Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольник с ОНР / активный словарь / компьютерная игра / мультимедийные технологии / preschooler with ONR / active vocabulary / computer game / multimedia technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.М. Быстрановская

В статье дается обоснование необходимости применения современных мультимедийных технологий на занятиях по развитию активного словаря у дошкольников с ОНР. Автор делится результатами эксперимента по применению мультимедийных технологий на занятиях с детьми ОНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.М. Быстрановская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES TO DEVELOP AN ACTIVE VOCABULARY IN PRESCHOOLERS WITH ONR

The article provides a justification for the need to use modern multimedia technologies in classes for the development of an active vocabulary in preschoolers with ONR. The author shares the results of an experiment on the use of multimedia technologies in classes with ONR children.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

В.М. Быстрановская, магистрант

Оренбургский государственный педагогический университет (Россия, г. Оренбург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-12-16

Аннотация. В статье дается обоснование необходимости применения современных мультимедийных технологий на занятиях по развитию активного словаря у дошкольников с ОНР. Автор делится результатами эксперимента по применению мультимедийных технологий на занятиях с детьми ОНР.

Ключевые слова: дошкольник с ОНР, активный словарь, компьютерная игра, мультимедийные технологии.

При использовании мультимедийных технологий, таких как компьютерные игры, мультимедийные тренажеры и пр. дошкольник с ОНР более раскрепощено ведет себя на занятиях, появляется чувство самоконтроля, улучшается память, мировоззрение. Так как современный ребенок, с пеленок знаком с данными технологиями и свободно ведет себя за средствами современных коммуникаций.

Экспериментальное исследование возможностей развития словаря у старших дошкольников с ОНР средствами мультимедийных технологий в условиях комбинированной группы, проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 90», города Оренбурга и было организовано в два этапа. Первый этап -констатирующий эксперимент, второй этап - формирование словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях комбинированной группы.

Объектами исследования послужили воспитанники старшей комбинированной группы, в количестве 18 человек. Дети выбраны на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии и имеют диагноз «Общее недоразвитие речи». Так же были изучены психолого-педагогическая документация и речевые карты детей.

Первый этап, констатирующий: целью данного этапа исследования, является выявить степень развития активного словаря

детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях комбинированной группы.

Для проведения констатирующего этапа исследования, отобраны 3 методики диагностирования уровня развития активного словаря у детей с ОНР:

1. Методика О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, направленная на изучение активной и пассивной лексики, состоящая из тестов;

2. Методика обследования словарного запаса детей И.А. Смирновой

3. Методика изучения словарного запаса детей М.А. Поваляевой

Для более точной фиксации и удобства подведения итогов, результаты исследования заносятся в заранее подготовленные бланки. К верным ответам, относятся те ответы, в которых ребенок грамотно и четко произносит слова, понимает их назначение и смысл, без подсказок учителя соотносит предмет - признак - действие.

В соответствии с результатами исследования, достижения детей по сформирован-ности словарного запаса распределяются на три уровня:

Высокий уровень. Ребенок адекватно относится к выполнению задания, понимает его и выполняет. Может правильно обосновать свой выбор той или иной картинки, назвать ее. Ребенок активно выражает свои позиции.

Средний уровень. Ребенок не совсем понимает задание, допускает ошибки при выборе ответа, сомневается в своих отве-

тах, не слишком активен в отстаивании своих позиций.

Низкий уровень. Ребенок не понимает полученное задание. Допускает более 3 ошибок, не может объяснить свой выбор и не настаивает на нем. Низкая активность.

Для оценивания выбирается трехбаль-ная система:

Проанализировав полученные результаты по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР, можно сделать следующие выводы:

Низкий уровень - 44 % (8 детей);

Средний уровень - 39 % (7 детей);

Высокий уровень - 17% (3 ребенка).

Второй - экспериментальный этап: основываясь на методических исследованиях и разработках по развитию активного словаря у дошкольников с ОНР в условиях комбинированной группы, предположим, что развивать активный словарь у дошкольников с ОНР, необходимо придерживаясь онтогенетической последовательности используя различные компьютерные игры и мультимедийные технологии, разработать подробный план и подобрать материал, сюжеты компьютерных игр переносить на жизненные ситуации, например вовремя дидактических игр или прогулок на улице.

Компьютерные игры и задания дадут необходимый результат только при планомерном и систематическом их использовании. Поэтому воспитателю необходи-

3 балла - ребенок выполнил задания трех методик на высший уровень;

2 балла - ребенок выполнил задания двух методик на средний уровень;

1 балл - ребенок выполнил задания одной методики на низкий уровень.

Полученные результаты сведем в табличную форму (табл. 1).

