Научная статья на тему 'ФОТОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОТОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
70
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ / КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / АРТ-ТЕРАПИЯ / ФОТОТЕРАПИЯ / ANXIETY / CORRECTION OF PERSONAL FEATURES / JUNIOR SCHOOLBOY / ART THERAPY / PHOTOTHERAPY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабакова Е.Н., Зотьева Е.Н., Киселева Е.В.

Статья посвящена проблеме высокой тревожности обучающихся младшего школьного возраста. В статье рассматриваются методы коррекции личности тревожных детей. Более подробно освящены методы арт-терапии, а именно - фототерапевтический метод. Показаны основные преимущества, функции и задачи данного коррекционного метода в работе психолога с младшими школьниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOTHERAPY AS A METHOD OF PSYCHOLOGICAL CARE IN WORK TO REDUCE ANXIETY STUDENTS OF PRIMARY SCHOOL AGE

The article is devoted to the problem of high anxiety of students of primary school age. In article methods of correction of the identity of disturbing children are considered. Art therapy methods, namely the phototherapeutic method, are consecrated in more detail. The main advantages, functions and tasks of this corrective method in the work of the psychologist with younger schoolchildren are shown.

Текст научной работы на тему «ФОТОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 37.022

Бабакова Е.Н. педагог-психолог Зотьева Е.Н. педагог-психолог Киселева Е.В. учитель-логопед МБОУ «Гимназия №22» Россия, г. Белгород ФОТОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РАБОТЕ ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация:

Статья посвящена проблеме высокой тревожности обучающихся младшего школьного возраста. В статье рассматриваются методы коррекции личности тревожных детей. Более подробно освящены методы арт-терапии, а именно - фототерапевтический метод. Показаны основные преимущества, функции и задачи данного коррекционного метода в работе психолога с младшими школьниками.

Ключевые слова:

Тревожность, коррекция личностных особенностей, младший школьник, арт-терапия, фототерапия.

Babakova E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Zotyeva E.N. educational psychologist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod Kiselyova E.V. teacher-logopedist MBOU "Gymnasium No. 22" Russia, Belgorod

PHOTOTHERAPY AS A METHOD OF PSYCHOLOGICAL CARE IN WORK TO REDUCE ANXIETY STUDENTS OF PRIMARY

SCHOOL AGE

Annotation:

The article is devoted to the problem of high anxiety of students of primary school age. In article methods of correction of the identity of disturbing children are considered. Art therapy methods, namely the phototherapeutic method, are consecrated in more detail. The main advantages, functions and tasks of this corrective method in the work of the psychologist with younger schoolchildren are

shown.

Keywords:

Anxiety, correction of personal features, junior schoolboy, art therapy, phototherapy.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психолого-педагогической коррекции и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности и ее коррекции. Большое значение в развитии тревожности имеет адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и предпочтений.

Г. М. Бреслав отмечает, что тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой испытывают затруднения [2].

Распространенным средством, способным решить проблемы детей, считается «арт-терапия». Арт-терапия - (от англ. art, искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [4].

В настоящее время в психологической практике есть методики, которые используют творческий потенциал человека. Большинство из них нашли воплощение в арт-терапии - терапии с применением различных средств выразительности. Однако высокая абстракция конечного продукта данной терапии сужает область ее применения.

Арт-терапия в коррекции детской тревожности является самым безопасным и интересным методом. Данный метод наиболее подходит детям, имеющим такие проблемы, как задержка психического развития, речевые трудности, умственная отсталость, аутизм, где «вербальный» контакт затруднен. Так, «терапевтическое» рисование- это не создание произведения искусства, а формирование положительной мотивации, помогающая преодолеть страхи детей перед трудностями, которые вызваны их психофизиологическими «дефектами».

Практически любой фотоснимок (сделанный лично нами или другими людьми) вызывает в нашей душе отклик, порождает чувство, эмоцию, воспоминание, ассоциацию, мысль. Так вот фототерапия - это один из методов арт-терапии, который предполагает использование этих «побочных эффектов» фотографии с целью самопознания, решения психологических проблем и прочих необходимых нам вещей.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что вопросы

целенаправленного коррекционного воздействия с помощью метода фототерапии являются инновационным в психолого-педагогической практике. Особую актуальность приобретает использование фототерапевтических средств в работе с детьми с тревожностью, поскольку детские впечатления сильны и глубоки, а подобные занятия помогают вызвать живую эмоциональную реакцию, отвечают современным потребностям и интересам молодого поколения.

Методы фототерапии являются ценным инструментом в деятельности образовательных учреждений, особенно в работе с детьми школьного возраста. Используемые формы и методы фототерапевтической работы с детьми многообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают высокое эмоциональное напряжение, детскую тревожность.

В настоящее время данный способ использования фотографии мало известен в России: практически не освещаются возможности использования фототерапии, мало научных исследований этой области и еще меньше квалифицированных специалистов. Зарубежные формы подхода в нашей стране практикуют и распространяют А.И. Копытин (2010, Санкт-Петербург) и О.И. Перевезенцева (2010, Москва).

Фототерапия может включать работу с готовыми фотографиями человека, а также создание снимков в процессе терапии [Weiser, 2002]. Ключевой момент - это создание и/или восприятие фотографических образов, обсуждение и различные творческие преобразования: тематические сочинения, рисование, коллаж, инсталляция готовых снимков, изготовление из фотографий фигур и последующая игра с ними,сценическое представление, движение и танец и т. д. [1].

