Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ФОТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ФОТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
113
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОТЕРАПИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / АРТ-ТЕРАПИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / КОРРЕКЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / PHOTOTHERAPY / ANXIETY / ART THERAPY / YOUNGER STUDENTS / CORRECTIVE EFFECTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабакова Е.Н., Киселёва Е.В.

В статье говорится о разработанных практических подходах, включающих использование арт-терапевтических методов, направленных на совершенствование рефлексии эмоций и чувств, улучшение психической активности ребенка, снижение тревожности, осознание личных трудностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PHOTOTHERAPY IN THE CORRECTION OF ANXIETY PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS

The article refers to the developed practical approaches, including the use of art therapeutic methods aimed at improving the reflection of emotions and feelings, improving the mental activity of the child, reducing anxiety, awareness of personal difficulties

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ФОТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

детям с аутизмом не располагает таким количеством доказательств в свою пользу и таким внушительным числом исследований.

Использованные источники:

1. Козорез А. Ресурсный класс / А. Козорез, Москва: АНО «Ресурсный класс», 2016, 357 с.

2. Шилина Л. Рабочий визит в Воронеж / Л. Шилина, Электронный ресурс: http:// outfund.ru/rabochij -vizit-fonda-vyxod-v-voronezh/

УДК 37.022

Бабакова Е.Н. педагог-психолог Киселёва Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИКИ ФОТОТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация:

В статье говорится о разработанных практических подходах, включающих использование арт-терапевтических методов, направленных на совершенствование рефлексии эмоций и чувств, улучшение психической активности ребенка, снижение тревожности, осознание личных трудностей.

Ключевые слова:

Фототерапия, тревожность, арттерапия, младшие школьники, коррекционные воздействия.

Babakova E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Kiselyova E. V. teacher-logopedist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod THE USE OF PHOTOTHERAPY IN THE CORRECTION OF ANXIETY PRIMARY SCHOOL AGE STUDENTS

Annotation:

The article refers to the developed practical approaches, including the use of art therapeutic methods aimed at improving the reflection of emotions and feelings, improving the mental activity of the child, reducing anxiety, awareness of personal difficulties

Keyword:

Phototherapy, anxiety, art therapy, younger students, corrective effects

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психолого-педагогической коррекции и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности и ее коррекции. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения. Основным средством, способным решить проблемы детей, считается «арт -терапия». Арт-терапия -(от англ. art, искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. Арт-терапия в коррекции детской тревожности является самым безопасным и интересным методом. Фототерапия - это один из методов арт-терапии, который предполагает использование «побочных эффектов» фотографии с целью самопознания, решения психологических проблем и прочих необходимых нам вещей. Вопросы целенаправленного коррекционного воздействия с помощью метода фототерапии являются инновационным в психолого-педагогической практике. Особую актуальность приобретает использование фототерапевтических средств в работе с детьми с тревожностью, поскольку детские впечатления сильны и глубоки, а подобные занятия помогают вызвать живую эмоциональную реакцию, отвечают современным потребностям и интересам молодого поколения. Методы фототерапии являются ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, особенно в работе с детьми школьного возраста. Используемые формы и методы фототерапевтической работы с детьми многообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают высокое эмоциональное напряжение, детскую тревожность. В настоящее время данный способ использования фотографии мало известен в России: практически не освещаются возможности использования фототерапии, мало научных исследований этой области и еще меньше квалифицированных специалистов. Зарубежные формы подхода в нашей стране практикуют и распространяют А.И. Копытин и О.И. Перевезенцева.

Фототерапия может включать работу с готовыми фотографиями человека, а также создание снимков в процессе терапии. Ключевой момент -это создание и/или восприятие фотографических образов, обсуждение и различные творческие преобразования: тематические сочинения, рисование, коллаж, инсталляция готовых снимков, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними, сценическое представление, движение и танец и т. д.

