Научная статья на тему 'Использование средств туристско-краеведческой деятельности на уроке географии в процессе социализации детей-сирот'

Использование средств туристско-краеведческой деятельности на уроке географии в процессе социализации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ / ТУРИЗМ / УПРАЖНЕНИЕ / ЭКСКУРСИОННО-ТУРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / GEOGRAPHY / TOURISM / EXERCISE / EXCURSION AND TOURIST ACTIVITIES / EDUCATION / LOCAL LORE / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова Людмила Николаевна

Одним из самых логичных и вполне ожидаемых путей в процессе социализации детей-сирот средствами туристической деятельности нам представляется обращение к предметным областям «География» и «Краеведение». Мы апеллируем к этим учебным предметам и как к источнику принципиально необходимых знаний для погружения воспитанников интерната в тему туризма, и как к способу создания соответствующей атмосферы детской увлечённости романтическими настроениями путешествий по родной стране, привития любви к малой родине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of regional studies on tourist geography lesson in the process of socialization of children orphaned

One of the most logic and quite expected way in the process of orphans' socialization by tourist activities tools is appeal to subject areas of “Geography” and “Local lore”. We appeal to these academic subjects as to the source of fundamentally essential knowledge for dipping boarding-school pupils into tourism topic, and as to the creation technique of corresponding atmosphere of children passion by romantic mood of travels through native country, inculcating love to small motherland.

Текст научной работы на тему «Использование средств туристско-краеведческой деятельности на уроке географии в процессе социализации детей-сирот»

прописаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО - это личностные, метапредметные и предметные результаты.

Комплект «Литература Вятского края» (1-4-е классы) был представлен на Всероссиискии международный конкурс «Золотой компас» - 2012. Совместная работа гимназии и КОГОАУ ДПО (ПК) «Институт развития образования Кировской области» по проекту «Литература Вятского края» получила высокую оценку в номинациях: «Учебники», «Учебные пособия», «Программы» и «Методические пособия».

Дальнейшая работа по проекту продолжится по курсу исторического, географического и художественного краеведения Вятского края. Разрабатываются аналогичные учебные комплекты, которые помогут педагогам в освоении курса, а учащимся дадут возможность в процессе самостоятельной работы получить краеведческие знания.

Опыт педагогического коллектива гимназии - один из подходов в организации школьного краеведения с разнообразными формами работы в поисковой и исследовательской деятельности.

УДК 376.64; 908; 37.047; 372.891

Л. Н. Макарова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Одним из самых логичных и вполне ожидаемых путей в процессе социализации детей-сирот средствами туристической деятельности нам представляется обращение к предметным областям «География» и «Краеведение». Мы апеллируем к этим учебным предметам и как к источнику принципиально необходимых знаний для погружения воспитанников интерната в тему туризма, и как к способу создания соответствующей атмосферы детской увлечённости романтическими настроениями путешествий по родной стране, привития любви к малой родине.

One of the most logic and quite expected way in the process of orphans' socialization by tourist activities tools is appeal to subject areas of "Geography" and "Local lore". We appeal to these academic subjects as to the source of fundamentally essential knowledge for dipping boarding-school pupils into tourism topic,

and as to the creation technique of corresponding atmosphere of children passion by romantic mood of travels through native country, inculcating love to small motherland.

Ключевые слова: география, туризм, упражнение, экскурсионно-турис-тическая деятельность, воспитание, краеведение, социализация.

Keywords: geography, tourism, exercise, excursion and tourist activities, education, local lore, socialization.

Постановка проблемы, затрагиваемой в данной работе, обусловлена необходимостью существенно трансформировать давно идущие в интернатных учреждениях на территории всего постсоветского пространства процессы социализации, социально-психологической и социально-трудовой адаптации детей-сирот. Для этого, с нашей точки зрения, следует сделать их более эффективными с позиции реализации социального заказа, функционирования системы интернатного обучения и воспитания, а также мотивирующими и даже захватывающими с точки зрения представителей целевой аудитории.

