Научная статья на тему 'Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан'

Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY / СИНГАПУРСКАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / SINGAPORE SYSTEM OF TRAINING / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL EDUCATION CLASS / УЧАЩИЕСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ / PUPILS OF COMPREHENSIVE SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурцев Владимир Анатольевич, Бурцева Евгения Валентиновна, Игошин Валерий Юрьевич

В статье представлены результаты теоретического анализа альтернативных подходов к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан. Авторами проведен сравнительный анализ традиционного подхода к обучению (классно-урочная система обучения) и обучения по Сингапурской системе. Выявлены положительные и отрицательные стороны внедрения Сингапурской системы, а также представлены результаты анкетирования учителей физической культуры Республики Татарстан, позволяющие оценить отношение к внедрению данной системы в общеобразовательные школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцев Владимир Анатольевич, Бурцева Евгения Валентиновна, Игошин Валерий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE APPROACHES TO FORMATION OF SPORTS CULTURE OF THE PERSONALITY ON THE EXAMPLE OF INTRODUCTION OF THE SINGAPORE SYSTEM OF TRAINING AT PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Results of the theoretical analysis of alternative approaches to formation of sports culture of the personality on the example of introduction of the Singapore system of training at physical education classes in the Republic of Tatarstan are presented in article. Authors have carried out the comparative analysis of traditional approach to training (the cool and fixed system of training) and training in the Singapore system. Positive and negative sides of introduction of the Singapore system are revealed and also the results of questioning of teachers of physical culture of the Republic of Tatarstan allowing to estimate the relation to introduction of this system at comprehensive schools are presented.

Текст научной работы на тему «Альтернативные подходы к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан»

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Владимир Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Бурцева Евгения Валентиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Игошин Валерий Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева» (г. Чебоксары)

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ВНЕДРЕНИЯ СИНГАПУРСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа альтернативных подходов к формированию спортивной культуры личности на примере внедрения сингапурской системы обучения на уроках физической культуры в Республике Татарстан. Авторами проведен сравнительный анализ традиционного подхода к обучению (классно-урочная система обучения) и обучения по Сингапурской системе. Выявлены положительные и отрицательные стороны внедрения Сингапурской системы, а также представлены результаты анкетирования учителей физической культуры Республики Татарстан, позволяющие оценить отношение к внедрению данной системы в общеобразовательные школы.

Ключевые слова: спортивная культура личности, Сингапурская система обучения, урок физической культуры, учащиеся общеобразовательной школы.

Annotation. Results of the theoretical analysis of alternative approaches to formation of sports culture of the personality on the example of introduction of the Singapore system of training at physical education classes in the Republic of Tatarstan are presented in article. Authors have carried out the comparative analysis of traditional approach to training (the cool and fixed system of training) and training in the Singapore system. Positive and negative sides of introduction of the Singapore system are revealed and also the results of questioning of teachers of physical culture of the Republic of Tatarstan allowing to estimate the relation to introduction of this system at comprehensive schools are presented.

Keywords: sports culture of the personality, Singapore system of training, physical education class, pupils of comprehensive school.

Введение. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения ставит главной целью образовательного процесса в общеобразовательной школе - формирование у учащихся универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), поэтому выбор содержания, способов и форм организации образовательного процесса должен строиться на основе системно - деятельного подхода [1, 2, 6, 7]. Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - группа) [9]. Модернизировать методический потенциал школьного образования призван проект «Совершенствование качества образования в Республике Татарстан». Данный проект стартовал в рамках реализации Стратегии Развития Образования в РТ 2010-2015 гг. «Килэчэк» при поддержке Министерства образования и науки РТ, Института развития образования РТ совместно с сингапурской компанией Educare Cooperative Limited.

