Эффективная деятельность правоохранительных органов возможна только при оказании помощи со стороны общества. Российское общество обеспечит надежную поддержку правоохранительным органам в том случае, если их работа будет подконтрольна обществу, открыта для граждан. Именно прозрачность их работы предоставит возможность сформировать ответственные государственно-властные отношения в их деятельности.
Борьба с преступностью во все времена является приоритетным направлением деятельности как отечественных, так и зарубежных правоохранительных органов. Для успешной борьбы с этим злом сотрудники правоохранительных органов должны стремиться стать истинным образцом для граждан своего государства, добросовестно выполняя свои обязанности. Однако в конце первого десятилетия нового тысячелетия четко обозначилась неспособность российских правоохранительных органов найти и реализовать такую социальную модель, при которой милиция, выступающая в роли важнейшей составляющей государственной власти, со всей ответственностью обеспечивает законность, правопорядок, безопасность государства и общества.
Заметим, что наличие данного факта вполне закономерно и объяснимо. Безответственность и коррумпированный характер милиции не позволили ей на должном уровне справляться с поставленными задачами. История свидетельствует, что глубокий системный кризис, поразивший нашу страну в 90-х гг. ХХ столетия, оказал значительное влияние на распространение теневой экономики и организованной преступности. В этот сложный период не только милицию, но и прокуратуру, суды, другие органы государственной власти, оказавшиеся в водовороте проблем, вовлекших их в происходящие конфликты, поразил вирус коррумпированности. Проявилось явное негативное воздействие на мотивацию сотрудников этих органов добросовестно исполнять свои непосредственные обязанности.
Вместе с тем не стоит впадать в крайность и акцентировать внимание исключительно на недостатках в работе правоохранительных органов. Во все времена трудились люди, которые добросовестно, порой даже ценой своей жизни, выполняли служебный долг. Борясь с преступностью, сотрудники органов внутренних дел зачастую подвергаются опасности, однако при этом проявляют мужество, стойкость, демонстрируют достаточно высокий уровень профессиональной подготовки.
Так или иначе, но на современном этапе развития России четко обозначилась необходимость предпринять на государственном уровне конкретные меры, направленные на ограждение сотрудников правоохранительных органов от условий, которые вызывают возникновение существенных профессиональных деформаций и сказываются самым негативным образом на результатах их труда, в частности и борьбе с преступностью. И такие меры, как известно, были предприняты. Так, в марте 2011 г. вступил в силу Федеральный закон «О полиции». В первую очередь данный нормативный правовой акт имеет значение для совершенствования правоохранительной деятельности. Вместе с тем вполне справедливо мнение, что «...реформа органов внутренних дел должна осуществляться в комплексе с преобразованиями в обществе, модернизацией многих сфер деятельности государства, прежде всего социально-экономической» [1, с. 69]. И это вполне понятно, поскольку проблемы, связанные с российской системной модернизацией, по-прежнему являются важнейшими.
К концу минувшего десятилетия в Ростовской области наблюдалось снижение преступности. Так, в течение 2011 г. было зарегистрировано 56 282 преступления [3, с. 3,7], в то время как в 2007 г. было зарегистрировано 92 516 преступлений, в 2008 г. - 87 051, в 2009 г. - 69 951, в 2010 г. - 59 338 преступлений [4, с. 7]. Следует подчеркнуть, что большинство зарегистрированных преступлений сотрудники органов внутренних дел успешно выявляют. Например, в течение 2010 г. в Ростовской области было выявлено 92,5 % зарегистрированных преступлений. При этом 5,2 % из них удалось обнаружить на стадии приготовления и покушения [4, с. 3]. В 2011 г. удалось выявить 91,6 % зарегистрированных преступлений, 5,6 % из них - на стадии приготовления и покушения [3, с. 3].
Согласно данным Информационного центра ГУ МВД России по Ростовской области, в 2010 г. в областном центре было зарегистрировано 21 060 преступлений, что составило 35,5 %, в сельской местности - 14 327 преступлений, т.е. 24,1 % [4, с. 3].
В 2011 г. в областном центре регистрации подлежало всего 19 826 преступлений, т.е. 35,2 %, в сельской местности - 13 552 преступления, что составило 24,1 % [3, с. 3].
Как видим, в областном центе регистрации подлежала одна треть преступлений, а в сельской местности - четвертая часть.
В 2010 г. в ходе преступных посягательств погибло 782 человека, тяжкий вред здоровью был причинен 616 гражданам. Из них 324 погибших составили сельские жители, т.е. 41,4 %, 321 потерпевший, здоровью которого был причинен тяжкий вред, является жителем города, поселка (без областного центра), т.е. 52,1 % [4, с. 3].
