Научная статья на тему 'НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОТОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА'

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОТОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА / МЕТОДЫ ФОТО-АРТ-ТЕРАПИИ / ФОТОГРАФИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / САМОПРИНЯТИЕ / САМООЦЕНКА / Я-КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зинина С.М., Рябченко Д.Г.

В статье рассматриваются некоторые зарубежные и отечественные практики использования методов фото-арт-терапии в деятельности практических психологов, анализируются возможности применения фотографии как средства организации творческого социального взаимодействия, развития самопознания, позитивного самоотношения и Я-концепции личности. На основании опыта реализации авторской практики «Сказочная фототерапия» описаны этапы, принципы и условия эффективной работы психолога с использованием фотографии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW POSSIBILITIES OF PHOTOGRAPHY AS A MEANS OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF A SCHOOL PSYCHOLOGIST

The article deals with some foreign and domestic practices of using the methods of photo-art therapy in the activities of practical psychologists, analyzes the possibilities of using photography as a means of organizing creative social interaction, developing self-knowledge, positive self-attitude and selfconcept of personality. Based on the experience of implementing the author’s practice of «Fairy Tale Phototherapy» , the stages , principles and conditions of effective work of a psychologist using photography are described.

Текст научной работы на тему «НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОТОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА»

Психологическим аспект образовательной u и воспитательной среды

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОТОГРАФИИ КАК СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА

А

^ I

С. М. ЗИНИНА, Д. Г. РЯБЧЕНКО,

кандидат психологических наук, литературный редактор

доцент кафедры истории, философии, издательства «Эксмо»

педагогики и психологии ННГАСУ darina.ryabchenko@mail.ru

snejanazinina @mail.ru

В статье рассматриваются некоторые зарубежные и отечественные практики использования методов фото-арт-терапии в деятельности практических психологов, анализируются возможности применения фотографии как средства организации творческого социального взаимодействия, развития самопознания, позитивного самоотношения и Я-концепции личности. На основании опыта реализации авторской практики «Сказочная фототерапия» описаны этапы, принципы и условия эффективной работы психолога с использованием фотографии.

The article deals with some foreign and domestic practices of using the methods of photo-art therapy in the activities of practical psychologists, analyzes the possibilities of using photography as a means of organizing creative social interaction, developing self-knowledge, positive self-attitude and self-concept of personality. Based on the experience of implementing the author's practice of «Fairy Tale Phototherapy» , the stages , principles and conditions of effective work of a psychologist using photography are described.

Ключевые слова: деятельность психолога, методы фото-арт-терапии, фотография, самосознание, самопринятие, самооценка, Я-концепция личности

Key words: activity of a psychologist, methods of photo-art therapy, photography, self-awareness, self-acceptance, self-esteem, Self-concept of personality

В психологической практике ведутся активные поиск и разработка новых профессиональных методов и средств, позволяющих оказывать позитивное воздействие на Я-концепцию личности, среди которых мы хотим обратить особое внимание на методы фото-арт-терапии.

Структура любой профессиональной деятельности включает в себя систему внешних и внутренних инструментов. Применительно к работе школьного психолога это прежде всего средства воздействия, преобразования и познания личности школьника, среди которых традиционно выделяются средства искусства. Результаты проведенного нами в 2003 году письменного опроса 114 педагогов-психологов Нижнего Новгорода и Нижегородской области свидетельствуют о том, что 85 % респондентов используют в своей работе музыкальные и литературные произведения, изобразительную деятельность, театральные этюды, танец, элементы прикладного искусства и рукоделия [1].

Цифровые реалии современной жизни делают доступными ранее не используемые арт-средства. В рамках «арт-пси-хопедагогики» все средства искусства — и те, что уже нашли широкое применение, и те, которыми еще предстоит овладеть, — в работе школьного психолога выступают способами организации познания, общения, творчества и ценностно-ориентацион-ной деятельности как органичные составляющие совместной эстетической работы психолога и школьника [1].

В процессе индивидуальных консультаций со старшими подростками школьный психолог неизбежно прикасается к тому, что составляет ядро или центр личности собеседника, к тому, что в психологии получило название «Я-образ» или «Я-концепция».

Нормальная жизнедеятельность человека невозможна без социальных взаимоотношений, межличностных контактов,

которые прямо влияют на становление и развитие Я-образа, на отношение личности к себе.

