Научная статья на тему 'МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ТЕРАПИЯ / КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ ЧЕЛОВЕКА / ART THERAPY / CORRECTION OF EMOTIONAL STATES / CREATIVE POTENTIAL / INTERNAL RESERVES OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотьева Е.Н., Бабакова Е.Н., Киселева Е.В.

В статье рассматривается одно из направлений современной психологической практики - арт-терапия. Показана актуальность, значимость и основные преимущества данного направления работы психолога. Описаны конкретные практические приемы арт-терапии, которые можно использовать в работе с детьми как в урочной, так и внеурочной деятельности. При этом описанные приемы работы могут быть применены как психологом в своей деятельности, так и педагогами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ART THERAPY METHODS AND TECHNIQUES IN EARTH AND EXTRA-DAY ACTIVITIES

The article considers one of the directions of modern psychological practice - art therapy. The relevance, significance and main advantages of this direction of work of the psychologist are shown. Specific practical techniques of art therapy are described, which can be used in work with children both in rough and out-of-school activities. At the same time, the described techniques of work can be applied both by a psychologist in their activities and by teachers.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.022

Зотьева Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород Бабакова Е.Н. педагог-психолог МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород Киселева Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ АРТ-ТЕРАПИИ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация:

В статье рассматривается одно из направлений современной психологической практики - арт-терапия. Показана актуальность, значимость и основные преимущества данного направления работы психолога. Описаны конкретные практические приемы арт-терапии, которые можно использовать в работе с детьми как в урочной, так и внеурочной деятельности. При этом описанные приемы работы могут быть применены как психологом в своей деятельности, так и педагогами. Ключевые слова:

Арт-терапия, коррекция эмоциональных состояний, творческий потенциал, внутренние резервы человека.

Zotyeva E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Babakova E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Kiselyova E.V. teacher-logopedist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod ART THERAPY METHODS AND TECHNIQUES IN EARTH AND EXTRA-DAY ACTIVITIES.

Summary:

The article considers one of the directions of modern psychological practice - art therapy. The relevance, significance and main advantages of this direction of

work of the psychologist are shown. Specific practical techniques of art therapy are described, which can be used in work with children both in rough and out-of-school activities. At the same time, the described techniques of work can be applied both by a psychologist in their activities and by teachers.

Keywords:

Art therapy, correction of emotional states, creative potential, internal reserves of a person.

«Использовать искусство экспрессивно - это значит войти в наш внутренний мир для того, чтобы обнаружить находящиеся в нем переживания и затем выразить эти переживания посредством художественных форм, движения, звука, письма или драматизации», - подчеркивает Карл Рэнсом Роджерс (американский психотерапевт, арт-терапевт) [4] .

Арт-терапия — современное направление психологии и психотерапии, которое активно использует различные художественные приемы и творчество: рисунок, лепка, фотографии, кинофильмы, музыка, актерское мастерство и другие.

Методы арт-терапии в настоящее время завоевывают все большую популярность. Сегодня навыки арт-терапии применяют в психологии и психотерапии, педагогике и социальной работе. Все больше людей, связанных с искусством и творчеством обращают свой взгляд на арт-терапию, потому что она позволяет по-новому увидеть созидательную и развивающую силу искусства. И это не случайно, ведь арт-терапия помогает раскрыть внутренние резервы человека, его творческий потенциал, способствует самопознанию и гармонизации личности, является ключом к решению множества психологических проблем. В арт-терапии разработано множество заданий и упражнений, как для индивидуального, так и для группового выполнения.

Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Например, многим родителям знакомо, как ребенок интенсивно закрашивает лист черным карандашом. Часто это пугает их, однако — это и есть самотерапия искусством. Ребенок «выплескивает» то, что его волнует.

Внутренне «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не особенно задумываясь о своих произведениях, рисует, пишет картину, лепит. Принято считать, что в художественном творчестве отражаются все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания детства, сновидения. При их словесном описании могут возникнуть затруднения, поэтому именно невербальные средства часто являются единственно возможным способом выражения и прояснения сильных переживаний.

Здесь можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии:

• практически каждый человек (независимо от возраста) может

участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких -либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

• арт-терапия является средством преимущественно невербального общения, что делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

• изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей, это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднениях в налаживании контактов;

• продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека;

• арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

• арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуального и неповторимого способа бытия в мире.