мо разработать годовой план работы и двигаться от простого к сложному.

Выполняя различные упражнения за компьютером, дети будут чередовать живое общение с воспитателем (задает вопросы, объясняет задание, разбирают ситуацию) и выполнение заданий на компьютере (выбери сюжет, наблюдают за демонстрацией материала).

Основными видами деятельности активизации ребенка, являются целенаправленное слушание и анализ, при слушании у ребенка развивается усидчивость, сосредоточенность; при анализе задания - умение включаться в работу, отвечать за собственные действия.

Сочетание использования наглядной картины и слова - это основной вид дидактических принципов, которые использовались на занятиях.

Занятия выстроены в очередь по усложняющему принципу и направлены на формирование креативных возможностей, мышления и внимания к слову. Словарный материал используется в интересных ситу-

Таблица 1. Результаты констатирующего этапа

№ Имя ребенка Методики изучения словарного запаса детей Результаты

О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой И.А. Смирновой М.А. Поваляевой

1 Матвей А. 2 1 2 2

2 Максим А. 3 3 3 3

3 Павел Б. 2 2 1 1

4 Саид Б. 1 2 2 1

5 Матвей Г. 2 2 2 2

6 Тимофей Г. 2 1 2 2

7 Данил Д. 2 2 1 1

8 Алиса И. 2 1 2 1

9 Самур К. 2 2 1 2

10 Карина К. 1 2 2 2

11 Данил К. 3 3 3 3

12 Николай К. 2 1 2 2

13 Злата К. 2 2 1 2

14 Кира К. 2 2 1 2

15 Алексей Л. 1 2 2 2

16 Радим М. 3 3 3 3

17 Кирилл С. 2 2 1 1

18 Ильяс Т. 2 1 2 1

ациях с использованием ярких иллюстраций.

В работе использованы задачи на словообразование, освоение грамматических смыслов.

Тематика компьютерных игр, способствует систематизации количества и сложности заданий. Темы компьютерных игр соответствуют общепринятым в воспитательной работе: «животные», «времена года», «что за окном» и пр. игры проводятся как часть индивидуального занятия, либо занятия в подгруппе.

При проведении занятий с применением мультимедийных технологий, рекомендуется воспользоваться следующими методическими рекомендациями:

1. Воспитатель, должен четко ставить задачу занятия, план проведения и отметить свое место в нем. При выборе занятия необходимо руководствоваться индивидуальными возможностями ребенка, задания должны быть не сложными, но и не слишком простыми. Чтобы при выполнении задания ребенок получал удовольствие и в тоже время достигались цели занятия: развитие активного словаря дошкольника.

2. В основе занятия, необходимо создать игровое настроение, в первую очередь, настроенным на игру должен быть сам воспитатель. Например, применить какую-нибудь песню детскую или скороговорку и пр.

3. Нужно построить занятие таким образом, чтобы оно было интересным, чтобы занятие не выглядело обучающим уроком, а проходило именно в игровой легкой форме.

4. Необходимо разбудить инициативность у ребенка.

5. В любое занятие надо внедрять усложняющие задачи, с целью использования выученной формы при других обстоятельствах.

6. Воспитателю, необходимо занять место эксперта или судьи в соответствии с возрастом воспитанника. Ребята дошкольники, должны уметь принимать собственные решения.

Любая игра, будь она словесная либо в нашем случае, компьютерная имеет свои правила, воспитателю при знакомстве с

игрой, необходимо особенно уделить внимание на правилах.

Понимание правил - это первый признак обучаемости ребенка. От того насколько понятно, воспитатель, объяснит правила зависит исход занятия. Во время проведения занятия, необходимо возвращаться к тому или иному правилу и отмечать важность соблюдения правил игры.

При организации занятия, необходимо учитывать, что игра не должна быть слишком продолжительной, чтобы ребенок не устал. Компьютерная игра - это сидячая игра, поэтому ее необходимо прерывать различными активными паузами. Занятия с применением компьютерных технологий целесообразно проводить индивидуально, изредка использовать работу в паре. В этом, случае, необходимо использовать стратегию состязаний.

Во время проведения компьютерной игры, воспитатель должен постоянно хвалить ребенка, поощрять его желание отвечать на вопросы, либо избирать тот или иной вариант ответа. Подобранные нами компьютерные игры составлены на принципе чередования простых и сложных заданий, с целью поддержания стойкой мотивации к участию в игре, но и в тоже время давать отдыхать.

С целью тренировки способности сосредотачивать усилия, необходимо предупреждать ребенка, что сейчас будет не легкое задание.

