Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР) / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ / НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Курбанова Л.И., Санькова А.А.

В данной статье анализируются возможности и методические основы использования технологий визуализации для развития и совершенствования фонематического слуха дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Доказывается, что для эффективности развития фонематического восприятия дошкольников с ОНР педагогом должны максимально полно и грамотно использоваться средства наглядности. Даются рекомендации по использованию различных средств наглядности на занятиях по развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста с ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курбанова Л.И., Санькова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MEANS OF VISUALIZATION FOR THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF PHONEMIC AWARENESS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH

This article analyzes the possibilities and methodological foundations of the use of visualization technologies for the development and improvement of phonemic hearing of preschool children with General underdevelopment of speech. It is proved that the effectiveness of the development of phonemic awareness of preschool children with the General underdevelopment of speech a teacher needs most fully and competently use the tools of clarity. Recommendations for the use of different means of visualization in the classroom for the development of phonemic hearing preschool children with the General underdevelopment of speech.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

УДК 376.3

Курбанова Л. И.

студент 5 курс факультет специальной педагогики ГБОУВО «Ставропольский государственный педагогический институт»

Россия, г. Ставрополь Научный руководитель: Санькова А.А., кандидат филологических наук ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Аннотация: В данной статье анализируются возможности и методические основы использования технологий визуализации для развития и совершенствования фонематического слуха дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР). Доказывается, что для эффективности развития фонематического восприятия дошкольников с ОНР педагогом должны максимально полно и грамотно использоваться средства наглядности. Даются рекомендации по использованию различных средств наглядности на занятиях по развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста с ОНР.

Ключевые слова: развитие речи дошкольников, общее недоразвитие речи (ОНР), фонематический слух, развитие фонематического восприятия, наглядный метод обучения, технологии визуализации

Kurbanova, L. I.

student

5 course, faculty of special pedagogy «Stavropol state pedagogical Institute»

Russia, Stavropol

Scientific supervisor: Sankova A.A., candidate of philological Sciences THE USE OF MEANS OF VISUALIZATION FOR THE DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF PHONEMIC AWARENESS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH Annotation: this article analyzes the possibilities and methodological foundations of the use of visualization technologies for the development and improvement of phonemic hearing of preschool children with General underdevelopment of speech. It is proved that the effectiveness of the development of phonemic awareness of preschool children with the General underdevelopment of speech a teacher needs most fully and competently use the tools of clarity. Recommendations for the use of different means of visualization in the classroom for the development of phonemic hearing preschool children with the General underdevelopment of speech.

Key words: language development of preschool, General underdevelopment of speech, phonemic hearing, phonemic perception

development, visual training method, visualization technology

Средства наглядности повышают качество усвоения языкового материала, выполняют функцию компенсации затруднений распознавания, дифференцирования и воспроизводства звуков речи у детей с ОНР посредством привлечения дополнительных сфер восприятия, способствуют конкретизации представлений о механизмах воспроизведения звуков речи, развивают логику, мышление, наблюдательность, воображение. В век новых технологий концепция обучения, образовательные программы и требования к организации учебного процесса нацелены на эффективное использование средств наглядности при работе с детьми; реализуются многочисленные целевые программы, направленные на совершенствование образовательного процесса [2, 3, 4].

Закономерности речевого развития дошкольников изучали А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконины, А.А. Леонтьев; проблемы обучения детей с ОНР - Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, В.К. Воробьева, З.С. Алиева, И.Т. Власенко, Г.А. Волкова, П.Я. Гальперин, Л.П. Григорьева, Н.Н. Зислина, Р.Е. Левина, С.И. Маевская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина и др. Методические аспекты развития звуковой стороны речи у дошкольников нашли отражение в работах Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина, Г.М. Ляминой, О.С. Ушаковой, Н.Ф. Ладыгиной и др. Вопросы применения технологии визуализации в обучении рассмотрены в трудах Н.Н. Манько, Г.В. Лаврентьева, П.М. Эрдниева и др.

Такое направление логопедической работы, как развитие и совершенствование фонематической системы дошкольников и младших школьников традиционно является одним из основных при работе с детьми с общим недоразвитием речи, поскольку именно способность дифференцировать фонемы и определять звуковой состав слова обеспечивает основу для полноценного понимание речи окружающих, становления лексической системности, совершенствования произносительной стороны речи и т.д., а в дальнейшем становится основой для овладения письменной речью и нормами правописания [5, 10]. Крайне актуально оно для Ставропольского края, где проводилось исследование ввиду многочисленности детей-инофонов (особенно билингвов) [8].

