ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ
УМЕНИЙ 21 ВЕКА
Мосина Маргарита Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
E-mail: [email protected]
Жданова Светлана Алексеевна,
студентка 741/2 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
E-mail: [email protected]
USING THE SINGAPORE METHOD DEVELOPING THE 21st CENTURY
SKILLS
Margarita Mosina, D. Sc.in Pedagogic Sciences, Professor at the Department of the Methods of Teaching of foreign Languages Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Svetlana Zhdanova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741/2 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассматривается возможность применения сингапурской методики с целью развития умений 21 века. Приведены возможности сингапурской методики и некоторые ее обучающие структуры в процесс изучения английского языка в школе. В статье описано пробное обучение с использованием обучающих структур, проанализированы его результаты, которые показали, что использование сингапурской методики на уроке английского языка значительно повышает мотивацию учащихся и вовлеченность в процесс обучения.
Ключевые слова: навыки 21 века, сингапурская методика, обучающие структуры.
Abstract: The article presents a research on applying the Singapore method in order to develop the 21st century skills. The article focuses on the usage of the Singapore method and applying its several structures. The article describes a trial teaching of a foreign language using the learning structures. The findings indicated that this method was effective to boost students' motivation and engagement in the English as a Second Language (ESL) classroom.
Key words: the 21st century skills, the Singapore method, learning structures.
С тех пор как жить многих людей в 21 веке стала интернациональной, мультикультурной, потребовались новые навыки и умения для того, чтобы быть успешным в учебе и работе. Каждому государству требуется высококвалифицированная система образования, которая способствует развитию подрастающему поколению, способному жить и работать в глобализированном мире.
В связи с этим, все больше и больше людей соглашаются в том, что система образования должна быть нацелена на развитие ключевых навыков и компетенций, необходимых не только на данный момент, но в будущем.
Для начала следует раскрыть понятие «навыки XXI века», а также выявит, чем эти навыки отличаются от тех, что были раньше. Если обратиться к истории, то основными навыками индустриальной эпохи являлись навыки письма, чтения и арифметики. В XXI веке происходит смещение акцентов на умение критически и творчески мыслить, быть способным к коммуникации и взаимодействию. По мнению некоторых ученых, к данному списку можно добавить также любознательность. Однако, это больше относится к личному качеству человека, чем к навыку.
До недавнего времени система образования в большинстве стран мира поощряла то, как много знают обучающиеся. Как последствие, целью обучения было накопление знаний. Сейчас происходит уход от эпохи индустриализации, которую часто описывают, как эру конвейерного труда, когда людей нанимали на работу, чтобы они изо дня в день многократно повторяли относительно простые монотонные действия. Теперь все эти рутинные операции могут быть выполнены автоматически, благодаря роботизации и цифровым технологиям. Это означает, что людей сейчас необходимо обучать не тому, чему учили раньше. Их нужно учить умению мыслить, самостоятельно добывать информацию и критически ее оценивать. Не достаточно просто накапливать и запоминать информацию.
В свою очередь учебным заведениям необходимо переходить от старых, «индустриальных» учебных программ к системе обучения, позволяющей готовить кадры для инновационного общества.
Подходы к преподаванию, соответственно, тоже нуждаются в изменении - сегодня благодаря Интернету и информационным технологиям учащиеся школ и вузов иногда обладают гораздо большими познаниями в некоторых сферах, чем их преподаватели. Поэтому учителя из передатчиков знаний превращаются в педагогов-организаторов.
Учебные программы в постиндустриальную эпоху должны быть направлены на развитие критического мышления, коммуникативных навыков, творческой изобретательности и навыков взаимодействия, потому что наиболее востребованными в эту эпоху оказываются способности к выстраиванию межличностных отношений. Как только какая-то рутинная, повторяющаяся часть того или иного производственного процесса автоматизируется, труд людей в этой части становится больше не нужен, и вспять такие процессы
повернуть невозможно - нельзя вернуть ручной труд в те сферы, где его больше нет.
Меняется все, даже такие вещи как роль специалистов юридического профиля. В США сейчас около 80% личных судебных тяжб люди ведут сами, не нанимая для этого адвокатов, которые бы представляли их интересы. Оказалось, что люди способны судиться самостоятельно - они просто ищут похожие судебные дела в Интернете, сами собирают информацию и в услугах юриста уже не нуждаются. Или вот: в одной из программ британского ТВ рассказывалось о молодом человеке, который решил превратить старый коровник в загородный дом для своей семьи. И он сделал это самостоятельно, просто собрав необходимую информацию в Интернете [1].
Таким образом, сейчас выделяются 4 основных навыка XXI века, к которым часто ссылаются, как 4 С.
1. Critical thinking (Критическое мышление)
2. Communication (Коммуникацию)
3. Creativity (Креативность)
4. Collaboration (Совместную работу)
В связи с изменяющейся ситуацией, в российской Федерации были введены Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения, а они, в свою очередь, требуют от современного учителя новых подходов к организации работы на уроке.
В реализации новых требований может помочь сингапурская методика, целью которой является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века. Практика показывает, что новый метод развивает в ученике жизненно необходимые в наше время качества, о которых было сказано выше (коммуникативность, сотрудничество, критическое мышление, креативность). В основе сингапурской методики лежит кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative learning).
