Научная статья на тему 'Реализация метапредметного подхода через технологию сотрудничества в средней школе'

Реализация метапредметного подхода через технологию сотрудничества в средней школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
610
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метапредметные умения / системно-деятельностный подход / личностно-ориентированный подход / речевая готовность / технология сотрудничества / metasubject skills / system-activity approach / student-centered approach / voice readiness / technology cooperation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Ольга Алексеевна, Глумова Елена Петровна

В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования метапредметных уменийучащихся средней школы через технологию сотрудничества и взаимодействия. Процесс формирования речевойготовности учащихся основывается на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах ипостроен на обучении в сотрудничестве. В работе делается акцент на современные требования к уровнюязыковой подготовки учащихся в свете языковой стратегии российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Ольга Алексеевна, Глумова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IPLEMENTATION OF METASUBJECT APPROACH THROUGH COOPERATION TECHNIQUES WITH SCHOOL STUDENTS

The article deals with topical issues of forming metasubject skills of high school students through technology cooperation and collaboration. The process of formation of speech readiness of students is based on a system-activity-and personality-oriented approach and built on cooperative learning. The paper focuses on the modern requirements to the level of language proficiency of students in the light of the language strategy of the Russian education.

Текст научной работы на тему «Реализация метапредметного подхода через технологию сотрудничества в средней школе»

УДК 373.1:811

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО ПОДХОДА

ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ СОТРУДНИЧЕСТВА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

О.А. Миронова, Е.П. Глумова

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования метапредметных умений учащихся средней школы через технологию сотрудничества и взаимодействия. Процесс формирования речевой готовности учащихся основывается на системно-деятельностном и личностно-ориентированном подходах и построен на обучении в сотрудничестве. В работе делается акцент на современные требования к уровню языковой подготовки учащихся в свете языковой стратегии российского образования.

Ключевые слова: метапредметные умения, системно-деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, речевая готовность, технология сотрудничества.

IMPLEMENTATION OF METASUBJECT APPROACH THROUGH

COOPERATION TECHNIQUES WITH SCHOOL STUDENTS

O. Mironova, E. Glumova

Abstract. The article deals with topical issues of forming metasubject skills of high school students through technology cooperation and collaboration. The process of formation of speech readiness of students is based on a system-activity-and personality-oriented approach and built on cooperative learning. The paper focuses on the modern requirements to the level of language proficiency of students in the light of the language strategy of the Russian education.

Keywords: metasubject skills, system-activity approach, student-centered approach, voice readiness, technology cooperation.

Сегодня, как никогда, уделяется огромное внимание вопросам образования на всех ступенях обучения. Заявленная парадигма на обучение на протяжении всей жизни (Life Long Learning) отражена и в нормативных документах. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) образования включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход, который

обеспечивает: формирование готовности к

саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование

развивающей образовательной среды для обучающихся; активную учебно-

познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с

учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Ключевым

понятием для школы выступают метапредметные результаты: 1) умение

самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и

корректировать учебную, внеурочную и

внешкольную деятельность с учетом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебноисследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; 4) готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников [1].

Этим и определяются современные условия образовательной среды, которые можно отобразить следующей аббревиатурой «З-А-Р-Я», где: З - занятость человека, его

342

постоянная включённость в деятельность. А -активность (физическая и умственная) человека как основа и предпосылка решения различных социально-значимых задач. Р -разрядка (эмоциональная и физическая) как сохранение и восстановление энергетического потенциала жизнедеятельности человека. Я -строительство как формирование личности, самосознание, отношение человека к миру, к себе.

Цель обучения иностранному языку - это овладение коммуникативной компетенцией, которая представляет собой способность осуществлять речевую деятельность с помощью средств изучаемого языка в рамках той или иной речевой ситуации. Обучение иностранному языку - это не только формирование у учащегося системы языка в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью, но также и обучение практическому овладению иностранным языком. Такого результата можно добиться с помощью современных методов, приемов и технологий обучения. Из всех подходов и методов нужно отбирать и прорабатывать такие, которые могли бы предоставить возможность практики говорения каждому учащемуся на уроке не менее 15-20 минут, выражения индивидуальности учащихся, возможность творческой работы. Также нужно реализовать личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам, который является наиболее актуальным на сегодняшний день.

В государственной программе "Развитие образования на 2013-2020 годы" отмечается, что «системным приоритетом является повышение качества результатов образования» [2]. Так, федеральные государственные образовательные стандарты в области иностранных языков дают четкие ориентиры: как учить и чему учить.

Следующим основополагающим

принципом обучения выступает личностноориентированный подход - это ориентация при планировании и осуществлении педагогического процесса на целостную личность человека, развитие ее эмоциональных, эстетических и творческих задатков, а также интеллекта, воспитание моральных качеств (авторское высказывание). Остальные компоненты педагогического процесса в рамках личностноориентированного подхода, такие как: цели образования, субъекты педагогического процесса (учитель и ученики), содержание образования, методы и формы

педагогического процесса и материальная база, рассматриваются как единое целое.

