Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МИКРООБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МИКРООБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ МИКРООБУЧЕНИЯ / МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ / ФОРМАТЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / БАЗОВОЕ ВЫСШЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Екатерина Александровна

В статье рассматривается вопрос о применении технологии микрообучения в качестве инструмента повышения эффективности профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей в части увеличения практического компонента в их обучении и сближения его с реальной профессиональной деятельностью. С этой целью традиционная модель микрообучения была модифицирована таким образом, чтобы дополнить формат традиционных лекций по методике преподавания иностранных языков и повысить формирующую, контролирующую и оценочную функцию данного курса. В результате получился новый формат учебной деятельности - микрообучение, интегрированное в курс лекций по Методике (МИКМ). С целью апробации полученной технологии было проведено экспериментальное обучение студентов дневного и вечернего отделений, а также Центра дополнительного образования Института иностранных языков Российского университета дружбы народов. На основании анализа результатов проведенного исследования была подтверждена эффективность технологии микрообучения в качестве средства формирования навыков обучающей деятельности будущих учителей иностранного языка (БУИЯ), а также в качестве средства контроля и оценки степени сформированности этих навыков. Средняя оценка микроуроков, проведенных за весь период экспериментального обучения (5 лет), составляет 4,28 балла, что свидетельствует о высокой степени сформированности практических навыков учащихся на момент окончания ими обучения по курсу «Методика преподавания иностранных языков» (курс Методики). Таким образом, результаты опытного обучения доказали эффективность интеграции технологии микрообучения в курс лекций по методике преподавания иностранных языков и подтвердили целесообразность внедрения МИКМ в процесс профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MICROTEACHING TECHNOLOGY IN THE PRACTICE OF FUTURE TEACHERS’ TRAINING

One of the most significant current discussions in the modern pedagogical community is the quality of teacher education and, in particular, teaching methods and techniques used to raise the level of the teachers’ competencies and to develop their teaching skills. The purpose of this article is to explore the possibility of modernizing the traditional form of university education through the integration of lectures and microteaching technology. The study was carried out in the form of a natural experiment, which was conducted during 5 years in the Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University) and involved 258 students. Original microteaching technology was modified and integrated into the course “Methods of foreign language teaching ”, traditionally presented in the form of lectures. To assess the quality of the delivered micro-lessons and professional skills of student-teachers the variety of observation methods were used: the method of peer assessment (from the part of the student-learners and student-observers), expert assessment (from the part of the supervisor) and self-assessment (from the part of the student-teachers). The results of the study show that the microteaching component of the traditional Methodology course is an effective tool in acquiring and improving teaching skills of the students. It was proved by positive quantitative and qualitative results of the study, obtained by the means of the observation form and feedback discussion sessions, following each microlesson. The average grade for all micro-lessons conducted during the observation period is 4.28 (based on 5-point scale).

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МИКРООБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

УДК 378.147 ББК 74.489

DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-112-120

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МИКРООБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Е. А. Захарова

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о применении технологии микрообучения в качестве инструмента повышения эффективности профессиональной подготовки студентов педагогических специальностей в части увеличения практического компонента в их обучении и сближения его с реальной профессиональной деятельностью. С этой целью традиционная модель микрообучения была модифицирована таким образом, чтобы дополнить формат традиционных лекций по методике преподавания иностранных языков и повысить формирующую, контролирующую и оценочную функцию данного курса. В результате получился новый формат учебной деятельности - микрообучение, интегрированное в курс лекций по Методике (МИКМ). С целью апробации полученной технологии было проведено экспериментальное обучение студентов дневного и вечернего отделений, а также Центра дополнительного образования Института иностранных языков Российского университета дружбы народов. На основании анализа результатов проведенного исследования была подтверждена эффективность технологии микрообучения в качестве средства формирования навыков обучающей деятельности будущих учителей иностранного языка (БУИЯ), а также в качестве средства контроля и оценки степени сформированности этих навыков. Средняя оценка микроуроков, проведенных за весь период экспериментального обучения (5 лет), составляет 4,28 балла, что свидетельствует о высокой степени сформирован-ности практических навыков учащихся на момент окончания ими обучения по курсу «Методика преподавания иностранных языков» (курс Методики). Таким образом, результаты опытного обучения доказали эффективность интеграции технологии микрообучения в курс лекций по методике преподавания иностранных языков и подтвердили целесообразность внедрения МИКМ в процесс профессионально-методической подготовки будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова: технология микрообучения, модели подготовки учителей, форматы учебной деятельности, модернизация российской системы образования, базовое высшее и дополнительное образование.

