Научная статья на тему 'Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе'

Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3116
323
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ УРОК / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / СОЗДАНИЕ ФИЛЬМОВ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / БЛОГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вострикова Елена Людвиговна

В статье автор рассказывает о разных возможностях использования информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационно-коммуникативных технологий в начальной школе»

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Воспитанники Центра творчества «Сокол», нуждающиеся в психологической помощи и поддержке, находятся в контакте с педагогом-психологом.

Значимость и привлекательность программы заключается в том, что каждый обучающийся может реализовать себя,через разнообразные виды деятельности, переосмыслить еще раз истинные ценности жизни на Земле, почувствовать себя востребованным и нужным обществу.

Развитие и сохранение чувства гордости за свою страну, накопление эмоционального опыта переживаний героических событий нашей Родины. Познание того, что исторически и социально каждый человек связан с Родиной, что великие подвиги личности и народа — это результат любви к Отечеству. Желание сохранить самобытность и независимость своего народа, свой образ жизни, мыслей во имя будущих поколений.

Программа по патриотическому воспитанию «Мы этой памяти верны...» призвана объединить усилия ГОУ ЦТДиЮ «Сокол», семьи, Совета ветеранов в воспитании подрастающего поколения. Как сказал Генерал Армии, дважды Герой Советского Союза Батов П.И.: «Память о войне живет не только в бронзовых и

каменных монументах, а прежде всего в человеческих

сердцах. И очень трудно научиться любить живых,

если не умеешь хранить память о павших».

Литература

1. Вахта памяти. Никто не забыт - ничто не забыто. - М.: ГЕЛАН, 2003.Поколение XXI века: Нам не нужна война!/ Серия «Нет фашизму»/ Ответственный редактор М.Е. Умрихина. - М: Центр «школьная книга», 2010.

2. Столярова Е.В. Проект духовно-нравственного воспитания и образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - №5.

3. Макарова А.А. Формирование условий для воспитания духовно-нравственного здоровья учащихся. // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2.

4. Методические рекомендации по проведению урока 1-го сентября 2004. «60-летие Великой Победы» / Под ред. С.И. Козленко. - М.: МИОО, 2004.

5. Методические рекомендации по проведению урока 1-го сентября 2009 г. «Это гордое слово Победа!» / Под ред. А.Г Ботневой, В.Н.Петряковой. - М. ОМЦ, САО

6. Ужанова А.Л. Создание особой эмоциональной атмосферы как фактор формирования нравственных и эстетических качеств личности // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №5.

В статье автор рассказывает о разных возможностях использования информационно-коммуникативных технологий в начальной школе

Вострикова Елена Людвиговна

учитель начальных классов МОУ СОШ г. Багратионовск Калининградская область [email protected]

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Как можно использовать ИКТ на уроках в начальной школе?

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, ИКТ-компетенции, мультимедийный урок, презентация, создание фильмов, начальная школа, блог.

Введение раннего изучения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными техноло-

гиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения учителем начальных классов информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-позна-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

19

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

вательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

Современный урок - это интересный урок. Есть три необходимых условия, которые могут существенно повысить и личностную значимость и эмоциональную окраску урока. Это можно сделать за счет:

• творческой личности самого педагога;

• содержания учения;

• методов, приемов, технологий.

У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребят положительные эмоции. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении медиаресурсов.

Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она:

• быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

• вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

• усиливает воздействие выступления.

Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов.

Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играя.

Можно использовать в работе готовые электронные учебники, самостоятельно составлять электронные цифровые образовательные ресурсы к уроку, тестовые задания по отдельным темам, использовать ИКТ для оформления исследовательских работ, составления проспектов, презентаций, слайд - проектов, бюллетеней. Использование электронных учебных пособий позволяет повысить качество обучения, сделать его динамичным, решать несколько задач - наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность. На уроках для большей эффективности желательно использовать предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментировать, по необходимости сопровождать дополнительными объяснениями и примерами. Применяется ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока и во внеклассной деятельности при проведении классных часов, праздников, конкурсов, родительских собраний.

Выше было сказано о презентациях. Их использование на уроках просто незаменимо. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету, и углубляются знания по предметам. Элементы методики преподавания предметов с использованием ИКТ могут быть такими:

1. Создание «проблемных ситуаций» в процессе изложения учебного материала (использование видеофрагментов с противоположными точками зрения на одну и ту же проблему).

