Научная статья на тему 'Использование статистических индивидуальных индексов в оценке эффективности деятельности органов внутренних дел'

Использование статистических индивидуальных индексов в оценке эффективности деятельности органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1239
834
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомин С. А.

В настоящей статье рассматривается одна из актуальных проблем со­вершенствование методики оценки и анализа эффективности деятельности органов внутренних дел. Автор раскрывает возможность применения в оценоч­ной методике и аналитической деятельности органов внутренних дел такого метода статистического анализа, как статистический индивидуальный ин­декс. В результате проведенных расчетов официальной статистической ин­формации за период 2008-2012 года, автором проанализирована результатив­ность деятельности органов внутренних дел Чукотского автономного округа по раскрытию убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. На основе полу­ченных результатов дана оценка эффективности деятельности Управления МВД России по Чукотскому АО и его территориальных органов внутренних дел на районном уровне по раскрытию указанных категорий преступлений за 2013 год. Достоинство предлагаемого метода возможность более объективной оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по различным направлениям и возложенных на полицию задач и функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of individual statistical indexes in estimation of efficiency of activity of the bodies of internal Affairs

This article discusses one of the pressing problems, development of methodol­ogy of assessment and analysis of efficiency of activity of the bodies of internal Affairs. The author shows the possibility of application in the evaluation methodology and an­alytical activities of the bodies of internal Affairs of such a method of statistical analy­sis, as the statistics of individual index. As a result of calculations of official statistical information for the period 2008-2012, the author analyzes the effectiveness of the ac­tivities of the internal Affairs authorities of Chukotka Autonomous district on the dis­closure of killings and serious harm to health. On the basis of obtained results the es­timation of efficiency of activity of Ministry of interior of Russia on the Chukotka and its territorial bodies of internal Affairs at the district level on disclosure of specified categories of crimes for 2013. The advantage of this method is the possibility of a more objective assessment of the effectiveness of the internal Affairs bodies in various areas entrusted to the police tasks and functions

Текст научной работы на тему «Использование статистических индивидуальных индексов в оценке эффективности деятельности органов внутренних дел»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИНДЕКСОВ В ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

С.А. Фомин,

начальник МОМВД России «Анадырский» Чукотского автономного округа

В настоящей статье рассматривается одна из актуальных проблем - совершенствование методики оценки и анализа эффективности деятельности органов внутренних дел. Автор раскрывает возможность применения в оценочной методике и аналитической деятельности органов внутренних дел такого метода статистического анализа, как статистический индивидуальный индекс. В результате проведенных расчетов официальной статистической информации за период 2008-2012 года, автором проанализирована результативность деятельности органов внутренних дел Чукотского автономного округа по раскрытию убийств и причинений тяжкого вреда здоровью. На основе полученных результатов дана оценка эффективности деятельности Управления МВД России по Чукотскому АО и его территориальных органов внутренних дел на районном уровне по раскрытию указанных категорий преступлений за 2013 год. Достоинство предлагаемого метода - возможность более объективной оценки эффективности деятельности органов внутренних дел по различным направлениям и возложенных на полицию задач и функций.

This article discusses one of the pressing problems, development of methodology of assessment and analysis of efficiency of activity of the bodies of internal Affairs. The author shows the possibility of application in the evaluation methodology and analytical activities of the bodies of internal Affairs of such a method of statistical analysis, as the statistics of individual index. As a result of calculations of official statistical information for the period 2008-2012, the author analyzes the effectiveness of the activities of the internal Affairs authorities of Chukotka Autonomous district on the disclosure of killings and serious harm to health. On the basis of obtained results the estimation of efficiency of activity of Ministry of interior of Russia on the Chukotka and its territorial bodies of internal Affairs at the district level on disclosure of specified categories of crimes for 2013. The advantage of this method is the possibility of a more objective assessment of the effectiveness of the internal Affairs bodies in various areas entrusted to the police tasks and functions1.

1 S. Fomin. The use of individual statistical indexes in estimation of efficiency of activity of the bodies of internal Affairs

Проблема определения критериев и показателей, способных объективно оценить эффективность деятельности органов внутренних дел1, выявить существующее положение дел, в том числе достижения и недостатки, на протяжении достаточно длительного времени, а по сути с момента формирования правоохранительной системы, вызывает повышенный интерес, как у представителей научного сообщества, так и у представителей государственной власти, самого Министерства внутренних дел и конкретных практических работников.

Весьма актуальна эта проблема и в наши дни, особенно в период реформирования системы МВД России.

В последнее десятилетие, в системе МВД России существовали различные методики оценки эффективности деятельности ОВД, определявшиеся приказами МВД России, которые в свое время, зачастую подвергались обоснованной критике.

Система оценки эффективности деятельности ОВД, утвержденная приказом МВД России от 26 декабря 2011 года №1310 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» изменила ранее существовавшие подходы в данном направлении.

