34
ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ
И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
УДК: 373.32
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КЛАССА С ОНР III УРОВНЯ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ
© Колпакова Ульяна Владимировна1
1 магистрант, Красноярский Государственный Педагогический Университет им.В.П. Астафьева, г. Красноярск
Аннотация: в статье представлен сравнительный анализ особенностей сформированности знаково-символических учебных действий у обучающихся 1 класса с нормальным речевым развитием и у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня. Сделан вывод о том, что на формирование умения строить высказывание в письменной форме у обучающихся с ОНР III уровня оказывает влияние недоразвитие всех компонентов речевой системы. Установлено, что ошибки, допускаемые школьниками с ОНР III уровня при письме, весьма разнообразны. Среди них отмечаются ошибки, связанные с нарушениями звукопроизношения,
недоразвитием фонематического слуха, графомоторных навыков, грамматического оформления речи, бедностью словаря. Наиболее часто встречаемыми ошибками на письме у обучающихся с ОНР III уровня являются ошибки, связанные нарушениями языкового анализа, что говорит о слабом владении детьми знаково-символическими учебными действиями.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, знаково-символические учебные действия, письмо, ошибки,
звукопроизношение, фонематический слух, графомоторные навыки, грамматика.
Для современного этапа развития российского общества характерны
стремительные темпы обновления научных познаний, совершенствование технических средств и технологий. В связи с этим одной из
актуальных проблем общеобразовательной школы выступает формирование у обучающихся действий, которые требуются для формирования умения учиться, саморазвития и совершенствования.
Как следует из содержания Федерального Государственного
образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), одним из видов универсальных учебных действий (УУД), предоставляющих школьникам возможность ориентироваться в потоке информации, анализировать ее, познавать окружающий мир, решать учебные задачи, являются познавательные УУД, включающие в себя: общеучебные учебные действия; логические учебные действия; действия постановки и решения проблем.
На современном этапе развития общества обучающимся необходимо осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых не только для успешного обучения, но и для социализации. Использование знаков позволяет отражать учебную информацию в более удобном и легко воспринимаемом виде. В связи с этим, особую значимую группу общеучебных УУД составляют знаково-символические УУД, которые позволяют провести параллель между миром символов и реальным миром [2, с. 70].
Знаково-символические УУД включат в себя такие составляющие, как моделирование, представляющее собой преобразование объекта из чувственной формы в модель с вычленением пространственно-графических или знаково-символических компонентов. Также знаково-символическими УУД выступают умение к структурированию полученных знаний, умение грамотно выстраивать устное и письменное высказывание, умение выбрать наиболее оптимальный и эффективный способ решения поставленной задачи.
Уже на первых уроках обучения грамоте школьники сталкиваются с необходимостью применения моделей слов, предложений, схематических изображений букв и звуков. Все перечисленные компоненты способствуют проведению звукового анализа, выступающего основой грамотного письма [1, с. 3].
Успешность овладения школьником навыками письма напрямую зависит от ряда факторов, важнейшими из которых выступают
35
уровень психологическои готовность к школьному обучению в целом, уровень развития познавательных процессов, устной речи и графомоторных навыков, нормальное функционирование блоков мозга.
Несформированность какого-либо из перечисленных компонентов влечет за собой возникновение нарушений в овладении навыками письма. Одной из наиболее распространенных причин является нарушение речи.
Система современного школьного образования провозглашает принцип равных возможностей для детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, их интеграции в окружающий социум. Поэтому представляется особо актуальным провести анализ особенностей сформированности знаково-символических учебных действий у обучающихся 1 класса с нормальным речевым развитием и у обучающихся 1 класса с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.
Изучению детей, имеющих ОНР III уровня, посвятившие свои исследования такие ученые, как О.И. Азова, Т.А. Алтухова, Г.В. Бабина, О.Е. Грибова, Р.Е. Левина, М.Н. Русецкая, Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина и другие. В результате сделан вывод о том, что структура речевого дефекта, характерная для детей данной категории, существенным образом влияет на процесс овладения навыками письма. В качестве обоснования приведенного положения ученые приводят результаты исследований, свидетельствующих о том, что процесс овладения навыками письма предполагает достаточный уровень сформированности как речевых, так и неречевых психических функций. Таковыми выступают звуковой анализ и синтез, фонематическое восприятие, словоизменение и словообразование, зрительно -
пространственные восприятия и
представления, наглядно-образное мышление, внимание, память, графомоторные навыки [5, с. 28].
Обучающиеся с ОНР III уровня имеют ряд нарушений, основными из которых являются недоразвитие лексико-
грамматического строя языка, недоразвитие фонематического слуха, замедленное развитие моторики, соматическая ослабленность. Указанные нарушения оказывают
непосредственное влияние на весь процесс обучения и становятся первопричиной возникновения нарушений в овладении
знаково-символическими учебными
действиями.
