Научная статья на тему 'Использование средств и приемов совершенствования техники стрельбы в служебном двоеборье при выполнении подводящих упражнений в стрелковом виде программы'

Использование средств и приемов совершенствования техники стрельбы в служебном двоеборье при выполнении подводящих упражнений в стрелковом виде программы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огнестрельное оружие / служебное двоеборье / охолощенное оружие / совершенствование техники стрельбы / тренировочный процесс / firearms / service biathlon / blanked weapons / improvement of shooting technique / training process

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Виктория Олеговна Свешникова

Рассматривается вопрос, связанный с существующими в настоящее время методиками подготовки стрелков, использованием подводящих стрелковых упражнений, средств и приемов, необходимых для качественной подготовки спортсменов к стрелковому виду программы служебного двоеборья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Виктория Олеговна Свешникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of means and techniques for improving the shooting technique in service biathlon when performing lead-up exercises in the shooting type of the program

The article deals with the issue related to the currently existing methods of training shooters, the use of leading shooting exercises, means and techniques necessary for the qualitative preparation of athletes for the shooting type of the service biathlon program.

Текст научной работы на тему «Использование средств и приемов совершенствования техники стрельбы в служебном двоеборье при выполнении подводящих упражнений в стрелковом виде программы»

Научная статья УДК 377.44

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-1-130-132 NIION: 2018-0077-1/23-296 MOSURED: 77/27-024-2023-01-495

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Использование средств и приемов совершенствования техники стрельбы в служебном двоеборье при выполнении подводящих упражнений в стрелковом виде программы

Виктория Олеговна Свешникова

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, miss-vika-94@bk.ru

Аннотация. Рассматривается вопрос, связанный с существующими в настоящее время методиками подготовки стрелков, использованием подводящих стрелковых упражнений, средств и приемов, необходимых для качественной подготовки спортсменов к стрелковому виду программы служебного двоеборья.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, служебное двоеборье, охолощенное оружие, совершенствование техники стрельбы, тренировочный процесс

Для цитирования: Свешникова В. О. Использование средств и приемов совершенствования техники стрельбы в служебном двоеборье при выполнении подводящих упражнений в стрелковом виде программы // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 1. С. 130-132. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-130-132.

Original article

The use of means and techniques for improving the shooting technique in service biathlon when performing lead-up exercises in the shooting

type of the program

Viktoriia O. Sveshnikova

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia, miss-vika-94@bk.ru

Abstract. The article deals with the issue related to the currently existing methods of training shooters, the use of leading shooting exercises, means and techniques necessary for the qualitative preparation of athletes for the shooting type of the service biathlon program.

Keywords: firearms, service biathlon, blanked weapons, improvement of shooting technique, training process For citation: Sveshnikova V. O. The use of means and techniques for improving the shooting technique in service biathlon when performing lead-up exercises in the shooting type of the program // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(1):130-132. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2023-1-130-132.

В настоящее время существует масса методик, основанных на применении массогабаритных макетов оружия, предполагающих использование списанного охолощенного оружия в процессе обучения стрелков. Благодаря применению таких макетов перед обучающимися раскрывается широкий спектр возможных вариантов проведения тренировочных стрельб: использование охолощенного оружия позволяет отрабатывать стрельбу в холостую. Особенность данного вида подготовки состоит в том, что стрелок приводит холостое оружие в готовность к выстрелу путем взведения курка, а затем производит те же манипуляции, что и при выстреле боевым патроном. После срыва курка с боевого

взвода стрелок должен зрительно зафиксировать, в каком положении осталась мушка после выстрела.

Если мушка не изменила своего положения в целике, то это означает, что стрелок совершил правильный выстрел и данный навык необходимо закреплять многократным повторением выстрела вхолостую. В случаях отклонения мушки в целике становится очевидно, что обучающимся совершается какая-либо из ошибок: замедление движения пальца при обработке спуска либо повышенное усилие мышц кисти на работу пальца, осуществляющего обработку спуска. В данном случае необходимо выяснять, какую именно ошибку совершает стрелок и ее нейтрализовать.

© Свешникова В. О., 2023

130

PEDAGOGICAL SCIENCES

№ 1 / 2023 ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Немаловажным элементом отработки техники выполнения стрелковых упражнений является развитие и закрепление навыков быстрого извлечения оружия из кобуры и приведения его в готовность к производству первого выстрела. Данный навык можно отрабатывать и с использованием боевого оружия, однако чрезмерная работа механизмов пистолета вхолостую приводит к быстрому износу деталей и частым поломкам оружия. Учитывая данный факт, использование в тренировочном процессе списанного охолощенного оружия является логичным и обоснованным, помогает отрабатывать навыки безопасного обращения с огнестрельным оружием.

