Научная статья на тему 'Непосредственно образовательная деятельность по водному поло со старшими дошкольниками'

Непосредственно образовательная деятельность по водному поло со старшими дошкольниками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / МЕТОДИКА ИГРЫ "ВОДНОЕ ПОЛО" / МАЛЬЧИКИ 6-7 ЛЕТ / BOYS OF 6-7 YEARS OLD / DIRECT EDUCATIONAL ACTIVITY / PROGRAM / WATER POLO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Лариса Георгиевна, Дудакова Наталья Анатольевна

Эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении зависят от используемых образовательных программ. Представлен опыт работы с воспитанниками детского сада по непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с мальчиками 6-7 лет с использованием спортивной игры «водное поло». Раскрываются задачи разработанной программы, принципы реализации, содержание, структура и особенности проведения занятий с учетом возраста детей, результаты ее внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Лариса Георгиевна, Дудакова Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECT EDUCATIONAL ACTIVITY OF WATER POLO WITH SENIOR PRESCHOOLERS

The effectiveness and quality of education of children in preschool educational institutions depend on the educational programs used. Educational programs in their majority are based on the basic activity of preschool children the game. Classes in the water environment contribute to hardening, have a healing, therapeutic and hygienic effect. There were no methodological recommendations for practicing water polo with preschool children in small-sized swimming pools. The aim of the research is to increase the effectiveness of direct educational activities in physical culture using the means of the sports game water polo for children of senior preschool age. Experience of work with pupils of a kindergarten on physical training with boys of a preparatory group with the use of sports game water polo is presented. The purpose of the technique is to create conditions for the development of healthy lifestyle among children of preschool age, to develop and improve all physical qualities, to attract as many boys as possible to regular water polo lessons, and also to increase interest in team sports. The content of the curriculum is theoretical, physical and technical training, as well as the basics of the tactics of playing water polo. The types of classes are thematic and integrated. Obligatory pedagogical diagnostics for individualization of education, child support, construction of its educational trajectory, correction of features of its development; optimization of work with a group of children. Especially important are sports competitions, as well as the involvement of parents in the educational process of the pre-school educational institution. The introduction of the method contributed to the growth of physical and swimming qualification, the formation of communicative qualities of senior preschoolers of 6-7 years old at a significant level, which confirms its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Непосредственно образовательная деятельность по водному поло со старшими дошкольниками»

УДК 373. 24

РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-24-31

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВОДНОМУ ПОЛО СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

Л. Г. Чернышева1, Н. А. Дудакова2

1 Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск

2 Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 261 ОАО „РЖД"», Хабаровск

Эффективность и качество образования детей в дошкольном образовательном учреждении зависят от используемых образовательных программ. Представлен опыт работы с воспитанниками детского сада по непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с мальчиками 6-7 лет с использованием спортивной игры «водное поло». Раскрываются задачи разработанной программы, принципы реализации, содержание, структура и особенности проведения занятий с учетом возраста детей, результаты ее внедрения.

Ключевые слова: дошкольное образовательное учреждение, непосредственно образовательная деятельность, физическая культура, методика игры «водное поло», мальчики 6-7лет.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, включение в процесс эффективных форм работы с детьми: проектной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей [1-3 и др.].

Разработанные образовательные программы в своем большинстве основаны на основном виде деятельности дошкольников - игре. Игра для детей в дошкольном возрасте является одним из лучших и главных средств для развития всех качеств, в том числе и физических [3-6 и др.].

Игры на воде для детей в любом возрасте - это радость, они любят прыгать, брызгаться, предпочитают делать те двигательные действия, которые они уже умеют. Занятия в водной среде способствуют закаливанию, имеют оздоровительный, лечебный и гигиенический эффект. Занятия в воде и выполнение различных движений, связанных с преодолением ее сопротивления, дают дополнительную нагрузку на мышцы, что впоследствии сказывается на улучшении результатов в беге и прыжках. Детям нравится играть в спортивные игры, но, даже играя на улице и в зале, возникают трудности в организации детей в командных спортивных играх. Организация игры на воде еще более затруднительна.

Спортивной игрой в плавательном бассейне является игра водное поло. В детско-юношеских спортивных школах в условиях глубоководных бассейнов ею начинают заниматься с 8 лет. В научно-методической литературе исследований и методических рекомендаций по занятиям водным поло с дошкольниками в условиях малогабаритных бассейнов не обнаружено, что обуславливает на необходимость разработки научно-обоснованной методики занятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием средств водного поло.

