Научная статья на тему 'Фотография как инструмент работы практического психолога'

Фотография как инструмент работы практического психолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2453
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОТОГРАФИЯ / ФОТОТЕРАПИЯ / ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ / ФОТО-АРТ-ТЕРАПИЯ / ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ФОТОГРАФИИ / ТЕХНИКИ ФОТОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ ПСИХОЛОГА / PHOTOGRAPHY / PHOTOTHERAPY / THERAPEUTIC PHOTOGRAPHY / PHOTO-ART-THERAPY / CREATIVE SELF-EXPRESSION THERAPY / THERAPY BY MEANS OF CREATIVE SELF-EXPRESSION BY M. BURNO / PSYCHOLOGICAL FUNCTIONS OF PHOTOGRAPHY / PHOTOGRAPHY TECHNIQUES IN THE PRACTICE OF A PSYCHOLOGIST

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Агалакова А.С.

В статье сравниваются подходы к использованию фотографии как инструмента практического психолога: фототерапия, фото-арт-терапия, терапия творческим самовыражением, терапевтическая фотография. Освещаются основные техники, использующие фотографию для психологической помощи, обозначаются психологические функции фотографии. Приводится описание методики фототерапии в рамках психологического проекта «ФотоПроЯвление».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHOTOGRAPHY AS A PRACTICAL PSYCHOLOGIST'S TOOL

The article compares approaches to using photography as a tool of a practical psychologist: phototherapy; therapeutic photography; photo-art-therapy; creative self-expression therapy. The main techniques that use photography for psychological help are described, the psychological functions of photography are indicated. The article describes the method of phototherapy in the framework of a psychological project «PhotoProYavlenie» («Photo as manifestation»).

Текст научной работы на тему «Фотография как инструмент работы практического психолога»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 2. С. 44-51. УДК 159.9

DOI: 10.24147/2410-6364.2020.2.44-51

А. С. Агалакова

ФОТОГРАФИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

В статье сравниваются подходы к использованию фотографии как инструмента практического психолога: фототерапия, фото-арт-терапия, терапия творческим самовыражением, терапевтическая фотография. Освещаются основные техники, использующие фотографию для психологической помощи, обозначаются психологические функции фотографии. Приводится описание методики фототерапии в рамках психологического проекта «ФотоПроЯвление».

Ключевые слова: фотография; фототерапия; терапевтическая фотография; фото-арт-терапия; терапия творческим самовыражением; психологические функции фотографии; техники фотографии в практике психолога.

A. S. Agalakova

PHOTOGRAPHY AS A PRACTICAL PSYCHOLOGIST'S TOOL

The article compares approaches to using photography as a tool of a practical psychologist: phototherapy; therapeutic photography; photo-art-therapy; creative self-expression therapy. The main techniques that use photography for psychological help are described, the psychological functions of photography are indicated. The article describes the method of phototherapy in the framework of a psychological project «PhotoProYavlenie» («Photo as manifestation»).

Keywords: photography; phototherapy; therapeutic photography; photo-art-therapy; creative self-expression therapy; therapy by means of creative self-expression by M. Burno; psychological functions of photography; photography techniques in the practice of a psychologist.

С развитием современных технологий фотография стала неотъемлемой частью повседневной жизни, и тем важнее ее значение как в социально-культурном, так и в индивидуально-психологическом плане. В эпоху селфи и визуально-ориентированной массовой культуры изучение фотографии и ее возможностей в психологическом контексте может стать одним из актуальных направлений научных исследований и практической работы. Учитывая многогранность явления фотографии, можно обозначить перспективные направления изучения фотографии в визуальном контексте современной культуры: влияние изображения на потребителя в выборе товаров и услуг, роль фотографии в рекламе и маркетинге; особенности восприятия эстетики изображения; влияние визуального контента социальных сетей на личность человека и представление о себе; использование фотографии в педагогическом процессе; использо-

вание фотографии в работе психологов, психотерапевтов, социальных работников, фотографов и других творческих специалистов. В рамках данной статьи мы ставим задачу осветить роль фотографии в рамках терапевтического и психокоррекционного взаимодействия психолога и клиента, рассмотрев подходы к использованию фотографии и ее психологические функции, изучив основные техники использования фотографии и предложив свою схему работы с клиентом как один из вариантов реализации фототерапии в психологическом консультировании.