Арт-терапевтическая работа способствует лучшему пониманию потребностей учащихся педагогами. Ниже будут рассмотрены несколько упражнений, которыми может пользоваться каждый педагог в своей профессиональной деятельности.

Рисование по теме: «Мое настроение в красках и образах»

Дети получают один лист бумаги на несколько человек.

Инструкция: «Перед вами краски, кисточки, фломастеры и лист бумаги. Передайте свое настроение, свои чувства так, как вы это ощущаете, видите, слышите и чувствуете. Старайтесь рисовать таким образом, чтобы не мешать своим друзьям».

Когда дети заканчивают рисовать, каждый может продемонстрировать результаты своего труда и рассказать об эмоциональном состоянии.

Упражнение «Такие разные животные»

Цель: познакомить детей со способами выражения эмоционального состояния (радости, грусти, гнева, удивления и т.п.); познакомить с различными техниками изображения; формировать эстетическое отношение к природе, умение замечать красоту.

Материал: гуашь, плоские кисточки, бумага формата А4 (по 2 листа на человека).

Ход упражнения: «Предлагаю создать на листе в гуашевой технике сегодняшнее небо. Быстро покрываем лист мазками-кирпичиками, обязательно отрывая кисточку от листа бумаги и давая ей «вздохнуть». Теперь мнем другой лист бумаги А4, разводим в блюдечке краску. Мятой бумагой делаем отпечатки на имеющемся фоне.

Получившееся животное, если это необходимо, дорисовываем кисточкой. Подумайте, какое настроение у вашего персонажа: он радостный, грустный, злой, удивленный, испуганный? Добавьте в рисунок необходимые детали».

Педагог может рисовать мятой бумагой на доске. Например, сделав пятно - животик, сверху поставить пятно - голову, по бокам и внизу животика сделать более мелкие пятнышки - лапки, а на голове расположить крохотные пятнышки - ушки - получится пушистый межвежонок.

Упражнение «Рисунок в 4 руки»

Цель: снятие напряжения, развитие навыков взаимодействия

Ход упражнения: участники делятся на пары. Каждый создает маленький рисунок, затем партнеры обмениваются своими рисунками. Задача каждого участника пары: использовать нарисованное как элемент нового рисунка. Обмен рисунками можно провести 3 - 4 раза, пока весь лист не будет заполнен. В завершение идет обсуждение того, что происходило. Педагог участвует в обсуждении, делится своими наблюдениями.

Как средство для релаксации и расслабления можно использовать мандалы («круга»). Часто ее считают символическим отражением духовной, космической или психической гармонии. Цель работы при разукрашивании мандалы - это развитие творчества, развитие произвольности поведения, снятие внутреннего напряжения, релаксация, развитие мелкой моторики рук, воспитание аккуратности. В данной методике нет четких правил, поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

В конце занятия детям можно предложить изобразить свои ощущения, настроение после занятия, не используя при этом кисточки - пальчиковое рисование. Его основная цель - рефлексия состояния, настроения, эмоциональная разгрузка, сенсорно-перцептивное развитие.

Т.о. использование разных форм творческого самовыражения учащихся школ и других образовательных учреждений может являться одним из существенных факторов сохранения их психического здоровья, более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Изобразительная деятельность сама по себе может являться мощным терапевтическим фактором. Она допускает самые разные способы обращения с художественными материалами. Выражение чувств и представлений ребенка в процессе изобразительного творчества и игры также делает более наглядным и доступным для сознания содержание его внутреннего мира [2].

Внедрение арт-терапии в различные образовательные учреждения позволяет решать задачи предупреждения и коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств у детей и подростков, развитие у них комплекса психологических навыков, необходимых для успешной психосоциальной адаптации, проводить работу с семьями учащихся, а также педагогами в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания [2].

В целом, разнообразные виды деятельности в арт-терапии развивают фантазию и воображение, помогают ориентироваться в мире вещей посредством их моделирования в ином материале, формируют у детей умения действовать во внутреннем плане, способствуют развитию моторики, сенсорно-перцептивному развитию, становлению произвольной регуляции деятельности, снижению эмоционального напряжения, способствует гармонизации эмоциональной сферы.

Использованные источники:

1. Бурно М. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.

2. Копытин А. Терапия искусством в системе образования/Школьный психолог.- 2011.- №1.

3. Практикум по арт-терапии/Под ред. Копытина А.И. - Питер, 2000.

4. Роджерс Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств/ Вопросы психологии. - 1995. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.