Цель исследования - повышение эффективности непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием средств спортивной игры «водное поло» для детей старшего дошкольного возраста.

Выбор игры «водное поло» определялся тем, что она помогает совершенствовать уже имеющиеся у дошкольников навыки по плаванию и приобретать новые. Во время выполнения упражнений в воде развиваются мышцы рук, ног, туловища, существенно улучшается работа дыхательной, кровеносной, нервной систем. В то же время водная среда за счет снижения нагрузки на опорно-двигательный аппарат, в первую очередь на позвоночник, позволяет давать дополнительную физическую нагрузку на все группы мышц. Водное поло является одним из лучших средств для развития физических качеств ребенка: ловкости, быстроты, выносливости и силы. Игра в водное поло - это сочетание выполнения упражнений в воде и разучивание движений, которые помогают тренировать вестибулярный аппарат.

С учетом всех особенностей организма детей 6-7 лет и имеющихся педагогических условий в частном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 261 ОАО „РЖД"» г. Хабаровска была разработана методика непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием спортивной игры «водное поло» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель методики - создание условий для формирования у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни, развитие и совершенствование всех физических качеств, привлечение максимально возможного числа мальчиков к систематическим занятиям водным поло, а также творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, а именно - умение играть в водное поло, а также повышение интереса к командным видам спорта.

Задачи методики:

- укрепление здоровья и закаливание организма детей;

- повышение интереса дошкольников к здоровому образу жизни, занятиям физической культурой в целом и к командным видам спорта в частности;

- овладение знаниями по спортивному плаванию и водным видам спорта;

- развитие коммуникативных способностей детей, умение работать в команде, развитие доброжелательности, взаимопонимания, навыков совместной работы;

- обучение основам техники плавания и формирование двигательных навыков игры в водное поло;

- развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скоростно-силовых и координации);

- развитие морально-волевых качеств: целеустремленности, стремления к победе, силы воли;

- изучение и совершенствование технических элементов игры «водное поло».

В основу методики положен собственный педагогический опыт использования подвижных игр на занятиях по плаванию, материал программ детско-юношеской спортивной школы по водному поло [7, 8], переработанный с учетом особенностей мальчиков старшего дошкольного возраста, рекомендаций тренеров, работающих с юными ватерполистами и полученных в беседах с ними, методический материал печатных изданий [4, 9, 10 и др.].

В учебную программу, рассчитанную на учебный год, входят следующие разделы: теоретическая, физическая и техническая подготовка, а также основы тактики игры в водное поло.

Содержание теоретической подготовки составляют сведения о безопасности занятий в спортивном зале и бассейне, значение занятий физической культурой, ведения здорового образа жизни, правил игры в водное поло.

Обеспечение безопасности непосредственно образовательной деятельности по водному поло - важный компонент методики.

До начала организации занятий по водному поло в бассейне детей надо ознакомить с правилами поведения в помещении бассейна и на воде. Все взрослые также должны уметь оказывать помощь на воде и в любую минуту быть готовы помочь детям.

Обеспечение безопасности при организации непосредственно образовательной деятельности по водному поло с детьми дошкольного возраста включает следующие правила:

- занятия проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям безопасности и гигиены;

- не допускать неорганизованного плавания и действий, которые могут привести к травмам, самовольных прыжков в воду и ныряния;

- не разрешать детям толкать друг друга и погружаться с головой в воду, садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг другу, громко кричать, звать на помощь, когда она не требуется;

- допускать детей к непосредственной образовательной деятельности только с разрешения врача.

Получение теоретических знаний у детей происходило в виде коротких бесед в начале занятия или во время отдыха. Материал должен быть доступным для дошкольников. Усвоение теоретических знаний существенно повышается за счет использования учебных кинофильмов и видеороликов, мультимедийных пособий, рисунков. Теоретическая подготовка заключалась и в освоении правил игры водное поло.

Содержание физической подготовки:

- на суше: общеразвивающие упражнения и упражнения на развитие физических качеств скоростно-силовых, координационных, силы, выносливости;

- упражнения в воде:

1) подготовительные упражнения для освоения с водой и ее свойствами: передвижение по дну со сменой направлений по звуковому сигналу, погружение в воду с задержкой дыхания и выдохом в воду, несложные элементы водного поло в играх;

2) броски мяча и плавание за ним;

3) свободное плавание;

4) плавание с ускорением;

5) упражнения на тренировку дыхания;

6) упражнения на преодоление сопротивления воды: на верхний плечевой пояс с гибкими экспандерами и лопатками для плавания;

7) бег в воде: по сигналу, от бортика к бортику, по периметру бассейна;

8) подвижные игры, игровые упражнения, игры на внимание, эстафеты, в которых есть элементы соревнования;

9) игра в водное поло.

