Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДСТВА ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Максимова Т.А., Таланцева О.В.

В настоящем исследовании приведена программа занятий по лыжной подготовке с детьми дошкольного возраста, реализуемая в детском лыжном клубе «ProKids», и проведен анализ ее внедрения в тренировочный процесс мальчиков старшего дошкольного возраста. Тренировки с детьми экспериментальной группы по предложенной программе на протяжении одного зимнего сезона позволили повысить уровень их физической подготовленности, сформировать простейшие навыки лыжной подготовки и вызвать заинтересованность к дальнейшим занятиям лыжными гонками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Максимова Т.А., Таланцева О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF SKI TRAINING FACILITIES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

This study presents a ski training program for preschool children, implemented in the ProKids children's ski club, and analyzes its implementation in the training process of older preschool boys. Training with the children of the experimental group according to the proposed program over the course of one winter season made it possible to increase their level of physical fitness, form the simplest skills of ski training and arouse interest in further cross-country skiing.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.А. Максимова, доцент О.В. Таланцева, студент Югорский государственный университет (Россия, г. Ханты-Мансийск)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-1-238-243

Аннотация. В настоящем исследовании приведена программа занятий по лыжной подготовке с детьми дошкольного возраста, реализуемая в детском лыжном клубе «ProKids», и проведен анализ ее внедрения в тренировочный процесс мальчиков старшего дошкольного возраста. Тренировки с детьми экспериментальной группы по предложенной программе на протяжении одного зимнего сезона позволили повысить уровень их физической подготовленности, сформировать простейшие навыки лыжной подготовки и вызвать заинтересованность к дальнейшим занятиям лыжными гонками.

Ключевые слова: дети старшего дошкольного возраста, физическое воспитание, программа дополнительного образования, средства лыжной подготовки.

Дошкольный возраст - это своеобразный фундамент здоровья. Именно в этот возрастной период происходит развитие и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются адаптивные возможности, формируются движения, осанка, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания.

В современном мире можно выделить большое количество факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка с самого раннего возраста. Одним из таких факторов, способствующих позитивному влиянию на растущий организм, является двигательная деятельность. Н.Н. Ефименко считает, что физическое воспитание является основой «комплексной педагогики жизни», которая помогает ребенку грамотно ориентироваться в окружающем мире, адекватно реагировать на различные жизненные ситуации, постигать необходимые общечеловеческие истины, достигать ощущения счастья, гармонии и веселья [3]. Ведущей целью совершенствования физического воспитания в дошкольном возрасте является развитие здорового и физически крепкого гражданина, а также воспитание нравственных и духовных качеств личности [1; 2; 5].

Варианты методик физического воспитания детей дошкольного возраста, кото-

рые разрабатываются специалистами в последние годы, дают возможность оказывать положительное влияние на развитие творческого потенциала, коммуникативных способностей, произвольности поведения, социальной активности параллельно с развитием двигательных способностей [6]. Обоснован ряд интеграционных методик занятий по физической культуре, которые обеспечивают поступательное развитие познавательных способностей дошкольников на базе применения средств физического воспитания [4].

В настоящее время зачастую родители рано отдают детей в спортивные секции, и лыжная секция - не исключение. Многие занятия спортом ограничены помещениями, и, возможно, приоритет в пользу лыжной секции является именно в этом. Ведь данный вид спорта влияет не только на физическую подготовленность ребенка, его двигательные умения и навыки, но и на иммунитет, что немало важно в наше время для профилактики простудных заболеваний. Дети дошкольного возраста более восприимчивы к вирусам простуды и гриппа, так как их иммунная система только начинает привыкать к воздействию окружающего мира. Также стоит отметить, что посещение детского сада и дошкольных учреждений увеличивает риск заражения простудными заболеваниями. Разу-

меется, для укрепления иммунной системы ребенка и закаливания его организма необходимы определенные процедуры и виды деятельности. Например, лыжные занятия на свежем воздухе. Все это определяет значимость и необходимость подбора средств и методов проведения занятий по лыжной подготовке с дошкольниками, учитывающих анатомо-физиологические и психологические особенности развития детей, уровень их физической подготовленности. Грамотно составленный педагогический процесс, вовремя произнесенные рекомендации родителям и детям, ответственный подход с обеих сторон будут способствовать более гармоничному развитию ребенка, без нанесения вреда, что немаловажно, поскольку организм находится в стадии формирования и очень восприимчив к любым внешним воздействиям. Следовательно, актуальность грамотно составленной программы тренировок по лыжной подготовке для старшего дошкольного возраста является безоговорочной.