Статистика 2011 г. показывает, что преступные посягательства, совершенные на территории Ростовской области, привели к гибели 788 человек (на 0,8 % больше по сравнению с предыдущим годом), причинению тяжкого вреда здоровью 621 человеку (на 0,8 % больше, чем в 2010 г.). При этом на сельскую местность приходится 344 погибших, т.е. 43,6 %, на города и поселки (без областного центра) - 338 человек, здоровью которых был причинен тяжкий вред, соответственно, 42,9 % [3, с. 3].
Размер ущерба от преступлений по завершенным и приостановленным уголовным делам в 2010 г. равен 18,1 млрд рублей. При этом одна четвертая часть ущерба (23,6 %) приходится на преступления, которые были зарегистрированы в областном центре [4, с. 3]. Ущерб от преступлений в 2011 г. составил 7,2 млрд рублей (одна треть ущерба - 39,4 % приходится на преступления, зарегистрированные в областном центре) [3, с. 3]. Как показывает статистика, размер ущерба в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом меньше на 10,9 млрд рублей.
Согласно сведениям, предоставленным Информационным центром ГУ МВД России по Ростовской области, структура преступности в Ростовской области за 2010 г. выглядит следующим образом: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование составили 1,9 %; кражи -46,6 %; мошенничество - 6,0 %; грабеж, разбой - 6,7 %; хулиганство - 0,2 %; присвоение или растрата - 1,4 %; прочие преступления - 37,1 % [4, с. 7]. Анализ структуры преступности в Ростовской области за 2011 г. свидетельствует, что по сравнению с 2010 г. показатель убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований не изменился (1,9 %). Показатель краж в 2011 г. составил 48,1 %, т.е. увеличился на 1,5 %. Мошенничество в 2011 г. составило 5,9 %, т.е. незначительно уменьшилось - на 0,1 % по сравнению с предыдущим годом. Показатель грабежей и разбоев - 6,4 % -практически остался таким же, как и в 2010 г. (снизился всего лишь на 0, 3 %). В 2011 г. хулиганство составило 0,1 %; присвоение или растрата - 0,7 %. Как видим, по сравнению с предыдущим годом эти показатели уменьшились в два раза. На прочие преступления в 2011 г. пришлось 36,9 %, что на 0,2 % меньше, чем в 2010 г. [3, с. 7].
При этом следует указать, что удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений в числе зарегистрированных в 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился на 1,4 %; по сравнению с 2009 г. -на 0,4 % (в 2009 г. - 25,0 %, в 2010 г. - 26,0 %, в 2011 г. - 24,6 %) [3, с. 3; 4, с. 3].
Половина всех зарегистрированных преступлений в 2011 г. - 54,5 % приходится на хищения чужого имущества, совершенные путем: кражи - 27 041, грабежа - 3050, разбоя - 544. Если сравнить эти данные с аналогичными данными за 2010 г. (кражи - 27 664, грабежи - 3454, разбои - 544), то очевидно уменьшение хищений чужого имущества путем кражи на 2,3 % и грабежа - на 11,7 % [3, с. 3]. Что касается разбоя, то показатели за 2011 и 2010 гг. абсолютно одинаковые в отличие от показателя за 2009 г. Статистические данные свидетельствуют, что в 2009 г. по сравнению с 2010 г. хищений чужого имущества путем разбоя уменьшилось на 28,5 %, путем кражи - на 12,5 %, грабежа -на 18,0 % [4, с. 7].
Заметим, что практически каждая третья кража, каждый семнадцатый грабеж, каждое десятое разбойное нападение были связаны с проникновением в жилище, помещение или другое хранилище незаконным образом. По статистике 2011 г., каждое семнадцатое (6,2 %) преступление является квартирной кражей. В течение 2011 г. число квартирных краж по сравнению с предыдущим годом сократилось на 3,7 % [3, с. 4]. Если же сравнивать аналогичные показатели за 2010 и 2009 гг., то число квартирных краж в 2010 г. сократилось на 16,1 % [4, с. 3].
В последние годы наблюдается тенденция сокращения количества выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, хищением и вымогательством оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Так, в 2010 г. наблюдается сокращение количества выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, по сравнению с предыдущим годом на 25,3 %. Количество же выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в 2010 г. сократилось по сравнению с 2009 г. на 18,9 % [4,
с. 7]. Сравнительный анализ аналогичных данных за 2011 и 2010 г. показывает, что количество выявленных преступлений, касающихся незаконного оборота оружия, в 2011 г. составило 1134 преступления, т.е. на 0,5 % меньше, чем в предыдущем году. В 2011 г. в Ростовской области было выявлено 29 фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. По сравнению с 2010 г. количество преступлений уменьшилось на 0,5 %, а количество выявленных фактов хищения и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств соответственно на 3,3 % [3, с. 4].