Значительные усилия для решения данной актуальной проблемы предприняты в научных трудах Е. А. Байер, С. В. Воробьёва, А. Г. Бойко, А. Ю. Бутова, Г. В. Вишиной, В. Н. Ильина, В. А. Горского, А. А. Горячева, Е. Н. Капустиной, В. А. Ковтонюк, О. Е. Крюковой, О. Ю. Латышева, Л. Б. Лёвиной, Л. Н. Макаровой, М. А. Митрофановой, Е. В. Пилюгиной, В. С. Серебрия, Д. В. Смирнова, Б. А. Столярова, А. Г. Цебулевской, Л. П. Чайкиной, Е. Н. Ястребцевой и других учёных и практиков. В силу особой специфики и широты вариативности путей решения данная проблема всё-таки ещё не получила должного и полного освещения. Среди не решенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья, следует выделить в качестве подпроб-лем следующие направления продуктивной научной мысли.

1. Взаимодействие урочных форм социализационного процесса с внеурочными, совместное использование возможностей основного и дополнительного образования, расцениваемого Болон-ской конвенцией как формального и неформального.

2. Характеристика видов деятельности учителя географии, решающего вопрос социализации детей-сирот средствами туризма и краеведения.

3. Планирование социализирующей деятельности учителя географии, сочетающего свою основную работу с административной, с учётом взаимного усиления возможностей обоих направлений реализации его творческих педагогических усилий.

Задача данной статьи - помочь учителю географии, совмещающему свою работу с административной, выработать единый алгоритм деятельности по участию его в процессе социализации учащихся школы-интерната для детей-сирот.

Изучение географии в средней школе занимает в социализации любого ребёнка значительное место. Благодаря этому формируются социокультурные представления учащегося, обретает широкую инструментовку познавательный интерес, что, в свою очередь, совершенствует образовательный маршрут ученика. Принципиально большее значение приобретает урок географии в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо всего вышеупомянутого воспитанники интерната чувствуют на себе позитивное воздействие компенсаторного механизма, который включается с изучением географии. Компенсируются невольные издержки закрытости образовательного учреждения, оторванности от родных корней, когда при соответствующем подходе со стороны учителя и воспитателя родным для воспитанника может стать либо весь мир целиком, либо, если воспитанника не удастся расположить к доверительным беседам на уроке, весь мир может, наоборот, превратиться для него в нескончаемую полосу отчуждения. И наконец, особое значение приобретает курс географии, когда интернат включается в работу по реализации программы Федерального эксперимента ИСМО РАО «Взаимодействие и преемственность формального, неформального и информального образования в процессе социализации воспитанников школы-интерната средствами физкультурно-спортивной и туристско-крае-ведческой деятельности». Рассмотрим тезисно, какие направления географии как науки способствуют повышению качества социализации детей-сирот.

Экономико-географическое направление, изучающее вопросы территориальной организации макро-, мезо- и микроэкономики, размещения производительных сил, формирования территориально-производственных сочетаний (комплексов), позволяет воспитаннику интерната сделать более стройной свою систему внутренних координат в процессе взаимодействия с социумом. Это влечёт

за собой формирование индивидуальной системы отношений воспитанника со своим гипотетическим будущим окружением, которое он обретает путём тех или иных целенаправленных усилий, либо, отстраняясь от совершения оных, также формирует свою будущую среду, но уже сомнительного, маргинального характера [1].

Демографо-географическое направление, исследующее процессы воспроизводства населения и его расселения, особенности градообразования, урбанизации и рурализации, региональные аспекты миграции и пр., очерчивает для воспитанника потенциальные границы мировоззренческого плана. При этом речь идёт о закономерностях формирования его семьи, объема и способа её государственной и общественной поддержки со стороны тех или иных социальных институтов. И как вариант, полное или частичное отсутствие оных, если воспитанником не была своевременно разыскана и усвоена информация, в какой социальной среде его развитие, а также формирование семьи будет испытывать на себе благоприятное воздействие со стороны общества.