Обучающиеся с ОНР III уровня способны к овладению элементарными навыками письма, однако, при этом они допускают ошибки специфического плана. Распространенными являются ошибки в определении звукового состава слова: школьники допускают замены гласных и согласных, пропускают буквы, раздельно пишут части слова. Отмечаются пропуски слогов и частей слова, перестановки слогов, добавления слогов в слово. Также следует указать на медленный процесс письма, характерный для обучающихся с ОНР III уровня, неточности в написании букв, неразборчивость в их написании. Сказанное наглядно демонстрирует недостаточный уровень сформированности знаково-символических действий у обучающихся с ОНР III уровня [3, с. 6].
Достаточно распространенной
причиной возникновения ошибок на письме у обучающихся с ОНР III уровня выступают присущие им дефекты звукопроизношения: они неправильно произносят звуки в процессе устной речи, а впоследствии неверно воспроизводят их при написании. Среди характерных ошибок, обусловленных нарушением звукового анализа и синтеза, следует отметить нарушение порядка букв в слове, пропуск отдельных букв, добавление лишних букв, перестановки слогов. Кроме этого, ряд характерных ошибок обусловлен нарушением языкового анализа и синтеза. К таковым относятся: пропуск гласных звуков в слогах, слитное написание нескольких предложений, раздельное написание частей одного слова.
Недостатки зрительного восприятия у обучающихся с ОНР III уровня влекут за собой значительные затруднения при узнавании изображений букв и их воспроизведении. Важно акцентировать внимание и на нарушении буквенного гнозиса. Обучающиеся с ОНР III уровня неверно называют буквы, расставленные не в алфавитном порядке, неверно указывают на букву по заданному звуку, затрудняются в зрительном поиске требуемой букв в ряду других, испытывают трудности в узнавании букв при их пунктирном изображении. Данные факторы
свидетельствуют о характерном для обучающихся с ОНР III уровня нарушении оптико-пространственного гнозиса, что
36
объективно влечет за собой сложности при обучении грамоте [4, с. 98].
Для обучающихся с ОНР III уровня характерен недостаточный уровень сформированности зрительно-моторной
координации. При копировании образца эти школьники допускают смещение фигур относительно друг друга, меняют направления и размер линий. Все это обусловливает затруднения при формировании зрительного образа букв и ведет к неустойчивости почерка.
Важно отметить, что для обучающихся с ОНР III уровня свойственно недостаточное развитие движений кистей и пальцев рук, что влияет на процесс письма, поскольку графомоторные движения совершаются с большим напряжением, скованно. Это ведет к быстрому уставанию руки при письме и замедлению его темпа. Самостоятельное письмо обучающихся с ОНР III уровня характеризуется скудностью применимых речевых средств и множеством дисграфических ошибок [3, с. 7].
Наряду с вышесказанным, для обучающихся с ОНР III уровня характерно фонетико-фонематическое недоразвитие речи, выражающееся чаще всего в заменах букв на письме. Эти школьники не дифференцируют звуки при произношении, например, один звук заменяют на два, либо один звук заменяют на несколько звуков близкой фонетической группы. В качестве примеров таких нарушений можно привести следующие: мягкий звук с' заменяется одновременно звуком с («сябака»), звуком ц («сяпля» вместо «цапля»), звуком ш («сютка» вместо «шутка»), звуком ч («сяйник» вместо «чайник»), звуком щ («сенок» вместо «щенок»). Также обучающихся с ОНР III уровня часто сокращают количество слогов в словах, имеющих сложную слоговую структуру, например: «Дети сипили новика» вместо «Дети слепили снеговика».
Обучающиеся с ОНР III уровня довольно часто пропускают слоги и буквы при письме - данный факт горит о том, что эти школьники не имеют достаточных навыков при вычленении компонентов состава слова, затрудняются в установлении
последовательности звуков в слове. Например, вместо «кричат» пишут «кичат», вместо «санки» - «снки».
Также обучающиеся с ОНР III уровня допускают нарушения звукового анализа, пропуская несколько букв в слове, что существенно искажает и упрощает структуру
слова. Например, вместо «брат» пишут «бт», вместо «здоровье» пишут «дорве».
Обучающиеся с ОНР III уровня часто переставляют буквы и слоги, сохраняя при этом слоговую структуру слова. Например, вместо «взъерошился» пишут «зверошился», вместо «ковром» пишут «корвом». Довольно распространенными являются ошибки, связанные с перестановками, влекущие за собой искажение слоговой структуры слов. В качестве примера можно привести замену односложных слов, состоящих из обратного слога, на прямой слог: вместо «от школы» пишут «то школы», вместо «из леса» пишут «зи леса». Также часто в двусложных словах, состоящих из прямых слогов, происходит замена на обратный слог: вместо «зима» пишут «зиам», вместо «рыба» пишут «рыаб» [5, с. 42].