И последнее, на чем хотелось бы сделать акцент. Это поведение взрослого во время проведения занятия. Естественность, терпеливость, такт - это основные правила проведения занятий. Не бойтесь подыграть ребенку, а если видите, что ребенок устал или пропал его интерес к занятию, нив коем случае не прерывайте его резко, просто «сбавьте темп» и закончите его естественным образом без принуждения.

Для проведения экспериментального этапа использованы следующие виды компьютерных игр с целью улучшения активного словаря у детей с ОНР:

1. Компьютерная игра «Мир за твоим окном», автор О.И. Кукушкина.

2. Цикл программ «Картина мира», вторая программа «В городском дворе».

3. Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры».

Таким образом в работе по развитию активного словаря у детей с ОНР в условиях комбинированной группы были использованы 9 упражнений из различных компьютерных программ.

В целях изучения результативности проведенного обучения с применением мультимедийных инструментов, нами бы-

Таблица 2.

Проанализировав полученные результаты по развитию активного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР с применением мультимедийных технологий, сделаны следующие выводы:

Низкий уровень - 7% (3 ребенка); Средний уровень - 50% (9 детей); Высокий уровень - 33% (6 детей); Таким образом, проанализировав наличие активного словаря у детей с ОНР в условиях комбинированной группы, после проведения эксперимента с использованием мультимедийных технологий на занятиях по развитию активного словаря, мы увидели положительные результаты.

ли проведены повторные исследования по выявлению степени развития активного словаря у детей, участвующих в эксперименте.

Для подведения результатов эксперимента использовались те же 3 методики диагностирования, что и на констатирующем этапе. Методика подведения итогов также не изменилась. Результаты проведения экспериментального этапа приведены в таблице 2.

Во-первых, дети безошибочно подбирают нужные карточки с изображением животного, его детеныша или профессии;

Во-вторых, дети легко узнают предмет по его описанию и наоборот для описания предмета используют имена прилагательные;

В-третьих, работа с глаголами у детей практически не вызывает затруднений, они легко подбирают слова, выражающие действие того или иного предмета.

Все вышеуказанные итоги проведенного эксперимента, развития активного словаря у дошкольников с ОНР в условиях комбинированной группы указывают на то, что применение мультимедийных технологий дают положительные результаты.

№ Ф.И ребенка Методики изучения словарного запаса детей Результаты Уровень

О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой И.А. Смирновой М.А. Поваляе-вой

1 Матвей А. 2 1 2 2 Средний

2 Максим А. 3 3 3 3 Высокий

3 Павел Б. 2 2 2 2 Средний

4 Саид Б. 1 2 2 1 Низкий

5 Матвей Г. 2 2 2 2 Средний

6 Тимофей Г. 2 1 2 2 Средний

7 Данил Д. 2 2 2 2 Средний

8 Алиса И. 2 2 2 2 Средний

9 Самур К. 3 3 3 3 Высокий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Карина К. 2 2 2 2 Средний

11 Данил К. 3 3 3 3 Высокий

12 Николай К. 3 3 3 3 Высокий

13 Злата К. 2 2 2 2 Средний

14 Кира К. 3 3 3 3 Высокий

15 Алексей Л. 2 2 2 2 Средний

16 Радим М. 3 3 3 3 Высокий

17 Кирилл С. 2 2 1 1 Низкий

18 Ильяс Т. 2 1 2 1 Низкий

Библиографический список

1. Легачева, Е.Н. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий / Е.Н. Легачева, О.Д. Кочелакова // Молодой ученый. - 2016.

- № 7 (111). - С. 666-669.

2. Калинская Э.В. Мультимедийные обучающие программы как эффективное средство реализации дидактических принципов развития речи младших школьников / Э.В. Калинская // Современные педагогические технологии. Психология и педагогика: Методика и проблемы. - 2021. - №11 (91). - С. 62-68.

3. Ибрагимова Г.Р., Половнева Е.Н. Интерактивные мультимедийные технологии как средство познавательного и речевого развития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Г.Р. Ибрагимова, Е.Н. Половнева // Молодой ученый.

- 2021. - № 47 (122) - С. 81-84.

THE USE OF MULTIMEDIA TECHNOLOGIES TO DEVELOP AN ACTIVE VOCABULARY IN PRESCHOOLERS WITH ONR

V.M. Bystranovskaya, Graduate Student Orenburg State Pedagogical University (Russia, Orenburg)

Abstract. The article provides a justification for the need to use modern multimedia technologies in classes for the development of an active vocabulary in preschoolers with ONR. The author shares the results of an experiment on the use of multimedia technologies in classes with ONR children.

Keywords: preschooler with ONR,, active vocabulary, computer game, multimedia technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.