© Захарова Е. А., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

Для цитирования: Захарова Е. А. Использование технологии микрообучения в практике подготовки будущих учителей // Наука и школа. 2022. № 3. С. 112-120. DOI: 10.31862/1819-463Х-2022-3-112-120.

THE USE OF MICROTEACHING TECHNOLOGY IN THE PRACTICE OF FUTURE TEACHERS' TRAINING

E. A. Zakharova

Abstract. One of the most significant current discussions in the modern pedagogical community is the quality of teacher education and, in particular, teaching methods and techniques used to raise the level of the teachers' competencies and to develop their teaching skills. The purpose of this article is to explore the possibility of modernizing the traditional form of university education through the integration of lectures and microteaching technology. The study was carried out in the form of a natural experiment, which was conducted during 5 years in the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) and involved 258 students. Original microteaching technology was modified and integrated into the course "Methods of foreign language teaching", traditionally presented in the form of lectures. To assess the quality of the delivered micro-lessons and professional skills of student-teachers the variety of observation methods were used: the method of peer assessment (from the part of the student-learners and student-observers), expert assessment (from the part of the supervisor) and self-assessment (from the part of the student-teachers). The results of the study show that the microteaching component of the traditional Methodology course is an effective tool in acquiring and improving teaching skills of the students. It was proved by positive quantitative and qualitative results of the study, obtained by the means of the observation form and feedback discussion sessions, following each microlesson. The average grade for all micro-lessons conducted during the observation period is 4.28 (based on 5-point scale).

Keywords: microteaching technology, teacher training models, forms of learning activity, modernizing the Russian educational system, higher and additional education.

Cite as: Zakharova E. A. The use of microteaching technology in the practice of future teachers' training. Nauka i shkola. 2022, No. 3, pp. 112-120. DOI: 10.31862/1819-463X-2022-3-112-120.

Переосмысление системы высшего образования, произошедшее в рамках Болонского процесса, сместило акцент с традиционных методов преподавания на подходы, подчеркивающие активную роль учащихся в учебном процессе. Возросло внимание к практике преподавания и методическим подходам, которые ориентированы на учащегося, в основу новых образовательных стандартов положен компетентностный подход. В этом контексте преподаватели, ученые и исследователи широко

обсуждают проблему эффективности традиционных форм вузовского обучения, в первую очередь лекций.

В российских и зарубежных исследованиях и публикациях на тему совершенствования обучения современных педагогов подчеркивается необходимость перехода от простого «начитыва-ния» лекционных часов к увеличению практического компонента в подготовке будущих учителей и его сближения с реальной профессиональной деятельностью [1-3].

В частности, Эрик Мазур, профессор физики Гарвардского университета, обладатель премии за достижения в области образования, в целях совершенствования вузовской формы учебной деятельности предлагает использовать интерактивные технологии, а именно «обучение от товарища» (peer instruction). Такого рода подход позволяет с минимальными затратами существенно повысить эффективность усвоения материала в процессе изучения курса и улучшить результаты экзамена [4].

Другим приемом активизации учебно-познавательной деятельности студентов, эффективным именно для педагогической специальности, является микрообучение. В основе микрообучения лежит имитационное моделирование учебного процесса в уменьшенном масштабе. Уменьшенный масштаб подразумевает тренировку ограниченного количества методических навыков за укороченное время и с меньшим количеством учащихся. Идея применения моделирования для придания обучению прикладной направленности не нова. Российские ученые-методисты много писали о необходимости использования моделирования как средства экстраполяции знаний на реальные ситуации для расширения диапазона возможностей и обогащения опыта в профессиональной жизнедеятельности человека [5-8]. А. А. Вербицкий в разработанной им теории контекстного обучения рассматривает моделирование предметного и социального содержания будущей профессии студента в качестве основной формы учебной деятельности на этапе перехода от деятельности академического типа к профессиональной [3]. В то же время, рассуждая о проблемах применения инновационных технологий в образовании, ученый отмечает, что несмотря на многочисленные дискуссии о становлении новой образовательной парадигмы, в профессиональном сообществе не хватает новых идей относительно

реального механизма перехода к современной образовательной системе, и формы организации учебной работы студентов остаются прежними [9]. В этом контексте технология микрообучения может стать одним из конкретных приемов, способствующих модернизации традиционной «механистической модели передачи знаний» [9] при подготовке преподавателей иностранного языка в сфере базового высшего и дополнительного образования.

