Научная статья на тему 'Использование средств народной педагогики в воспитании толерантности у молодежи'

Использование средств народной педагогики в воспитании толерантности у молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
165
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЯ / ДУХОВНАЯ ТРАДИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пардаева Мархабо Давлатовна

В данной статье раскрывается совершенствование системы образования в Узбекистане, а также уделяется особое внимание использованию средств народной педагогики в воспитании толерантности у молодёжи. Анализируются общественно-философские мысли народов Центральной Азии. Автор учитывает, что одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и одновременно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, которые напрямую могут содействовать формированию у студентов толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование средств народной педагогики в воспитании толерантности у молодежи»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ У МОЛОДЕЖИ

Пардаева М.Д.

Пардаева Мархабо Давлатовна - доцент, кафедра общественных наук, кандидат философских наук,

Бухарский государственный медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрывается совершенствование системы образования в Узбекистане, а также уделяется особое внимание использованию средств народной педагогики в воспитании толерантности у молодёжи. Анализируются общественно-философские мысли народов Центральной Азии. Автор учитывает, что одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и одновременно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, которые напрямую могут содействовать формированию у студентов толерантности.

Ключевые слова: самосознания, духовная традиция, национальная культура, воспитание, общечеловеческие ценности.

УДК 1(091)

В условиях роста национального самосознания, возрождения культурных и духовных традиций, языка возникает необходимость основательного, более глубокого знакомства молодежи с духовными ценностями своего народа, с его национальной культурой, скрепляющим элементом при этом должна быть духовная связь между прошлым, настоящим и будущим.

Воспитание должно стать важнейшей составной частью реформы сферы образования. Сложившаяся ситуация свела два разных, хотя и взаимосвязанных процесса обучения и воспитания в один, объединив их общим термином «образование». Если составляющая «обучение» нацелено на содержательно -познавательный контекст, связанный с постоянно обновляющейся системой знаний, то составляющая «воспитание» обращено к ценностно-мотивационным структурам личности, к ее нравственно-духовной культуре.

Обновление системы обучения с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта казахского народа, его многовековых культурных и искусствоведческих традиций выдвигает новые требования к процессу обучения в образовательных учреждениях, который должен быть направлен на укрепление духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи. Выдвижение проблемы общечеловеческих ценностей на передний план современного миропонимания свидетельствует об огромном преобразовании духовной культуры, нравственности и толерантности человека. В связи с этим, одной из приоритетных задач народного образования является воспитание молодежи с опорой на общечеловеческие ценности. Воспитание подрастающего поколения, которое представляет свою принадлежность к определенной нации, народу и в то же время осознает себя гражданином страны и субъектом мировой цивилизации, - требование современного общества. В этой

ситуации особое значение приобретает обращение к такому ценному учебнику жизни, как народная педагогика.

Учитывая то, что одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и одновременно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, которые напрямую могут содействовать формированию у студентов толерантности.

Современные жизненные реалии требуют привития национального духа и чувства национального достоинства и гордости, формирования знаний о национальных духовно-нравственных ценностях у молодого поколения на лучших традициях и культуре своего народа. На основе этого вырабатывается глобальное мировоззрение на национальные ценности и взаимоотношения между людьми и народами, уважение их интересов.

В новых условиях развития общества возникает необходимость приобщения молодежи к культурным и духовным ценностям народа, истоки которых кроются в народной мудрости.

Общественно-философская мысль народов Центральной Азии, воплотила в себе лучшие национальные, общечеловеческие и духовно-интеллектуальные ценности, отобранные и апробированные веками нормы и представления, отвечающие особенностям менталитета наших народов, благодаря этому они наиболее доступны и воспринимаемы для современной молодежи. Благодаря чему они могут быть использованы как один из эффективных факторов формирования толерантности в сознании наших людей.

Толерантность выступает как модель социального поведения, и, с одной стороны, она должна вырабатывается законодательными органами государств, а с другой - она должна быть нормой поведения для каждого члена общества. Она существует не только как декларация желаемого, но и как потребность, без которой нельзя строить «нормальные» гуманистические отношения между людьми. Толерантность во многих источниках рассматривается как взаимопонимание между различными людьми, социальными группами, государствами, народами и т.д.

С точки зрения ученых, «толерантность - это готовность принять конкретного человека, его мнение, позицию, иную культуру, мировоззрение такими, какие они есть. Многое может не нравиться в конкретном человеке, в какой-либо другой культуре, но каждый из нас обязан признать за ними право на существование и развитие, если они не посягают на права и интересы других людей. Именно толерантность является основополагающей предпосылкой социальной стабильности в целом» [1]. Толерантность, взаимопонимание между людьми, уважение между студентами формируются именно в процессе воспитания нравственных качеств, одним из эффективных путей формирования их на сегодняшний день является средства народной педагогики.

В результате использования средств народной педагогики происходит целенаправленное взаимодействие поколений, в результате которого у молодежи формируется этническое самосознание, адекватное отношению к себе как субъекту этноса, чувство гордости за свою нацию, положительное отношение к языку, истории, культуре своего этноса, и вместе с тем появляется у подрастающего поколения чувство уважения и толерантности к представителям других этносов.

Исходя из вышеизложенного для формирования толерантности у молодежи в процессе обучения мы выдвигаем следующее педагогические положения [2]:

- целесообразно через воспитательно-образовательные процессы формировать у молодежи сознание, что все люди равны между собой вне зависимости от различий в образе жизни, культуры, религии, социального происхождения и материального благосостояния;

- современное образование должно строиться на основе национальных ценностей и традиций, в соответствии с общечеловеческими идеалами и ценностями;

- необходимо воспитывать у студентов уважение к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, его уникальности, неповторимости, индивидуальности;

- необходимо формировать уважение к духовному наследию своего народа и на основе этого формировать интерес к своим народным традициям у представителей других национальностей.

Список литературы

1. Кадырова З.Р., Шарипов А.Д., Алиева В.Р. Повышение социальной активности и толерантности молодежи - важный фактор построения гражданского общества в Узбекистане. Ташкент: Изд-во Института философии и права, 2008. 94 с.

2. Крестьянинова Е.Н. Концепция «Культура - цивилизация» К. Леонтьева // Сб. Философия культуры-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.