Такое обучение ориентировано на личностные характеристики темперамента, предшествующего опыта, уровня

интеллектуального, нравственного и физического развития, особенностей психики.

Сегодня необходимо искать разумные решения, которые позволяли бы решать проблему реализации учебного процесса в рамках личностно - ориентированного обучения максимально продуктивно. Именно технологии обучения в сотрудничестве идеально подходят для классно-урочной системы, не затрагивая содержание образования, а также позволяют наиболее эффективно достичь высоких результатов и раскрыть возможности каждого ученика. Обучение в рамках личностноориентированного подхода помогает учащимся реализовать себя индивидуально, а технология обучения в сотрудничестве реализует достижение высоких результатов у учащихся в процессе обучения. Таким образом, данные технологии обеспечивают необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя возможность осмыслить новый языковой материал, а также получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений.

Понятие «сотрудничество»

рассматривалось и рассматривается педагогами-новаторами как в России, так и за рубежом.

Будучи бурно развивающейся, педагогика сотрудничества еще не имеет конкретной модели и нормативно-исполнительского инструментария. Ее концепции используются почти во всех современных педагогических технологиях. Таким образом, педагогика сотрудничества должна рассматриваться как своего рода «проникающая» [8, с. 37].

Обучение в сотрудничестве или cooperative learning - это организация учебного процесса с использованием малых групп обучающихся. Все члены группы взаимосвязаны и взаимозависимы, но также осуществляют самостоятельную деятельность по овладению учебного материала и решению совместных задач. В процессе обмена полученной информации между

обучающимися, то есть совместного исследования, образуется общество, которое владеет определенными знаниями, и которое

343

имеет потребность получать новые знания, продуцируя их [9,с. 19].

Основная идея методики сотрудничества заключается в создании определенных условий для процесса коллективной учебной деятельности обучающихся в различных учебных ситуациях. Важно помнить, что все учащиеся разные: у кого-то процесс получения и осознания информации протекает очень легко и быстро. Такие дети почти сразу овладевают лексическим и грамматическим материалом, а также видами речевой деятельности. Обучение в малых группах имеет ряд преимуществ перед стандартными формами работы, а именно:

1) При работе в группах возникает благоприятная, доверительная атмосфера. Исчезает страх допущения ошибки перед сверстниками, ученики становятся более уверенными в себе;

2) Взаимодействие между учащимися способствует повышению уровня мотивации к обучению, появлению желания учиться. Обучение в группах является хорошим способом адаптации в обществе для эмоционально подавленных детей [9, с. 8];

3) Групповая форма обучения позволяет

преподавателю исполнять не только роль источника информации, но и роль педагога-организатора. Учащиеся, в свою очередь, играют роль участника диалога. Таким образом, проявляется личностно-

ориентированный подход в процессе обучения [7, с. 5];

4) Работа в группах предполагает не

только взаимодействие с учителем или другими учащимися, но и самостоятельное изучение материала, а также

совершенствование приобретенных навыков и умений;

5) Групповая работа вовлекает в учебный процесс всех учащихся;

По сравнению со стандартными формами работы на уроке, при обучении в малых группах у учеников быстрее развиваются кратковременная и долговременная память, мышление, контекстуальная и смысловая догадка, а также умения говорения, письма, аудирования и чтения.

6) По сравнению с индивидуальной формой работы на уроке обучение в малых группах способствует развитию способности к сотрудничеству, умения пойти на риск, полемики;

7) Правильное распределение

обязанностей в группе способствует сплочению ученического коллектива.

Воспитываются такие психологические черты, как толерантность, уважение к партнеру [5, с. 23, 24].

Л.С. Нигай отмечает, что самым главным принципом является принцип мотивации. Ученик должен сам захотеть приобретать новые знания и умения [3, с. 138].

Технология обучения в сотрудничестве предполагает различные варианты

организации работы на уроке. Рассмотрим их более подробно.

1. Student Team Learning (STL, обучение в команде).

Данный вариант работы направлен на успешное осуществление "групповых целей" (team goals) и выполнение задания для всей группы (team success), достижение которых зависит от постоянного взаимодействия при работе над поставленной учителем проблемой каждого участника команды с другими участниками этой же команды. Таким образом, цель каждого ученика состоит в том, чтобы каждый член группы усвоил учебный материал, обрел нужные навыки. При этом вся группа должна знать, чему обучился каждый. Каждый участник команды должен интересоваться учебными достижениями своих коллег, так как для достижения поставленной цели очень ценен вклад каждого.

2. Совместное обучение в командах (Student Teams Achievement Divisions);

Является индивидуально-групповой

работой. Ученики делятся на группы по четыре человека. После того как учитель объяснил новый материал, для каждого обучаемого осуществляется работа по формированию ориентировочной основы действий, а именно ученики делятся на группы и обсуждают только что полученную информацию. Упражнения на проверку правильности усвоения материала могут быть выполнены по частям или по принципу «вертушки», в этом случае каждое последующее задание выполняется

следующим учеником. Группа контролирует, насколько правильно выполняется каждое упражнение. После того как все команды выполнили свои задания, учителем организуется обсуждение порядка работы на уроке. Далее ученики индивидуально выполняют тест на проверку понимания усвоенного материала, при этом для сильных и слабых учащихся сложность и объем задания распределяются по-разному. Оценка за тестовую работу выставляется каждому обучаемому персонально, затем все оценки

344

суммируются по группам, и выставляется общая.