Сущность оригинальной технологии

микрообучения и ее адаптация для использования в системе российского высшего образования

На сегодняшний день существует пять утверждений, составляющих суть классической схемы микрообучения:

1. Микрообучение - это реальный процесс обучения, несмотря на то, что учитель и ученики собрались специально для тренировки этого навыка.

2. Сложность обычного учебного процесса, включая количество учащихся, объем учебного материала и продолжительность урока, в нем намеренно уменьшена.

3. Профессиональная подготовка учителя в рамках одного цикла микрообучения ограничена какой-то конкретной задачей, например, совершенствование навыка постановки вопросов.

4. Осуществляется высокий уровень контроля за такими составляющими процесса, как время, взаимодействие с учащимися, методы оценки и контроля, управление ходом урока.

5. Обратная связь по результатам проведенного микроурока существенно расширена и детализирована благодаря этапу критического анализа, который следует сразу же за микрообучением и основывается на оценке самих участников обучения, их супервайзера и, в некоторых случаях, видеозаписях, сделанных в процессе обучения [10].

Для использования технологии микрообучения в системе высшего образования классическая схема «обучения в уменьшенном масштабе» была немного модифицирована [11] и интегрирована в курс лекций по дисциплине «Методика обучения иностранным языкам» (далее - Методика). Так как основными функциями микрообучения является формирование моделей обучающих

действий учителя и оценка степени их сформированности, то применение данной технологии происходит на всем процессе обучения по курсу Методики. В ходе лекций преподаватель демонстрирует, а студенты имитируют модели действий учителя и приемы обучения (этап накопления знаний и формирования навыков). А в конце курса лекций будущие учителя демонстрируют фрагмент

Таблица 1

Технология микрообучения, интегрированная в курс лекций по дисциплине «Методика преподавания иностранного языка»

Этапы Описание4^ Этап накопления знаний и формирования навыков Этап применения знаний и навыков на практике Этап критического анализа микроурока

Участники микрообучения • Преподаватель курса лекций по Методике (он же супервайзер микрообучения на следующем этапе); • Слушатели курса • Супервайзер; • Студенты, разделенные на группы: - «учителей», - «учеников», - «наблюдателей» • Студенты «учителя»; • Студенты «ученики»; • Студенты «наблюдатели»; • Супервайзер

Форма работы Курс аудиторных занятий (теоретические знания + практические приемы и модели учебных действий) Микрообучение (проведение микроуроков) Дискуссия

Задачи участников на данном этапе Преподавателя: • Познакомить учащихся с основами методики обучения ИЯ. • Представить модели обучающих действий учителя и вовлечь в процесс моделирования самих студентов. • Дать задание на подготовку микроурока и оказывать постоянную помощь и поддержку при его подготовке студентами. Студентов: • Усвоить содержание курса Методики, изучить и освоить модели учебных действий. • Разработать план урока и подготовить презентацию его фрагмента Студентов «учителей»: • Представить фрагмент разработанного ими урока в формате реального учебного процесса. Студентов «учеников»: • Принять участие в микроуроке в качестве учащихся. Студентов «наблюдателей»: • Следить за ходом микроурока, фиксировать свои наблюдения и комментарии. Супервайзера: • Организовать процедуру микрообучения. • Следить за ходом микроуроков и фиксировать свои наблюдения и комментарии Студентов «учителей»: • Проанализировать свой урок и дать ему оценку. Студентов «учеников»: • Оценить микроурок с позиции обучаемых. Студентов «наблюдателей»: • Оценить микроурок «со стороны». Супервайзера: • Дать экспертную оценку микроурока. • Организовать дискуссию. • Сформулировать итоговые выводы/оценки каждой группы за микрообучение

Условия реализации этапа • Аудитория для лекций и практических занятий, с проектором и компьютером, подключенным к сети Интернет • Зона для проведения микроурока. • Зона для наблюдения. • Инструменты для получения обратной связи и хронометрирования микроурока • Те же, что и на предыдущем этапе, так как этот этап следует сразу же за микроуроком

разработанного ими урока длительностью не более 15 минут (этап применения знаний и навыков на практике) и выносят его на оценку своих коллег-сокурсников и преподавателя (этап критического анализа микроурока). Получившийся образовательный продукт -микрообучение, интегрированное в курс лекций по методике (МИКМ), - можно представить в виде следующей таблицы (табл. 1).