Начиная 2013-2014 учебного года, в школах Республики Татарстан учителя работают над реализацией совместного проекта МО и Н РТ с Сингапурской компанией Educare International Consultancy «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан» с использованием обучающих структур Сингапурского метода обучения, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся XXI века [4, 8].Основная инновационная идея программы «Преобразование обучения в 21 веке» (Сингапурская компания Educare Cooperative Limited в реализации проекта «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан») - проектирование в учебном и социальном пространстве урока условий для формирования учебной самостоятельности учащихся, умений эффективно сотрудничать в процессе обучения с одноклассниками и учителем и через освоение активных форм учебного сотрудничества формировать и развивать необходимые универсальные учебные действия, определенные в Федеральном государственном образовательном стандарте для всех возрастных ступеней обучения [3, 5].

Образовательные структуры (такая формулировка предложена сингапурской компанией Educare Cooperative Limited), отработанные и систематизированные сингапурскими педагогами, дают возможность для реализации эффективных методов взаимодействия учителя и обучающихся. Сингапурское видение основывается на исследованиях Л.С. Выготского, теории деятельности А.Н. Леонтьева, коллективистского воспитания А. Макаренко, гуманистической педагогике В.А. Сухомлинского и опыта педагогов-новаторов 60-80-х гг. XX века [4]. Имеющийся педагогический опыт является безупречным вкладом в мировую науку и сохраняет свое значение для современной российской школы.

Методика и организация исследования. В исследовании использовались такие методы исследования как анализ научно-методической литературы и анкетирование учителе Республики Татарстан.

Результаты исследования и их обсуждение. Актуальность сингапурской системы обучения заключается в реализации ряда образовательно-педагогических задач, которые способствуют вырабатыванию интенсивности учащихся на занятиях в общеобразовательной школе. Совершенствованию у учащихся жизненно важных качеств, таких как коммуникабельность, работа в коллективе, критическое мышление, оригинальность [9]. Сингапурская система обучения состоит из набора структур (тезисов и формул). По требованию компании «Educare» учитель обязан использовать английские названия структур, например:

«мэнэджмэт» (управление классом,); «хайфайв» (концентрация внимания на поднятой кисти педагога); клок баддис («друзья по времени»); «тэк оф - тачдаун» («встать - сесть»), «тимчир» (время разминки). Во время занятия имена отменяются - детей нумеруют (структура NumberedHeadsTogether, «пронумерованные головы, работающие вместе»), разбивают на группы по четыре учащихся, усаживают лицом к лицу, все группы получают индивидуальные задания и коллективно их выполняют. Новый учебный материал изучается учащимися самостоятельно, каждый из учеников поочередно играет роль педагога, затем учитель подводит итоги, что должно способствовать формированию у школьников коллективности и самостоятельности. Структуры облегчают суть работы учителя, который больше не обязан составлять планы, искать пути передачи информации, а только подобрать нужные модули для занятия и соединить их в разных сочетаниях, целью которых является взаимодействие «ученик - ученик» и «ученик - учебный материал», но не на модель «педагог - ученик». Групповая методика, на которой основывается сингапурская модель, учит учащегося работать исключительно в команде, когда действует общее мышление и сглаживается критичность индивидуума. Исключение из процесса образования педагога как «детоводителя», у которого есть доступ к формированию мировоззренческих и ценностных установок учащегося, делает учеников пассивной массой, которая может быть легко управляемой и моделируемой снаружи.

С целью определения особенностей применения элементов сингапурской системы обучения на уроках физической культуры мы провели сравнительный анализ традиционного подхода к обучению (классно-урочная система) и обучения по Сингапурской системе (табл.).

Таблица

Сравнительная характеристика традиционного подхода к обучению и Синагупурской системы

обучения

Показатели Традиционный подход Сингапурская система обучения

Форма организации учеников • Групповой • Поточный • Индивидуальный • Групповой • Парный • Индивидуальный • Общий

Формы организации урока урочная форма - трехчастная структура урока Урочная форма -обучающие структуры

Способы привлечения внимания • Аудиальный • Визуальный • Тактильный • Чиры ( Аудиальный и Визуальный)

Проведенный анализ позволяет заключить, что принципиальных отличий в организации обучения (форма организации учащихся на уроке, форма взаимодействия учитель-ученик) не выявлено. Опыт внедрения Сингапурсой системы обучения в общеобразовательных школах Республики Татарстан позволяет проанализировать наиболее часто применяемые обучающие структуры на уроках физической культуры. К примеру, в СОШ №2 пгт Карабаш, Бугульминского р-н Республики Татарстан используют такие структуры, как:

• внутренний внешний круг (inside - outsidecircle). Ученики формируют внутренний и внешний круги и выполняют задания с разными партнерами.