Естественно-экономическое направление, изучающее пространственно-временные процессы взаимодействия природы и общества, природы и экономики, региональные аспекты ресурсо-пользования и пр., позволит воспитаннику выбрать для себя и своей семьи наиболее подходящие для реализации его здоровых амбиций, а также надежд и чаяний членов его потенциальной семьи условия окружающей среды. С течением времени в сознании воспитанника будет складываться всё более полная и точная картина, каким образом, какими ресурсами, с чьей помощью и на каких основаниях сможет воспользоваться как он сам, так и создаваемая им семья.

Социально-географическое направление изучает процессы территориальной организации социальной сферы, социально-бытовые, социально-культурные, поведенческие, психологические, духовные стороны жизнедеятельности людей, уровень, качество, стиль и образ жизни населения. Данное направление изучения географии как науки предоставляет воспитаннику интернатного учреждения, пожалуй, наиболее разнообразную пищу для размышлений и умозаключений. Пожалуй, уже само названное направление побуждает судить о нём как наиболее полно отвечающем задачам социализации детей-сирот. Это тем более актуально в наши дни, когда процесс глобализации может внести в жизнь каждого выпускника интернат-

ного учреждения совершенно неожиданные, непредсказуемые изменения, к которым его не в состоянии подготовить ни одна даже самая прозорливая и многогранно проработанная интернатная система социальной адаптации. Единственное, что можно было бы пожелать в этом, казалось бы, безвыходном положении для самой системы социализации, постинтернатной адаптации - так это развивать в воспитанниках способность максимально полного усвоения быстро поступающей извне и меняющейся по своим свойствам и качествам информации. И ещё - чётко и адекватно реагировать на характер изменения всего информационного потока, имеющего прямое касательство личности воспитанника, а затем и выпускника. Каковы при смене стиля поведения окружающих людей будут ожидания от юного гражданина? В чём, несмотря ни на какие быстрые общественные преобразования, нужно сформировать и уметь защитить свою чёткую гражданскую и нравственную позицию?

Политико-географическое направление, исследующее геополитические и управленческие процессы, особенности формирования государственной и региональной политики, территориальные особенности политической активности населения, позволит воспитаннику интерната определиться в своих общественно-политических предпочтениях по мере достижения совершеннолетия и научиться чётко и аргументированно их излагать. А иногда - и отстаивать свою позицию, разъяснять сверстникам и другим окружающим людям пути её формирования, источники усвоенной информации, помогать своим товарищам и коллегам оперативно и в необходимом каждому объёме своевременно находить аргументы в пользу укрепления личной гражданской позиции.

Социально-экологическое направление, изучающее процессы отношений территориальных общностей людей (социумов) с окружающей природной, экономической, социальной и духовной средой, позволяет воспитаннику вырасти не только личностью, постоянно нуждающейся в разноплановой защите со стороны государственных и социальных институтов, но также и самому стать активным и недвусмысленным защитником природных богатств родной страны и мира, милосердным ко всем живым существам человеком, способным своевременно прийти на помощь гибнущим или раненым растениям и животным и т. д.

В свою очередь, каким образом может сказаться на дальнейшей судьбе воспитанника интерната его участие в краеведческой

деятельности? Ответ на этот немаловажный вопрос мы можем прогнозировать в процессе рассмотрения места краеведения в системе миропознания. Краеведение является частным выражением регио-новедения, однако же не является тождественным ему по уровню, даже если под регионом понимается «край» как субъект Российской Федерации - такой же, как, например, автономный округ, республика или область. В данной градации мы под краеведением понимаем изучение не Краснодарского, Ставропольского, Приморского или Хабаровского края в целом, а именно малой родины наших воспитанников.

Любовь к нашей большой Родине начинается с привития любви к малой родине. Для каждого это свой любимый уголок земли - деревня, село или город. А любить искренне можно тогда, когда человек, юный или взрослый, знает исторические и географические аспекты развития, заселения, становления своего родного края, республики, области. На своих уроках, а также во внеурочной деятельности с учащимися всех классов мы работаем над проектами по краеведению. Когда есть тема, которая интересна и учителю и ученикам, работа кипит бурно и творчески, и результат отличный. Каждый ученик идет своей дорогой с присущим ему темпом, глубиной и направленностью интереса. Ученики пополняют свой багаж знаний о родном крае [2]. Приведём наиболее фундаментальные проекты:

- Город Воронеж - прошлое и настоящее.

