Научная статья на тему 'Использование современных технологий для достижения метапредметных образовательных результатов на уроке географии'

Использование современных технологий для достижения метапредметных образовательных результатов на уроке географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
322
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛЯТИВНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сибгатуллина Гульназ Юнусовна

«…Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» (концепция модернизации российского образования). Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса. Применяя современные педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии осваивать механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных технологий для достижения метапредметных образовательных результатов на уроке географии»

Список литературы

1. Постановление первого Президента Республики Узбекистан И.А. Каримова «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков». Ташкент. Национальное информационное агентство Узбекистана, 10 декабря 2012 г.

2. Постановление Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева. «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности Академии наук, организации, управления и финансирования научно-исследовательской деятельности», Ташкент. Национальное информационное агентство Узбекистана, 17.02.2017 г.

3. Adrian Doff. Teach English. Cambridge, 1996. 286 p.

4. Friederike Klippel. Keep Talking. Cambridge, 1996. 202 p.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ Сибгатуллина Г.Ю.

Сибгатуллина Гульназ Юнусовна - учитель географии, Общеобразовательная школа-интернат «Лицей им. Н.И. Лобачевского» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: «...Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны» (концепция модернизации российского образования). Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса. Применяя современные педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии - осваивать механизмы формирования личности, добиваясь более качественных результатов.

Ключевые слова: регулятивные, познавательные, коммуникативные метапредметные результаты, игровые технологии, проектно-исследовательская технология, здоровьесберегающие технологии, блочно-модульная технология, информационно-коммуникационные технологии.

Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика, объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально-адекватные ценности, как потребность в получении знаний; умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний; выбор наиболее рациональной последовательности выполнения учебной задачи; планирование и корректировка своей деятельности в соответствии с ее целями, задачами и условиями; владение различными способами самоконтроля (регулятивные метапредметные результаты); умение классифицировать, сравнивать, систематизировать, структурировать; владение навыками анализа и синтеза (познавательные метапредметные результаты); умение выступать перед аудиторией, вести дискуссию, диалог (коммуникативные метапредметные результаты) [3].

Как показывает практика, достижению вышеозначенных метапеременных результатов способствует использование современных педагогических технологий.

В моём понимании технология - символ упорядоченности, логичности, целенаправленности, ясности целей и средств - костяк, основа педагогических действий, направленных на всестороннее развитие личности ученика.

Применяя современные педагогические технологии на уроках, я убедилась, что процесс обучения географии можно рассматривать с новой точки зрения и осваивать механизмы

формирования личности, добиваясь более качественных результатов. А ведь без знаний о Земле личность не состоится. Это аксиома. География рождает мысли и чувства добрые, великие.

Инновационные технологии легко вписываются в учебный процесс классно-урочной системы. Позволяют достигать поставленных программой и стандартом образования целей по учебному предмету. Проявляют особое внимание к индивидуальности человека, его личности. Обеспечивают интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность. Ориентируются на развитие творческой деятельности.

На уроках географии можно использовать следующие инновационные технологии или их элементы, учитывая возрастные особенности детей.

А.С. Макаренко считал, что «... ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь - это игра». Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.

Реализация игровых технологий при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Например, игра «Свиток». Класс делится на несколько команд - групп учащихся, которые сидят друг за другом в одном ряду. Задание: написать на листе бумаги по одному признаку природной зоны (например, степь) и передать сидящему сзади. Когда ряд будет закончен, последний игрок команды поднимает руку. Оценивается правильность и скорость: зачитываются признаки, написанные командой, оказавшейся самой быстрой; остальные вычеркивают названные признаки из своих списков. Выясняется, кто вспомнил больше признаков и точнее их записал. Победителями считаются те команды, которые вычеркнули не все названные признаки и первыми закончили игру [4].

Задачу личностно-ориентированного обучения может решить учитель, который не только учит, но и понимает, как ребенок учится. Решение проблем развития у учащихся самостоятельности, творческого отношения к делу, привычки к обучению, мною стали возлагаться на проектно-исследовательскую технологию. На мой взгляд, именно она активизирует истинное учение учеников, так как позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результаты своего собственного труда. Проектная деятельность учащихся может занимать как весь урок по времени, так и часть урока. Например, при изучении темы: «Открытие и исследование Африки» предлагаю готовую проблему: «Представьте себе, что мы отправляемся в опасное путешествие «По следам Давида Ливингстона». И нам необходимо выбрать надежное оборудование». Задание распределяем по группам: 1 снабдить экспедицию необходимым продовольствием. 2 подобрать для экспедиции необходимое снаряжение. 3 подобрать современные средства связи. 4 обеспечить команду современными средствами передвижения. 5 обеспечить членов экспедиции обовью и одеждой. Учащимся предлагаются картинки, которые они и используют для решения задачи (проблемной ситуации).

На всех уроках используются здоровьесберегающие технологии, смысл которых заключается в том, чтобы исключить негативное воздействие на здоровье ученика, связанное с процессом учебно-воспитательной работы.

Важным способом поддержания общей учебной работоспособности организма учащихся является проведение на каждом уроке физкультминуток, связанных с усилением двигательной активности учащихся, с борьбой против гиподинамии, со снятием утомления с различных групп мышц и активизации познавательной способностей детей. Например, «Перекличка». Чтобы проверить знание географической номенклатуры, предложить учащимся задумать название на заданную тему. Учитель называет ответы, учащиеся встают, если прозвучало задуманное слово. Например, задумать по 1 городу - центру черной металлургии. Учитель называет: Новокузнецк, Магнитогорск, Череповец, Липецк и т.д., учащиеся встают за партами. Можно включить и заведомо неправильный ответ. Как среагируют на него учащиеся? Так можно проверить знание городов-миллионеров, города науки, отрасли специализации экономического района, месторождения полезных ископаемых.

Блочно-модульная технология ориентирована на различные виды самостоятельной работы учащегося, например, выполнение работы в контурных картах, написание творческой работы, выполнение задания. Эта технология учит ребенка самому искать информацию, изучать и получать знания в новом виде.

Владение ИКТ сегодня является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать

педагогические задачи с эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий. Поэтому часто в своей работе я использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий нужно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции, и уроки-презентации, разработанные в программе Power Point и Windows Move Maker. Безусловно, использование на уроках демонстрационных средств способствуют формированию у учащихся образных представлений, а на их основе - понятий.

Используемые мною инновационные методы, позволяют добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности школьников, помогают формировать универсальные учебные действия.

Таким образом, с всё более активным использованием новых педагогических технологий осуществляется переход информационной модели обучения к деятельностной и личностно-ориентированной моделям, от школы памяти к школе мышления и действия, которая позволит сформировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии.

Только достойное школьное географическое образование может воспитать настоящего гражданина Земли, хозяина, создателя, хранителя этого великого творения Вселенной.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа, 2003.

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.

3. Сибгатуллина Г.Ю. Опыт успешного освоения ФГОС. [Текст] / Г.Ю. Сибгатуллина // Образование и наука в современных условиях: материалы IV междунар. науч.-практ. Конф. (Чебоксары, 10 июля 2015г.) / редкол.: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. ISSN 2412-0537.

4. Сибгатуллина Г.Ю. Игровые приемы и ситуации при урочной форме занятий. [Текст] // Г.Ю. Сибгатуллина // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 декабря 2016 г.) / редкол: О.Н. Широков и др. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. 344 с. ISSN 978-5-9909215-3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.