Научная статья на тему 'Активизация сотворческой деятельности студентов в контексте реализации стандартов третьего поколения'

Активизация сотворческой деятельности студентов в контексте реализации стандартов третьего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутузова А. В.

В статье уточнено понятие «сотворческая деятельность», представлены критерии и уровни подготовленности студента к ней, а также раскрыт теоретический аспект развертывания педагогического условия активизации сотворческой деятельности в рамках подготовки к ней студентов различных направлений подготовки бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутузова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Активизация сотворческой деятельности студентов в контексте реализации стандартов третьего поколения»

3. Дереклеева Н.И. Классные часы по теме «Нравственность». - М., 2007.

4. http://zdobr.ru (дата обращения: 25.03.2012).

АКТИВИЗАЦИЯ СОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

© Кутузова А.В.*

Сибирский государственный технологический университет, г. Красноярск

В статье уточнено понятие «сотворческая деятельность», представлены критерии и уровни подготовленности студента к ней, а также раскрыт теоретический аспект развертывания педагогического условия активизации сотворческой деятельности в рамках подготовки к ней студентов различных направлений подготовки бакалавриата.

Необходимость подготовки студентов к сотворческой деятельности представлена в федеральных государственных образовательных стандартах третьего поколения по различным направлениям подготовки бакалавриата в виде перечня общекультурных и профессиональных компетенций (быть готовым к сотрудничеству с коллегами и к работе в коллективе (ОК-3; направление подготовки «Социальная работа»),готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3;направление подготовки «Агрономия»), проектировать детали и узлы... (ПК-7; направление подготовки «Прикладная механика»), разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных... (ПК-5; направление подготовки «Информатика и вычислительная техника»), готовность к работе в творческом коллективе в целях совместного достижения высоких качественных результатов творческой деятельности, к организации творческих проектов. (ПК-13; направление подготовки «Режиссура театрализованных представлений и праздников») и др.).Следовательно, актуальным является вопрос педагогического обеспечения подготовки студентов к сотворческой деятельности. Основываясь на анализе понятий «творчество», «сотворчество», «совместная деятельность», рассмотренных в психоло-го-педагогическом аспекте, под «сотворческой деятельностью» мы понимаем совокупность целенаправленных, согласованных, соорганизованных действий, ценностно-смыслового, избирательно-праксиологического, познавательно-рефлексивного характера, раскрывающихся в самой сущности творчества и новизне создаваемого продукта. По итогам проведенного теоретического изыскания нами были выявлены критерии (ценностно-смысло-

* Старший преподаватель кафедры «Управление персоналом».

вой, избирательно-праксиологический, познавательно-рефлексивный) и уровни (утилитарно-прагматический, нормативно-функциональный, созидательно-альтруистический) подготовленности студентов к сотворческой деятельности. Соответственно, целью подготовки студента к сотворческой деятельности является повышение уровня его подготовленности к сотворческой деятельности.

Обратим внимание на интерпретациювыявленных в ходе исследования характеристик избирательно-праксиологического критерия подготовленности студента к сотворческой деятельности: прямое высказывание студентом собственных идей предполагает открытость, отрицание корыстных целей; доступность, свобода студента для восприятия нового означает его способность воспринимать идеи, отличные от его собственных;координация идей в ходе сотворческой деятельности при сохранении позитивных взаимоотношений предполагает способность студента четко, грамотно, уважительно изложить свои мысли в процессе совместной деятельности;оптимальное распределение ролей в группе с целью успешного взаимодействия обозначает понимание студентом своей функции в ходе сотворческой деятельности по достижению определенного результата.Соответственно, следуя заявленной логике, для формирования данного критерия необходимо разработать определенное педагогическое обеспечение.

Под педагогическим обеспечением мы понимаем совокупность факторов и условий их развертывания посредством специальных педагогических форм, методов, процедур и приемов (технологий) с учетом критериев эффективности их реализации [6]. При этом педагогические условия подготовки студента к сотворческой деятельности представляют собой совокупность обстоятельств процесса подготовки, необходимость которых теоретически обоснована целью подготовки (обеспечить высокий уровень подготовленности студента к сотворческой деятельности), и от реализации которых зависит процесс подготовки студента к сотворческой деятельности. Одним из таких условий подготовки студента к сотворческой деятельности, в частности при формировании избирательно-праксиологического критерия, является активизация сотворческой деятельности студента. Рассмотрим подробнее особенности реализации данного условия.