Главный представитель российской фототерапии А. И. Копытин выделил 11 функций фотографии, которые обеспечивают возможность ее применения в терапии:

1. Фокусирующая/актуализирующая функция позволяет пережить заново события прошлого, переосмыслить их уже в настоящем контексте, завершить негативную ситуацию в более положительном ключе.

2. Стимулирующая функция - активирует сенсорные системы (зрение, кинестетика, тактильная чувствительность и др.), требует мобилизации чувств и изобретательности.

3. Организующая функция координация различных систем при съемке и при последующем восприятии фотографий: сенсорных, воображения, ассоциаций и т.д.

4. Объективирующая функция перекликается с фокусирующей.

5. Функция отражения динамики позволяет наблюдать изменения человеческого облика, его внутреннего состояния, отслеживать его собственную интерпретацию снимков с течением времени.

6. Смыслообразующая функция помогает человеку увидеть смысл поступков и переживаний как своих собственных, так и других людей.

7. Деконструирующая функция дополняет смыслообразующую. Основная задача - донести до человека мысль, что его трактовка поступков и переживаний может быть изначально навязанной извне, т.е. быть конструктом (термин постмодерна).

8. Функция рефрейминга помогает человеку по-новому воспринять себя, поместив себя в события или условия, которые в реальности не имели места, например, с помощью коллажа.

9. Удерживающая (контейнирующая) функция предполагает, что человек через фотографию может выразить собственные переживания путем сублимации в творчестве его чувства «удерживаются», направляются в иное русло и не находят отражения в реальности в иных формах (возможно, 318 чрезмерной) экспрессии.

10. Экспрессивнокатарсическая функция предполагает, что с помощью фотоаппарата человек может сам создавать снимки, отражающие его эмоциональные состояния, представления о чем-либо, и очищаться от тяжелых переживаний, обсуждая их с терапевтом или в группе.

11. Защитная функция помогает человеку обезопасить себя в разных аспектах: абстрагироваться от изображения на фотографии; принять решение, что именно ему снимать и когда и кому показывать снимки.

Фототерапия связана с применением фотографии для решения различных психологических проблем, а так же для развития и гармонизации личности. Особый интерес она представляет для детей и подростков. Подростки через фотографию актуализируют либо положительный, либо отрицательный опыт с целью повторного переживания. Особенно эта становится важным в ситуации подростковой депрессии, суицидальных настроений. Фокусировка на фотографиях счастливого детства, ярких событий жизни, любящих людей помогает укрепить внутренние ресурсы, дают стимул к дальнейшему развитию. Активизируются все сенсорные системы подростка, позволяя преодолеть подростковую сенсорную депривацию. В процессе фотографирования и просмотра готовых снимков у подростка формируются новые представления. Рассматривая (отражая) снимки за какой-то период своей жизни подросток с помощью психолога

может провести ретроспективный анализ этого этапа.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что фототерапия как инструмент психотерапии имеет большой потенциал применения в практике психологов, социальных работников, педагогов и других представителей помогающих профессий при работе с самыми разными детьми.

Использованные источники:

1. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64 - 108.

2. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии / СПб.: Издательство «Речь», 2003. С. 10.

3. Копытин А.И., Платтс Д. Руководство по фототерапии / М.: КогитоЦентр, 2009. 184 с.

УДК 159.923:37

Бахтиярова Я.А.

студент Крамаренко А. С. студент Терещенко А. С. студент

ФГБОУВО «Кубанский Государственный Университет»

Россия, г. Краснодар ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ПЕДАГОГА И ЕГО

ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация: статья посвящается анализу проблемы эмоционального выгорания педагогов, которая является одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации. Работа раскрывает психологические особенности развития эмоционального выгорания, анализирует факторы возникновения проблемы, а так же предлагаются рекомендации по предотвращению синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, учитель, педагог, синдром, профессиональный стресс, эмоциональность.

Bakhtiyarova Y.A. Kramarenko A.S. Tereshchenko A.S.

students

«Kuban State University» Russia, Krasnodar EMOTIONAL BURNOUT OF THE TEACHER AND ITS

PREVENTION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.