Экспериментальное исследование эффективности технологии микрообучения

Технология микрообучения, интегрированная в курс лекций по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков», прошла экспериментальную проверку в течение пяти лет (2015/20162019/2020) среди студентов дневного и вечернего отделений бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Лингвистика» по профилю «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и слушателей Центра дополнительного образования Института иностранных языков Российского университета дружбы народов, обучающихся по специальности «Преподаватель». Всего за это время в экспериментальном обучении приняли участие 258 студентов.

Целью экспериментального исследования являлась практическая апробация МИКМ для решения следующих задач:

1. Повышение эффективности подготовки будущих учителей иностранного языка в части формирования и оценки уровня сформированности их навыков ведения учебной деятельности.

2. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов и увеличение практической составляющей в процессе их профессиональной подготовки.

3. Развитие способности и готовности учащихся к работе в команде, взаи-

модействию и сотрудничеству, а также их навыков педагогической рефлексии и саморефлексии.

4. Мотивация будущих учителей к творческому подходу, исследованию и поиску разнообразных увлекательных и эффективных приемов и технологий в области своей профессиональной деятельности.

Основная гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что использование технологии микрообучения повышает эффективность формирования профессиональных компетенций студентов в части их практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Реализация технологии микрообучения

Применительно к потоку студентов, проходящих обучение по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков», и разбитых, например, на три группы, процесс микрообучения можно представить в виде схемы (рис. 1).

Свой микроурок будущие учителя готовят в соответствии с заданием на микрообучение, которое им выдает преподаватель курса Методики. В этом задании обозначены лишь самые общие, основные отправные моменты (краткая формулировка задачи, сроки и формат ее выполнения, принцип оценивания, материалы, которые должны быть разработаны и использованы в процессе микрообучения). А конкретное наполнение по каждому пункту задания (определение профиля обучающихся, выбор темы урока, определение его целей, этапов, заданий, форм взаимодействия учащихся, средств обучения и т. д.) студенты «учителя» готовят самостоятельно. При этом при принятии решений по данным вопросам важно учитывать одно условие - в своем микроуроке учащиеся должны продемонстрировать методические навыки, модели и подходы, с которыми они познакомились

л Обучение Группа 1 - «учителя» Группа 2 - «ученики» ^ Группа 3 - «наблюдатели» Обсуждение ^ Группы 1, 2, 3 + супервайзер 1 г С \ Оценка Группы 2, 3 + супервайзер

2-й микроурок

. ч Обучение Группа 1 - «ученики» < > Обсуждение 1 Оценка Группы 1, 3 +

Группа 2 - «учителя» Группа 3 - «наблюдатели» A LJ V1111Ы 1, J 1 супервайзер ^ > супервайзер V >

3-й микроурок

Обучение Группа 1 - «ученики» Группа 2 - «наблюдатели» Группа 3 - «учителя» К Обсуждение Группы 1, 2, 3 + супервайзер N Оценка Группы 1, 2 + супервайзер ^ J

1-й микроурок

Обсуждение

Группы 1, 2, 3 + супервайзер

>

Оценка

Группы 2, 3 + супервайзер

2-й микроурок

Обучение

Группа 1 - «ученики» Группа 2 - «учителя» Группа 3 - «наблюдатели»

Обсуждение

Группы 1, 2, 3 + супервайзер

Оценка

Группы 1, 3 + супервайзер

3-й микроурок

Обучение

Группа 1 - «ученики» Группа 2 - «наблюдатели» Группа 3 - «учителя»

н

Обсуждение

Группы 1, 2, 3 + супервайзер

>

Оценка

Группы 1, 2 + супервайзер

Рис. 1. Схема реализации микрообучения в потоке студентов трех групп

в курсе обучения по дисциплине «Методика преподавания иностранных языков».