Однако в процессе обучения данным приемам отработка может происходить в условиях повышенной влажности и запыленности, что, в свою очередь, приводит к необходимости чистки и смазки оружия, а в случае с применением охолощенного оружия необходимость в этом отпадает, поскольку данное оружие не имеет возможности производства выстрела, а соответственно степень его загрязненности никаким образом не повлияет на характеристики данного предмета.

В качестве способов обучения выполнению стрелковых упражнений с использованием охолощенных макетов оружия можно рассмотреть тренировки с использованием системы «СКАТТ», представляющей собой компьютерный тренажер для отработки навыков прицельной стрельбы. Неотъемлемой частью данного тренажера выступает охолощенное оружие, в ствол которого вставляется специальное устройство, отображающее на мишени лазерный след, который считывается датчиками компьютера и на экран выводятся данные о результатах попадания.

Неоспоримыми плюсами данной системы является то, что на экране выводятся данные не только о результатах попадания, но и данные о поведении оружия в момент прицеливания, производства и после выстрела. Подобные данные необходимы спортсмену для анализа совершаемых им действий, что впоследствии позволит скорректировать отдельные ошибки и повысит результативность стрельбы. Данная методика обладает дешевизной, простотой и эффективностью. Применение охолощенного оружия позволяет в значительной мере снизить экономические затраты на материальное оснащение учебных подразделений, поскольку переделка из списанного оружия в учебное в разы дешевле, нежели изготовление данных изделий с нуля.

По мнению С.Н. Гусева [1, с. 58], наиболее высоких результатов в стрельбе достигают спортсмены, ввиду чего достаточно логичным является рассмотрение методик подготовки стрелка-спортсмена в целях выделения перспективных направлений совершенствования огневой подготовки.

Говоря об организации огневой подготовки в силовых подразделениях, следует отдельно отметить специфику выполняемых ими задач:

1. Силовая поддержка проводимых различными ведомствами оперативно-розыскных мероприятий.

2. Осуществление задержаний лиц, совершивших тяжкие преступления.

3. Участие сотрудников указанных подразделений в контртеррористических мероприятиях.

4. Обеспечение безопасности и правопорядка при проведении массовых мероприятий.

Представленный перечень являются далеко не полными, однако отражающим суть и общее назначение указанных подразделений. Становится очевидным, что для сотрудников указанных подразделений владения базовыми навыками владения оружием недостаточно для выполнения задач, которые перед ними ставятся.

Исходя из этого, возникает необходимость применения особых методик обучения стрельбе. Поскольку основное назначение подразделений специального назначения заключается в силовой поддержке проводимых другими ведомствами оперативно-розыскных мероприятий, то очевидно, что в данном случае сотрудник данного ведомства должен в совершенстве владеть табельным огнестрельным оружием.

В целях тренировки личного состава могут использоваться такие приемы, как:

1. Тренировка с использованием насадок для холостой стрельбы, которые позволяют отрабатывать различные вариации стрелковых упражнений. Также в рамках данных тренировок могут применяться страйкбольные и пейнтбольные образцы оружия, которые не имеют возможности нанести травму сотруднику. В рамках данных тренировок отрабатываются, в первую очередь, сложные тактические элементы, которые требуют не только владение огнестрельным оружием, но и умение перемещаться в боевых порядках с использованием огнестрельного оружия. Также в качестве тренировки могут использоваться различного рода пиротехнические изделия, которые либо имитируют взрыв, либо осуществляют задымление участка местности, что, в свою очередь, накладывает существенные ограничения на условия стрельбы.

2. Включение в программу стрелковой подготовки силового комплекса. Данный прием практикуется во многих специальных подразделениях мира. Стрельба после непродолжительной, но интенсивной физической нагрузки позволяет имитировать стрельбу под влиянием выброса адреналина, вырабатываемого в боевых условиях. В качестве непродолжительной и интенсивной физической нагрузки могут использоваться простейшие упражнения, такие как отжимания, приседания, выпрыгивания. В случае их выполнения в большом темпе способны можно увеличить число сердечных сокращений, а так же вызвать дополнительный тремор рук. Если стрелок сумеет справиться с данными негативными последствиями, то в боевых условиях он сможет показать стабильные результаты по кучности и точности стрельбы.