2. Виды занятия:

• Рассказ, лекция, беседа, киноурок (использование аудио-видео материалов;

• электронные и печатные материалы;

• виртуальная экскурсия.

3. Формы работы учеников: работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, создание презентаций.

4. Оценка качества усвоенных знаний на занятиях в форме тестирования, тест - опрос.

5. Материал урока должен быть разбит на чёткие, законченные части, логично соединённые друг с другом.

20

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаются творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Использование информационных технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Результаты творческой деятельности ребят могут быть использованы учителями как иллюстративный, наглядный материал к урокам. Работа детей над презентациями стимулирует творческую, познавательную деятельность учащихся, сделает изучаемый материал личностно значимым. Создание компьютерных презентаций способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций.

Организация работы детей в мультимедийных средах

Детям интересно и важно учиться тогда, когда они чувствуют себя субъектами образовательного процесса, вовлечены в активную творческую деятельность.

Большую возможность для развития творчества детей, интереса к чтению, умения связно и грамотно выражать свои мысли таит в себе такой новый вид деятельности как создание кинофильмов и мультфильмов с помощью программы Movie Maker.

Как же происходит создание фильмов у меня на уроках? Конечно же, сначала мы с ребятами составляем проект. Обсуждаем, для чего нам нужен этот фильм, что необходимо для его создания и, конечно же, этапы работы над фильмом. Обычно они таковы:

• Знакомство с литературным произведением или темой фильма (на первых этапах предлагала сама)

• Работа над сценарием ( о чём фильм, каков будет его видеоряд (рисунки, фотографии, видео, текстовая и музыкальная составляющая).

• Определение количества подгрупп ( сценаристы, художники, операторы, звукорежиссёры, редакторы, актёры)

После знакомства с произведением и коллективного обсуждения сценария дети делятся на подгруппы. Чаще всего это происходит по желанию детей, стараются заняться тем, что у них лучше получается. Конечно, это здорово, но тут очень важно проследить, чтобы дети пробовали себя во всех качествах, чтобы не сидели в стороне застенчивые ребята. Очень часто таланты детей раскрываются с неожиданной даже для них самих стороны.

Для того чтобы снять такой фильм по произведению Носова «Огородники» я предложила детям нарисовать иллюстрации к произведению. Чтобы предотвратить повторение сюжетов иллюстраций

дети в группах распределили темы, наметили, кто какие рисунки будет выполнять. Многие начали повторно перечитывать произведение( Вот она мотивация!). Отсканированные рисунки мы вместе с ребятами выстроили в нужной последовательности. А затем началась работа по озвучиванию нашего фильма. При выполнении этой части работы детям пришлось ещё раз очень тщательно проработать текст. Составить краткий коллективный пересказ, отрепетировать чтение по ролям. Посмотрев первую пробу фильма, дети очень критично отнеслись к своей работе, высказав претензии в основном к своей речи. Такая рефлексия помогла им создать вторую версию более качественно. Услышав себя со стороны, ребята самостоятельно дали оценку своей речи и постарались исправить недочёты.

При составлении фильмов о природе детям уже пришлось самостоятельно делать фотосъёмку. С каким же интересом ребята искали нужные ракурсы, придирчиво отбирали фотографии! Для озвучивания фильма предложила написать сочинение о том, как зима пришла в город и выбрать лучшие. Надо ли говорить о том, как дети старались! Коллективно выполнили монтаж и озвучивание фильма. В процессе групповой работы некоторые учащиеся уже выступали в роли консультантов. Фильмы публикуются на блоге класса (http://1vbsch.blogspot.com/) и заслужили высокую оценку читателей.

При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание здоровью обучающихся. Поурочный план включает в себя физические и динамические паузы, зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Организация работы в информационном пространстве

Интернет-портфолио класса и учителя.

http:/Лvbsch.Ыogspot.com/-блог-портфолио класса

http://vostricova.blogspot.com/ -блог-портфолио учителя

Процесс информатизации школы приносит новые технологические решения и новые проблемы. Во главу угла ставится формирование надпред-метных (общеучебных) умений и навыков, в том числе - информационно-коммуникационных компетенций.