Основой оценки эффективности деятельности ОВД по ведомственным статистическим показателям стали долевые и нагрузочные показатели, характеризующие результативность, качество и законность деятельности полиции по своим основным направлениям.

Действующая сейчас методика оценки, утвержденная приказом МВД России от 31 декабря 2013 года № 1040 «Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации» , оставила основные подходы к оценке эффективности деятельности территориальных ОВД, установленных приказом МВД России №1310 - 11 г., изменив ряд показателей характеризующих различные направления оперативно-служебной деятельности полиции.

Следует согласиться, что оценочная методика, установленная приказами МВД России №1310 - 11 г., №1040 - 13 г. более объективно показывает и оценивает полученные результаты оперативно-служебной деятельности оцениваемого ОВД.

Однако если установленные методики позволяют более объективно оценить эффективность деятельности территориального ОВД на уровне субъекта, то при аналогичном их применении для оценки деятельности ОВД на районном уровне возникают определенные проблемы, не дающие более полно видеть складывающуюся ситуацию и дать более справедливую оценку деятельности полицейских. 1 2 3

1 Далее ОВД.

2 Далее приказ МВД России № 1310 от 26.12.2011 г.

3 Далее приказ МВД России № 1040 от 31.12. 2013 г.

Так, методика позволяет изучить результаты оперативно-служебной деятельности только текущего периода и сравнивает их с такими же результатами других территориальных органов внутренних дел за текущий период, при этом деятельность ОВД в своей динамике не изучается, что не дает ответа на вопрос - а как на определенной территории складывалась работа по определенному направлению оперативно-служебной деятельности исторически, за ряд предыдущих лет и какие реальные возможности имеет ОВД в решении этих задач.

Ряд нагрузочных показателей не дает реальной картины состояния дел в территориальном ОВД на районном уровне.

В связи с этим, на сегодняшний день полностью не снят вопрос о разработке новых методик, способных более объективно оценивать территориальные ОВД, в первую очередь на районном уровне, деятельность которых является основной в решении возложенных на полицию задач из всей системы МВД России.

В наше время в арсенале науки имеется достаточное количество разработанных математико-статистических методов, позволяющих применяя их, более широко оценивать и анализировать деятельность территориальных ОВД. Достоинством их применения является простота обработки статистической информации с помощью современной компьютерной техники, применяемых программных комплексов и прикладных программ, что делает процесс статистического анализа быстрым и нетрудоемким.

Важное место среди методов статистического анализа занимает индексный метод.

В статистике под индексом понимается относительная величина, характеризующая соотношение значений определенного показателя во времени, пространстве, а также сравнения фактических данных с планом или иным нормативом. [6, C. 368]

С помощью индексов на современном этапе в правоохранительной сфере изучаются как развитие правовой системы государства в целом, так и её отраслей, а также функционирование органов правоохранительной направленности.

Индексы характеризуют изменение важнейших статистических показателей и исследуют роль и влияние отдельных факторов, определяющих эти изменения. [9, C. 216]

Наиболее не сложным в оценочной и аналитической деятельности ОВД, является применение индивидуальных индексов. Индивидуальные индексы рассчитываются путем деления величины отчетного периода (1) на величину базисного периода (0), например, применительно к вычислению индекса коэффициентов преступности, по формуле:

• _ Ki

где, lk _ Ко

ik - индивидуальный индекс,

K1 - коэффициент преступности за отчетный период,

К0 - коэффициент преступности за базисный период.

Рассмотрим на примере возможность применения индивидуальных индексов в анализе результативности противодействия органами внутренних дел Чукотского автономного округа таким преступлениям как убийства и умышленные причинения тяжкого вреда здоровью на основании официальной статистической информации.

Для исчисления индекса результативности противодействия преступлениям указанных категорий необходимо вычислить коэффициенты их раскрываемости, как базисного, так и отчетного.

Базисный коэффициент целесообразно вычислить на основе динамики совершения и раскрытия таких преступлений за пятилетний период, предшествующий текущему (оцениваемому). Этот период позволит увидеть состояние дел в более объективном свете, так как: он вберет в себя и уровняет различные периоды высокой и низкой активности в деятельности по решению оперативно-служебных задач органом внутренних дел; отклонения, вызванные социально-экономичес-кими и другими факторами внешней среды, влияющими на состояние оперативной обстановки. Как правило, срок расследования уголовных дел по фактам убийств и умышленного причинения тяжкого вреда здоровью носит длительный характер, в связи с чем не редко как возбужденные они ставятся в один календарный год, а как оконченные расследованием в последующий, что оставляет за пределами исследования массив таких переходящих из одного отчетного периода в другой уголовных дел. Пятилетний период смешает в себе такие переходящие уголовные дела, что более объективно покажет результат раскрытия указанных выше преступлений.

При этом за пятилетний период в обществе вряд ли могут произойти какие-либо существенные изменения, и срок пять лет принято считать максимальным сроком среднесрочного планирования и прогнозирования.