Использование фотографии как инструмента психологической работы с людьми стало развиваться с 70-х годов XX века. В 1973 году канадский психолог Джуди Вай-зер (J. Weiser) применила фотографию в работе с глухими детьми и в 1975 году выпустила первую статью «Техники фототерапии», которая нашла отклик у других специалистов.

© Агалакова А. С., 2020 44

В результате этого интереса к фотографии как инструменту психолога появился ежеквартальный новостной бюллетень фототерапии, начали проводиться обучающие семинары для специалистов, был организован Международный симпозиум фототерапии, создана Международная ассоциация фототерапии и начал издаваться журнал Phototherapy. В 7080-е гг. были выпущены основные публикации пионеров фототерапии А. Энтин, Д. Фрайрир, П. Хоган, Д. Краусс, Д. Стюарт, Д. Уолкер, Д. Вайзер, Р. Вольф, Б. Закем. Позднее фототерапия как инструмент психотерапии и психокоррекции стала использоваться за пределами Канады и США [1].

В отечественной практике традиции западной фототерапии продолжает А. И. Копы-тин, освещая возможности фотографии в применении к арт-терапевтическим техникам [2], и О. Перевезенцева, продвигая идеи Дж. Вайзер в российском интернет-пространстве [3] и применяя техники фототерапии для решения задач самопонимания, личностного роста в собственной практике [4]. Российских публикаций на тему использования фотографии в психологической практике немного, возможно, часть из них посвящена в целом творчеству или арт-терапевтическим техникам без указания на особую роль фотоизображений, что затрудняет поиск статей. Так, например, в сборниках по арт-терапии интересные варианты использования фотографии приводят А. А. Лебедев по результатам индивидуальной арт-терапии молодой женщины [5], Е. Р. Аша-стина, - раскрывая работу с образом дома в психотерапии женщин [6], В. Свенцицкая -на примере работы с психиатрическими пациентами [7]. Также ситуация немногочисленности публикаций может быть связана с малой распространенностью фототерапии как метода в современной российской психологии и психотерапии. Тем не менее, будет несправедливым говорить об отсутствии в отечественной науке и практике собственных разработок.

В рамках отечественной психиатрии и психотерапии с 70-х гг. XX века существует подход, использующий искусство и творчество, в том числе фотографию, для лечения психических расстройств - терапия творческим самовыражением М. Е. Бурно. Изначально этот подход разрабатывался для лечения дефензивных пациентов (с переживанием своей неполноценности, тревожных, депрес-

сивных, сомневающихся) на базе психиатрических учреждений, но впоследствии получил распространение в медицине, психологии, педагогике, культурологии. Фотография в рамках терапии творческим самовыражением используется наряду с другими средствами искусства и творчества для достижения основных задач: понимание собственных индивидуальных и характерологических особенностей, их принятие и творческое самовыражение в различных формах. При этом фотография как таковая не выделяется из общего контекста творческого общения с духовной культурой, поэтому большинство публикаций рассматривают комплексное использование живописи, литературы, природы, музыки и пр. для решения психотерапевтических и психокоррекционных задач [8]. Тем не менее, следует отметить публикации, в которых уделяется внимание роли фотографии в терапии творческим самовыражением. Прежде всего, сам автор метода М. Е. Бурно пишет об особенностях творческого фотографирования, свойственных людям с различной характерологической направленностью [9]. Ю. В. Позднякова, Е. А. Поклитар, В. М. Зулкарнаев, И. Е. Цвигуненко иллюстрируют использование фотографии из собственного опыта работы с пациентами противотуберкулезных учреждений [10]. Т. Е. Гоголевич освещает конкретные методики терапии творческим самовыражением, в которых в том или ином виде применяется фотография [11]. Хочется выделить методические разработки Н. В. Грушко, Н. Н. Кар-ловской, которые предлагают в рамках пси-хокоррекционного варианта терапии творческим самовыражением включать элементы фототерапии и способствовать творческому осмыслению фотоискусства в формате тренинга [12].

