Научная статья на тему 'Показатели центральной гемодинамики мальчиков и девочек 11-13 лет в процессе спортивно ориентированного физического воспитания'

Показатели центральной гемодинамики мальчиков и девочек 11-13 лет в процессе спортивно ориентированного физического воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
287
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ / SPORTS-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION / SKI TRAINING / MOTOR SKILLS / INDICATORS OF CENTRAL HAEMODYNAMICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гибадуллин Марат Рустамович, Кузнецов Александр Семенович

В статье рассматривается вопросы физического воспитания школьников со спортивной направленностью. Изучалось влияние занятий лыжной подготовкой на показатель центральной гемодинамики мальчиков и девочек 11-13 лет с разным уровнем двигательной активности. Показано, что лыжная подготовка оказывает существенное влияние на хронотропную функцию сердца и улучшает сократительные возможности миокарда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гибадуллин Марат Рустамович, Кузнецов Александр Семенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Indicators of central hemodynamics of boys and girls at the age of 11-13 years in the sport-oriented physical education process

The article deals with the issues of schoolchildren's physical education with focus on sport. The effect of ski training on the indicator of central haemodynamics of boys and girls at the age of 11-13 years with different levels of motor activity has been studied. It was shown that the ski training has a significant influence on the chronotropic heart function and improves myocardial contractile capacities.

Текст научной работы на тему «Показатели центральной гемодинамики мальчиков и девочек 11-13 лет в процессе спортивно ориентированного физического воспитания»

го учреждения:

- формулировка целей управления оздоровлением должна быть известна и доступна пониманию родителей, создавая у них мотивированное желание что-то делать в данном направлении;

- управление требует средств и времени; если родители осознанно сохраняют здоровье своего ребенка, то они отдают себе отчёт в том, что делают это с учётом современных представлений об организации здоровьесберегающей жизнедеятельности ребенка;

- отдавая ребенка в дошкольное учреждение, родители вправе требовать от него определенных действий в отношении здоровья их детей, но, в то же время, не перекладывать на него всю ответственность за результат, а делить ее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Физическая культура : молодежь и современность / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. -С. 2-7.

2. Дартау, Л.А. Теоретические аспекты управления здоровьем и возможности его реализации в условиях Российской Федерации // Проблемы управления. - 2003. -№ 2.- С. 43-52.

3. Никитюк, Б. А. Интеграция знаний в науках о человеке / Б.А. Никитюк. - М. : СпортАкадемПресс, 2000. - 439 с.

4. Соломенцева, Г.П. Здоровье детского населения как фактор национальной безопасности России (социологический аспект) : дис. ... канд. социол. наук / Соломенцева Г.П. - М., 2003. - 185 с.

Контактная информация: vtv139@mail.ru

ПОКАЗАТЕЛИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ГЕМОДИНАМИКИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 11-13 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННОГО

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Марат Рустамович Гибадуллин, старший преподаватель,

Александр Семенович Кузнецов, доктор педагогических наук, профессор, ректор, Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

(КамГАФКСиТ) г. Набережные Челны

Аннотация

В статье рассматривается вопросы физического воспитания школьников со спортивной направленностью. Изучалось влияние занятий лыжной подготовкой на показатель центральной гемодинамики мальчиков и девочек 11-13 лет с разным уровнем двигательной активности. Показано, что лыжная подготовка оказывает существенное влияние на хронотропную функцию сердца и улучшает сократительные возможности миокарда.

Ключевые слова: спортивно ориентированное физическое воспитание, лыжная подготовка, двигательные способности, физическое воспитание, показатели центральной гемодинамики.

THE INDICATORS OF CENTRAL HEMODYNAMICS OF BOYS AND GIRLS AT THE AGE OF 11-13 YEARS IN THE SPORT-ORIENTED PHYSICAL EDUCATION

PROCESS

Marat Rustamovich Gibadullin, the senior teacher,

Alexander Semiyonovich Kuznetsov, the doctor of pedagogical sciences, professor, rector, The Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism Naberezhnye Chelny

Annotation

The article deals with the issues of schoolchildren’s physical education with focus on sport. The

effect of ski training on the indicator of central haemodynamics of boys and girls at the age of 11-13 years with different levels of motor activity has been studied. It was shown that the ski training has a significant influence on the chronotropic heart function and improves myocardial contractile capacities.

Key words: sports-oriented physical education, ski training, motor skills, physical education, indicators of central haemodynamics.

ВВЕДЕНИЕ

По вопросам физического воспитания школьников в настоящее время опубликован целый ряд исследований, в которых рассматриваются вопросы спортивно ориентированного физического воспитания школьников и повышения эффективности его содержания, через применение широкого арсенала средств и вариативных, инновационных форм занятий и видов спорта: легкой атлетики, спортивных игр, плавания, настольного тенниса, дзюдо [1,2,4].