Интерес к фотографии в жизни каждого человека возникает по целому ряду причин. Для одних это хобби, способ творческого самовыражения. Для других - своеобразные «зарубки на память», способ сохранить воспоминания о путешествиях, рождении ребенка, свадьбе и других важных событиях.

Помимо перечисленных выше смыслов использования фотоаппарата, существует ещё один, не сразу бросающийся в глаза. Фотография в нашу информационную эпоху - это не только «техника рисования светом» (дословный перевод франц. Слова photographie), не только способ запечатления реальности, не только вид искусства.Это средство общения человека с другими людьми и, прежде всего, человека с самим собой [5].

Именно благодаря этому значению фотографии её можно использовать для того, чтобы сделать свою жизнь яркой, даи для многих других целей, о которых речь пойдет чуть ниже.

Главный представитель российской фототерапии А. И. Копытин выделил 11 функций фотографии, которые обеспечивают возможность ее применения в терапии [2, 3]:

1. Фокусирующая/актуализирующая функция позволяет пережить заново события прошлого, переосмыслить их уже в настоящем контексте,

завершить негативную ситуацию в более положительном ключе.

2. Стимулирующая функция —активирует сенсорные системы (зрение, кинестетика, тактильная чувствительность и др.), требует мобилизации чувств и изобретательности.

3. Организующая функция координация различных систем при съемке и при последующем восприятии фотографий: сенсорных, воображения, ассоциаций и т.д.

4. Объективирующая функция перекликается с фокусирующей. Ключевой момент заключается в способности фотографии наглядно представлять человеку его переживания и личностные проявления, отражающиеся во внешнем облике и поступках.

5. Функция отражения динамики позволяет наблюдать изменения человеческого облика,его внутреннего состояния, отслеживать его собственную интерпретацию снимков с течением времени.

6. Смыслообразующая функция помогает человеку увидеть смысл поступков и переживаний как своих собственных, так и других людей.

7. Деконструирующая функция дополняет смыслообразующую. Основная задача — донести до человека мысль, что его трактовка поступков и переживаний может быть изначально навязанной извне, т.е. быть конструктом (термин постмодерна).

8. Функция рефрейминга помогает человеку по-новому воспринять себя, поместив себя в события или условия, которые в реальности не имели места, например, с помощью коллажа. Здесь могут использоваться разные изображения: фото других людей, на которых человек не присутствовал, картины событий исторических эпох и др.

9. Удерживающая (контейнирующая) функция предполагает, что человек через фотографию может выразить собственные переживанияпутем сублимации в творчестве его чувства «удерживаются», направляются в иное русло и не находят отражения в реальности в иных формах (возможно, чрезмерной) экспрессии.

10. Экспрессивнокатарсическая функция предполагает, что с помощью фотоаппарата человек может сам создавать снимки, отражающие его эмоциональные состояния, представления о чем-либо, и очищаться от тяжелых переживаний, обсуждая их с терапевтом или в группе.

11. Защитная функция помогает человеку обезопасить себя в разных аспектах: абстрагироваться от изображения на фотографии; принять решение, что именно ему снимать и когда и кому показывать снимки. Это ощущение владения ситуацией способствует благоприятному исходу терапии.

Итак, исходя из функций фотографии, а также областей, в которых работают фототерапевты, можно сделать вывод об аудитории, в работе с которой данный инструмент психотерапии, на наш взгляд, показывает свою эффективность: люди с проблемами принятия возрастных изменений (подростки с особенностями строения тела; люди старшего возраста и др.);

люди с проблемами адаптации в обществе (в связи с особенностями

характера; люди из детских домов и пр.); люди с депрессиями, расстройствами настроения; люди с нарушением пищевого поведения (анорексия, булимия и др.); люди, злоупотребляющие веществами (алкоголь, наркомания); люди, оказавшиеся в сложной семейной ситуации; люди с посттравматическим стрессовым расстройством; люди с ограниченными возможностями; люди с неизлечимыми болезнями и т.д.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что фототерапия как инструмент психотерапии имеет большой потенциал применения в практике психологов, (в т.ч. клинических), социальных работников, педагогов и других представителей помогающих профессий при работе с самыми разными детьми.

Терапия фотографией позволяет решать следующие задачи: повышение качества жизни; познание и осознание себя: своих чувств, мыслей, представлений, возможностей, комплексов; повышение уверенности в себе, принятие себя настоящего; избавление от стереотипов, шаблонов мышления, чувства вины и обиды; открытие в себе творческого начала, его развитие; умение получать удовольствие от каждого мгновения жизни, умение жить «здесь и сейчас»; улучшение отношений с другими людьми и пр.

Использованные источники:

1. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.: Вариант, ЦСПГИ, 2009. С. 64- 108.

2. Копытин А.И. Тренинг по фототерапии / СПб.: Издательство «Речь», 2003. С. 10.

3. Копытин А.И. Техники фототерапии / СПб.: Речь, 2010. 128 с.

4. Копытин А.И. Фотография в контексте арт-терапии [Электронный ресурс] // Школьный психолог. 2009. № 5. URL: http://psy.1september.ru/view_article. php?id=200900506 (дата обращения 10.09.2015).

5. Копытин А.И., Платтс Д. Руководство по фототерапии / М.: Когито-Центр, 2009. 184 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.