Учитывая принципиальные различия в использовании фотографии в практической работе психолога в силу ее многогранности и универсальности, считаем важным осветить далее основные подходы в понимании ее роли и значения в психологической помощи людям.

Дж. Вайзер как основоположник фототерапии предлагает различать 3 подхода: фототерапия (phototherapy), терапевтическая фотография (therapeutic photography) и фото-арт-терапия (photo atr therapy). Прежде всего, Дж. Вайзер разграничивает понятия «фототерапия» и «терапевтическая фотография», акцен-

тируя внимание на принципиальном различии этих понятий по ряду критериев.

1. Участие психолога или психотерапевта. В рамках фототерапии психолог активно руководит процессом, терапевтическая фотография предполагает самостоятельную фотодеятельность вне процесса консультирования (терапевтическое искусство).

2. Функции фотографии. В фототерапии фотография - это средство коммуникации между психологом и клиентом для решения конкретной психологической проблемы. Занимаясь терапевтической фотографией, человек решает вопросы самопознания и самовыражения «для себя».

3. Роль эстетики. В фототерапии не важна эстетическая сторона снимка, в терапевтической фотографии стремление к художественности кадра может быть элементом творческого самовыражения человека.

4. Терапевтический эффект. В фототерапии терапевтический эффект достигается за счет целенаправленных действий психолога и клиента, терапевтическая фотография предполагает спонтанные открытия и результаты.

Таким образом, в классическом понимании основоположников метода фототерапия -это использование фотографии как средства коммуникации в рамках целенаправленного процесса психологического консультирования и психотерапии с целью помощи клиенту в преодолении психологических трудностей (использование автопортретов, снимков из личного и семейного архива, подборок и фотоколлекций, фотографирования по заданию и др. техник для обсуждения с психологом на сессии) [13].

Терапевтическая фотография представляет собой в большей степени самостоятельную фотографическую деятельность (индивидуально или в групповом проекте), способствующую внутренним открытиям, самопознанию или декларации определенных ценностей. В этом смысле терапевтическая фотография ближе к искусству, нежели к психотерапии и психокоррекции. Тем не менее психолог может стимулировать клиента к самостоятельным занятиям терапевтической фотографией, и таким образом также использовать ее возможности в ходе терапии или психокоррекции [13]. Одним из примеров терапевтической фотографии была коллоборация Д. Спенс и Р. Мартин, которые вынесли фотографию за пределы терапевтической сессии

и изучали проблемы идентичности, здоровья и болезни, семейных отношений посредством тематических фотовыставок. Так, были организованы выставка «Образы здоровья» о раковых заболеваниях, выставка «Осознание парадоксов» о здоровье и курении, выставки «Расцвет либидо» и «Взгляд дочери» об отношениях матери и дочери и другие. Фотография в данном контексте стала способом коммуникации не только между фотографом и собственными переживаниями, но и сообщением между фотографом и зрителем [14].

Помимо отличий фототерапии от терапевтической фотографии Дж. Вайзер находит различия их с фото-арт-терапией, т. е. применением фотографии в рамках арт-терапии, хотя и указывает, что направления неразрывно связаны. Можно выделить три ключевых отличия фототерапии и применения фотографии в контексте арт-терапевтической практики.