Цель исследования - выявление эффективности использования программы тренировок для детей старшего дошкольного возраста, разработанной в детском лыжном клубе «PшKids».

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного учреждения специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва (МБУ СДЮСШОР) города Ханты-Мансийска и муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Солнышко» поселка городского типа Мортка.

В проводимом исследовании принимали участие 24 мальчика-дошкольника 2014-2015 г.р. Для достижения цели исследования было организовано две группы дошкольников (экспериментальная и контрольная) по 12 человек в каждой.

Экспериментальная группа мальчиков занималась на физкультуре в дошкольных образовательных учреждениях по программам, реализуемым в ДОУ г. Ханты-Мансийска (2 раза в неделю по 30 минут), и дополнительно посещала 2 раза в неделю

занятия по лыжной подготовке продолжительностью 1 час, где тренировочный процесс осуществлялся по дополнительной образовательной программе «Лыжная подготовка», разработанной и реализуемой в детском лыжном клубе «ProKids». Данная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и состоит из 4-х модулей, имеющих разное содержание и особенности проведения тренировок в зависимости от сезона года. С целью выявления значимости и эффективности использования программы тренировок для детей старшего дошкольного возраста нами был проведен педагогический эксперимент. Он заключался в непосредственной реализации модуля 2 «Зима», в виде проведения тренировок с детьми старшего дошкольного возраста. При благоприятной погоде тренировочные занятия проводились на лыжной трассе на территории МБУ СДЮСШОР города Ханты-Мансийска. Если же погодные условия не подходили для занятий на улице (низкая температура, сильные порывы ветра и т.д.), то тренировка проводилась в спортивном зале спортивного клуба «Геолог» и в тренировочный процесс вносились некоторые корректировки.

Цель модуля 2 «Зима» программы «Лыжная подготовка» детского лыжного клуба «ProKids» - содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья обучающихся, а также формирование устойчивой потребности к занятиям лыжной подготовкой. Модуль «Зима» направлен в первую очередь на обучение детей передвижению на лыжах с сопутствующими задачами образовательного, воспитательного и оздоровительного характера. При реализации программы, рассматривая передвижение на лыжах, как сложный навык, мы выделяли в нем два компонента, которые необходимо учитывать при первоначальном обучении:

- устойчивое равновесие при скольжении на узкой опоре (лыже);

- определенную, порой непривычную, координацию движений различных спосо-

бов ходов, спусков, подъемов, поворотов, торможений.

Для овладения первым компонентом детям необходимо было научиться выполнять такие упражнения, как разворот на месте, стойка на одной ноге, переступание в стороны, разворот на месте прыжками.

Второй компонент достигался уже при непосредственном передвижении на лыжах по трассе. Мы начинали с небольшого учебного круга и постепенно изучали рельеф лыжной трассы, увеличивая проходимые расстояния. К концу педагогического эксперимента под контролем тренера дети были способны пройти круг 1,5 км.

В модуле лыжной подготовки закладываются основы техники способов передвижения на лыжах и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех занятий по лыжной подготовке. К концу модуля идёт освоение техники одновременного и попеременного двухшажного хода, способов подъемов, спусков и поворотов в движении, преодоление неровностей склонов. К окончанию данного модуля занимающиеся должны освоить:

- развороты на месте (то же, что и упражнение «солнышко»);

- попеременный и одновременный классические ходы;

- подъём «ёлочкой»;

- спуск в низкой стойке;

- торможение «плугом»;

- правильное падение.

Контрольная группа испытуемых посещала также физкультурные занятия в МКДОУ «Солнышко» в поселке Мортка (2 раза в неделю по 30 минут), организованные по основной образовательной программе ДОУ «Физическое развитие», и дополнительно занималась в секциях пла-

вания и футбола 2 раза в неделю на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования детско-юношеской спортивной школы «Территория спорта».

Результаты исследования и их обсуждение. В обеих группах участников педагогического эксперимента было проведено два контрольных тестирования в одинаковые промежутки времени. Первое тестирование было осуществлено перед началом проведения тренировок по программе детского лыжного клуба «ProKids», модуль 2 (12-14 ноября 2020 года), второе тестирование проводилось через 22 недели тренировочных занятий по программе, разработанной детским лыжным клубом «ProKids» (16-18 апреля 2021 года). Контрольное тестирование проводилось с целью сбора итоговых данных об уровне физической подготовленности участников исследования и проведения анализа динамики изменений рассматриваемых показателей после проведения педагогического эксперимента. Данные первичного и заключительного тестирования сравнивались у детей экспериментальной и контрольной групп.