Содержание технической подготовки: учебные прыжки в воду, элементы гребковых движений водного поло, упражнения для изучения техники ватерпольных способов плавания, упражнения для совершенствования способов плавания с мячом, поднимание мяча с воды, ловля мяча на месте и в движении, сочетающиеся с приподниманием, выпрыгиванием, поворотами туловища на 90 и 180 градусов, переносы мяча, удары по мячу, передачи мяча, пасы мяча, броски мяча: с места и в движении с полным и неполным замахом вперед, назад и в стороны - с воды и с воздуха, обманными движениями и без них, с крутыми и пологими траекториями (навесные броски) броски по воротам, блоки и защита ворот, повороты, перевороты, «отвал», остановка.

Основной подход на занятиях водное поло - изначальное обучение правильной технике упражнений для того, чтобы заложить прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным и целесообразным движениям, а значит, наиболее полезным для здоровья.

Все упражнения, используемые в процессе обучения, составляют единую методическую систему, предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники в целом.

Обучение тактическим действиям включает: старт ватерпольный с занятой позиции, борьба за выбор позиции, удержание позиции на поле, опека партнера команды противника, броски мяча с различной дистанции, разучивание отдельных элементов игры и целостное ее освоение.

Предлагаемые упражнения физической, технической и тактической подготовки, и особенно использование подвижных и спортивных игр, оказывало сопряженное воздействие не только на развитие физических качеств и овладение двигательными умениями и навыками, но и на психическое развитие детей.

Программа предусматривает два вида занятий: тематические и комплексные.

Тематические занятия предполагают многократное повторение упражнений для устранения ошибок занимающихся.

Комплексные занятия способствуют совершенствованию всех аспектов подготовленности игроков за счет широкого использования различных тренировочных средств.

В соответствии с ФГОС ДО [11], с целью оценки педагогических действий и дальнейшего их планирования проводится педагогическая диагностика (мониторинг). Полученные результаты педагогической диагностики использовались исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); оптимизации работы с группой детей.

Соревнования для дошкольников как форма тренировочных занятий имеют особенное значение в командных игровых видах спорта. В учебном году предусматривалось 5 соревнований.

Одним из важных принципов реализации методики непосредственно образовательной деятельности по физической культуре на основе водного поло является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.

В педагогическом эксперименте участвовало 24 мальчика в возрасте 6-7 лет. Из них 12 детей составляли контрольную группу и 12 детей экспериментальную группу. Контрольная группа занималась в соответствии с программой «Обучение плаванию в детском саду» образовательная область «Физическая культура» (плавание) Т. И. Осокиной с соавторами [9].

В начале основного педагогического эксперимента с целью определения исходного уровня физической подготовленности мальчики обеих групп были подвергнуты тестированию, включающему: бег 60 м, бег 120 м, метание мешочка с песком весом 200 г на дальность, метание набивного мяча 1 кг двумя руками из-за головы из исходного положения сидя на полу на дальность, упражнение «Цапля» - тесты, выполняемые на суше; упражнение «Поплавок», плавание с доской на расстояние 10 м на время, плавание с доской на расстояние 10 м на технику, тест «Черепаха» - проводились в водной среде. Из результатов, представленных в табл. 1 следует, что в начале педагогического эксперимента статистически значимых различий в показателях тестов между контрольной и экспериментальной группами не обнаружено (Р > 0,05).

Таблица 1

Результаты тестирования мальчиков контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента

Тесты Группы t P

ЭГ КГ

Х±т Х±т

Бег 60 м, с 17,9±0,54 18,0±0,48 0,42 >0,05

Бег 120 м, с 38,9±0,97 38,5±0,97 0,29 >0,05

Метание мешочка 200 г на дальность, см 409,2±30,14 392,9±29,25 0,32 >0,05

Бросок набивного мяча, см 127,9±8,86 122,2±10,8 0,40 >0,05

Упражнение «Цапля», с 12,1±1,77 11,5±1,29 0,27 >0,05

Упражнение «Поплавок», с 7,6±1,06 8,3±0,77 0,53 >0,05

Плавание с доской, дистанция 10 м, с 38,7±0,80 37,6±0,80 0,97 >0,05

За время эксперимента уровень физической подготовленности дошкольников обоих групп повысился по сравнению с исходным, но отмечается статистически значимый (Р < 0,05) более высокий прирост во показателях у мальчиков экспериментальной группы, в которой непосредственно образовательная деятельность по физической культуре проводилась на основе спортивной игры «водное поло» (табл. 2).