3. Использование в процессе тренировок средств индивидуальной бронезащиты аналогичной той, которая применяется в реальных операциях.

Данная методика позволяет сотрудникам привыкнуть к дискомфорту, который налагает бронежи-

СКИЕ НАУКИ 131

лет и тем самым снизить его влияние на результаты стрельбы.

Выработать общие методологические рекомендации для всех существующих в настоящее время подразделений не представляется возможным, поскольку каждое уникально в плане выполняемых задач, а также уникально по боевому опыту, полученному сотрудниками в различных специальных операциях. Освещенные базовые методики являются собирательной моделью тех тренировок и методик, которые проводятся со спортсменами различных категорий.

В настоящее время существует достаточно большое количество различных методик совершенствования техники стрельбы у сотрудников правоохранительных органов, однако эффективность отдельных методик все еще находится под сомнением. Так как в настоящее время не существует статистических данных по использованию той или иной методики в стрелковой подготовке спортсменов, не существует какой-либо единой универсальной для всех категорий стрелков методики подготовки. Все зависит от конкретной задачи, которая стоит перед ними. Зачастую задачи, которые ставятся перед подразделениями, сводятся к поражению противника на коротких дистанциях либо вовсе подавлением огнем. Исходя из этого необходимо разрабатывать методику подготовки под каждую конкретную задачу, которую предстоит решать стрелку в процессе выполнения упражнения. Некоторые аспекты, которые применяются тренерами для подготовки спортсменов можно и нужно интегрировать в систему огневой подготовки и стрельбу из боевого ручного стрелкового оружия.

Список источников

1. Гусев, С. Н. Применение спортивных методик при обучении огневой подготовке сотрудников ОВД / С. Н. Гусев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2020. № 12 (190). С. 57-60.

2. Домрачева, Е. Ю. Организация тренировочного процесса у спортсменов-стрелков из боевого оружия / [Е. Ю. Домрачева и др.] // Эпоха науки. 2020. № 22. С. 37-39.

References

1. Gusev, S. N. The use of sports techniques in the training of fire training of police officers / S. N. Gusev // Scientific notes of the P. F. Lesgaft University. 2020. № 12 (190). PP. 57-60.

2. Domracheva, E. Yu. Organization of the training process among athletes-shooters from combat weapons / [E. Yu. Domracheva et al.] // Epoch of Science. 2020. № 22. PP. 37-39.

Библиографический список

1. Рассказов, Ф. Д. Современные образовательные технологии : учебно-методическое пособие / Ф. Д. Рассказов, С. М. Косенок. Сургут : ИЦ СурГУ 2012. 78 с.

2. Сибирко, М .А. Методическое сопровождение использования интерактивных методов в огневой подготовке сотрудников ОВД по профессии «Полицейский» / [М. А. Сибирко и др.] // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики». СПб., 2019. С. 352-357.

3. Ветрова, Ю. В. Принцип индивидуализации в обучении стрельбе из стрелкового оружия / [Ю. В. Ветрова и др.] // Успехи современной науки и образования. 2016. Вып. 1. № 6. С. 123-125.

Bibliographic list

1. Narratives, F. D. Modern educational technologies: an educational and methodical manual / F. D. Narratives, S. M. Kosenok. Surgut : ITSURGU, 2012. 78 p.

2. Sibirko, M.A. Methodological support of the use of interactive methods in the fire training of police officers by profession «Policeman» / [M. A. Sibirko et al.] // Materials of the All-Russian scientific and practical conference «Ped-agogy and psychology in the activities of law enforcement officers: integration of theory and practice». SPb., 2019. PP. 352-357.

3. Vetrova, Yu. V The principle of individualization in small arms shooting training / [Yu. V. Vetrova et al.] // Successes of modern science and education. 2016. Issue 1. No. 6. PP. 123-125.

Дополнительная информация об авторе В. О. Свешникова - преподаватель кафедры огневой подготовки учебно-научного комплекса специальной подготовки Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, мастер спорта России по стрельбе из боевого оружия.

Additional information about the author V. O. Sveshnikova - А teacher of the Department of fire training of the educational and scientific complex of special training of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Master of Sports of Russia in shooting from combat weapons.

Статья поступила в редакцию 15.02.2023; одобрена после рецензирования 20.02.2023; принята к публикации 22.02.2023.

The article was submitted 15.02.2023; approved after reviewing 20.02.2023; accepted for publication 22.02.2023.

132

PEDAGOGICAL SCIENCES

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.