• приятели по времени (clockbuddies). Учащиеся «встречаются» со своими одноклассниками в определенное время и выполняют задания в группах.

• углы (corners). Ученики распределяются по разным углам спортивного зала в зависимости от выбранного ими варианта ответа на вопрос учителя.

• внезапно застывшие группы (mix - freezegroups). Участники свободно двигаются под музыку и замирают, когда музыка прекращается они выполняют задание и объединяются в группы.

• следуй за лидером(follow the leader). Каждый ученик по очереди выступает в роли лидера, а остальные выполняют задания вслед за ним.

• предположение и результаты (anticipation - reactionguide). Дети отвечают на вопрос учителя, затем выполняют упражнение - раздражитель для активизации мышления-смотрят видеозапись, иллюстрацию, слушают рассказ, потом снова отвечают на тот же вопрос. Педагог сравнивает их точки зрения до и после выполнения упражнения.

В МБОУ «Сатламышевская СОШ», Апастовского муниципального района Республики Татарстан урок гимнастики проводится с применением следующих обучающих структур:

• дай пять (highfive). Если учитель поднимает руку вверх, ученики прекращают выполнять задание и слушают педагога.

• простой круг Робинаф^к round Robin, round Robin). Класс делится на пятерки, дети встают так, чтобы видеть друг друга, - по кругу - и по очереди в течение одной минуты показывают упражнения для разминки.

• подумай - запиши - обсуди в команде (think - write - roundRobin). Каждый ученик получает карточку с описанием упражнения, школьники должны за 30 секунд обдумать, как они будут выполнять упражнение, а потом демонстрируют его в своей группе.

С целью изучения отношения учителей физической культуры Республики Татарстан к внедрению Сингапурской системе обучения нами была разработана анкета. В анкетировании приняло участие 18 учителей по физической культуре Республики Татарстан, чей педагогический стаж варьировался от 2,5 лет до 43 лет. На вопрос: «Знаете ли вы что-либо о Сингапурской системе обучения?»11% респондентов ответили -нет, а 89% ответили утвердительно, что подтверждает значимость данного исследования (рис. 1).

Рисунок 1. Ответы учителей на вопрос: «Знаете ли вы что-либо о Сингапурской системе

обучения?»

На второй вопросе о применении Сингапурской системы обучения на уроках физической культуры у респондентов мнения разделились поровну. 50% учителей применяют данную систему обучения на своих уроках, остальные же 50% не применяют данную систему во время проведения уроков в школе (рис. 2).

Рисунок 2. Ответы учителей на вопрос: «Применяете ли вы Сингапурскую систему обучения на

уроках физической культуры?»

На вопрос о том, подходит ли Сингапурская система обучения для уроков физической культуры? 89% респондентов ответили, что Сингапурская система обучения для уроков физической культуры подходит частично, остальные 11% ответили, что Сингапурская система совсем не подходит для обучения на уроках по физической культуре (рис. 3).

Рисунок 3. Ответы учителей на вопрос: «По-вашему мнению, подходит ли Сингапурская система обучения для уроков физической культуры?»

На основании анализа анкет учителей физической культуры Республики Татарстан, мы выявили положительные и отрицательные стороны внедрения сингапурской системы обучения в российской школе.

Положительными сторонами данной системы является то, что дети учатся работать в команде, нести ответственность за свои высказывания, не боятся говорить и рассуждать, происходит развитие коммуникативных навыков, логического мышления, креативности.

Отрицательные стороны выявлены в том, что все названия нужно произносить именно на английском языке, что вызывает сложности у многих педагогов, система не меняется, не подстраивается под российский менталитет, обезличенное обращение к детям по номерам, а также жесткая рассадка, когда под номером один сажают ученика с потенциалом, а на третьем и четвертом месте ученики послабее, что может вызвать снижения самооценки ученика.