В программах по физическому воспитанию указан обязательный (базовый) компонент «Лыжная подготовка».

Одной из важнейших проблем подготовки юных лыжников является ранняя специализация с учетом мотивационно личностной ориентации к целенаправленным занятиям лыжными гонками и привитие любви к данному виду спорта. Сказанное актуализирует проблему поиска новых подходов и более эффективных средств и методов физической и функциональной подготовки будущей спортивной смены. В настоящее время имеется много примеров спортивно ориентированного физического воспитания, тем не менее, мало внимания уделяется лыжной подготовке.

Известно, что основа для формирования механизмов приспособления деятельности сердца к изменяющимся режимам двигательной активности закладывается уже в раннем возрасте. Двигательная деятельность, особенно занятия видами спорта, направленными на развитие выносливости, оказывает существенное влияние на становление и совершенствование деятельности сердца детей и подростков. В первую очередь, это касается аппарата кровообращения, оптимизация функционирования которого является необходимым условием достижения спортивных результатов.

Необходимым условием получения быстрой информации о функциональном состоянии деятельности сердца является определение показателей, характеризующих сократительную функцию сердца, к которым относятся ударный и минутный объем крови [3]

Задачей исследования явилось изучение показателей центральной гемодинамики мальчиков и девочек 5-6 классов в процессе спортивно ориентированного физического воспитания на примере лыжной подготовки.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие 80 школьников (м., д.) 10-12 лет. Первая группа (ЭГ) состояла из учащихся, которые занимались по программе спортивно ориентированного физического воспитания на примере лыжной подготовки с объемом двигательной активности - 6 часа в неделю. Во вторую группу (КГ) нами были включены мальчики и девочки с недельным объемом двигательной активности - 2 часа урока физкультуры. У обследованных школьников общепринятыми методами определяли основные гемодинамические показатели в состоянии относительного покоя и в положении сидя (ЧСС, УОК, МОК). С целью изучения адаптации сердечнососудистой системы к физическим нагрузкам проводили велоэргометрическое тестирование.

Для определения показателей центральной гемодинамики, в частности УОК -был применен реографический метод [W. Gkubicek et al, 1974], основанный на регистрации колебаний полного электрического сопротивления тканей, связанных с изменением их кровенаполнения [3].

Для получения дифференциальной реограммы применяли реоплетизмограф

РПГ - 2-02, разработанный В.М. Большаковым и И.А. Цветковым (Всесоюзный НИИ медицинской техники). Электроды накладывали по методу Кубичека на шею и грудную клетку в области мечевидного отростка. Исследования мальчиков проводили в положении сидя. Один электрод накладывали на шейную, а другой - на брюшную область исследуемых школьников. Кожа перед наложением электродов тщательно протиралась и смазывалась электродной пастой. Для качественного получения реографи-ческой кривой детям было предложено сделать неглубокий выдох и задержать дыхание.

Расстояние между измерительными электродами и межэлектродное расстояние (Ь) измерялось сантиметровой лентой, а с индикатора прибора записывалась величина импеданса (2).

Расчет УОК делался по следующей формуле:

УОК = kp L AdTu , где R

р - удельное сопротивление крови (Ом/см, для детей примерно 135 м/см постоянная величина);

Ь - расстояние между электродами (см);

Я - базисное сопротивление, по шкале реографа (см);

Ad - амплитуда дифференцированной кривой (измерялась от изоэлектрической линии до вершины положительного зубца);

К - поправочный коэффициент на каждого ребенка;

Ти - время изгнания крови из левого желудочка (с) (измерялось от начала анак-роты дифференциальной кривой до вершины отрицательного зубца).

После измерения 10-15 комплексов определялась средняя величина Ad в мм, которая затем переводилась в ом/сек путем деления на величину калибровочного сигнала.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследованные нами показатели центральной гемодинамики (ЧСС, УОК, МОК) деятельности сердца, разница между контрольной и экспериментальной группами, приросты между этапами исследования представлены в таблице 1.

Частота сердечных сокращений (ЧСС), будучи наиболее изученным функциональным показателем деятельности сердца, остается наиболее информативной, свидетельствующей о закономерных изменениях хронотропной функции сердца.

Исследование показателей ЧСС в условиях мышечного покоя у мальчиков и девочек 11-13 лет, занимающихся лыжной подготовкой, позволило выявить имеющиеся различия в годовой динамике в зависимости от их двигательной активности.

Из таблицы 1 видно, что среднее значение ЧСС у мальчиков контрольной группы, установленное в октябре, составляет 75 уд/мин, в экспериментальной группе - 75,6 уд/мин.