Для решения одной из задач исследования было проведено тестирование уровня физической подготовленности мальчиков-участников эксперимента. Уровень физической подготовленности дошкольников оценивался по результатам выполнения контрольных тестов «Бег 30 м», «Прыжок в длину с места», «Наклон вперед», «Поднимание туловища». Динамика средних значений контрольных испытаний общей физической подготовки мальчиков старшего дошкольного возраста представлена в таблице 1.

Таблица 1. Средние значения тестов общей физической подготовки мальчиков старше-

го дошкольного возраста

Контрольные испытания (тесты) Экспериментальная группа Контрольная группа

Начало Конец Начало Конец

эксперимента эксперимента эксперимента эксперимента

Бег 30 м (сек) результат 8,98±0,33 7,89±0,21* 8,56±0,28 7,64±0,34*

прирост +12,14% +10,75%

Прыжок в длину с ме- результат 110,25±2,03 125,42±2,93* 109,17±3,91 122,83±3,67*

ста (см) прирост +13,75% +12,51%

Наклон вперед (см) результат 3,5±0,54 6,25±0,87 3,42±0,88 5,33±0,94

прирост +78,57% +55,85%

Поднимание туловища результат 10,5±1,11 19,17±1,34 11±1,74 16,8±,9*

(раз за 30 сек) прирост +82,57% +52,73%

Примечание: *- различия достоверны по отношению к показателям на начало эксперимента ф<0,05)

При анализе цифровых данных контрольного испытания «Бег 30 м» было выявлено, что более высокий прирост результатов наблюдается у детей, занимающихся в детском лыжном клубе «ProKids» - 12,14%, у контрольной группы прирост составил 10,75%. Но, если сравнивать показатели в целом, то наилучшее время прохождения рассматриваемой дистанции продемонстрировали дети-участники детского сада «Солнышко».

Тестирование «Прыжок в длину с места» выявил следующие результаты. Старшие дошкольники экспериментальной группы улучшили свои показатели до среднего значения, составляющего 125,42 см, т.е. на 13,75%, контрольная группа также продемонстрировала положительную динамику и достигла 122,83 см, прирост составил 12,51%. В данном тестировании более высокие результаты наблюдались у детей, занимающихся в детском лыжном клубе «PшKids».

Анализируя результаты контрольного тестирования «Наклон вперед» было отмечено, что прирост составил 78,57% у мальчиков контрольной группы и 55,85% у мальчиков контрольной группы.

При рассмотрении полученных показателей контрольного испытания «Поднимание туловища» старшие дошкольники экспериментальной группы показали прирост 82,57%, контрольной группы - 52,73%. Результаты данного испытания оказались достоверны только у детей, представляющих детский сад «Солнышко».

Помимо тестов общей физической подготовки мальчики экспериментальной группы сдавали тесты специальной физической подготовки в начале и в конце педагогического эксперимента. Сдача тестов проводилась на открытом воздухе в условиях хорошей погоды и устойчивого снежного покрова. Средние значения тестов специальной физической подготовки мальчиков экспериментальной группы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Средние значения тестов специальной физической подготовки мальчиков экспериментальной группы__

Тесты СФП Экспериментальная группа

Начало эксперимента Конец эксперимента

500 м с палками результат 9,29±0,19 7,52±0,27*

прирост +19,05%

500 м без палок результат 9,98±0,32 7,83±0,38*

прирост +21,54%

Примечание: *- различия достоверны по отношению к показателям на начало эксперимента ф<0,05)

Анализируя контрольное испытание «500 м с палками» можно увидеть, что в начале исследования экспериментальная группа проходила данную дистанцию в

среднем за 9,29 минут. Затем рассматриваемый показатель улучшился до 7,52 минут, что составило 19,05% в приросте. «500 без палок» эта же группа старших дошкольни-

ков в начале эксперимента преодолевала в среднем за 9,59 минут, после внедрения программы тренировок детского лыжного клуба «ProKids» показатели детей в среднем улучшились до 8,12 минут. Прирост составил 21,54%. Хочется отметить, что оба теста специальной физической подготовки экспериментальной группы старшего дошкольного возраста оказались достоверными.