1. Вектор внутреннее / внешнее. Фотоарт-терапия предполагает выражение внутреннего содержания через создание внешнего объекта (фотоколлаж, фотоистория, фотоинсталляция), фототерапия, наоборот, заключается в интернализации внешнего объекта (сфотографированной реальности) как символа внутреннего содержания (воспоминания, переживания).

2. Фактор экспрессии и процесса творчества. Для фото-арт-терапии характерной является эмоционально-экспрессивная функция, позволяющая выразить эмоции и переживания через сам процесс создания арт-объекта. В фототерапии в большей степени акцент делается не на процессе творчества, а на использовании фотоизображений как предмета для обсуждения и нахождения символических связей с прошлой и настоящей жизнью клиента.

3. Терапевтический эффект. Эффективность взаимодействия психолога и клиента зависит не только от интуитивных открытий и катарсиса, на что больше ориентирована арт-терапия, но и на когнитивное переструктурирование нового опыта, знаний о себе и осознанная интеграция их в новую картину себя и мира, т. е. комплексная работа над эмоциональным и когнитивным компонентом, что происходит в процессее фототерапии [13].

Отдельно от фототерапии, фото-арт-терапии и терапевтической фотографии стоит терапия творческим самовыражением, где фотография играет, с одной стороны, вспомогательную функцию для разных форм творче-

ского самовыражения (творческое коллекционирование, ведение дневника, создание рассказов, творческие путешествия, творческое общение с природой или повседневностью), с другой стороны, обладает самостоятельным потенциалом в контексте подхода (творческое фотографирование). Ключевым отличием терапии творческим самовыражением от других подходов является то, что 1) творческие методы, в том числе фотография, используются для изучения пациентом или клиентом основ характерологии, психотерапии с целью лучшего понимания себя и своих индивидуальных особенностей, а также выражение себя в соответствии с этими особенностями; 2) в центре метода стоит приобщение к мировой духовной культуре: осмысление трудностей и особенностей характера известных творцов и того, как это выражалось в их произведениях; 3) метод прежде всего эффективен для людей (здоровых и больных) с ощущением собственной неполноценности, тревожностью, депрессивностью [9].

Таким образом, рассмотрев различные подходы к использованию фотографии в практической работе психолога, мы систематизировали наш обзор в виде таблицы (табл. 1).

Подобная систематизация в виде таблицы уже предлагалась в обзорной статье М. А. Ке-вац [15], посвященной фототерапии. Мы в свою очередь расширили обзор описанием отечественного подхода и обозначением роли фотографии в терапевтическом и психокор-рекционном процессе. Следует пояснить дополнительно последнюю строку, посвященную соотношению психотерапии и искусства в указанных подходах. Дж. Вайзер, сравнивая фототерапию, фото-арт-терапию и терапевтическую фотографию, предлагала их рассматривать в своеобразном континууме, где, с одной стороны, главным акцентом является сама психотерапия (фотография в терапии), с другой стороны, стоит искусство, в центре которого - процесс и результат творчества (фотография как терапия) [13].

Таблица 1

Сравнение подходов использования фотографии в практической работе психолога

Подходы Фототерапия Фотография в терапии творческим самовыражением Фото-арт-терапия (фотография в арт-терапии) Терапевтическая фотография

Ключевая роль фотографии Фотография как проективная методика для получения неосознаваемой информации о настоящем и прошлом клиента Фотография как творческий способ изучить и выразить свои индивидуально-психологические особенности Фотография как способ эмоционально-экспрессивного отреаги-рования в процессе создания арт-объектов и самопознания Фотография как самостоятельный процесс целительного творчества, искусства.

Формы взаимодействия Только под руководством психолога Под руководством психолога или самостоятельно Под руководством психолога, арт-терапевта или самостоятельно Самостоятельно

Континуум психотерапии и искусства Психотерапия Терапия искусством

Мы взяли на себя смелость дополнить этот континуум, расположив терапию творческим самовыражением между этими полюсами ближе к психотерапии, поскольку в данном подходе важно не только творчество и самовыражение, но и осмысление его с точки зрения психотерапевтических и характерологических знаний.