Среднее значение ЧСС у мальчиков экспериментальной группы, после двух лет исследований, составило 61,13 уд/мин, в КГ мальчиков - 78 уд/мин. У мальчиков, занимающихся лыжной подготовкой, произошло достоверное урежение ЧСС, как показатель, лимитирующий экономизацию сердечной деятельности в условиях относительного покоя.

За учебный год достоверный прирост наблюдается у мальчиков ЭГ по тем же трем показателям: ЧСС (на 9,23%; р<0,01), УОК на 2,38%; р<0,05, МОК на 3,32%), тогда как в КГ - 1,64%; 4,97% и 3,32% соответственно (р>0,05). У девочек ЭГ также отмечен достоверный прирост (р>0,01) в физиологических показателях - на 8,55% (р<0,01); на 7,73% (р>0,05); на 0,78% (р<0,01) (соответственно расположению в таблице), тогда как в КГ - прирост незначителен (-0,73%; 0,94%, и 0%), изменение недостоверно при р>0,05.

К началу обучения в 6 классе наблюдаются достоверные изменения, свойствен-

ные практически по всем показателям центральной гемодинамики, у учащихся экспериментальных групп (р<0,05-0,01).

Таблица 1

Показатели центральной гемодинамики мальчиков и девочек 5-6 классов

8 Группы, параметры статистики Показатели мальчиков Показатели девочек

ЧСС УОК МОК ЧСС УОК МОК

1 КГ(Х±Й) 75±9,74 52,49 ±7,76 3,92±0,63 82,2±9,23 38,83 ±7,68 3,18±0,58

ЗГ(Х±Й) 75,63±10,87 54,86 ±10,99 3,92±0,63 85,18±10,21 30,43 ±5,26 2,57±0,39

1 или И 0,27087 1,11617 1,29955 1,367 -5,711 -5,557

р 0,39360 0,13389 0,09879 0,0877 9,76 1,84

Разница 0,63 2,37 0,20 2,97 -8,41 -0,61

% 0,83 4,32 5,10 3,49 -21,66 -19,18

2 КГ(Х±Й) 76,23±7,58 49,88±6,35 3,79±0,52 81,6±6,91 39,2±7,78 3,18±0,62

ЗГ(Х±Й) 68,65±6,54 56,2±10,07 4,56±4,65 77,9±8,84 32,98±5,75 2,55±0,43

1 или И -4,786 3,36 1,039 -2,085 -4,067 -5,35

р 0,000004 0,00061 0,15 0,0202 5,65 4,312

Разница -7,57 6,33 0,77 -3,7 -6,22 -0,64

% -9,93 11,26 16,89 -4,53 -15,87 -20,13

1-2 Прирост КГ %;Р ЗГ 1,64; >0,05 4,97; >0,05 -3,32; >0,05 -0,73; >0,05 0,94; >0,05 0; >0,05

-9,23; <0,01 -2,38; <0,05 14,04; >0,05 -8,55; <0,05 7,73; <0,01 -0,78; <0,01

3 КГ(Х±Й) 77,05±5,75 51,07±6,18 3,91±0,53 80,48±6,91 39,51±7,78 3,17±0,62

ЗГ(Х±Й) 65,75±6,18 57,38±9,53 3,75±0,56 74,55±7,63 33,44±5,27 2,48±0,39

1 или И -8,469 -50,531 -1,3 -3,579 -3,908 -5,585

р 0,00000 0,0000 0,09876 0,000299 9,834 1,638

Разница -11,30 6,31 -0,16 -5,925 -6,0675 -0,692

% -14,67 11 4,09 7,36 -15,36 -21,83

2-3 Прирост КГ %;Р ЗГ -1,06; >0,05 2,33; >0,05 3,07; >0,05 -1,37; >0,05 0,79; >0,05 -0,31; >0,05

-4,22; >0,05 2,06; >0,05 -17,76; >0,05 -4,3; >0,05 1,38; >0,05 -2,75; >0,05

4 КГ(Х±Й) 78,26±5,21 52,41±5,83 4,08±5,54 84,08±6,35 38,7±7,81 3,24±0,62

ЗГ(Х±Й) 61,13±3,66 62,28±8,7 3,77±0,52 70,85±6,51 41,47±6,59 2,92±0,42

1 или И 1594,0 6,039 1038,5 -9,194 1,711 -2,703

р 0,0000001 0,000000 0,0216 2,270 0,045 0,004

Разница -17,13 9,86 -0,31 -13,225 2,765 -0,318

% -21,89 15,83 -7,6 15,73 6,67 9,81

3-4 Прирост КГ %; ЗГ 1,55; >0,05 2,56; >0,05 4,16; >0,05 4,28; >0,05 -2,05; >0,05 2,16; >0,05