- К 425-летию со дня основания Воронежа «Воронеж, опаленный в столетьях».

- Воронеж в годы Великой Отечественной войны.

- Деятельность Петра Первого в Воронежском крае (проект на Всероссийском конкурсе «Морским судам быть!», занял первое место октябрь 2011 года).

- Назад в прошлое (появление первого человека в нашем крае).

- Природа Воронежского края.

- Геологические памятники.

- Экологические проблемы края.

- Воронежское водохранилище и его проблемы.

- Их именами названы улицы города.

- Люди земли Воронежской.

- Мой любимый уголок города.

- Природные феномены Воронежского края.

- Воронежский костюм.

Какую бы тему ни изучали на уроке географии, возвращаемся к своему краю. В нашем кабинете географии есть стенды «Воронежский край» и «Мой город», на которых размещена основная Географическая информация по этим темам. Зрительно дети запоминают материал (год основания города, площадь, конфигурация, мэр, губернатор), и это особенно важно для учеников 6-7-х классов.

На уроках краеведения мы используем различный материал (фото - старые и современные, видео, слайды, рассказы, стихи, песни наших земляков и презентации, сделанные совместно с ребятами), раскрывающий множественные межпредметные связи, что позволяет делать процесс познания эмоционально насыщенным, чтобы информация была интересной, доступной для каждого ученика [3]. На уроках краеведения ученики должны научиться понимать свою связь с окружающим миром малой родины в масштабах большой России. Вместе с учащимися изготавливаем раздаточный материал, индивидуальные карточки-задания для других классов. От краеведения и регионоведения следует логический переход к следующему уровню познания мира - страноведению. Тема туризма на уроках географии в интернатной практике весьма продуктивна. Возьмём для примера урок географии в 7-м классе по теме «Материк Африка». Воспитанники интерната пока ещё никогда не бывали там, и им предстоит теоретически изучить географию материка. Наша задача - использовать такие методы, чтобы изучаемый материал не ограничивался текстом учебника и картами. В 7-м классе, в курсе физической географии материков и океанов мы с учениками становимся туристами. Отправляясь в виртуальное путешествие, мы должны знать, в каких широтах находится материк, какой там климат, что необходимо взять с собой. В ходе работы выясняем, что одежда должна быть светлой, легкой, состоять из натуральных тканей, с длинными рукавами. Необходимо сделать прививки и взять крем от комаров. Рассматриваем вопрос, как можно безопасно провести ночь в пустыне, и выясняем, что хорошо бы иметь клубочек овечьей шерсти, которая спасет от скорпионов. И далее ученики увлекаются так, что сами выясняют, как ставится палатка в лесах, как в пустынях, какой инструмент необходим во время путешествия. Уроки, на которых приобретается жизненный опыт, очень важны. А может быть, лет через 10 наши де-

ти-сироты смогут посетить одну или несколько стран африканского материка (или других пяти) и воочию увидеть многое из того, что когда-то было только материалом для изучения на уроках географии.

Также на уроках мы уделяем большое внимание пословицам и поговоркам различных народов, в них во всей красе раскрывается география тех мест, где живет человек. Заключительный переход от страноведения - к геоглобалистике. Плотность и изменчивость информационного потока, о которой уже говорилось выше, позволяет правомерно заявлять и о данном уровне миропознания.

Теперь рассмотрим, как преломляются на практике работы в интернате традиционные, утверждённые Федеральным образовательным стандартом высшего профессионального образования виды профессиональной деятельности учителя географии.

Учебно-воспитательная деятельность, осуществляемая учителем географии в школе-интернате для детей-сирот, носит существенно более развёрнутый характер, нежели в открытом общеобразовательном учреждении. Прежде всего, это обусловлено тем, что воспитанники интернатного учреждения не в состоянии претендовать на традиционную для учащихся открытых учреждений образования родительскую поддержку. По сложившейся практике в неё входят репетиторство, оплачиваемое родной семьёй, широкий спектр учреждений образования и культуры, куда родители могли бы определить ребёнка для расширения его кругозора, формирования социальных компетенций, ранней профессиональной ориентации и других не менее важных слагаемых успеха каждого учащегося.