Также с целью определения влияния занятий по лыжной подготовке на самочув-

Анализируя данные, полученные из ответов родителей на анкеты, можно понять, что большинство опрошенных наблюдают положительную динамику детей, оценивая их физическую подготовленность, аппетит, сон и иммунитет. Это можно связать с тем, что занятия проходят на свежем воздухе, что благоприятно сказывается на растущем организме, особенно в современном мире, где большинство занятий физической культурой с детьми проводится в помещении. Также опрошенные дети своими ответами подтвердили свою заинтересованность в занятиях, неугасаемое желание заниматься. Мы считаем, что здесь ключевую роль можно отдать игровой форме занятий, т.к. в этом возрасте дети еще не готовы полностью перейти на школьную форму обучения и им куда ин-

ствие ребенка - его иммунитет, аппетит, мотивацию и физическую активность, и вообще заинтересованность данной программой детей и родителей проводилось анкетирование участников педагогического эксперимента. Результаты анкетирования родителей мальчиков, участвовавших в эксперименте, представлены в таблице 3, результаты анкетирования самих участников эксперимента - в таблице 4.

тереснее воспринимать информацию через развлекательную призму.

Оценивая общую динамику результатов контрольных испытаний, мы отмечаем, что тренировки как по общеобразовательным планам ДОУ, так и по программе детского лыжного клуба «ProKids» оказались эффективными в плане улучшения уровня физической подготовленности юных спортсменов. Однако следует отметить, что представители экспериментальной группы показывали в большинстве случаев лучшие результаты в сравнении с участниками контрольной группы, что свидетельствует об эффективности использования программы лыжного детского клуба «ProKids» в тренировочном процессе старших дошкольников.

Таблица 3. Результаты анкетирования родителей детей экспериментальной группы

№ Содержание вопроса Варианты ответа, %

п/п Да Нет

1 Заметили ли Вы улучшение иммунитета ребёнка после начала занятий в секции лыжной подготовки? 81,8 18,2

2 Стал ли ребёнок меньше уставать после начала занятий в секции лыжной подготовки? 90,9 9,1

3 Стал ли сон ребёнка более крепким и спокойным, когда вы начали заниматься в секции лыжной подготовки? 81,8 18,2

4 Замечаете ли Вы улучшение физических показателей (быстрота, выносливость, координация) ребёнка после начала занятий в секции? 100 0

5 Ребёнок идёт с желанием на занятие? 90,9 9,1

6 Хороший ли аппетит у ребёнка после занятия? 100 0

Таблица 4. Результаты анкетирования детей экспериментальной группы

№ п/п Содержание вопроса Варианты ответа, %

Да Нет

1 Нравится ли тебе ходить в секцию лыжной подготовки? 100 0

2 У тебя есть друзья в секции лыжной подготовки? 90 10

3 Ждёшь ли ты следующую тренировку? 100 0

Библиографический список

1. Абдульманова Л.В. Культуросообразное пространство становления двигательного опыта детей: Опыт формирования движений детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. - Germany: LAP Lambert Akademik Pub Hshing GmbH and Co. KG, Saarbruken, 2012. - 132 с.

2. Гуськов С.И. О физическом воспитании дошкольников в зарубежных странах /

B.П. Гуськов, Е.И. Дегтярева // Физкультура и спорт. - 2008. - №4. - С. 22-25.

3. Ефименко Н.Н. Физическое развитие ребенка в дошкольном детстве. - М.: Дрофа, 2014. - 288 с.

4. Коломыченко С.С. Обогащение двигательного опыта дошкольников в играх со скакалками / С.С. Коломыченко, С. Ермакова // Дошкольное воспитание. - 2016. - №6. -

C. 53-59.

5. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.О. Филиппова [и др.]; под ред. С.О. Филипповой. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 304 с.

6. Фомина Н.А. Физическое воспитание ребенка-дошкольника в свете современных концепций детства / Н.А. Фомина, Н.И. Дворкина // Успехи современной науки. - 2016. -Т. 1. - №3. - С. 26-29.

THE USE OF SKI TRAINING FACILITIES IN THE PHYSICAL EDUCATION OF

OLDER PRESCHOOL CHILDREN

T.A. Maksimova, Associate Professor O.V. Talantseva, Student Yugra State University (Russia, Khanty-Mansiysk)

Abstract. This study presents a ski training program for preschool children, implemented in the ProKids children's ski club, and analyzes its implementation in the training process of older preschool boys. Training with the children of the experimental group according to the proposed program over the course of one winter season made it possible to increase their level ofphysical fitness, form the simplest skills of ski training and arouse interest in further cross-country skiing.

Keywords: children of senior preschool age, physical education, additional education program, ski training facilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.