Проведенное нами теоретическое исследование и анкетирование позволило определить особенности применения элементов Сингапурской системы обучения на уроках физической культуры:

• данная система не подразумевает полного отказа от традиционного подхода к обучению.

• гарантирует участие всех обучающихся в учебном процессе;

• обеспечивает социализацию личности ученика;

• дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу в классе;

• позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС;

• отвечает требованиям личностно ориентированного подхода к обучению;

• предполагает использование в учебном процессе наиболее простых и понятных обучающих структур, таких как:«раундтэйбл», «классбилдинг», «тимбилдинг», «конэрс», «таймдпэашэа», «эй ай гард», «куизкуиз трейд», «стезе класс».

Выводы. Таким образом, обобщая результаты экспериментального исследования можно заключить, что применение Сингапурской системы обучения помогает раскрыться учащимся с новой стороны, так как главный на уроке сам ученик и его деятельность, а учитель - помощник, наставник. Новые методы развивают личность каждого ученика - логическое и творческое мышление, а также повышают эмоциональный фон урока физической культуры.

Литература:

1. Золотухина И.А., Дедловская М.В. Повышение качества подготовки по физическому воспитанию посредством внедрения новых форм занятий по дисциплине «Прикладная физическая культура» // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 4 (59). - 82-85.

2. Мугаллимова Н.Н. Двигательная активность как средство первичной профилактики подростковой наркомании // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 1 (14). - С. 75-83.

3. Погудин С.М., Лисовский А.Ф., Фонарев Д.В. Физическое развитие учащихся в условиях социально-экономических реформ и спортизации физического воспитания // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2006. - № 3. - С. 38-41.

4. Рябышева С.С., Миннахметова Л.Т., Миннахметов Р.Р. Развитие силовых способностей детей среднего и старшего школьного возрастов // Физиологические и биохимические основы и педагогические технологии адаптации к разным по величине физическим нагрузкам. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - 2014. - С. 470-472.

5. Сухих А.Г., Фонарев Д.В. Внедрение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в практику физического воспитания // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2014. - № 4. - С. 60-64.

6. Фонарев Д.В. Пути преобразования муниципальной системы физического воспитания в организационно-управленческую структуру спортивно ориентированного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 5. - С. 19-22.

7. Фонарев Д.В. Модернизация системы управления спортивно ориентированным физическим воспитанием школьников на примере г. Чайковский // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 2. - С. 87-91.

8. Фонарев Д.В., Сухих А.Г. Личностно-ориентированный подход и его обоснование на примере физического воспитания в основной школе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 12 (130). - С. 274-277.

9. Фонарев Д.В., Фонарева Е.А. Психофизические исследования индивидуальных различий у школьников // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. - 2015. - Т. 15. - № 2. - С. 11-15.

Педагогика

УДК 796.332.015.12

кандидат педагогических наук, доцент Бурцев Владимир Анатольевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Черенщиков Александр Геннадьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань); старший преподаватель Герасимов Евгений Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань)

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлен авторский проект «Спорт, доступный каждому!», разработанный с целью развития инновационных форм привлечения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к физкультурно-спортивной деятельности. Социализирующая функция физкультурно-спортивной деятельности создает благоприятные психологические условия для успешной интеграции людей с ограниченными возможностями в социокультурную сферу, способствует приобретению общественно значимого статуса, формированию перспективного жизненного пространства и дополнительных ресурсов жизнедеятельности.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, лица с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, проект.

Annotation. The author's project "Sport Available to Everyone!" for the purpose of development of innovative forms of involvement of persons with limited opportunities of health and disabled people to sports activity is presented in article. The socializing function of sports activity creates favorable psychological conditions for successful integration of physically disabled people into the sociocultural sphere, promotes acquisition of the socially significant status, formation of perspective vital space and additional resources of activity.

Keywords: sports activity, persons with limited opportunities of health, disabled people, the project.

Введение. Увеличение количества лиц с инвалидностью, обусловленное эколого-биологическими и техногенными факторами, локальными военными конфликтами, ростом дорожно-транспортных происшествий, а также несоответствием условий профессионально-трудовой занятости, актуализирует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.