В современном мире межличностное общение все чаще происходит опосредованно, с помощью мессенджеров, в социальных сетях, где воссоздаваемая действительность зачастую сознательно приукрашена. В результате за счет высокого уровня рефлексии, регулярного сопоставления себя с идеализированной реальностью у подростков нередко появляются неприятие себя в целом и своего физического Я в частности, снижение уровня самооценки. В силу возрастных особенностей (высокой чувствительности к социальной оценке, ярко выраженной потребности в общении со сверстниками, активном самопознании и самоопределении) учащиеся средних и старших классов оказываются более других подвержены этому негативному эффекту.

В связи с тем что наличие позитивной Я-концепции, самоуважения и положительного самоотношения является необходимым условием нормального развития личности, ее социальной адаптации и психологического здоровья, в психологической практике ведутся активные поиск и разработка новых профессиональных методов и средств, позволяющих позитивно воздействовать на Я-концепцию личности, среди которых мы хотим обратить особое внимание на методы фото-арт-терапии.

Почти двести лет фотография используется в различных сферах человеческой деятельности, а в последнее время за счет широких возможностей и возрастающей доступности она нашла применение и в области практической психологии, прежде всего как инструмент психотерапевтической работы [2; 4].

Фототерапия предполагает взаимодействие психолога и клиента посредством

художественных фотообразов, в разные моменты их создания — в процессе фотографирования и(или) в процессе вос-при-ятия запечатленного на фотоснимке образа. Могут использоваться и самостоятельные фотоработы клиента, и снимки, на которых запечатлен он сам, и различного рода автопортреты, а также фотоколлекции и фотографии из семейного альбома. Как и в большинстве видов арт-терапии, работа с фотографией сочетается с другими видами художественной деятельности: рисованием, танцем, театром, музыкой и др.

В специальной литературе описаны случаи, когда в роли фотографа выступает сам психолог (или психотерапевт) и фотографирует особые эмоциональные состояния клиента или результаты вхождения последнего в различные социальные роли.

Основоположница данного подхода Дж. Вайзер разделила способы использования фотографии в терапии на три составляющие: арт-терапию, фототерапию, терапевтическую фотографию.

Сегодня можно говорить о зарождающемся интересе отечественных психологов и психотерапевтов к использованию фотографии в практической (консультативной) работе. Зарубежные формы фототерапии в нашей стране практикуют и распространяют А. И. Копытин и О. И. Пе-ревезенцева [2]. Причина столь осторожного использования методов фототерапии, несмотря на то что любительская фотография в настоящее время переживает бум, может быть связана с отсутствием серьезных научных исследований в области фототерапии. Немаловажно и то, что психолог сам должен интересоваться фотографией, а в некоторых случаях — владеть профессиональными навыками фотографирования.

Осознавая некорректность использования термина «терапия» применительно к работе школьного психолога, считаем, что обращение к фотографии как средству профессиональной деятельности не толь-

ко допустимо, а в ряде случаев и целесообразно, так как этот метод открывает широкие возможности для психолого-педагогического воздействия на личность школьников.

Фотография служит средством коммуникации, поскольку процесс фотографирования людей подразумевает установление и поддержание межличностного контакта, а готовый фотоснимок способен передать самую разнообразную информацию о человеке — его эмоции и состояние или то, как он представляет, преподносит, презентует себя другим, какие социальные роли предпочитает играть [3].

Фотографирование — это своего рода маленький спектакль, а позирование — выступление перед реальными или воображаемыми зрителями. Образ, который создается в этом мини-спектакле, в некоторых случаях бывает не идентичен тому, который возникает в процессе реального межличностного общения. Эта очевидная неконгруэнтность вполне может стать предметом обсуждения в процессе психологического консультирования.

Процесс самосознания, как процесс отражения личностью самой себя, предполагает взгляд на себя как бы со стороны. При этом с помощью фотографии легче увидеть себя в непривычных и недоступных ракурсах и ситуациях — со спины, в профиль, во сне или в движении, на фоне семьи или друзей.

Опыт использования фотографии отечественными и зарубежными психологами позволяет обобщить некоторые авторские практики, существующие в данном направлении.

Российская адаптация методов «терапии творческим самовыражением» (М. Е. Бурно) принадлежит Н. В. Грушко. Данные методы предполагают работу с психически здоровыми молодыми людьми с помощью творческого самовыраже-

Сегодня можно говорить о зарождающемся интересе отечественных психологов и психотерапевтов к использованию фотографии в практической (консультативной) работе.