Ещё К.Д. Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко-слоговое строение слова». Современные учёные (психологи, педагоги, методисты, лингвисты) подтверждают, что осознание фонетических особенностей воспринимаемой речи оказывает значительное влияние на формирование у ребенка правильной артикуляции и дикции, способствует развитию его словаря, усвоению им грамматического строя родного языка, что в полной мере отражено в трудах Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурия, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др. Это объясняется возможностью дифференцировать ребенком слов сходных по акустико-артикуляционному составу, флексийной системой русского языка, свободным порядком следования слов в предложении и т.д.

Для более полного понимания проблемы мы проанализировали труды педагогов, психологов, дефектологов, занимавшихся проблемами обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. В подавляющем своём большинстве они склонны считать, что для успешного обучения и усвоения учебного материала дошкольником необходимо создать такие условия, которые приведут к его прогрессивному перцептивно-когнитивному и интеллектуальному росту и развитию; что необходимо развивать в детях умение внимательно и осознанно воспринимать объекты окружающей действительности, выявлять их существенные характеристики, описывать их, активно и творчески работать над формированием представлений о связи воспринимаемых объектов и феноменов друг с другом.

Исследования Т.А. Фотековой и Л.И. Переслени [9, с. 48], посвященные изучению особенностей познавательной деятельности детей с общим недоразвитием речи, выявили у таких детей сложности в различении тонких дифференцированных признаков фонем, восприятие которых оказывает влияние на весь процесс развития звуковой стороны речи, на формирование звукопроизношения (вторично) и, как следствие, на становление лексико-грамматичекой системы языка и связной речи (так, например, дети с общим недоразвитием речи хуже справляются с пересказом: особые затруднения вызывает осмысление содержания рассказа и программирование текста, творческие формы работы и т.п.) [6, с.32]); у них затруднено понимание значения слова и его грамматической формы, определение синтаксической роли слов в предложении.

Для эффективности развития фонематического восприятия дошкольников с ОНР педагогом должны максимально полно и грамотно использоваться такие средства обучения, которые будут способствовать усвоению учебного материала. Целесообразно задействовать все сферы восприятия дошкольника. Одним из базовых методов обучения является наглядный, который обеспечивает более полное и лёгкое восприятие любой информации. Особенно это справедливо для дошкольников, чьё мышление является наглядно-образным. Система наглядного представления информации, которая включает в себя отображение информации об окружающем мире в удобной для зрительного восприятия и анализа предметов и явлений форме, является крайне эффективным методом обучения дошкольников вообще и дошкольников с ОНР, в частности [1, с. 192].

В систему визуализации входят такие компоненты как:

• комплексные знания;

• визуальные способы их репрезентации;

• визуально-технические средства передачи информации;

• набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения [7].

При этом следует учесть, что максимально повышает запоминание

любого учебного материала (до 50-50%) одновременное (выделено мной -Л.К) использование видео- и аудиоинформации (по сравнению с услышанным - порядка 5% или увиденным - до 20%) [9, с. 16].

Наглядность, выступая посредником между изучаемым материалом и результатами обучения, позволяет оптимизировать познавательный процесс и нивелировать второстепенные детали, что позволяет опосредованно и полно представить исследуемые явления в тех сферах, в которых наглядное восприятие затруднено или вообще невозможно (это крайне актуально для звуковой системы языка, воспринимаемой на слух; систематизации представлений о фонемном строе языка; конкретизации представлений о слого-звуковой структуре отдельных слов, характеристике звуков, входящих в эти слова; создает возможность сопоставлять слова, различные по значению, но сходные либо одинаковые по своему слого-звуковому составу и т.д.).

На занятиях по развитию фонематического слуха дошкольников с ОНР целесообразно системно и полно использовать разнообразные средства наглядности в соответствии с целями урока, спецификой изучаемого материала, сформированностью представлений детей об изучаемых объектах, их особенностях, признаках, доступностью для непосредственного наблюдения. Следует учесть, что в устном речевом общении дошкольники с ОНР стараются «обходить» трудные для них слова и выражения, поэтому необходимо создавать педагогические ситуации, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова, употреблять их в правильной грамматической форме. Использование средств наглядности позволяет сделать этот процесс, с одной стороны, более занимательным, а с другой -эффективным.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей с ОНР самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда. Исходя из проведенного экспериментального исследования по выявлению особенностей применения технологий визуализации в процессе обучения дошкольников с ОНР, считаем целесообразным использование следующих средств наглядности и реализацию таких форм работы с ними, как:

• непосредственный показ механизмов произнесения звуков речи, сопровождающийся объяснением педагога, показ расположения органов речи при правильной артикуляции и т.п.;

• работа с текстом и его элементами (буквами, слогами, словами и т.д.) в различных форматах его представления (разрезная азбука, использование ИКТ и др.);

• опора на предметные и сюжетные картинки как средство репрезентации объекта либо понятия с целью выявления и формирования представлений ребенка о звуковой структуре слов, фиксирующих изображаемое;

• формирование представления о базовых характеристиках звуков русского языка (гласных и согласных; ударных и безударных гласных; твердых и мягких согласных; звонких и глухих согласных), порядке их следования в слове, специфике слога-слияния с помощью схем-моделей, их анализа, конструирования, соотнесения со звучащим словом, картинкой и т.д.;

• репрезентация изученного фонетического материала в обобщенном виде на схемах и таблицах, регулярное обращение к ним на занятиях по развитию речи.

Можно сделать вывод, что у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи особенности речевого развития проявляются в недостаточной развитости фонематического слуха, сложности восприятия и дифференцирования звучащей речи. Регулярное и систематическое применение средств наглядности в соответствии с целями обучения вообще и конкретных занятий, в частности, способствует формированию и совершенствованию фонематического восприятия и, как следствие, всех уровней языкового развития дошкольников с общим недоразвитием речи и развитию у них психических процессов, что создаёт предпосылки для их дальнейшего успешного обучения в школе.

Таким образом, именно приёмы визуализации учебного материала способны конкретизировать представления дошкольника с ОНР о структуре нашей речи, звуковой структуре слов, помочь установить их зафиксировать представление о характеристике звуков речи и их последовательности в конкретной, зрительно воспринимаемой форме. Систематическое использование перечисленных выше форм работы с целью формирования фонематического восприятия дошкольников с ОНР, включение их во фронтальные, групповые и индивидуальные занятия, несомненно, буду способствовать формированию фонематического слуха детей и, в дальнейшем, положительно сказываться на всех уровнях их речевого развития.

Использованные источники:

1.Беспалько В.П. Педагогика: Современные образовательные технологии. Учебное пособие. - М.: «Мир» 1989. - 192 с.

2.Кудряшов К.В., Санькова А.А. Молодежная политика на Ставрополье: взгляд со стороны // Актуальные проблемы современной науки. III Международная научно-практическая конференция. Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт (Россия); Словацкий университет святых Кирилла и Мефодия (Словакия); Северо-Кавказский федеральный университет, Юридический институт (Россия). Главный редактор: О.Б. Бигдай. - 2014. - С. 9-14.

3.Кудряшов К.В., Санькова А.А. Актуальные проблемы различного понимания прав человека // Актуальные проблемы современного российского права // Материалы VIII международной научно-практической конференции. 2016. С. 57-70.

4.Кудряшов К.В., Санькова А.А. Руководство и лидерство в управлении // Актуальные проблемы современной науки // IV Международная научно-практическая конференция. 2015. С. 332-336.

5.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. -680 с.

6.Миронова М.Н. Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логопедической группы. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 32 с. 7.Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. - М.: Агентство «Издательский сервис», 2005. - 320 с.

8.Соломатина Г.Н., Жукова С.В. Особенности становления фонетических средств речи у детей-билингвов // KANT. - 2017. - № 1(22). - С. 74-78.

9.Ткаченко Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза». - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2005. - 48 с.

10.Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

УДК: 81-26

Курбатов А.В.

магистрант НИУ «БелГУ» Россия, Белгород Научный руководитель: Дрыгина Ю.А.,кандидат филологических наук

доцент НИУ «БелГУ» Россия, Белгород Kurbatov A.

Belgorod National Research University

Belgorod, Russia.

Scientific Director: Drygina Yu., Candidate of Philological Sciences Associate Professor of Belgorod National Research University

Belgorod, Russia ТИПЫ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ ПРИ ПЕРЕВОДЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ TYPES OF LEXICAL TRANSFORMATIONS IN TRANSLATION OF FICTION LITERATURE Аннотация: В статье рассматривается роль и значение типов лексических трансформаций в литературных произведениях.

Ключевые слова: литературоведение, художественный перевод, антиутопия, литературный автор, переводоведение, лексикология.

Annotation: The article discusses the role and importance of the types of lexical transformations in literary works.

Key words: literary criticism, literary translation, anti-utopia, literary author, translation studies, lexicology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.