В 2010 г. было совершено 86 преступлений с использованием огнестрельного оружия. Указанная цифра превышает аналогичный показатель за 2009 г. на 26,5 % [4, с. 4, 9]. Если же брать такого рода данные за 2011 г. и сравнивать их с соответствующими показателями за 2010 г., то следует отметить, что в течение 2011 г. с применением огнестрельного оружия было совершено 59 преступлений - на 31,4 % меньше, чем в предыдущем году [3, с. 4].
Что касается экологических преступлений в Ростовской области, то их количество в 2011 г. составило 713 преступлений, в 2010 г. - 1549 преступлений. Таким образом, показатель зарегистрированных экологических преступлений уменьшился на 54,0 %. Заметим, при сравнении аналогичных показателей за 2010 и 2009 гг. количество зарегистрированных экологических преступлений уменьшилось только на 19,9 % [3, с. 4; 4, с. 4, 9].
При анализе преступлений экономической направленности, выявленных на территории Ростовской области, прослеживается тенденция их снижения. Так, если в 2007 г. преступлений экономической направленности насчитывалось 15 941, в 2008 г. на 81 преступление больше, т.е. 16 022 преступления, в 2009 г. уже было выявлено 10 029, в 2010 г. - 6746, а в 2011 г. - 3389 преступлений [3, с. 8; 4, с. 8].
Как видим, в 2010 г. число преступлений данной категории сократилось на 32,7 % по сравнению с 2009 г. Размер материального ущерба от данных преступлений составил 16,4 млрд рублей [4, с. 4]. В 2011 г. материальный ущерб составил 5,0 млрд рублей, т.е. на 11,4 млрд рублей меньше [3, с. 4].
В 2010 г. в Ростовской области наблюдается снижение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, сильнодействующих веществ. Если в последние годы (с 2007 по 2009 гг.) показатели зарегистрированных преступлений данной категории только увеличивались (в 2007 г. насчитывалось 6336 преступлений, 2008 г. - 6593,
2009 г. - 6673 преступления), то в 2010 г. наблюдается определенное снижение. Так, в 2010 г. было зарегистрировано 5896 преступлений указанной категории, т.е. на 440 преступлений меньше, чем в 2007 г., на 697 преступлений меньше по сравнению с 2008 г. и 777 преступлений меньше по сравнению с 2009 г. В 2011 г. по сравнению с предыдущим годом снова наблюдается небольшое увеличение количества преступлений данной категории. Так, в 2011 г. такого рода преступлений насчитывалось 5980 (на 84 преступления больше, чем в 2010 г.) [3, с. 4-5; 4, с. 4].
Таким образом, в 2010 г. по сравнению с 2009 г. показатель данной категории преступлений сократился на 11,6 %, а в 2011 г. по сравнению с предыдущим годом соответствующий показатель увеличился на 1,4 %.
Согласно данным Информационного центра ГУ МВД России по Ростовской области, в течение
2010 г. сотрудниками наркоконтроля было раскрыто 2507 преступлений, сотрудниками органов внутренних дел - 3362 преступления [4, с. 4, 9]. В 2011 г. фигурируют следующие цифры: 2412 преступлений раскрыто сотрудниками наркоконтроля, 3517 - сотрудниками органов внутренних дел [3, с. 5].
Следует отметить рост преступлений террористического характера и экстремистской направленности. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. в Ростовской области число такого рода зарегистрированных преступлений увеличилось на 100,0 % [4, с. 5]. В 2011 г. их стало на 300,0 % больше, чем в 2010 г. [3, с. 5].
В общественных местах в течение 2010 г. было зарегистрировано 9251 преступление, в течение
2011 г. - 9248 преступлений [3, с. 5, 10; 4, с. 5, 10]. Как видим, показатели практически одинаковые (разница составляет всего лишь три зарегистрированных преступления).
В течение 2010 г. в Ростовской области иностранными гражданами и лицами, не имеющими гражданства, было совершено 423 преступления (на 18,5 % меньше по сравнению с 2009 г.), в частности, на долю граждан государств-участников СНГ пришлось 301 преступление (на 19,7 %
меньше, чем в предыдущем году). Показатель преступлений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства уменьшился на 43,6 % (44 преступления) [4, с. 6].