Метод восстанавливающей фотографии основан на равенстве фотографа и фотографируемого как в процессе подготовки к съемке, так и непосредственно во время ее проведения.

ния средствами фотографии и в основном рассчитан на людей, склонных к расстройствам настроения (нерешительность, ранимость, стеснительность, тревожность, мнительность и т. д.). Экспериментальное исследование, в котором приняли участие 22 студента в возрасте от 18 лет до 21 года, показало, что в результате серии занятий по фототерапии у испытуемых заметно снизилась тревожность, возросли показатели самоуважения, самопринятия самоконтроля, поднялась самооценка в целом, развились волевые качества, повысились творческая активность и интерес к собственной личности [5].

Немаловажную роль в практическом применении фото-арт-терапии играет техника поддерживающей/восстанавливающей фотографии, разработанная финской фотохудожницей и социальным педагогом М. Саволайнен. Сегодня данную технику активно используют в педагогической практике, социальной работе, психотерапии, организационной психологии, а также для укрепления семейных отношений [8]. Важнейший этап работы в направлении поддерживающей фотографии — создание специалистом серии фотоснимков клиента в определенном амплуа. Метод восстанавливающей фотографии основан на равенстве фотографа и фотографируемого как в процессе подготовки к съемке, так и непосредственно во время ее проведения. Преимущество отдается творческому взаимодействию и диалогу, что ослабляет доминирующую позицию фотографа по отношению к модели. Целью фотосъемки является подчеркивание индивидуальности фотографируемого, его внутренних ресурсов и внешних достоинств.

В рамках данного направления широкую известность получил социальный проект под названием «Самая красивая девочка в мире», реализованный М. Саволайнен с воспитанницами детского дома.

Она предположила, что поддерживающая фотография может стать одной из форм проявления любви и внимания к ребенку, фактором развития в нем самоуважения и самопринятия. С 2003 года фотоснимки проекта «Самая красивая девочка в мире» стали экспонироваться. Каждая модель была представлена целой серией фотографий, что явилось одним из факторов поддержки позитивного Я-образа участниц, а также помогло девочкам и в дальнейшем развивать в себе чувство значимости для других людей.

Еще одним вариантом практического применения фотографий в работе психолога можно назвать метод реконструирующей фототерапии Р. Мартин [8], основанный на необходимости переживания клиентом трансформации. В этот момент часто появляется чувство освобождения, и для того чтобы психотерапия явилась достаточно успешной, произошедшая трансформация должна быть отражена на снимках. Фотографии позволяют клиенту ощутить себя центром внимания, что само по себе может производить терапевтический эффект, о чем мы уже упоминали в контексте предыдущего метода. Суть технологии реконструирующей фотографии заключается в том, чтобы в процессе съемки в реальном времени воспроизвести ситуацию, изображенную на архивном снимке клиента, с целью возвращения позитивных эмоций, погружения в состояние, отраженное на снимке, либо преобразования негативных переживаний, связанных с ситуацией в кадре, в положительные эмоции и разрешение внутренней проблемы клиента.

Важной гранью самооценки личности является восприятие своего телесного Я. Эту проблему проанализировала И. Мо-розли в своем исследовании «Фототерапия как инструмент коррекции самооценки», которое включало в себя проведение четырех фототерапевтических сессий с перерывом в две недели. В процессе исследования были использованы различные психодиагностические методики, а так-

же интервью для определения динамики изменений самовосприятия и восприятия своего тела участницами во время курса фототерапии. Суть метода заключалась в создании фотоснимков для людей, имеющих проблемы с восприятием образа своего физического Я. После каждой проведенной фототерапевтической сессии участники выбирали снимки, на которых больше всего себе не нравились, и разотож-дествляли себя с ними с помощью техники визуализации. Затем на выбранных фотографиях испытуемые находили и фиксировали положительные, ресурсные характеристики своей личности. Технология повторялась на протяжении всех четырех сессий.

По итогам проведенного исследования у участников фототерапевтической программы было отмечено существенное повышение уровня принятия своей внешности и позитивного отношения к ней. Также в результате фототерапии была установлена достоверная взаимосвязь между повышением уровня позитивной оценки своей внешности, телесного Я и общей самооценки [6].