Наибольший прирост в экспериментальной группе был получен по следующим тестам: упражнение «Поплавок», упражнение «Цапля», бросок набивного мяча на дальность: 78,9, 53 % и 21,8 % соответственно; в контрольной группе по этим же тестам получены следующие проценты: 36,1, 26,0 и 6,5 % соответственно.

Таблица 2

Результаты тестирования мальчиков контрольной и экспериментальной групп в конце педагогического эксперимента

Тесты ЭГ КГ t P

Х±т Прирост, % Х±т Прирост, %

Бег 60 м, с 15,5±0,41 13,4 16,7±0,39 7,2 2,32 <0,05

Бег 120 м 34,4±0,79 11,6 36,4±0,97 5,5 2,12 <0,05

Метание мешочка 200 г на дальность, см 470,8±18,3 15,0 404,6±25,2 3,0 2,4 <0,05

Бросок набивного мяча, см 155,8±8,04 21,8 130,2±8,68 6,5 2,17 <0,05

Упражнение «Цапля», с 18,6±1,42 53,7 14,5±1,38 26,0 2,15 <0,05

Упражнение «Поплавок», с 13,6±0,58 78,9 11,3±0,62 36,1 2,73 <0,05

Плавание с доской дистанция 10 м, с 32,5±0,71 16,0 34,8±0,80 7,4 2,24 <0,05

Для определения технической подготовленности мальчиков контрольной и экспериментальной групп был использован метод экспертной оценки на дистанции 10 м с доской. В начале педагогического эксперимента в обеих группах не было детей с высоким уровнем технической подготовленности, оцениваемой по правильности работы ног и выдоха в воду и их согласованности при плавании с доской.

Мальчики обеих групп продемонстрировали низкий и средний уровень. По окончании эксперимента при повторном оценивании получены одинаковые результаты. В каждой группе стало по 7 мальчиков с высоким уровнем технической подготовленности и по 5 - с низким. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в обеих группах уделялось достаточное внимание технической подготовке по плаванию, хотя техника ватерпольного плавания, которая осваивалась мальчиками экспериментальной группы, отлична от техники спортивных видов плавания, например плавание кролем на груди.

О положительном влиянии методики на развитие коммуникативных качеств свидетельствуют результаты в модифицированном нами тесте «Черепаха» [10]. Если средний резуль-

тат в начале педагогического эксперимента в экспериментальной группе составил 33,1 с (низкий уровень), в контрольной - 34,3 с (низкий уровень), то к концу эксперимента в экспериментальной группе две четверки показали уровень сформированности коммуникативных качеств на высоком уровне, одна на среднем. В контрольной группе две четверки - на среднем уровне, одна - на низком. Средний результат в экспериментальной группе составил 20,8 с (средний уровень, но близок к высокому (20 с и ниже)) - прирост составил 37,1 %. В контрольной группе средний составил 23,4 с (низкий уровень, но близок к среднему (23,0-24,9 с)) - прирост 31,7 %. Видно, что прирост больше 30 % был получен в каждой группе, что можно объяснить тем, что дети уже были знакомы с выполнением теста, ориентировались в обстановке, даже можно было наблюдать за появлением лидеров в четверке. Тем не менее в экспериментальной группе средний результат практически достиг высокого уровня, а в контрольной - только среднего уровня. Что позволяет говорить о том, что это явилось результатом игры в водное поло и других командных играх, которые более часто использовались на занятиях, нежели в контрольной группе.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что методика занятий непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием спортивной игры «водное поло» для детей старшего дошкольного возраста способствовала росту физической и плавательной подготовленности, формированию коммуникативных качеств старших дошкольников 6-7 лет на достоверно значимом уровне, что подтверждает ее эффективность.

Список литературы

I. Галицына Н . С . Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении . М . : Скрипторий,

2004. 71 с .

2 . Сидорова Т . В . Интеграция двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Приволжский

научный вестник. 2013 . № 12 (28), ч . 1. С . 128-133.