Для полноты картины стоит также рассмотреть техники использования фотографии, которые могут применяться в рамках каждого из подходов (табл. 2) [2], [11], [13]. Как мы можем наблюдать, используемые фототехники похожи, в различных подходах используется как сам процесс фотографирования, так и

работа с результатом - фотоизображением. Также фотография может использоваться сама по себе, а может быть включена в другие техники или дополнять их. Кроме того, фотографию как инструмент можно использовать в разных формах взаимодействия: самостоятельно, индивидуально с психологом или в группе.

Универсальность фотографии заключена в ее специфических качествах: она фиксирует реальность, но при этом обладает избирательным взглядом на действительность, который зависит и от того, кто снимает, и от того, кто рассматривает и придает смысл изображенному.

Таблица 2

Техники практической работы психолога, использующие фотографию

Фототерапия Фотография в терапии творческим самовыражением Фото-арт-терапия (фотография в арт-терапии) Терапевтическая фотография

- фотографии, найденные или созданные клиентом; - фотографии клиента, созданные другими людьми; - автопортреты; - семейные альбомы и другие автобиографические коллекции; - техника фотопроекций (применяется по отношению к любой фотографии) - творческое фотографирование; - творческое коллекционирование; (фотографий, открыток, впечатлений и т. д.); - ведение дневника и записных книжек (с фото); - создание творческих произведений (рассказы с фотоиллюстрациями); - творческое погружение в прошлое (снимки из фотоальбомов); - творческое путешествие (фотоотчет о поездке); - творческое общение с природой (фото природы, растений, животных) - творческий поиск одухотворенности в повседневном (кадры из жизни) - фотографии из семейного архива, личные фото; - фотографирование; - фотоколлаж или ассамбляж; - создание плаката или другого арт-объекта; - создание рассказа, сказки, книги с фотоиллюстрациями; - фотофиксация танца, постановки (в сочетании с танцевально-двигательной, телесной терапией и драматерапией) - терапевтическое фотографирование; - фотопроекты; - фотовыставки; - просмотр и обсуждение фотографий; - планирование съемки, представление процесса и результата

В зависимости от цели взаимодействия психолога и клиента и в зависимости от применяемых техник фотография может выполнять различные психологические функции:

1) актуализирующую воспоминания;

2) стимулирующую сенсорные системы и мобилизующую внутренние возможности;

3) интегрирующую опыт;

4) объективирующую переживания и личностные проявления;

5) отражающую динамику внешних и внутренних изменений;

6) смыслообразующую в понимании поступков и переживаний;

7) деконструирующую в личных переживаниях и действиях социальное влияние;

8) функцию рефрейминга или смены контекста восприятия;

9) контейнирующую чувства;

10) экспрессивно-катарсическую;

11) защитную как дистанцирование от травматичных переживаний [2].

Обзор подходов, функций и техник использования фотографии в практической работе психолога показывает, насколько это многогранный инструмент, позволяющий решать различные психотерапевтические и психокоррекционные задачи, внося в этот процесс творчество в разных проявлениях: как со стороны клиента, выполняющего задания и находящего ответы на вопросы, так и со стороны психолога, подбирающего в каждой отдельной ситуации ту или иную технику и творчески импровизирующего в пространстве психологической помощи.

В качестве иллюстрации интегративного подхода к использованию фотографии в психологическом консультировании мы можем привести собственную схему работы в рамках фототерапевтического проекта «ФотоПроЯвление», который направлен на психологическую помощь в преодолении внутренних психологических барьеров в профессиональной сфере. В рамках проекта мы ставили с участниками задачу решить следующие психологические проблемы: преодоление страхов (страх оценки, страх неуспеха, страх ошибки, страх успеха), совладание с тревогой и эмоциями, психокоррекция установок, мешающих в профессиональной деятельности. При этом хотим отметить, что описанную далее методику работы с клиентом можно адаптировать под другие задачи в рамках индивидуальных консультаций.