Количественная оценка профессиональных умений и навыков будущих учителей проходила на этапе критического анализа и оценивания микроуроков. Сначала оценка проведенного микроурока давалась в устной форме в процессе дискуссии, в ходе которой поочередно высказывались все группы участников микрообучения: сами «учителя», «ученики», «наблюдатели» и, наконец, супервайзер - преподаватель курса Методики. По вопросам преподавателя студенты оценивали, насколько, по их мнению, удачно прошел урок, что в процессе микрообучения получилось сделать хорошо, что - не очень хорошо и что в этом микроуроке следовало бы поменять или сделать иначе. В завершение дискуссии каждая группа давала количественную оценку микроурока, выраженную в баллах (на основе 5-балльной шкалы), которая рассчитывалась по следующей формуле:

0 _ К1 + К2 + Кз + ... + К10

0 10 , где

О - оценка проведенного микроурока, выставленная группой участников (студентами «учениками», студентами

«наблюдателями» или преподавателем-экспертом),

Кп - балл (от 1 до 5) за проведенный микроурок по каждому из десяти критериев из Анкеты наблюдения (табл. 2),

п - номер критерия качества урока из Анкеты наблюдения за микроуроком.

В конце всех выступлений по каждому микроуроку выводился его итоговый балл, который представлял собой среднее арифметическое из оценок, выставленных группой студентов «учеников», студентов «наблюдателей» и преподавателем-экспертом. Студенты «учителя» участия в количественной оценке своего микроурока не принимали для того, чтобы итоговая оценка была более объективной. Таким образом, формула расчета итоговой оценки микроурока выглядела следующим образом:

O + O + O

O - У и п

и 3

, где

Ои - итоговая оценка микроурока, Оу - оценка микроурока, выставленная студентами «учениками»,

Он - оценка микроурока, выставленная студентами «наблюдателями»,

Оп - оценка микроурока, выставленная преподавателем-экспертом.

Таблица 2

Анкета наблюдения за микроуроком

Пожалуйста, оцените микроурок по критериям из анкеты по 5-балльной шкале, где 5 - максимальный балл, 0 - минимальный. Будьте готовы аргументировать свои оценки

n Критерий(^ Оценка (Кп) Комментарий

1 Были ли в плане урока четко сформулированы главные, дополнительные и индивидуальные цели?

2 Были ли даны все детали каждого компонента плана урока (информация об учебной группе, порядок действий, задания и упражнения и т. д.)?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Были ли все этапы, упражнения и задания даны в логичной последовательности?

4 Соответствовали ли этапы, упражнения и задания уровню учащихся и целям урока?

5 Было ли использование учебных материалов и ресурсов эффективным и уместным?

Учитель в ходе работы:

6 применял эффективные дидактические стратегии (методы и приемы) при обучении иноязычным аспектам и видам речевой деятельности

7 в достаточной степени адаптировал иностранный язык под уровень учащихся, эффективно использовал его в процессе ведения урока

8 следил за работой учащихся, комментировал их высказывания и работу над заданиями, исправлял их ошибки в устной и письменной форме

9 должным образом организовывал и управлял учебной деятельностью в классе: • балансировал динамику в работе сильных и слабых учащихся; • применял соответствующие техники для стимулирования недостаточной или сдерживания чрезмерной активности учащихся; • разрешал конфликтные ситуации

10 Была ли создана позитивная учебная атмосфера на занятии?

Результаты микрообучения и выводы

В целом за пять лет применения технологии микрообучения оценки за проведенные микроуроки были достаточно высокие. Более подробная статистика оценок по годам приведена в табл. 3.

Как видно из табл. 3, средний итоговый балл за микроуроки, проведенные за весь период экспериментального обучения, равен 4,28. Это свидетельствует о том, что к моменту завершения курса Методики (когда и проводятся микроуроки) будущие учителя уже приобретают

определенные практические навыки ведения учебной деятельности. Но эти навыки еще не сформированы в той степени, чтобы их было достаточно для проведения реального урока с настоящими учениками. Тем не менее, на этом этапе профессионального развития студенты уже готовы и способны начать практику по своей будущей профессии. Будущие учителя уже овладели моделями обучающих действий, которые им теперь необходимо закрепить, развить и отработать в реальной профессиональной деятельности. В данной ситуации

Таблица 3

Средний итоговый балл по всем микроурокам за весь период экспериментального обучения