Создание блога- это попытка организовать коллективное творческое дело, которое одновременно решало бы следующие задачи:

• информационная поддержка учебного процесса;

• внеклассная работа по предметам;

• публикация творческих работ учащихся;

• обеспечение обратной связи с учащимися;

• формирование культуры и безопасного поведения в сети;

• социализация младших школьников;

• своевременное информирование о происходящих в классе событиях;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

21

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

• формирование ИКТ-компетенций младших школьников.

Эти задачи можно решать на базе безопасного единого информационного пространства, единой творческой площадки для всех участников учебновоспитательного процесса. Это может быть классный блог. Мне близка идея блога, исходя именно из той приоритетной задачи, которые я перед собой ставлю: формировать информационно-коммуникативные умения и навыки. Я считаю, что блог к этому больше располагает. Любое дело будет успешно только в том случае, если в ходе его выполнения все его участники могут реализовать свои интересы.

Когда на уроке нет возможности посмотреть какой-то видеофрагмент, можно дать ссылку на соответствующий файл. В архиве всегда есть несколько ссылок на тренажеры и тесты по текущим темам предмета. Прямо в блоге можно пройти тест, созданный с помощью Гугл-формы. Блог позволяет продуктивно организовать внеклассную работу по предметам. Хорошей традицией становится проведение он-лайн викторины. Учитель должен осознавать необходимость формирования культуры общения и поведения в сети. Блог выступает средством обратной связи с детьми и родителями. В блоге планируются, готовятся, обсуждаются экскурсии, участие в школьных и внешкольных мероприятиях.

Таким образом, дети не только обмениваются информацией, но и пытаются проанализировать происходящее в их школьной жизни. Ребята не думают, как их оценят окружающие. Они просто делятся своей радостью, своими эмоциями, своим творчеством. И, делая это по собственному желанию, получают от процесса большое удовольствие и очень быстро растут.

Возникает тесная связь и партнерство между учеником, учителем и родителями. Их мы даже виртуально «приглашаем в гости», судя по данным опроса, читают наш блог все родители, ведь это самый быстрый способ получить информацию о предстоящей экскурсии, о планах на неделю и на четверть, познакомиться с творческими работами ребят и просто узнать «что сейчас проходят». Есть опыт проведения опросов с помощью блога. В блоге размещаются проверенные материалы и ссылки.

Ведение электронной летописи класса необыкновенно сплотило ребят, внесло в нашу школьную жизнь новые партнерские отношения. Мы вместе учимся новому, играя приобретаем необходимые икт-компетенции. Ребята меняются на глазах: становятся активнее, ответственнее. Они уже поняли, что в сети можно не только развлекаться, но и работать, и учиться.

В нашей школе ребята, в том числе и начальной школы, благодаря реализации Национального про-

екта «Образование» имеют возможность пользоваться современными информационными технологиями.

В моём классе способности у детей разные. Есть ребята с хорошим уровнем подготовки, внимательные, схватывающие на лету, обладающие навыками самостоятельной работы. Есть дети с хорошими способностями, но слабо владеющие навыками самостоятельной работы. Есть ребята, испытывающие трудности при усвоении материала. Таким ребятам предлагаю различные тренажёры, тесты, игры обучающего и развивающего характера, выполненные мною в программах Flash, Pow Point. Даю индивидуальные задания, выполненные в текстовом редакторе Word, Exсel. Все эти приёмы позволяют поддерживать интерес к учению, помогают детям лучше усваивать материал, обеспечивают дифференцированный подход.

Современные информационные технологии использую и в работе с одарёнными детьми. Это и поиск информации по теме исследовательской работы, и подготовка презентации, и составление сборника стихов, и поиск информации для ответов на вопросы различных конкурсов, и задания повышенного уровня сложности.

Дети моего класса с удовольствием воспринимают использование современных информационных технологий.

Таким образом, применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании дает возможность расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

Литература

1. Селевко Г К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. - 2005. - С. 54 - 112.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. //Москва, «Народное образование». - 1998. - С. 114119.

3. Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. - 2007. -№7.

4. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. - 2007. - №7.

5. Чернобай Е.В. Подготовка учителя к совершенствованию профессиональной деятельности в условиях новой информационно-коммуникационной образовательной среды // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. №2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Чернобай Е.В. Современные подходы к использованию средств ИКТ нового поколения на уроках: интерактивная доска в учебном процессе. // Эксперимент и инновации в школе.- 2009. - №4.

22

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.