Интергративность проекта «ФотоПроЯвление» заключается в соединении различных практических направлений, которые задействуют в работе с клиентом воображение и творческое образное мышление в той ли иной форме: арт-терапия, фототерапия, эриксонов-ская терапия, символическое моделирование. В основу проекта легла методика «Три рисунка», описанная Ж. Беккио в книге «Гипноз XXI века» [16], который в свою очередь заимствовал и модифицировал упражнение американского психолога Джойс Миллс, использовавшей его в работе с детьми. Джойс Миллс, как и Жан Беккио, использовали в своей работе с клиентом метафоры, символы, с помощью которых возможна не только ди-

агностика состояния человека, но и изменение внутренних неконструктивных реакций путем трансформации образов в воображении, рисунках, сказках и т. д. [17]. Суть методики заключается в создании клиентом в своем воображении трех образов: образа проблемы, образа цели (желаемого результата), образа способа решения проблемы (достижения результата), которые фиксируются на бумаге в виде трех отдельных рисунков. Предлагая клиенту задействовать воображение, психолог стимулирует внутренние творческие ресурсы человека и способствует мягкому нивелированию психологических защит в процессе, особенно это касается задач определения цели и необходимых ресурсов: не всегда человек на уровне логики знает, что ему нужно для разрешения ситуации. Подключение творческого нерационального мышления делает процесс психологического консультирования более индивидуализированным, создает пространство для самостоятельной активности клиента и позволяет говорить с ним на его символическом языке, что способствует взаимопониманию и укреплению терапевтических отношений. В качестве прояснения роли образов в работе психолога (и в частности в описываемой методике) можно привести цитату английского психолога В. Стюарта: «Терапевтическое использование воображения занимается именно тем, что облекает чувства в образы, а это затем делает возможной работу с ними» [18, с. 16].

В рамках проекта «ФотоПроЯвление» создание трех символов-образов и соответственно трех рисунков, выражающих в полноте ощущений и переживаний проблему, желаемый результат (цели) и способы достижения результата (ресурсы), является важным результатом 1 этапа работы (не считая первичного сбора информации, установления контакта и определения рабочего запроса). В рамках этого этапа психологом решается ряд задач.

1. Прояснение проблемы на поведенческом, телесном и эмоциональном уровне (что клиент делает, чувствует, ощущает в проблемной ситуации).

2. Определение желаемого результата на поведенческом, телесном и эмоциональном уровне (что бы хотел делать, чувствовать и ощущать клиент, когда проблема решена, неактуальна).

3. Поиск способов и условий достижения желаемого результата на поведенческом, те-1ББМ 2410-6364

лесном и эмоциональном уровне (какие действия, чувства, состояния будут способствовать решению проблемы).

В результате решения этих задач психолог помогает клиенту сформировать целостный образ того, что с ним происходит, конкретизировать цели и ресурсы. Три образа в воображении, выраженные в трех рисунках на бумаге, становятся емким воплощением всех поведенческих, эмоциональных и телесных признаков трех ключевых точек консультативного процесса («проблема», «цель», «способ решения»). Например, клиент может выразить проблему в таких образах, как холодный камень в груди, или сжатая пружина в ногах, или грозовые тучи над собой, а в качестве образа решения проблемы может быть облако в голове, или солнечные лучи из живота, или пшеничное поле после грозы. Все образы индивидуальны, в них присутствует своя персональная символическая логика, отражающая внутренние процессы клиента. При этом ключевым моментом является именно создание внутреннего метафорического образа, экспрессивная роль рисунка в данном случае сведена до минимума: клиенту достаточно схематично обозначить возникшие в воображении символы, тем самым зафиксировав их для дальнейшей работы.