Социально-педагогическая деятельность учителя географии школы-интерната не подменяет и не заменяет собой работы социально-педагогической службы, однако реализация социализирующей функции учебных предметов «География» и «Краеведение», о чём уже говорилось выше, делает функционал такого учителя более рельефным и представительным.

Культурно-просветительная деятельность учителя географии, в свою очередь, не заменяет такого вида деятельности в рамках уставной деятельности учреждений культуры - музеев, галерей, библиотек, и было бы достаточно странным это предполагать [4; 5]. Однако представления детей-сирот о таких учреждениях часто бывают недостаточно адаптированы для прямого соприкосновения с традициями работы учреждений системы культпросвета, поэтому

задача учителя здесь - надлежащим образом подготовить учащихся к знакомству с такими учреждениями.

Научно-методическая деятельность учителя географии в интернате выходит на участие его в работе областной инновационной и Федеральной экспериментальной площадки. В нашем случае активное участие в этой работе со стороны учителя географии привело к соединению этого вида её деятельности с заключительным видом - организационно-управленческим, т. е. позволило реализовать позиции учителя, внесшего значительный вклад в экспериментальную и инновационную деятельность и осуществить выход на лидерские позиции в организации экспериментальной работы. Вот как выглядит плановое задание учителя географии в рамках экспериментального исследования по теме «Взаимодействие и преемственность формального, неформального и информального образования в процессе социализации детей-сирот средствами турист-ско-краеведческой деятельности».

Март. Подготовительный этап.

1. Подготовка текста договора об экспериментальной работе.

2. Подготовка текста программы экспериментальной работы.

3. Формирование экспериментальной группы, состоящей из сотрудников администрации школы-интерната, учителей, воспитателей и других педагогических работников.

4. Подготовка плановых заданий для членов экспериментальной группы.

Апрель. Начало основного этапа.

1. Координация работы экспериментальной группы.

2. Участие в организации переговоров с организациями и учреждениями - потенциальными партнёрами по эксперименту.

3. Организация встреч с представителями творческой интеллигенции г. Воронежа и Воронежской области, носителями искомой информации по теме эксперимента.

4. Контроль над ходом работы экспериментальной группы согласно содержанию плановых заданий.

5. Организация работы по историко-краеведческому направлению экспериментальной работы.

Май. Подведение промежуточных итогов учебного года).

1. Контроль над процессом создания промежуточной отчётности (фото, видео, аудио, текстовых и других материалов) членами экспериментальной группы совместно с воспитанниками.

2. Подготовка к публикации материалов промежуточной отчётности.

3. Анализ характера обратной связи (рекомендаций экспертов, пожеланий и замечаний), полученной в результате публикации материалов промежуточной отчётности.

4. Формирование летних заданий для тех участников экспериментальной группы, которые продолжат работу в летний период, с учётом рекомендаций экспертов и научного руководителя ОЭР.

Июнь. Начало экспедиционной работы.

1. Определение форм рационального использования времени и сил экспедиций (лагерных смен, выездных спортивных соревнований, групп поощрительных и мотивационных путешествий воспитанников и т. д.) для сопутствующего решения задач экспериментальной работы.

2. Организация целевых экспедиций туристско-краеведческо-го характера с участием членов экспериментальной группы и воспитанников интерната.

3. Организация научно-методического сопровождения хода работы в экспедициях.

Июль. Обработка материалов экспедиционной работы.

1. Анализ фото, видео, аудио, текстовых и других материалов, собранных участниками экспедиций.

2. Обсуждение с членами экспериментальной группы, продолжающими работу в летний период, возможных форм и характера подачи накопленных материалов для публикации.

3. Отбор и подготовка материалов экспедиционной работы к публикации.

Август. Выход на общественную презентацию результатов экспериментальной работы интерната.

1. Публикация материалов экспедиционной работы.

2. Анализ обратной связи (писем, рекомендаций экспертов, пожеланий и замечаний), полученной в результате публикации материалов экспедиционной работы. Проводится совместно с участниками экспериментальной группы и воспитанниками, участвующими в экспедициях.

