего образования претерпевает изменения, меняется структура и содержание учебного плана. В педагогических вузах начинают готовить учителей информатики, затем полученный опыт в использовании компьютерных технологий на уроках информатики, начинают переносить на подготовку преподавателей-предметников [4].

В стандарте педагога в необходимых умениях указывается владение

профессиональной ИКТ-компетентности на трех уровнях [6,7]:

общепользовательском; общепедагогическом; предметно-педагогическом

265

(отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Общепользовательский компонент объединяет начальный уровень пользования средствами ИКТ (техника безопасности, соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ, аудиовидиотекстовая коммуникация). Общепедагогический компонент охватывает деятельность педагогов в информационной среде, организацию дистанционного образовательного процесса. Создание условий для систематической работы учащихся в информационном пространстве. Оценивает качество цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

Предметно-педагогический компонент для каждого предмета формируется индивидуально. Для учителей истории и обществознания он выражается в постановке и проведении эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета; обработке числовых данных с помощью инструментов компьютерной статистики и визуализации; знании качественных информационных источников своего предмета (исторические документы, включая исторические карты); представлении информации в родословных деревьях и на линиях времени.

Выпускники педагогических вузов также должны владеть ИКТ-компетентностью на высоком уровне, тем более в использовании различных гаджетов в повседневной жизни они более преуспевают, нежели педагоги старшего поколения. Мы измерили уровень освоения ИКТ-компетенции у студентов V курса, прошедших педагогическую практику в школе. Для диагностики уровня усвоения ИКТ-компетенции у студентов была использована разработанная профессором Михаилом Павловичем Лапчиком технология [3, с. 137]. Данная технология проверяет не только знания терминов, но и умение применять новые формы и методы в работе с учащимися на основе информационно-коммуникационных средств.

Исследование показало, что у 55 % студентов уровень развития ИКТ-компетенции средний, у 9 % — выше среднего, а у 36 % — ниже среднего. Студенты знают теоретические основы ИКТ-средств, но на практике почти ничего не применяют, кроме создания презентаций для уроков. Студенты практически ничего не знают про площадки открытого образования, про использование социальных сетей на уроках истории и обществознания, про использование различных мультимидийных средств. На основании полученных данных мы создали методические рекомендации для студентов исторического факультета по развитию ИКТ-компетенции и внедрению новых информационных технологий на уроках истории и обществознания.

Для усвоения новых технологий можно посмотреть вебинары практикующих учителей на портале Мега Талант [10]. Здесь рекомендуем посмотреть курсы: «Создание динамических презентаций в Sway, Prezi и SPARKOL»; «Облачные сервисы и офисные приложения в работе учителя»; «Инфографика в школе»; «Google образовательный (секреты и новинки цифрового гиганта)»; «Вконтакте с учениками: используем соц. сети в обучении»; «Обучение в информационной среде: интерактивный рабочий лист»; «ИКТ в образовании: что такое веб-квест?» и т. д. В вебинарах рассказывается не только о новинках в системе образования, но и о том, как их правильно использовать их на уроках.

Для разнообразия содержания на уроках можно использовать различные онлайн-площадки: «Лекториум», «Сoursera», «Арзамас» и т. д. Это будет полезно не только для саморазвития, но и для создания собственной методической копилки. Кроме образовательных лекций на сайтах есть домашние задания, по итогам выполнения которых можно получить сертификат об успешном прохождении курсов. Все сайты являются бесплатными.

Для развития интереса у учащихся можно использовать различные бесплатные приложения. Google-класс [1] — позволяет организовывать

совместную работу, перенося класс в виртуальный мир, где учащиеся не только публикуют свои работы, но и могут оценивать их друг у друга.

«Карта истории» [2] — это документальная игра, которая охватывает историю XX в., через судьбы реальных людей, за которых учащиеся сами делают выбор. В игре есть восемь разделов, в каждом из которых есть как представители власти, так и деятели культуры.

Проект «1917. Свободная история» [8]. Данный проект использует только документальные фотографии и видео. Заходя на сайт, можно узнать, что было в этот день 100 лет назад (на момент 2017 г.). Материалы представлены в виде социальной сети.

Это только самая малая доля площадок для развития ИКТ-компетентности студентов и умении их применять на практике. Начинать осваивать «новинки» сети Интернет надо уже сейчас. Так как, придя в школу, на это у молодых специалистов просто не хватит времени. Ресурсы Интернета помогают сделать урок интереснее и не только из-за содержания, но и из-за новых технологий или интерактивных игр, но это только в том случае, если педагог разбирается в этом и умеет применять на практике.

Список литературы

1. Google Класс [Электронный ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 01.05.2019).

2. Карта истории [Электронный ресурс]. URL: https://kartaistorii.ru/ (дата обращения: 01.05.2019).

3. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. 144 с.

4. Лапчик М.П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5515 (дата обращения: 27.04.2019).

5. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru. URL: http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html (дата обращения: 27.04.2019).

6. Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель): проект профессионального стандарта [Электронный ресурс]. URL:

Ннр8://минобрнауки.рф/документы/3071/файл/1734/12.02.15Профстандарт педагога (проект)

.pdf (дата обращения: 27.04.2019).

7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. URL: https://www.menobr.ru/article/65401-qqq-18-m1-profstandart-pedagoga (дата обращения: 27.04.2019).

8. Свободная история 1917года [Электронный ресурс]. URL: https://project1917.ru/ (дата обращения: 27.04.2019).

9. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / сост. И.В. Роберт, Т.А. Лавина. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. С.67.

10. Центр развития талантов «Мега-Талант» [Электронный ресурс]. URL: https://mega-talant.com (дата обращения: 01.05.2019).

УДК 373.31

Халикина Алина Анатольевна

студентка I курса исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: alya.khalikina@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В 5 КЛАССЕ

Khalikina Alina Anatolyevna

first-year student of the faculty of history

Perm State Humanitarian-Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: alya.khalikina@mail.ru

USE OF THE ELEMENTS OF THE SINGAPORE TECHNIQUE WHEN

ORGANIZING THE WORK OF STUDENTS AT HISTORY LESSONS

IN 5 CLASS

Аннотация. Отражена характеристика Сингапурской методики и ее основные принципы. Описаны структуры для эффективного построения урока. Выделены преимущества и недостатки данной методики. Выстроен план урока по данной методике для проведения урока истории в 5-м классе.

Ключевые слова: Сингапурская методика преподавания, обучающие структуры, преимущества методики, недостатки методики.

Abstract. The characteristic of the Singapore technique and its basic principles is reflected. The structures for effective lesson construction are described. The advantages and disadvantages

© Халикина А.А., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.