Наша модификация методики «Три рисунка» состоит во включении фотографии в консультативный процесс, а именно создание психологом трех фотографий клиента, которые в соответствии с тремя рисунками показывают внешние проявления внутреннего символического содержания: фото состояния проблемы, фото состояния решения проблемы (достижения цели), фото состояния способов решения проблемы (достижения цели). Другими словами, если рисунки создают символический ряд внутреннего восприятия проблемы и ее решения, то фотографии демонстрируют внешнюю сторону, которая проявляется в позе, жестах и мимике человека. Таким образом, клиент получает комплексную информацию о себе и отвечает с помощью фотографии на вопросы: 1) как я выгляжу, когда проблема; 2) как я меняюсь, когда нахожу решение проблемы; 3) как проявляю себя, когда проблема решена.

Клиент, погружаясь в ощущения и актуализируя ключевые состояния, воспроизводит те внешние проявления, которые ему характерны (взгляд, поза, осанка, мимика, поворот

головы и т. д.). Задача психолога помочь клиенту максимально полно прочувствовать здесь и сейчас эти три состояния (проблема, цель, способ решения проблемы), задавая вопросы об ощущениях и переживаниях и предлагая выразить свое состояние через тело. Для этого эффективным будет использование коммуникации, основанной на принципах эриксоновского гипноза (в частности, использование неопределенных слов, диссоциации, резонанса слов), позволяющих обойти логическое мышление и активизировать глубинную творческую часть личности.

Созданные в процессе сессии кадры печатаются, и на следующей сессии клиенту можно предложить рассмотреть фотокарточки и выбрать те из них, которые максимально соответствуют его трем состояниям, т. е. из нескольких похожих клиент выбирает ровно по одной на каждое их трех состояний (ключевых точек консультирования). Фотографирование клиента и создание фотосимволов трех ключевых состояний является вторым этапом работы, в рамках которого фотография выполняет следующие психологические функции: 1) актуализирующую воспоминания и переживания; 2) стимулирующую сенсорные системы; 3) объективирующую переживания и личностные проявления; 4) отражающую динамику внешних и внутренних изменений; 5) экспрессивно-катарсическую; 6) контейнирующую переживания.

Заключительным этапом фототерапевтической методики является интеграция созданных («проявленных») символов в единый динамический образ-кинофильм. Для этого используются релаксационные техники и техники визуализации (активного воображения), помогающие клиенту активизировать глубокие творческие процессы, создать итоговый внутренний образ движения к желаемому результату, запомнить состояние, которое является психологическим ресурсом для него, начать формировать навык расслабления и релаксации.

Важной частью методики является самостоятельная работа клиента вне сессий, которая позволяет закрепить навыки релаксации и визуализации в ежедневных упражнениях, что в свою очередь повышает эффективность саморегуляции и формирует установку на преодоление трудностей в соответствии с символическим внутренним сценарием решения проблемы. Фотографии и рисунки на

данном этапе являются ассоциативной символической основой для развертывания внутреннего плана действий и активизации личностных ресурсов.

Описанный метод по психологическим функциям фотографии близок к фототерапии и фото-арт-терапии и дополняет существующие подходы еще одним вариантом использования фотографии в практической работе психолога, показывая возможности интеграции фотографии, арт-техник и техник работы с образами воображения. Перспективным в исследовательском плане может быть дальнейшее формирование данных о результатах участников проекта «ФотоПроЯвление» и динамике их психологических изменений с использованием количественных и качественных методов анализа.

ЛИТЕРАТУРА

1. History and Development of PhotoTherapy, Therapeutic Photography, and Related Techniques. - URL: https://phototherapy-centre. com/more-information/#history (дата обращения: 20.03. 2020).

2. Копытин А. И. Тренинг по фототерапии. -СПб. : Речь, 2003. - 96 с.

3. Сайт, объединяющий специалистов по фототерапии и терапевтической фотографии. -URL: http://psyphoto.ru/ (дата обращения: 20.03. 2020).