Сентябрь. Закладка традиции участия в работе ТОП «Мари-инская галерея» любого желающего члена педагогического и ученического коллектива интерната.

1. Сообщение на заседании педагогического совета интерната о ходе экспериментальной работы.

2. Помощь членам коллектива интерната в регистрации личных аккаунтов для активного доступа к возможностям размещения собственных материалов в ТОП «Мариинская галерея».

3. Приглашение членов педагогического коллектива (тех, кто раньше был сторонним наблюдателем) к участию в работе экспериментальной группе.

4. Подготовка и утверждение тематики заданий ОЭР для членов экспериментальной группы.

5. Назначение наставников из числа опытных членов экспериментальной группы.

Октябрь. Привлечение добровольцев (из числа воронежской общественности, интеллигенции и студенчества) как ресурса в экспериментальной работе.

1. Приглашение представителей творческой интеллигенции, общественности и студенчества города Воронежа и Воронежской области к сотрудничеству в роли консультантов, аналитиков, корректоров, редакторов и т. п.

2. Институциональное определение форм сотрудничества с добровольцами-экспериментаторами.

3. Приглашение местных, областных, российских и международных организаций к сотрудничеству в ОЭР.

4. Оптимизация форм сотрудничества с представителями местных, областных, российских и международных организаций.

5. Согласование планов совместных действий с организациями и добровольцами по экспериментальной работе на год.

Ноябрь. Включение экспериментальной группы в процесс профессионально-ориентационной работы интерната.

1. Приглашение ответственных, добросовестных и пассионарно настроенных воспитанников к участию в работе экспериментальной группы.

2. Подготовка лаборантов экспериментальной группы из воспитанников.

3. Подготовка инструкторов-добровольцев экспериментальной группы из воспитанников (старшеклассников).

4. Организация ОЭР.

5. Организация ОЭР по социально-профессиональным пробам в роли фотографов, фоторедакторов, видеооператоров, видеомонтажёров, корректоров, текстовых редакторов и иных специалистов журналистской направленности воспитанников интерната.

Декабрь. Подведение итогов календарного года.

1. Годовой анализ характера обратной связи (рекомендаций экспертов, пожеланий и замечаний), полученной в результате публикации материалов отчётности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сообщение на заседании педагогического совета о характере итогов годовой работы экспериментальной группы.

3. Публикация итогов годовой работы экспериментальной группы в форме научных статей в сборниках научно-практических конференций, сборниках научных трудов и журналах.

В заключение позвольте поделиться выводами, аккумулирующими промежуточное видение решения проблемы.

1. Наиболее ярко выраженный характер деятельности учителя географии в процессе социализации учащихся школы-интерната для детей-сирот проявляется при сочетании урочной и административной работы. Это обусловлено появлением возможности вынесения творческого социализирующего процесса за рамки урока, что позволяет существенно расширить спектр форм и видов интересной для учащихся и эффективной для педагогического процесса деятельности по социализации.

2. Чёткая алгоритмизация деятельности учителя-администратора позволяет высвободить время, силы и иные средства, необходимые для ускорения и общей оптимизации процесса социализации детей-сирот.

3. Обилие административных полномочий у учителя географии позволяет сделать средства туризма и краеведения краеугольным камнем в работе всего интернатного учреждения по социализации детей-сирот.

Примечания

1. Воробьёв С. Н., Нестеров Ю. А., Подколзин В. В., Пономарева З. В., Сушков В. Н. География Воронежской области: пособие для учителей и учащихся. Воронеж: ВГПУ, 2007.

2. Горский В. А., Русских Г. А., Смирнов Д. В. Учебно-исследовательская деятельность школьников. М.: ИСМО РАО, 2010.

3. Доргань Л. В. Экологическое краеведение: учебное пособие. 6 класс. Воронеж: ВОИПКиРО, 2007.

4. Дурович А. П., Кабушкин Н. И., Сергеева Т. М. Организация туризма. М.: Новое знание, 2008. 632 с.

5. Сущенко Е. Н. Социокультурный потенциал сферы туризма // Научная мысль Кавказа. 2006. № 8(92).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.