3 . Фараджева Н . А . Обоснование эффективности физкультурно-оздоровительных занятий с детьми 5-7 лет: дис .... канд .

наук . Улан-Удэ, 2004. 153 с .

4 . Булгакова Н . Ж . Игры у воды, на воде, под водой . М . : Физкультура и спорт, 2000 . 80 с .

5 . Васильева М . А. , Гербова В . В . , Комарова Т . С . Программа воспитания и обучения в детском саду. М . : Мозаика-Синтез,

2005. 106 с .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 . Карпов В . Ю . , Зворыкин И . В . , Ляшенко В . А. Игровой метод обучению плаванию детей 8-9 лет на этапе начальной

подготовки // Наука и образование в XXI веке: сб . науч . тр . по материалам Междунар . науч . -практич . конф . М . : АР-Кон-салт, 2015 . С . 106-109 .

7 . Дополнительная предпрофессиональная программа по водному поло МБУ ДОД «Специализированная детско-юноше-

ская спортивная школа олимпийского резерва № 7 по водным видам спорта» г . Челябинска / сост . Е . Б . Сапожникова . Челябинск, 2014. 67 с . URL: http://waterschool7 . edusite . ru/sveden/files/1700e0c8-32cf-48d8-8a65-7df50c678aae . pdf (дата обращения: 22 . 01.2016) .

8 . Образовательная программа по водному полу СДЮШОР ПО ВВС «Экран» на 2015-2017 уч . год . СПб. , 2015. 57 с . URL:

http://ekran . spbswim . ru/content/files/ekran-wp-prog . pdf (дата обращения: 21. 02 .2016) .

9 Осокина Т И , Тимофеева Е А , Богина Т Л Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей . М . : Просвещение, 1991.158 с .

10 Маханева М Д , Баранова Г В Фигурное плавание в детском саду: метод пособие М : Сфера, 2009 64 с

II. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / утв . приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 URL: http://www. consultant, ru/cons/cgi/online . cgi?req=doc&base=LAW&n=154637&r nd=299965. 1322928389#0 (дата обращения: 21. 01. 2016) .

Чернышева Лариса Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент, Тихоокеанский государственный университет (ул. К. Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680000). E-mail: tschem@ yandex.ru

Дудакова Наталья Анатольевна, частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 261 ОАО „РЖД"» (ул. Локомотивная, 6А, Хабаровск, Россия, 680032). E-mail: lady.dudackowa@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 26.02.2018

DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-24-31

DIRECT EDUCATIONAL ACTIVITY OF WATER POLO WITH SENIOR PRESCHOOLERS

L. G. Chernysheva1, N. A. Dudakova2

1 Pacific National University, Khabarovsk, Russian Federation

2 Private preschool educational institution "Kindergarten No. 261 of OAO RzhD " (Russian Railways),

Khabarovsk, Russian Federation

The effectiveness and quality of education of children in preschool educational institutions depend on the educational programs used. Educational programs in their majority are based on the basic activity of preschool children - the game. Classes in the water environment contribute to hardening, have a healing, therapeutic and hygienic effect. There were no methodological recommendations for practicing water polo with preschool children in small-sized swimming pools. The aim of the research is to increase the effectiveness of direct educational activities in physical culture using the means of the sports game water polo for children of senior preschool age. Experience of work with pupils of a kindergarten on physical training with boys of a preparatory group with the use of sports game water polo is presented. The purpose of the technique is to create conditions for the development of healthy lifestyle among children of preschool age, to develop and improve all physical qualities, to attract as many boys as possible to regular water polo lessons, and also to increase interest in team sports. The content of the curriculum is theoretical, physical and technical training, as well as the basics of the tactics of playing water polo. The types of classes are thematic and integrated. Obligatory pedagogical diagnostics for individualization of education, child support, construction of its educational trajectory, correction of features of its development; optimization of work with a group of children. Especially important are sports competitions, as well as the involvement of parents in the educational process of the pre-school educational institution. The introduction of the method contributed to the growth of physical and swimming qualification, the formation of communicative qualities of senior preschoolers of 6-7 years old at a significant level, which confirms its effectiveness.

Key words: pre-school educational institution, direct educational activity, physical culture, program, water polo, boys of 6-7 years old.

References

1. Galitsina N . S . Netraditsionnyye zanyatiya fizkul'turoy v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii [Non-traditional classes of physical education in preschool educational institutions] . Moscow, Skriptoriy Publ . , 2004. 71 p . (in Russian) .