Е. А. Чватовой была предложена концепция проведения фототерапевтических занятий с целью развития позитивной Я-концепции у подростков [9]. Она выдвинула гипотезу о том, что самопринятие своего Я-образа посредством фототерапии способствует формированию позитивной Я-концепции за счет развития рефлексии, повышения уровня самооценки, понижения уровня влияния другого на отношение к своему телу.

Ю. Н. Юдина в своей статье приходит к выводу о том, что арт-терапия, в частности фототерапия, может выступать в качестве средства снижения тревожности детей. Арт-терапия является здесь не столько лечением, сколько заботой о психологическом и эмоциональном благополучии ребенка. В данном случае применяются фотографии или слайды для решения психологических проблем, а также для раз-

вития и гармонизации личности ребенка через тренировку самовыражения и самопознания [10].

Одним из авторов данной статьи (Д. Г. Ряб-ченко) был разработан и апробирован метод «Сказочная фототерапия». В его основе лежит создание для клиента имажинарного изображения, ситуация и сюжет для которого не почерпнуты из действительности, а являются продуктом воображения и фантазии [7]. Цели данного метода — улучшение самоотношения клиента, повышение уровня самооценки в рамках условно сказочной фотосъемки.

Методика предполагает следующие этапы работы с клиентом:

3 диагностика психологических особенностей клиента, прежде всего особенностей его самосознания и Я-концепции;

3 беседа по результатам тестирования с целью более глубокого познания личности участника фотосъемки, а также создания воображаемого сюжета и сказочного образа, наиболее комфортного для клиента;

3 проведение фотосъемки в созданном образе.

Ниже перечисляются принципы работы психолога, выступающего также в роли фотографа.

3 Равенство позиций фотографа и фотографируемого (принцип диалога). Специалист снимает с себя доминирующую роль, давая инициативу самому клиенту, работает с ним на равных. Клиент и психолог-фотограф в совместной работе создают концепцию будущей съемки, проводят подготовительный этап и режиссируют работу на съемочной площадке. Фотограф прислушивается к пожеланиям и интерпретациям клиента, не навязывая свою точку зрения, а лишь тактично направляя процесс создания образа и фотографирования в необходимую сторону.

Арт-терапия, в частности фототерапия, может выступать в качестве средства снижения тревожности детей. Арт-терапия является здесь не столько лечением, сколько заботой о психологическом и эмоциональном благополучии ребенка.

Ситуация фотографирования ес тественным образом делает лич ность объектом доброжелательно го внимания, познания и творче ского преобразования.

3 Открытость — взаимодействие с клиентом проходит в рамках доверительного общения.

3 Конфиденциальность — результаты психодиагностического исследования предназначены исключительно для проведения дальнейшей беседы и проработки будущего сказочного образа.

3 Реалистичность — при создании има-жинарного изображения недопустимо использование фотомонтажа. Клиента требуется погрузить в необходимые атмосферу и образ, создав их в реальном времени с помощью дополнительных средств —реквизита, костюма, особых деталей образа, антуража, макияжа, прически и т. д.

Самооценка фотографируемого повышается за счет индивидуального подхода к созданию фотообраза с опорой на особенности клиента, акцентирования на его сильных сторонах. При работе над созданием имажинарного изображения участник погружается в воображаемую реальность, что помогает ему на время отвлечься от текущих проблем. Результатом фототерапии является готовый снимок, который изначально отражает внутренние потребности участника и дает ему ощущение большей стабильности и уверенности в себе за счет повторного эмоционального погружения в образ при просмотре фотографии.

Оценка эффективности применения технологий фото-арт-терапии представляется нам непростой задачей. В приведенных выше исследованиях содержатся выводы о влиянии методов фото-арт-терапии на повышение уровня самооценки и самопринятия личностью себя и своей внешности, на снижение тревожности и активизацию творческого потенциала. Авторский метод «Сказочная фототерапия», проанализированный в рамках идеографического подхода, позволяет судить о том, что в ходе индивидуальной консультатив-

ной работы с клиентами-девушками создание «сказочных фотографий» было средством установления межличностного контакта и поддержания доверительного общения. Работа над фотообразами «принцесс», «суперженщин», «победительниц собственных страхов», «литературных героинь» была поводом для воспитательных бесед о женственности и мужественности, видимости и подлинности человеческой личности, жизненных планах и нравственных идеалах, собственных страхах и способах их преодоления. Ситуация фотографирования естественным образом делает личность объектом доброжелательного внимания, познания и творческого преобразования. Именно ситуация человеческого взаимодействия (принимающего, творческого) является главной причиной позитивных изменений в личности школьника, а психологическая технология —лишь средство построения этих взаимоотношений. Считаем, что фотография — это современное и доступное средство налаживания диалога с молодыми людьми, опосредованного акцентирования их внимания на образе Я, принятия индивидуальности и укрепления веры в собственные силы. Причем готовый фотоснимок способен объективизировать и «законсервировать во времени» позитивный эффект.