Учебный год Кол-во микроуроков Средний балл по всем микроурокам за год

2015/2016 12 4,7

2016/2017 5 4,4

2017/2018 20 4,1

2018/2019 7 3,9

2019/2020 10 4,3

Итого 54 4,28

технология микрообучения является тем связующим звеном, которое позволяет «перекинуть мостик» от теоретического курса лекций по Методике к практике реального преподавания иностранного языка. Преимущество этого подхода заключается в том, что он позволяет в аудиторных условиях сначала сформировать у будущих учителей практические навыки ведения урока, а потом более

детально, «под микроскопом», их рассмотреть, оценить и усовершенствовать. Таким образом, технология микрообучения обеспечивает возможность эффективной трансформации полученных знаний и навыков в профессиональные умения посредством их практической отработки в условиях обучения, максимально приближенных к реальным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Pinskaya М., Ponomareva A., Kosaretsky S. Professional Development and Training for Young Teachers in Russia // Вопросы образования/Educational Studies Moscow. 2016. № 2. С. 100-123. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-2-100-124.

2. Каспржак А. Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 261-282.

3. Вербицкий А. А. Иноязычное образование в контексте профессии // Вестник МГЛУ. Образование и педагогические науки. 2018. Вып. 2 (796). С. 126-141.

4. Mazur E. Confessions of a Converted Lecturer, adapted from Peer Instruction: A User's Manual. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 1997.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.

6. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков: учебник для вузов. М.: Академия, 2015.

7. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. 3-е изд., испр. М.: Академия, 2012. 192 с.

8. Курлыгина О. Е. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=14269 (дата обращения: 03.11.2021).

9. Вербицкий А. А. Преподаватель вуза в контексте реформы образования // Вестн. Воронежского гос. техн. ун-та. 2013. Т. 9, № 5-2. С. 4-10.

10. Allen D. W., Eve A. W. Microteaching // Theory into Practice. 1968. Vol. 7, No 5. P. 181-185.

11. Захарова Е. А. Технология микрообучения: эффективный инструмент формирования и оценки профессиональных компетенций будущих учителей // KANT. 2021. № 2 (39). C. 328-332.

REFERENCES

1. Pinskaya М., Ponomareva A., Kosaretsky S. Professional Development and Training for Young Teachers in Russia. Voprosy obrazovaniya/Educational Studies Moscow. 2016, No. 2, pp. 100-123. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2016-2-100-124.

2. Kasprzhak A. G. Institutsionalnye tupiki rossiyskoy sistemy podgotovki uchiteley. Voprosy obrazovaniya. 2013, No. 4, pp. 261-282.

3. Verbitskiy A. A. Inoyazychnoe obrazovanie v kontekste professii. Vestnik MGLU. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2018, Iss. 2 (796), pp. 126-141.

4. Mazur E. Confessions of a Converted Lecturer, adapted from Peer Instruction: A User's Manual. Upper Saddle River, N.J.: Prentice Hall, 1997.

5. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika: ucheb. posobie dfya studentov vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. Ed. by V. A. Slastenina. Moscow: Akademiya, 2002. 576 p.

6. Shchukin A. N., Frolova G. M. Metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov: uchebnik dfya vuzov. Moscow: Akademiya, 2015.

7. Panfilova A. P. Innovatsionnye pedagogicheskie tekhnologii: Aktivnoe obuchenie. Ucheb. posobie dfya studentov uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2012. 192 p.

8. Kurlygina O. E. Professionalnaya kompetentnost pedagoga: teoreticheskiy aspect. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014, No. 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=14269 (accessed: 03.11.2021).

9. Verbitskiy A. A. Prepodavatel vuza v kontekste reformy obrazovaniya. Vestn. Voronezhskogo gos. tekhn. un-ta. 2013, Vol. 9, No. 5-2, pp. 4-10.

10. Allen D. W., Eve A. W. Microteaching. Theory into Practice. 1968, Vol. 7, No 5, pp. 181-185.

11. Zakharova E. A. Tekhnologiya mikroobucheniya: effektivnyy instrument formirovaniya i otsenki professionalnykh kompetentsiy budushchikh uchiteley. KANT. 2021, No. 2 (39), pp. 328-332.

Захарова Екатерина Александровна, соискатель ученой степени кандидата наук, Российский университет дружбы народов; учитель английского языка, ГБОУ г. Москвы «Школа № 1514»

e-mail: katya_lichny@mail.ru

Zakharova Ekaterina A., Postgraduate student, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University); English language teacher, state educational institution "School № 1514", Moscow

e-mail: katya_lichny@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2021 The article was received on 16.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.