4. Перевезенцева О. Метод PSYrole: психологическая практика с использованием фототерапии для повышения самопонимания и психологического роста // Материалы конференции «Осваивая настоящее, заглядывая в будущее: арт-терапия в современном мире», 2010. - URL: http://rusata.ru/proshed shie_sobytiya?view=52632801 (дата обращения: 20.03. 2020).

5. Лебедев А. Использование фотографии в процессе индивидуальной арт-терапии // Арт-терапия женских проблем / под ред. А. И. Копытина. - М. : Когито-Центр, 2010, -270 с.

6. Ашастина Е. Р. Работа с образом дома: фотография в психотерапии женщин // Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике / под ред. А. И. Ко-пытина. - М. : Когито-Центр, 2006. - 192 с.

7. Свенцицкая В. А. Опыт применения элементов фототерапии в работе с психиатрическими пациентами // Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике / под ред. А. И. Копытина. - М. : Когито-Центр, 2006. - 192 с.

8. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением: клиническая терапия творчеством,

духовной культурой // Московский психотерапевтический журнал. - 1999. - № 1. -С. 19-42.

9. Бурно М. Е. Терапия с помощью фотографии // Практическое руководство по терапии творческим самовыражением / под ред. М. Е. Бурно, Е. А. Добролюбовой. - М. : Академический Проект, ОППЛ, 2003. - 880 с.

10. Фотография и клиническая терапия творческим самовыражением / Ю. В. Позднякова, Е. А. Поклитар, В. М. Зулкарнаев, И. Е. Цви-гуненко // Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике / под ред. А. И. Копытина. - М. : Когито-Центр, 2006. - 192 с.

11. Гоголевич Т. Е. Фотография и клиническая терапия творческим самовыражением // Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике / под ред. А. И. Копытина. - М. : Когито-Центр, 2006. - 192 с.

12. Грушко Н. В., Карловская Н. Н. Метод «психокоррекция творческим самовыражением» с элементами фототерапии в тренинге : метод. пособие. - Омск. : Изд-во «Загурский С. Б.», 2009. - 69 с.

Информация о статье Дата поступления 9 апреля 2020 Дата принятия в печать 20 мая 2020

Сведения об авторе

Агалакова Анна Сергеевна - психолог, фототерапевт (Омск, Россия). Выпускник факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского 2010 года. E-mail: aga-va@mail.ru.

Для цитирования

Агалакова А. С. Фотография как инструмент работы практического психолога // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. № 2. С. 44-51. DOI: 10.24147/24106364.2020.2.44-51.

13. Вайзер Дж. Техники фототерапии: использование интеракций с фотографиями для улучшения жизни людей // Визуальная антропология: настройка оптики / под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. - М. : Вариант, ЦСПГИ, 2009. - С. 64-109.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Мартин Р. Наблюдение и рефлексия: отреа-гированаие воспоминаний и представление будущего посредством фотографии // Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике / под ред. А. И. Копытина. - М. : Когито-Центр, 2006. - 192 с.

15. Кевац М. А. Фототерапия как инструментарий психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 3. -С.117-126.

16. Беккио Ж., Росси Э. Гипноз XXI века. - М. : «Класс», 2017. - 264 с.

17. Миллс Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и «внутреннего ребенка» -М. : «Класс», 2000. - 144 с.

18. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. - М. : «Класс», 2003. - 384 с.

Article info

Received April 9, 2020 Accepted May 20, 2020

About author

Agalakova Anna Sergeevna - Psychologist, Phototherapist (Omsk, Russia). Graduate of the Faculty of Psychology, Dostoevsky Omsk State University, 2010. E-mail: aga-va@mail.ru.

For citations

Agalakova A. S. Photography as a Practical Psychologist's Tool. Herald of Omsk University. Series "Psychology ", 2020, no. 2, pp. 44-51. DOI: 10.24147/2410-6364.2020.2.44-51. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.