В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения понятия «активизация», поэтому при начальном анализе сущности педагогического условия активизации сотворческой деятельности студента обратимся к интерпретации вышеназванного понятия в справочно-энциклопедической литературе. Активизация - это действие по глаголу активизировать -вызвать в ком-чем-нибудь активность, побудить к усиленной деятельности [15]; побуждать к активности, усиливая деятельность, оживлять [9]. В современном словаре иностранных слов понятие «активизация» (лат. асй\ш -деятельный) связывается с переходом к более решительным действиям [13].

Предметная область рассмотрения активизации в педагогике достаточно широка: активизация обучения в целом, активизация учебной деятельности, активизация познавательной деятельности, активизация учебно-творческой деятельности, активизация учебно-профессиональной деятельности и другие. Обратимся к работам педагогов-исследователей для расширения понимания феномена «активизация» через рассмотрение различных контекстов его использования в педагогике.

Белокур Н.Ф. определяет суть активизации познавательной деятельности как «... переход от более простых к более сложным формам мышления; от действий по образцам к самостоятельным творческим видам деятельности. Активизировать деятельность - значит изменить направленность, придать ей более целенаправленный, интенсивный, динамичный, гибкий характер, то есть внести качественные изменения в дальнейший процесс развертывания» [4].

По мнению А.А. Вербицкого, направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, а создание педагогических условий для повышения осмысленности учения. Наиболее важной в концепции контекстного обучения А.А. Вербицкого является активности личности в обучении. Автор также вводит понятие «активное обучение», под которым предлагает переход от преимущественно регламентируемых, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса в вузе к развивающимся, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим порождение познавательных мотивов, интереса к будущей профессиональной деятельности, условий для творчества в обучении [5].

Шамова Т.И. определяет активизацию как мобилизацию педагогом с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил обучаемых на достижение конкретных целей обучения и воспитания [17, с. 49]. Как постоянно текущий процесс побуждения к энергичному, целенаправленному учению, преодолению пассивной и стереотипной деятельности определяет активизацию С.Н. Ярошенко [19, с. 81]. Под активизацией учебно-познавательной деятельности студентов Р. А. Низамов рассматривает «целеустремленную деятельность преподавателя, направленную на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью возбуждения интереса, повышения активности, творчества, самостоятельности студентов в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике» [8, с. 38].

Некоторые авторы «активизацию» связывают с реализацией дидактического принципа активности, сущность которого состоит в умелом использовании преподавателем разнообразных приемов, способствующих «возбуждению» потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. «Активизация учебного процесса кроется в

совершенствовании его содержания, методов и организационных форм. А само содержание, методы и организационные формы определяются, как известно, дидактическими принципами. Поэтому активизация учебного процесса обеспечивается, прежде всего, умелым и сознательным осуществлением этих принципов» [1, с. 12].

Таким образом, активизировать в педагогическом смысле значит обеспечить «. пробуждение активности, усиление и оживление деятельности личности за счет совершенствования и обновления педагогических условий, методов, приемов, средств и организационных форм» [2, 10, 12, 16].

Вышеизложенные идеи различных ученых свидетельствуют об отношении к активизации как деятельности, в первую очередь, преподавателя, который повышает эффективность обучения за счет совершенствования методов обучения и форм организации. Соответственно при развёртывании педагогического условия активизации сотворческой деятельности студента необходимо особое внимание уделить технологии его реализации, которая должна представлять совокупность проблемных, исследовательских, поисковых, мотивирующих, порождающих интерес к сотворческой деятельности в будущей профессии методов и форм организации процесса профессиональной подготовки.

В тоже время, ряд авторов определяют активизацию и как процесс активизации деятельности самим студентом, что также предъявляет определенные требования к педагогической технологии реализации условия активизации сотворческой деятельности студента. Наиболее подробно данный вопрос рассмотрела в своем исследовании Ю.А. Мишина [7], приведем лишь некоторые представленные ею точки зрения ученых. В активизации процесса обучения скрыты резервы повышения «производительности» не только педагогического труда, но и эффективности учебно-познавательной деятельности студента [3]. Саморегуляция активной деятельности студента зависит от его деятельностной позиции в воспитательно-образовательном процесс вуза и осуществляется в ситуациях, побуждающих его к самостоятельным принятиям решений и действий, к творческой деятельности (например, высказывание суждений, их обоснование) [18, а 135-136].

Активизацию учебно-познавательной деятельности М.Н. Скаткин определяет как совершенствование содержания, методов, методических приемов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность обучающихся в процессе обучения [11].