Достаточно часто встречаются перестановки в словах со стечением согласных. Например, вместо «квас» пишут «кавс», вместо «слух» пишут «сулх», вместо «двор» пишут «довр». Также в слова со стечением согласных часто добавляются гласные буквы. Например, вместо «ноябрь» пишут «ноябарь», вместо «школа» пишут «шекола». Также следует обратить внимание на добавление дополнительной буквы, уже имеющейся в составе слова. Например, вместо «дружно» пишут «дуружно», вместо «на речку» пишут «наречуку».
Дисграфические ошибок обучающихся с ОНР III уровня обусловлены трудностями анализа и синтеза частей слов. Данные ошибки наиболее характерны при словообразовании. К примеру, при образовании существительных при помощи суффикса -ищ- не принимается во внимание факт чередования согласных в корне: вместо «ручища» пишут «рукища», вместо «ножища» пишут «ногища».
У обучающихся с ОНР III уровня не сформированы языковые обобщении, что влечет за собой уподобление различных морфем. К примеру, вместо «сильнее дует ветер» пишут «сильнеет дует ветер», вместо «взмахнул лопатой» пишут «взмахнул лопатый». Также следует указать на случаи ошибочного использования приставки или суффикса: вместо «Пожарный заливает пожар» пишут «Пожарный поливает пожар» [4, с. 99].
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Сравнительный анализ особенностей сформированности знаково-символических учебных действий у обучающихся 1 класса с
37
нормальным речевым развитием и у обучающихся 1 класса с ОНР III уровня показал, что на формирование умения строить высказывание в письменной форме у обучающихся с ОНР III уровня оказывает влияние недоразвитие всех компонентов речевой системы.
Ошибки, допускаемые школьниками с ОНР III уровня при письме, весьма разнообразны. Среди них отмечаются ошибки, связанные с нарушениями звукопроизношения, недоразвитием фонематического слуха, графомоторных навыков, грамматического оформления речи, бедностью словаря. Наиболее часто встречаемыми ошибками на письме у обучающихся с ОНР III уровня являются ошибки, связанные нарушениями языкового анализа, что говорит о слабом владении детьми знаково-символическими учебными действиями.
Овладение обучающимися с ОНР III уровня знаково-символическими учебными действиями во многом предопределяет успешность последующего обучения. Нарушения письма могут стать причиной школьной дезадаптации, школьной
тревожности, снижения учебной мотивации. Данный факт обусловливает необходимость проведения логопедической работы по формированию знаково-символических
учебных действий у младших школьников с ОНР III уровня.
Список источников и литературы:
1. Адаскина, А.А. Диагностика овладения
знаково-символическими средствами как показатель метапредметных образовательных результатов младших школьников / А.А. Адаскина, С.В. Девятко // Современное образование. -2019. - № 1. - С. 1-11.
2. Кожевина, С.Ф. Формирование знаково-
символических учебных действий на уроках русского языка / С.Ф. Кожевина // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. - 2015. - № 4. - С. 70-75.
3. Проглядова, Г.А. Формирование знаково-символических учебных действий обучающихся младших классов с общим недоразвитием речи III уровня на занятиях учителя-логопеда / Г.А. Проглядова, Л.А. Брюховских, О.Л. Беляева, Т.В.
Воронова // Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета им. В.П. Астафьева. -2019. - № 3. - С. 6-14.
4. Проглядова, Г.А. Особенности
письменной речи в норме и при глубоких нарушениях зрения у младших школьников / Г.А. Проглядова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - № 1. - С. 98-100.
5. Русецкая, М.Н. Логопедическая работа
по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников / М.Н. Русецкая, О.А. Величенкова. - М.: Национальный книжный центр, 2015. -391 с.
COMPARATIVE STUDY OF THE FORMATION OF SIGN-SYMBOLIC LEARNING ACTIVITIES IN 1ST GRADE STUDENTS WITH ONR III LEVEL AND NORMAL SPEECH DEVELOPMENT.
©Kolpakova U.V. 1
1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk
Abstract: the article presents a comparative analysis of the features of the formation of sign-symbolic educational actions in students of class 1 with normal speech development and in students of class 1 with General underdevelopment of speech of the third level. It is concluded that the formation of the ability to build a statement in writing in students with General speech underdevelopment of the third level is influenced by the underdevelopment of all components of the speech system. It is established that the mistakes made by students with General underdevelopment of the third level of speech when writing are very diverse. Among them, there are errors related to violations of sound pronunciation, underdevelopment of phonemic hearing, graphomotor skills, grammatical design of speech, and poor vocabulary. The most common errors in writing in students with General speech underdevelopment of the third level are errors associated with violations of language analysis, which indicates a weak command of children's sign and symbolic learning activities.
Keywords: General speech
underdevelopment, sign-symbolic learning activities, writing, errors, sound pronunciation, phonemic hearing, graphomotor skills, grammar.
Рукопись поступила: 14 сентября 2020 г. Submitted: 14 september 2020