Научная статья на тему 'Использование техники педагогики сотворчества в процессе обучения студентов'

Использование техники педагогики сотворчества в процессе обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВУЗ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ПЕДАГОГИКА / СОТВОРЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмудова Муборак Фрунзаевна

В статье раскрыты особенности педагогики сотворчества. Названы ключевые профессиональные умения преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование техники педагогики сотворчества в процессе обучения студентов»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПЕДАГОГИКИ СОТВОРЧЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ Махмудова М.Ф.

МахмудоваМуборак Фрунзаевна - и.о. доцента, кафедра иностранных языков, Ташкентский государственный педагогический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрыты особенности педагогики сотворчества. Названы ключевые профессиональные умения преподавателя.

Ключевые слова: студент, вуз, преподаватель, педагогика, сотворчество, обучение, инновационная технология, деятельность.

В настоящее время вопрос развития креативных, творческих начал у студента становится ключевым в сфере вузовского образования. Возрастает интерес к педагогике сотворчества как к рефлексивности, развитию компетентностей и креативных способностей у каждого студента. Для преподавателя это означает смену профессиональной идентичности, которая предполагает кропотливую работу по изменению профессионально-личностных установок, требующую способности к рефлексии, к разнообразному сочетанию индивидуальной и групповой работы. С целью оказания помощи преподавателям в освоении новых профессиональных компетенций разрабатывается достаточно много учебных материалов. Согласно поставленным в них задачам по повышению профессионального мастерства педагогов обеспечивается разработка и внедрение инновационных технологий. В этой связи сотворческие технологии представляют особый интерес, так как в процессе их реализации происходит взаимообогащающее развитие, как студента, так и преподавателя.

Рассмотрение обучения как усвоения, запоминания и воспроизведения, общения, увлекательного познания и сотворческого взаиморазвития позволяет усилить индивидуализацию усвоения знаний студентами. Такой подход способствует внедрению педагогики сотворчества в практику.

Преподаватели выполняют проектные задания, включающие задачи поэтапного внедрения сотворческих технологий, например, образно-символической рефлексии, позициональной дискуссии, коктейлирования в реальную практику. Педагоги проводят диагностические наблюдения сотворческих занятий, результаты анализируют. Комплексная социально-психологическая поддержка преподавателей ориентирована на развитие ключевых профессиональных умений наставника: конструкторские компетенции (творческие, технологические), коммуникативные компетенции (эффективная педагогическая коммуникация), регулятивные (саморегуляции, эмоциональный интеллект), рефлексивные.

Каждой группой в течение учебного года руководит педагог-наставник, имеющий достаточный опыт и талант в реализации сотворческих практик.

К примеру, проблемно-творческая группа «Конструкторские компетенции педагога» занимается обсуждением и анализом следующих методов педагогики сотворчества, разработанных С.Ю. Степановым [1]: «позициональная дискуссия», «проектный полипленум», «символические и образно-ролевые инверсии», «аукцион идей», «социо- и психографирование», «композиция проблемно-смыслового поля», «социо- и психоимпровизация», «символизация и версификация идей и образов», «рефлексивная диагностика ценностных установок и отношений».

Коллективно вырабатываются практические рекомендации по конструированию занятий на основе сотворческих приемов, преподавателям становятся более понятными алгоритмы организации учебной деятельности, открываются секреты и тонкости внедрения педагогики сотворчества в педагогическую практику. В другой проблемно -творческой группе «Коммуникативные компетенции педагога» процесс сотворчества

обусловлен живыми эмоциональными связями, которые возникают между субъектами образования в контексте основных принципов рефлексивно-сотворческого бытия: уникальности, парадоксальности, открытости и избыточности. Преподавателям, внедряющим сотворчество в учебный процесс, занятия в данной группе помогают детально изучить и понять эти принципы. В результате осуществляется пересмотр собственного педагогического стиля коммуникации, индифферентное отношение к студентам заменяется доброжелательным, вдохновляющим общением.

В рамках встреч данной группы педагоги участвуют в психологических тренингах, играх, практикумах по саморегуляции, разрабатывают на этой основе практические рекомендации. В рамках занятий проблемно-творческой группы «Рефлексивные компетенции педагога» преподаватели учатся работать на основе обратной связи, то есть осуществлять постоянную рефлексию своей деятельности, отмечать позитивные изменения и видеть проблемные зоны, работать с ними, преодолевать ошибки студентов как точки роста и дальнейшего развития. Профессиональная рефлексия педагога бывает ситуативной, ретроспективной или перспективной, в зависимости от педагогической ситуации. Информационно-методическая поддержка преподавателя нацелена на оказание оперативной информационной практико-ориентированной помощи педагогам образовательных организаций в решении определенной педагогической задачи. Рефлексивный образовательный контент (игровой, дидактический, методический, диагностический) предназначен для использования педагогами. Педагогика сотворчества как искусство требует от преподавателя постоянной работы над самим собой, в рамках которой активизируется его мотивация и потенциал.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.psy.msu.ru/science/autoref/starostina/starostina_info_opp_stepanov/ (дата

обращения: 05.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.