Расчёт базисного и отчетного коэффициентов раскрытия указанных видов преступлений возможен по формуле:

К

qr

qs

где,

K - базисный коэффициент,

qr - количество раскрытых преступлений,

qs -количество совершенных преступлений.

С использованием формулы расчета индивидуальных индексов, рассчитаем индексы результативности раскрытия убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью в Чукотском автономном округе за

2013 год помесячно с нарастающим итогом, результаты сгруппируем в таблицу1.

Таблица 1

Индексы результативности раскрытия убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью в Чукотском автономном округе помесячно

с нарастающим итогом

Месяц январь февраль март апрель ей июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Индивидуальный индекс i 0,64 0,84 0,78 0,73 0,89 0,98 1 0,82 0,89 1,05 1,1 1,14

Полученный индивидуальный индекс характеризуют результаты деятельности территориальных органов Управления МВД России по Чукотскому автономному округу по раскрытию убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью в 2013 году в сравнении с результатами работы по этим же направлениям, за довольно глубокий период, показывающий реальную ситуацию в данном направлении.

При этом i > 1 будет говорить о положительной динамике деятельности органа в данном направлении, при i < 1 о снижении результативности, а при i = 1 о стабильности в деятельности органов внутренних дел в анализируемом направлении.

Применение индексного метода, позволяет более глубоко оценить результаты деятельности ОВД путем проведения сравнительного анализа в пространстве и при этом также проанализировать складывающуюся ситуацию во времени.

Рассмотрим это на примере исчисления индивидуальных индексов результативности раскрытия убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью за 2013 год, всеми территориальными органами МВД России на районном уровне, расположенными на территории Чукотского автономного округа: МО МВД России «Анадырский», МО МВД России «Билибинский», ОМВД России «Иультинский», МО МВД России «Провиденский».

Применив формулу расчета индивидуальных индексов, вычислим индексы раскрытия рассматриваемых преступлений по каждому территориальному органу внутренних дел. Результаты сгруппируем в таблицу 2.

Таблица 2

Индексы результативности раскрытия убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью территориальными ОВД Чукотского автономного

округа за 2013 год

Наименование органа МО МВД России «Анадырский» МО МВД России «Билибинский» ОМВД России «Иультинский» МО МВД России «Провиденский»

Индекс раскрытия (i) 1,01 1,08 1,88 1,14

Расчеты показывают, что все рассматриваемые территориальные органы внутренних дел, по итогам за 2013 год имеют положительный результат (i > 1), при этом наилучшую результативность имеет ОМВД России «Иультинский», наименьшую МО МВД России «Анадырский».

Применяя метод расчета средней арифметической, имеется возможность установления соответствующих оценочных критериев где,

например ОВД, имеющий результат выше средней оценивать положительно, ниже средней - отрицательно.

Например, рассчитав среднюю арифметическую указанных выше индексов получен результат - 1,27. Отсюда можно сделать вывод, что в сравнении друг с другом, деятельность по раскрытию убийств и умышленных причинений тяжкого вреда здоровью за 2013 год в ОМВД России «Иультинский» оценивается положительно (1,88 > 1,27), а в МО МВД России «Анадырский», МО МВД «Билибинский», МО МВД России «Провиденский» - отрицательно (1,01 < 1,27, 1,08 < 1,27, 1,14 < 1,27).

Итак, использование метода статистических индивидуальных индексов позволяет:

- глубоко проанализировать результативность деятельности ОВД за достаточно большой период, сравнить его самим с собой за определенный временной промежуток;

- установить потенциальные возможности конкретного территориального ОВД в решении задач по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности;

- проанализировать результативность деятельности территориального ОВД в пространстве, то есть в сравнении с другими ОВД, входящими в одну группу;

- объективно оценить эффективность деятельности территориального ОВД по конкретным направлениям.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ. -М., 2012.

2. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства

внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 31 декабря 2013 года №1040. СПС Консультант Плюс.

3. Вопросы оценки деятельности территориальных органов Министерства

внутренних дел Российской Федерации: Приказ МВД России от 26 декабря 2011 года № 1310 (в ред. приказа МВД России от 2.10.12 №907)(утратил силу). - СПС Консультант Плюс.

4. Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте: Приказ МВД России от 5 августа 2005 года №650 (утратил силу). -СПС Консультант Плюс.

5. Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности и органов предварительного расследования: Приказ МВД России от 19 июня 2010 года №25 (утратил силу). - СПС Консультант Плюс.

6. Громыко Г. Л. Теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2013.

7. Клушин О. З. Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз: Учебное пособие. - М., 2010.

8. Колокольцев В. А. Оправдать ожидания граждан.// Популярно-правовой альманах МВД России «Профессионал». 2013. №1.

9. Лялин В. С., Симоненко А. В. Правовая статистика: Учебник. - М., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.