2 . Sidorova T V. Integratsiya dvigatel'noy i poznavatel'noy deyatel'nosti detey doshkol'nogo vozrasta [Integration of the motor

and cognitive activity of preschool children] . Privolzhskiy nauchnyy vestnik, 2013, no . 12 (28), part 1, pp . 128-133 (in Russian) .

3 . Farayeva N . A . Obosnovaniye effektivnosti fizkul'turno-ozdorovitel'nykh zanyatiy s det'mi 5-7 let. Dis. ... kand. ped. nauk [The

rationale of the effectiveness of physical culture and health education with children of 5-7 years old . Diss .. . . cand . ped . sci . ] . Ulan-Ude, 2004. 153 p . (in Russian) .

4 . Bulgakova N . Zh . Igry u vody, na vode, pod vodoy [Games near the water, on the water, under the water] . Moscow, Fizkul'tura

i sport Publ . , 2000 . 80 p . (in Russian) .

H. r. HepHbirneea, H. A. ffydamea. HenocpedcmeeHHO o6pa3oeamenbHan denmenbHOcmb...

5 . Vasilieva M . A. , Gerbova V. V. , Komarova T S . Programma vospitaniya i obucheniya v detskom sadu [The program of educa-

tion and training in kindergarten] . Moscow, Mozaika-Sintez Publ . , 2005. 106 p . (in Russian) .

6 . Karpov V. Yu . , Zvorykin I . V. , Lyashenko V. A. Igrovoy metod obucheniyu plavaniyu detey 8-9 let na etape nachal'noy podgo-

tovki [The game method of teaching children of 8-9 years old to swim at the stage of initial training] . Nauka i obrazovaniye v XXI veke: sbornik nauch. trudovpo materialam Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. [Science and education in the XXI century: a collection of scientific . works on the materials of Intern . scientific and practical . Conf. ] . Moscow, AR-Konsalt Publ . , 2015 . Pp . 106-109 . (in Russian) .

7 . Sapozhnikova E . B . Dopolnitel'naya predprofessional'naya programma po vodnomu polo MBU DOD «Spetsializirovannaya

detsko-yunosheskaya sportivnaya shkola olimpiyskogo rezerva № 7 po vodnym vidam sporta [Additional preprofessional program on water polo MBU DOD "Specialized children's and youth sports school of Olympic reserve number 7 on water sports in Chelyabinsk"] . Chelyabinsk, 2014. 67 p. (in Russian) . URL: http: //waterschool7 .edusite. ru/sveden/files/1700e0c8-32cf-48d8-8a65-7df50c678aae . pdf (accessed 22 January 2016) .

8 . Obrazovatel'naya programma po vodnomu polu SDYUSHOR po vodnym vidam sporta «Ekran» na 2015-2017 uch. god [Edu-

cational program on the water floor of the Sports School for Water Sports "Ekran" for 2015-2017 academic year] . Saint Petersburg, 2015. 57 p . (in Russian) . URL: // http://ekran . spbswim . ru/content/files/ekran-wp-prog . pdf (accessed 21 February 2016) .

9 . Osokina T. I. , Timofeeva E . A . , Bogina T L . Obucheniye plavaniyu v detskom sadu: kniga dlya vospitateley detskogo sada i

roditeley [Learning to swim in a kindergarten: a book for teachers of a kindergarten and parents] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1991.158 p . (in Russian) .

10 . Makhaneva M . D . , Baranova G . V. Figurnoye plavaniye v detskom sadu: metodicheskoye posobiye [Figure swimming in the

kindergarten: methodical manual] . Moscow, Sfera Publ . , 2009 . 64 p . (in Russian) . 11. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya. Utv. prikazom Minobrnauki RF ot 17 okty-abrya 2013 g. № 1155 [Federal State Educational Standard of Preschool Education . Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No . 1155] (in Russian) . URL: http://www. consultant, ru/cons/cgi/online . cgi?req=doc&base=LAW&n=154637&rnd=299965. 1322928389#0 (accessed 21 January 2016) .

Chernysheva L. G., Pacific National University (ul. K. Marksa, 68, Khabarovsk, Russian Federation, 680000). E-mail: tschern@yandex.ru

Dudakova N. A., Private preschool educational institution «Kindergarten No. 261 of OAO RzhD (Russian Railways) (ul. Lokomotivnaya, 6A, Khabarovsk, Russian Federation, 680032). E-mail: lady.dudackowa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.