Что касается 2011 г., то на территории Ростовской области преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, насчитывается 502 преступления. Это на 18,7 % больше по сравнению с 2010 г. В том числе гражданами государств-участников СНГ было совершено 341 преступление (на 13,3 % больше, чем в 2010 г.). Количество преступлений в отношении иностранных граждан и лиц, не имеющих гражданства, увеличилось на 40,9 % (62 преступления) [3, с. 6].
О весьма добросовестном и ответственном отношении к своим должностным обязанностям большинства сотрудников ОВД Ростовской области наглядно свидетельствует соответствующая статистика. Так, в 2010 г. ими было раскрыто 29 444 преступления, в 2011 г. - 28 024 преступления. Сотрудниками ОВД в 2010 г. предварительно было расследовано 24 137 преступлений (это составляет 82,0 % всего массива предварительно расследованных преступлений), в 2011 г. - 22 505 преступлений (соответственно, 80,3 %). Сотрудниками следственных органов при Прокуратуре РФ в 2010 г. было предварительно расследовано 1531 преступление (5,2 % всего массива), в 2011 г. сотрудниками следственных органов Следственного комитета Российской Федерации - 1375 преступлений (соответственно, 4,9 %). Сотрудниками органов наркоконтроля в течение 2010 г. на территории Ростовской области было расследовано 1621 преступление, в 2011 г. - 1434 преступления, сотрудниками службы судебных приставов в 2010 г. - 1809 преступлений, а в 2011 г. - 2359 преступлений [3, с. 5; 4, с. 5].
Вместе с тем нераскрытыми в 2011 г. осталось 27 025 преступлений. Это на 4,2 % меньше, чем в предыдущем году, т.к. в 2010 г. аналогичный показатель составил 28 198 преступлений. На тяжкие и особо тяжкие преступления в 2010 г. пришлось 23,2 %, в 2011 г. - 22,9 %. В 2011 г. нераскрытыми остались 59 убийств, 88 умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, 16 856 краж, 1677 грабежей, 214 разбойных нападений. В 2010 г. о нераскрытых аналогичных преступлениях свидетельствуют следующие цифры: 37 убийств и покушений на убийство, 105 умышленных причинений тяжкого вреда состоянию здоровья, 17 557 краж, 1964 грабежа, 213 разбойных нападений. Из приведенной статистики следует, что в 2011 г. по сравнению с 2010 г. осталось нераскрытыми на 59,5 % больше, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью - на 16,2 % меньше, краж - на 4,0 % меньше, грабежей - на 14,6 % меньше, разбойных нападений - на 0,5 % больше [3, с. 5; 4, с. 5].
Таким образом, заслуги сотрудников органов внутренних дел в борьбе с преступностью как в отдельных регионах, в частности в Ростовской области, так и в России в целом, безусловно, налицо. Однако итоги последних лет указывают на острую необходимость внесения изменений в систему Министерства внутренних дел. Как подчеркнул Д.А. Медведев, «МВД, его подразделения и структуры всегда были и останутся ключевым государственным институтом, но, как и все государственные институты, МВД должно меняться и отвечать современным требованиям» [5, с. 2]. Совершенно очевидно, что массовые изменения в системе МВД нацелены на улучшение работы органов внутренних дел. Наиболее радикальная реформа за последние десятилетия предусматривает усовершенствование механизмов кадрового отбора, повышение эффективности в работе по борьбе с проявлениями коррупции, криминала, экстремизма, обеспечение надежной защиты демократических прав и свобод российских граждан, улучшение раскрываемости преступности. В ходе реформирования «...российская полиция должна стать новой структурой, конечно, не только по названию, но, прежде всего, по качеству службы» [5, с. 2]. Современный российский полицейский обязан соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к сотрудникам органов внутренних дел. «И, конечно, во главе угла - борьба с преступностью, наведение порядка на улицах и общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения» [2, с. 4].
Литература
1. Небратенко Г.Г. Возрождение российской полиции: связь времен и поколений // Вестник кадровой политики МВД России. 2011. № 3.
2. Без права на ошибку: по материалам пресс-службы МВД России // Вестник кадровой политики МВД России. 2011. № 3.
3. Сборник материалов о состоянии преступности в Ростовской области за январь-декабрь 2011 года // Информационный центр ГУ МВД России по Ростовской области. Ростов н/Д, 2011.
4. Сборник материалов о состоянии преступности в Ростовской области за январь-декабрь 2010 года // Информационный центр ГУ МВД России по Ростовской области. Ростов н/Д, 2010.
5. Поздравление Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с Днем сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник кадровой политики МВД России. 2011. № 3.