Научная статья на тему 'Использование средств ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе'

Использование средств ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
861
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование средств ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе»

130

ИТО Марий Эл - 2009

2. Презентации открываются только во внешнем приложении, что не позволяет организовать индивидуальную работу учащихся при ограниченных правах доступа к некоторым дискам компьютера.

Использование ИКТ на уроках математики повышает интерес к предмету и стимулирует деятельность уча -щихся на уроке. Позволяет оперативно производить контроль знаний, умений, навыков (ЗУН). В заключение надо отметить, что никакая машина не заменит труд учителя, но компьютер может сделать этот труд более эффективным, интересным и для детей, и для учителя.

Использование средств ИКТ

на уроках литературного чтения в начальной школе

А.В. Зорина, Т.М. Смирнова

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Йошкар-Ола

Творчество - это постоянное стремление вперед, к более совершенному, к новому и осуществление возникшего стремления. Делать завтра лучше, чем сегодня - вот девиз творчески работающего учителя.

Л.В. Занков

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Одним из важных направлений развития современного общества является его глобальная информатизация. На фоне интенсивной информатизации всех сфер жизни и деятельности общества особую значимость приобретают вопросы информатизации образования.

В условиях экономического и технического роста в стране меняется и видение результата образования, достичь которого возможно лишь используя современные подходы, технологии, методы. Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны. При использовании компьютерных технологий в начальной школе у учеников формируется умение и желание учиться, начинает складываться стиль мышления, закладываются самые прочные знания и навыки для дальнейшего успешного обучения в средней школе. Такая работа может применяться по всем предметам, на внеклассных занятиях, родительских собраниях и т.д. В настоящее время у учащихся слабо развивается культура чтения, что отрицательно сказывается на их общем развитии. Трудно переоценить значение уроков литературного чтения в системе начального обучения. От того, какие знания, навыки и умения приобретают на этих уроках учащиеся зависит эффективность обучения по всем предметам, и не только в начальной школе. Будет ли книга в жизни человека спутником, другом, советчиком, тоже во многом зависит от постановки классного чтения у младших школьников. Уроки чтения для младших школьников - это своеобразное окно в мир, в область человеческий отношений. Здесь формируются такие понятия, как доброта, честность, взаимопонимание, чувство долга и многое другое. Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они могут быть органично включены в любой этап урока: во время индивидуальной или словарной работы, при введении новых знаний, при обобщении и закреплении, для контроля знаний, умений и навыков. Кроме того, с помощью данных технологий можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную. Компьютер помогает вовлечь всех учеников класса в литературное творчество. Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами и словарная работа. Глубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Дети с интересом принимают участие в поиске информации и подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием. В обучении, сегодня, особенный акцент ставится на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную поддержку и помощь. Информационно-коммуникационные технологии можно рассматривать как объяснительно-иллюстра-тивный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. При ознакомлении с творчеством писателей мы используем Интернет-ресурсы, где можно найти редкие фотоснимки, качественные портреты, детские фотографии, а также рукопис-

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

131

ные работы. Изучая творчество Льва Николаевича Толстого, мы создали презентацию, в которой были представлены фотографии семьи писателя, детский рукописный журнал «Детские забавы», созданный братьями Толстыми, рисунки детей Яснополянской школы, фоторепортаж о современном мемориальном и природном заповеднике «Ясная поляна». Это позволило детям не только познакомиться с краткой биографией писателя, но и проследить становление его как состоявшейся личности, узнать о причинах написания некоторых произведений. На уроках литературного чтения часто используем иллюстрирование учениками изучаемого произведе -ния. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. А мы эти иллюстрации успешно используем в программе PowerPoint для создания диафильмов по данному произведению. Хорошо проходит данный вид работы в группах. После чтения рассказа В. Бианки «Синичкин календарь» каждой группе учитель предлагает нарисовать иллюстрации к определенной части рассказа с сопровождением словами автора. Выполненные работы сканируем, и каждая группа приступает к созданию диафильма по заданной теме. В результате дети точнее усваивают последовательность событий, что помогает им при пересказе произведения. Известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Изучая раздел учебника «О Родине», мы используем материал о родном городе и республике. Наиболее запоминающимся будет рассказ учителя при сопровождении мультимедийной презентации, выполненной в программе PowerPoint. Через Интернет-ресурсы, сканирование архивных материалов урок насыщен историческими фактами, удивительными для детей младшего школьного возраста. На экране могут также появляться определения, схемы, даты, имена известных людей, которые ребята записывают в тетрадь. Учитель не тратит время на повторение и успевает рассказать гораздо больше, а каждый ребенок работает в своем темпе, получая информацию по всем каналам (зрительному, слуховому, тактильному). Ни для кого не секрет, что круг чтения современных детей ограничивается школьной программой. Младших школьников часто пугает объем предложенной книги. Поэтому задача учителя заинтересовать ребенка книгой, представить доступный круг чтения во всем его многообразии и привлекательности. Многие детские произведения экранизированы, это дает возможность использовать фрагменты фильмов на уроках литературного чтения. Просмотр кинофильма может опережать чтение произведения, привлекая внимание детей к сюжету, а может использоваться при обсуждении поступков, характера героев. Экранизацию произведения можно использовать и на этапе закрепления пройденной темы. Учебники по чтению для четвероклассников знакомят только с отрывком крупных произведений, предусматривая самостоятельное прочтение книги. Знакомя учащихся с произведением Марка Твена «Приключения Тома Сойера», мы с ребятами прочитали предложенный отрывок, просмотрели фрагмент кинофильма. И только после этого стали обсуждать черты характера главного героя, его взаимоотношения с друзьями, близкими в разных жизненных ситуациях. Ребятам стало интересно, какие же приключения ждали Тома Сойера впереди. Данная книга была предложена для чтения в весенние каникулы. Придя в школу, дети наперебой делились впечатлениями о прочитанном. Не всегда у учителя хватает времени для подготовки презентаций к каждому уроку, поэтому мы рекомендуем на уроках литературного чтения использовать готовые электронные пособия: энциклопедии, учебники, словари. Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках урока появляются неограниченные возможности для дифференциации и индивидуализации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Учителя в своей практике применяют различные электронные пособия, разработанные в Институте электронных программно-методических средств обучения, также пособия, изготовленные самими учителями. Презентации, подготовленные к урокам литературы, помогают учащимся образно представить изучаемое произведение любого жанра. Продуктивность уроков с использованием информационных технологий очень высокая, а также высок уровень познавательной активности учащихся.

Литература

1. Крылова, Н.Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования / Н.Б. Крылова // Школьные технологии. -2004. - № 5. - С. 59.

2. Тананыхина, Ю.А. Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе начальной школы / Ю.А. Тана-ныхина // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.