Таким образом, задачей развертывания педагогического условия активизации сотворческой деятельности студента является не только совершенствование методов, приемов, средств и форм его реализации, обеспечивающих интерес, творчество, самостоятельность студента, но и воспитание активной деятельностной позиции самого студента.

Интеграцию данных пониманий феномена «активизации» обеспечивает его рассмотрение в качестве педагогической стратегии (В.В. Игнатова, Л.В. Петрова, З.В. Хохрина, И.В. Дрыгина, И.Л. Кожемяко и другие), при этом активизация представляется как деятельностный компонент педагогического обеспечения, который обеспечивает активную, сознательную, самостоятельную, результативную деятельность студента [14], а также как педагогическая стратегия, обеспечивающая сознательное переведение соответствующих личностных образований из потенциального поля в актуальное, «пробуждение активности, усиление и оживление деятельности личности за счет совершенствования педагогических условий, методов, приемов, средств и организационных форм» [16, с. 8].

На основании вышеизложенного, активизация сотворческой деятельности студента принимается нами как процесс, направленный со стороны педагога на совершенствование содержания, форм, методов, приемов и средств обучения с целью повышения активности студентов в процессе сотворческой деятельности, а со стороны студента - на самостоятельный переход с позиции «потребителя» результатов активности преподавателя в позицию «создателя» собственной «сотворческой активности», предполагающей осознание и принятие ценности сотворческой деятельности для будущей профессии, приложение определенных усилий по развитию в себе умений и навыков, способов действий, необходимых для успешной активной сотворческой деятельности.

Таким образом, педагогическое условие активизации сотворческой деятельности студента является неотъемлемым элементомподготовки студента к сотворческой деятельности.

Список литературы:

1. Активизация познавательной деятельности студентов: Сборник научных трудов [Текст] / Под ред. Н.Д. Никандрова. - 1973. - С. 12.

2. Аристова Л.П. Активность учения школьника [Текст] / Л.П. Аристова. - М.: Просвещение, 1968. - 138 с.

3. Ахияров К.Ш. Активная познавательная деятельность в целостном педагогическом процессе [Текст] / К.Ш. Ахияров. - М.; Уфа: Бирск. гос. пед. ин-т, 2001. - 276 с.

4. Белокур Н.Ф. О повышении эффективности методики урока. Пути повышения эффективности обучения в школе [Текст] / Н.Ф. Белокур. - Челябинск, 1980. - 40 с.

5. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст] / А.А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.

6. Игнатова В.В., Барановская Л.А. Духовно-творческое становление личности и ее социальной ответственности: монография. - Красноярск: СибГТУ 2010. - С. 81.

7. Мишина Ю.А. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов вуза: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01. - Кемерово, 2010.

8. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов [Текст] / Р.А. Низамов. - Казань: КГУ 1975. - С. 38.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (online версия).

10. Петрова Л.В. Активизация интерактивного стиля личности старшего школьника как фактор развития ее духовно-творческого потенциала: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В. Петрова. - Улан-Удэ, 2002. - 23 с.

11. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения / М.Н. Скат-кин. - М.: Педагогика, 1971. - 208 с.

12. Современная психология: справ. руководство. - М., 1999. - 688 с.

13. Современный словарь иностранных слов. - М., 1993. - 740 с.

14. Становление личности в образовательном процессе: культурные и педагогические аспекты / Под общ. ред. В.В. Игнатовой, Г.А. Субоча. - Красноярск: изд-во СибГТУ, 2010. - С. 12.

15. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ushakov-term-506.htm.

16. Хохрина З.В. Активизация духовно-творческого потенциала личности старшеклассника посредством сказки [Текст]: автореф. дисс. . канд. пед. наук / З.В. Хохрина. - Красноярск, 2002. - 23 с.

17. Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамо-ва. - М.: Педагогика, 1982. - С. 49.

18. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. -М.: Просвещение, 1986. - С. 135-136.

19. Ярошенко С.Н. Понятие «активизация учебной познавательной деятельности» учащихся в научно-педагогических исследованиях / С.Н. Ярошенко // Вестник ОГУ - 2004. - № 9. - С. 81-85.

ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Лейманова Д.Р.*

Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия,

г. Нижний Тагил

В статье рассматриваются условия эффективности организации коллективной учебно-познавательной деятельности младших школьников на

* Научный руководитель: Авдюкова Е.В., старший преподаватель кафедры Художественнотехнологического образования, к.п.н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.