Необходимо отметить, что любое средство человеческой деятельности приобретает позитивный или негативный характер в зависимости от целей использования. Профессиональная деятельность школьного психолога направлена на сохранение и поддержание психологического здоровья детей и подростков, а ее средства, если соблюдаются этические нормы, априори не должны причинить вред личности. Потенциальный риск при использовании фотографии в работе школьного психолога возможен в случае, если он нарушит принцип конфиденциальности и фотоснимки станут доступны для просмотра третьим лицам. В связи с этим к личным фотографиям необходимо относиться так же, как к любым персональ-

ным данным. В работе психолога целесообразно распечатывать фотоснимки и сразу удалять их со всех цифровых носителей, чтобы не допустить попадания в интернет. Необходимо помнить, что психолог (даже если он любит и умеет фотографировать) — не фотограф, и готовые снимки — это только повод для психотерапевтической беседы, место которой ограничено стенами психологического кабинета.

Анализ существующих практик фототерапии свидетельствует о том, что в процессе фотографирования и работы с готовыми фотографиями открываются широкие возможности позитивного воздей-

ствия на систему взглядов личности на саму себя. Сначала зеркало, потом живописный или графический портрет (автопортрет), а сегодня и фотография (селфи) являются средствами, помогающими лучше рассмотреть и узнать самого себя. Не использовать для этого набирающую популярность фотографию было бы недальновидно. В работе школьного психолога фотография, как вид искусства, может стать инструментом самопознания личности, посредником построения развивающих межличностных отношений, катализатором творческого самовыражения и способом передачи ценностного отношения к себе, другим и миру в целом.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Зинина, С. М. Арт-психопедагогика: специфика использования средств искусства в деятельности практического психолога : учебно-методическое пособие / С. М. Зинина. — Н. Новгород : ННГАСУ, 2011. — 191 с.

2. Кевац, М. А. Фототерапия как инструментарий психотерапии / М. А. Кевац // Консультативная психология и психотерапия. — 2015. — Т. 23. — № 3. — С. 117—124.

3. Копытин, А. И. Руководство по фототерапии : монография / А. И. Копытин, Дж. Платтс. — М. : Когито-Центр, 2009. — 183 с.

4. Копытин, А. И. Тренинг по фототерапии / А. И. Копытин. — СПб. : Речь, 2003. — 96 с.

5. Кузекина, Р. Б. Возможности фототерапии в коррекции проблем современного юношества / Р. Б. Ку-зекина // Психология XXI века : материалы международной научно-практической конференции молодых ученых (Санкт-Петербург, 22—24 апреля 2010 г.). — СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. — С. 387—389.

6. Морозли, И. В. Фототерапия как инструмент коррекции самооценки /И. В. Морозли // Исцеляющее искусство. — 2010. — Т. 13. — № 2. — С. 45—60.

7. Пашис, А. Психологическая идентификация личности фотографирующего по результатам анализа изображений на его фотографиях / А. Пашис // Виртуальный фотожурнал. — 1999. — URL: http://photo-element.ru/analysis/psyho1.html.

8. Фототерапия: использование фотографии в психологической практике / под ред. А. И. Копытина. — М. : Когито-Центр, 2006. — 192 с.

9. Чватова, Е. А. Развитие позитивной Я-концепции у подростков средствами фототерапии / Е. А. Чва-това, Т. А. Соловьева // Психология и современный мир : сборник статей по материалам Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Субъект жизнедеятельности в современном обществе» (Архангельск, 26 апреля 2018 г.). — М. : РАО, 2018. — С. 47—51.

10. Юдина, Ю. Н. Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей / Ю. Н. Юдина // Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив : материалы Международной электронной научно-практической конференции (Казань,19—20 мая 2017 г.). — Казань : Бриг, 2017. — С. 395—399.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.