Согласно стратегии «Cooperative learning» обучение происходит в команде (группе), эффективность работы которой возрастает при соблюдении четырех дидактических принципов - PIES, где P (Positive Interdependence) предлагает позитивное взаимодействие между участниками команды, I (Individual Accountability) - осознание индивидуальной ответственности, E (Equal Participation) - равное участие, S (Simultaneous Interaction) -одновременное взаимодействие [2].
Сингапурская методика обучения представляет собой набор обучающих структур или приемов, используемых для управления учебным процессом. Главным разработчик данных структур является доктор Спенсер Каган. Он придумал и описал более 250 обучающих приемов, однако широкое применение находят около 20.
Урок по сингапурской методике отличается от традиционно принятого. Ученики сидят за столом по 4 человека, и это одна сплоченная команда. В центре столов находится табличка, называемая «Manage Mat», с цифрами 1, 2, 3, 4 и буками А, В, А, В, чтобы легко распределять учеников для работы
в команде, где каждый участник имеет свой номер, и работы в парах, где партнеры обозначены буквами.
Рассмотрим ряд обучающих приемов, разработанных нами к УМК «Superminds-5», которые были использованы на различных этапах урока.
Структура «Jot Thoughts» для этапа warm-up, цель которого развитие грамматического навыка по применению модального глагола should, сформированного на предыдущем занятии.
1. Учитель задает учащимся проблему: I just broke my new phone.
2. Учащиеся пишут 3 совета на отдельных небольших листочках (1 совет - 1 листочек) и кладут их на середину стола, стороной с написанным советом вниз в течение 40 секунд.
3. Учащиеся в группах читают советы и решают для себя, каким из них они бы воспользовались.
Структура «Consensus Mat» была применена на предтекстовом этапе, с целью антиципации письменного текста.
1. Учащиеся представляют себя в роли планировщика города. На листе бумаги на своем участке учащиеся пишут то, что необходимо учитывать при планировке города в течение 2 минут. Например: How will people get to work? How many schools should be in the city?
2. Учащиеся выбирают 3 наиболее важные вещи, о которых нужно подумать, когда составляешь план города.
3. Каждый член группы называет одну свою идею по очереди. В это время другие члены группы голосуют. Большой палец вверх означает, что человек согласен, палец вниз - против. В том случае, когда все члены группы согласны, данная идея пишется в середину листа.
4. Учащиеся читают текст и сравнивают насколько близки они были, дополняют свои ответы новыми идеями.
На послетекстовом этапе нами была использована структура «Roundtable» для дальнейшей работы с текстом о еде, которую импортируют в нашу страну из других государств.
1. Класс необходимо разделить на группы по 4 человека (можно варьировать количество человек в группе).
2. Каждый член группы получает листок с одним из вопросов: What food that you eat comes from another country? What food that you eat definitely comes from your country? Is it good or bad to eat food that travels a long way? Why yes/no? Can we live without foreign food? Why yes/no? (на слайде)
3. В течение 20 секунд учащиеся записывают ответ на свой вопрос.
4. По истечении времени, учащиеся передают свой вопрос другому члену группы по часовой стрелке.
5. Когда каждый ученик ответил на все вопросы, все члены группы зачитывают ответы на вопросы.
6. Группы меняются ответами. Учащиеся сравнивают ответы другой группы со своими.
На завершающем этапе урока был использован прием «Quiz-Quiz-Trade».
1. Учащиеся получают карточку с вопросом по материалу урока. Например, Who wrote a story about a boy and a girl who were in love? Not real hair that you wear on your head. What's William Shakespeare's most famous play?
2. Каждый сам отвечает на свой вопрос, не произнося ответ вслух. Чтобы узнать правильный ответ, учащиеся могут открыть карточку.
3. Учащиеся задают свой вопрос соседу, меняются карточками, встают и идут опрашивать других ребят.
Помимо использования обучающих структур на отдельных этапах занятия, нами был разработан план урока, полностью основанный на сингапурской методике, который получил диплом 1-й степени на Всероссийской олимпиаде по методике преподавания иностранных языков и культур.
Апробация приемов сингапурской методики показала, что ожидаемые результаты применения, такие, как повышение мотивации к обучению, овладение основами самооценки и самоконтроля, формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции, достигаются в процессе использования различных обучающих структур.
Поскольку во время выполнения заданий по обучающим структурам сингапурской методики от учащихся постоянно требуется критически и творчески мыслить, кооперировать с членами группы и приходить к общему решению, можно сделать вывод о том, что сингапурская методика способствует развитию умений 21 века.
Список литература
1. Динар Хайрутдинов «Навыки XXI века»: новая реальность в образовании [Электронный ресурс] URL: http://erazvitie. org/article/navyki_xxi_veka_novaja_realnost (дата обращения: 25.05.2019).
2. Интерактивные технологии кооперативного обучения. Структуры доктора Спенсера Кагана [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/interaktivnie-tehnologii-kooperativnogo-obucheniya-strukturi-doktora-spensera-kagana-1397837.html (дата обращения: 14.05.2019).