7,03; >0,01 -8,54; >0,01 0,53; >0,05 -4,96; <0,01 19,36; >0,05 15,07; <0,05

1-4 Прирост КГ %; Р ЗГ 4,17; <0,05 -0,15; >0,05 3,92; <0,05 4,24; <0,05 -0,34; >0,05 1,85; <0,05

-19,2; <0,01 11,91; <0,01 -3,83; <0,01 -11,35; <0,01 11,04; <0,01 11,99; <0,01

Примечание. X - среднее арифметическое, 5 - стандартное отклонение, Т - критерий Стьюден-та, и - критерий Манна Уитни, р - уровень значимости при а=0,05.

За время эксперимента показатели ЧСС, УОК и МОК достоверно (р<0,01) повысились у девочек ЭГ, что обусловлено ростом и развитием организма. Так, в экспериментальной группе у мальчиков, соответственно, достоверный прирост от начала к концу исследования в этих показателях составил: ЧСС - -19,2%, УОК -11,91%, МОК-3,83. В контрольной группе мальчиков - ЧСС - 4,17% (р<0,05), УОК - 0,15% (р>0,05), МОК—3,92% (р<0,05). В экспериментальной группе девочек также наблюдается достоверный прирост показателей ЧСС - 4,17% (р<0,05), УОК - 0,15% (р>0,05), МОК- -3,92% (р<0,05).

Как видно из полученных результатов, девочки экспериментальной группы отличаются более высокими темпами снижения показателей ЧСС - от 85,18 до 70,85 ударов в минуту. В контрольной группе этот показатель наоборот увеличился от 82,2 до 84,08 уд/мин. Такая же тенденция наблюдается у мальчиков экспериментальной группы, но отличается не столь высоким темпом снижения показателей ЧСС - от 75,63

до 61,13 уд/мин. В контрольной группе мальчиков показатели ЧСС увеличились от 75 уд/мин до 78,26 уд/мин.

В экспериментальных группах наблюдаются более высокие темпы прироста показателей УОК как у девочек, так и у мальчиков - 11,04 мл (от 30,43 ±5,26 мл в начале эксперимента до 41,47 ±6,59 мл в конце эксперимента) и 7,42 мл против 0,13 мл и 0,08 мл контрольной группы, соответственно (Р<0,05).

ВЫВОДЫ

Анализируя вышеизложенное можно отметить, что на изменение показателей ЧСС влияет возраст, систематические занятия спортом, особенно циклическими видами физкультурной спортивной деятельности. При этом, в отличие от контрольной группы, у мальчиков и девочек, занимающихся спортивно ориентированным физическим воспитанием на примере лыжной подготовки, наблюдается выраженное снижение ЧСС. Первые годы систематических занятий по экспериментальной программе у мальчиков и девочек наблюдается увеличение показателей УОК и МОК, характеризующих повышение сократительной способности миокарда.

Более значимый прирост в физиологических и функциональных показателях у школьников экспериментальной группы, по сравнению с испытуемыми контрольной группы, можно объяснить тем, что специфика спортивно ориентированного физического воспитания на основе лыжной подготовки подразумевает высокую плотность урока и большим количеством специальных упражнений аэробной направленности. Возможно, это объясняется проведением занятий на открытом воздухе, где целенаправленно применялись дыхательные упражнения, игры на воздухе, общая и специальная физическая подготовленность с элементами лыжной подготовки, ходьба и бег в режиме от 120 до 140 уд/мин. Поэтому учащиеся, находясь в постоянном движении с минимальными интервалами отдыха для восстановления, на фоне частичной усталости улучшают общее функциональное состояние организма, повышают работоспособность всех органов и систем организма. То есть при интенсивном выполнении упражнений происходит быстрое вырабатывание систем и органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проведенные нами исследования подтвердили то, что функциональные показатели деятельности сердца мальчиков и девочек в определенной мере зависят от характера и уровня двигательной активности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания школьников / В.К. Бальсевич, М.П. Шестаков // Спорт, духовные ценности, культура. - М., 1997. - Вып. 7. - С. 232-237.

2. Инновационные технологии модернизации физического воспитания школьников. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, А.Г. Комков, О.М. Шелков ; С-Петерб. науч.-исслед. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 2006. - 72 с.

3. Король, В.М. Физиологическая работоспособность и гемодинамика у мальчиков пубертатного возраста // Возрастные особенности физиологических систем у детей и подростков. - М., 1985. - С. 181-183.

4. Фонарев, Д.В. Моделирование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников : монография / Д.В. Фонарев. - Чайковский : [б.и.], 2009. - 353 с.

Контактная информация: kzm_diss@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.