Научная статья на тему 'Формирование народной культуры в школе на основе информационных технологий'

Формирование народной культуры в школе на основе информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Т. М., Вязкова Л. В.

В нашей работе определены актуальность и значимость использования информационно-коммуни­кативных технологий (ИКТ) для активизации этнического самосознания будущего поколения. Проведе­ние занятий в данном направлении с применением инновационных технологий помогает улучшить уровень восприятия учащимися новой информации, а также развивает их познавательную активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование народной культуры в школе на основе информационных технологий»

Список использованных источников

1. Башмаков А. И., Башмаков И. А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 2003. — 616 с.

2. Красильникова В. А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учеб. пособие. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2006. — 235 с.

3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании: сетевой учеб.-метод. комплекс электронных средств поддержки обучения для подготовки кадров современного открытого образования / Институт дистантного образования Российского университета дружбы народов (ИДО РУДН). — http://www.ido.edu.ru/ ореп/1кМ^ех.Мш1

4. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1987. — 264 с.

5. Чернилевский Д. В., Филатов О. К. Технология обучения в высшей школе: учеб. издание / под ред. Д. В. Чернилевского. — М.: Экспедитор, 1996. — 288 с.: ил.

Т. М. Смирнова, Л. В. Вязкова

Средняя общеобразовательная школа № 6, г. Йошкар-Ола

Формирование народной культуры в школе

НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В нашей работе определены актуальность и значимость использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) для активизации этнического самосознания будущего поколения. Проведение занятий в данном направлении с применением инновационных технологий помогает улучшить уровень восприятия учащимися новой информации, а также развивает их познавательную активность.

Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

Конфуций

Задумываясь о вечных ценностях, мы неизбежно обращаемся к прогрессивной мысли прошлого, к жизненному опыту всех времен и поколений. Необходимо активизировать этническое самосознание будущего поколения, повышать внимание к своему культурному наследию. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Именно поэтому мы отмечаем острую необходимость осмысления основ традиционной народной культуры, возрождения национального характера. Для решения образовательновоспитательных задач в данном направлении эффективны различные пути. На наш взгляд, особую значимость приобретает информатизация образования. Мало кто из учителей может оспаривать тот факт, что информационные технологии улучшают уровень восприятия учащимися новой информации. Благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30 % учебного времени, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может обогатить занятие новым интереснейшим содержанием.

Темпы развития современной педагогики подталкивает нас наиболее широко рассматривать границы поиска необходимой информации. Например, в нашем небольшом городе вниманию ребят мы можем предложить только минимальную часть кладовой разнообразных народных культур великой России. А вот в Санкт-Петербурге расположен уникальный музей этнографии народов России и сопредельных с нею стран, в залах которого можно ознакомиться с исконной культурой самых разных народов старой и новой России, их бытом, нравами, мировоззрением; убедиться в том, как они похожи и одновременно самобытны. Посетить его лично сможет не каждый, а вот заочное посещение ребятам мы можем организовать, благодаря интернет-ресурсам. Необходимо просто выйти на сайт музея (http://www.ethnomuseum.ru). Не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает преподавателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Активно проходит работа с фразеологизмами, скороговорками, загадками, пословицами, сказками используя интерактивную доску. Например: «Составь пословицу», «Дополни пословицу, загадку», «Восстанови деформированный отрывок сказки», «Установи соответствие», «Убери лишнее» и т. д. Г лубокое изучение темы достигается не только фронтальной работой, но и в индивидуальной работе каждого учащегося с интерактивным продуктом. Ребята с интересом принимают участие в поиске информации и в подготовке сообщений, рефератов, докладов, буклетов, книжек-малышек, презентаций на различные темы этнографического направления. В данном случае компьютер является информационно-обучающим пособием, а учитель — координатором. В процессе демонстрации ученики приобретают опыт публичных выступлений. Программа Paint поможет педагогу заинтересовать детей младшего школьного возраста. Здесь они могут с удовольствием раскрасить дымков -скую игрушку, национальную кухонную утварь, дополнить или продолжить национальный орнамент, иллюстративно оформить результат услышанного материала. В нашей школе мы вместе с ребятами начали собирать материал для организации музея народной культуры. Вопросов возникает огромное количество, поэтому удоб-

но использовать компьютерные технологии для общения с единомышленниками, решения проблем и распространения информации. В рамках этого движения будем организовывать походы в населенные пункты Республики Марий Эл для поиска новых экспонатов и исторических фактов. Сохранить полученную информацию помогут современные технологии. Увиденное запечатлеем на фотоаппарат, и услышанное из уст коренных жителей запишем на видеокамеру. На интерактивной доске можно захватывать видеоизображения и отражать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к ним свои комментарии. Народ всегда славился своей музыкальностью, и песня сопровождала человека от рождения до смерти. Этим объясняется и большое разнообразие ее жанров, среди которых есть былины, колыбельные, обрядовые, плясовые, трудовые, игровые и многие другие песни. Благодаря интернет-ресурсам, мы можем погрузиться в прекрасный мир народной музыки, раскрыть тайны звучания народных инструментов, познакомить ребят с настоящими виртуозами своего дела. Сегодня необходимо принципиально новое отношение к предмету «Традиционная народная культура» — бережное и глубокое изучение, сохранение специфики фольклора и механизмов передачи традиций, естественный ввод материала в современную жизнь, опираясь на информационно-коммуникационные технологии.

Список использованных источников

1. Федотовская О. А. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области: На пути к возрождению. — Вологда, 2001.

2. Крылова Н. Б. Проектные методы против классно-урочной организации образования // Школьные технологии. — 2004. — № 5. —

С. 59.

Н. В. Шабалина

Казанская школа-интернат, Республика Марий Эл

ИКТ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у детей с различными познавательными способностями, позволяет делать уроки более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития учащихся, облегчает работу учителя на уроке и способствует формированию ключевых компетенций учащихся. Использование информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) на различных уроках в начальной школе дает возможность развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

С поступлением в школу ведущей для ребенка деятельностью становится учебная. Несоответствие уровня развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья препятствует адекватному пониманию учебной задачи и предлагаемой информации. Для данного контингента учащихся характерны быстрая истощаемость ресурсов внимания, снижение объема памяти, эмоциональная неустойчивость, отсутствие интеллектуальных мотивов, снижение внешней мотивации учебной деятельности. Отсюда — снижение познавательного интереса. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, новые техники и технологии. Автор статьи — учитель начальных классов четырнадцать лет. Всегда стремится сделать уроки насыщенными, продуктивными, современными. Задача учителя — заинтересовать детей своим предметом, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел нас к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Использование компьютера значительно повышает возможности коррекции и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Использование ИКТ на уроках в начальных классах проходит по следующим направлениям: текстовые материалы и карточки, набранные в Word, презентации в PowerPoint, компьютерные обучающие и развивающие игры. Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся. Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения, это то, для чего мы работаем. Использование ИКТ решает следующие задачи: усиление интенсивности урока; повышение мотивации учащихся; отслеживание мониторинга их достижений. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. «Презентация» переводится с английского как «представление». Основа любой современной презентации — это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, учитель продумывает последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Урок, включающий в себя слайды презентации, видеосюжет,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.