3. Индивидуализация обучения в командах (Team Assisted Individualization).

Учащиеся выполняют тест, по результатам которого получают персональное задание и продолжают работу по выполнению задания самостоятельно, но при этом находясь в команде. Таким образом, все члены команды могут помогать друг другу, а выполнение задания каждого участника помечается в специальном журнале. После того как все учащиеся завершили работу по изучению новой темы, проводится тест, который выполняется индивидуально. В каждой группе учитель выбирает эксперта, который оценивает правильность выполнения теста.

Каждую неделю учитель отслеживает количество пройденных тем, количество выполненных заданий, а также успешность их выполнения, отмечает успехи каждой группы.

Литература:

1. Федеральный государственный

образовательный стандарт (ФГОС) среднего (полного) образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/db/mo/Data /d_12/m413.html

2. Государственная программа «Развитие

образования на 2013-2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:http: //

минобрнауки.рф/документы/2474/файл 901

3. Нигай Л.С. Использование современных педагогических технологий как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. - Уфа, 2013. - С. 138-141.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -270с.

5. Павлова Е.А. Особенности организации групповой формы работы на уроке иностранного языка / Иностранные языки в школе. - 2011. - № 9. - С. 2326.

6. Пассов Е.И. Хорошая задача - большая удача // Коммуникативная методика. - 2002. - № 4. - С. 5-8.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

8. Щемелева И.Ю. Применение инновационных методов обучения иностранным языкам в школе / И.Ю. Щемелева, Ю.С. Васильева, А.О. Наследова, И.В. Нужа. - Орск: Издательство ОГТИ, 2009. - 118 с.

9. The Common European Framework in its political and educational context // URL:http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framewor k_EN.pdf

Этот способ организации обучения экономит много учебного времени на уроке и особенно хорош при работе над домашним чтением, потому что основную часть работы учащиеся выполняют дома, а урочное время отводится на обсуждение вопросов по тексту. Таким образом, учитель может уделить достаточно времени каждому ученику, которому необходима помощь [4, с. 20].

Таким образом, вышеперечисленные стратегии обучения обеспечивают результаты освоения основной образовательной программы в школе. Это означает, что метапредметные умения, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,

коммуникативные), будут сформированы в наиболее эффективных условиях

образовательной среды.

References:

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart (FGOS) srednego (polnogo) obrazovanija. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.html

2. Gosudarstvennaja programma «Razvitie

obrazovanija na 2013-2020 gody». [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http:http: //

minobrnauki.rf/dokumenty/2474/fajl 901

3. Nigaj L.S. Ispol'zovanie sovremennyh pedagogicheskih tehnologij kak odno iz uslovij povyshenija kachestva obrazovatel'nogo processa na urokah inostrannogo jazyka // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki: materialy III mezhdunar. much. konf. - Ufa, 2013. - S. 138-141.

4. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija / Pod red. Polat E.S. -M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2005. - 270s.

5. Pavlova E.A. Osobennosti organizacii gruppovoj formy raboty na uroke inostrannogo jazyka / Inostrannye jazyki v shkole. - 2011. - № 9. - S. 23-26.

6. Passov E.I. Horoshaja zadacha - bol'shaja udacha // Kommunikativnaja metodika. - 2002. - № 4. - S. 5-8.

7. Selevko G.K. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii. - M.: Narodnoe obrazovanie, 1998. - 256 s.

8. Shhemeleva I.Ju. Primenenie innovacionnyh metodov obuchenija inostrannym jazykam v shkole / I.Ju. Shhemeleva, Ju.S. Vasil'eva, A.O. Nasledova, I.V. Nuzha. - Orsk: Izdatel'stvo OGTI, 2009. - 118 s.

9. The Common European Framework in its political and educational context // URL:http://www.coe.int/t/dg4/linguistic/Source/Framewor k_EN.pdf

Сведения об авторах:

345

Миронова Ольга Алексеевна (г. Нижний Новгород, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики и методики преподавания иностранных языков ФБГОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, е-mail: mironovaolga836@gmail. com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глумова Елена Петровна (г. Нижний Новгород, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики и методики преподавания иностранных языков ФБГОУ ВПО "Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова, е-mail: el.glumova2010@yandex.ru

Data about the authors:

O. Mironova (Nizhny Novgorod, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Department of Lingvodidactics and Methodology of Foreign Languages of Nizhny Novgorod Linguistics University after N.A. Dobrolyubov, е-mail: mironovaolga836@gmail.com

E. Glumova (Nizhny Novgorod, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at Department of Lingvodidactics and Methodology of Foreign Languages of Nizhny Novgorod Linguistics University after N.A. Dobrolyubov, е-mail: el.glumova2010@yandex.ru

346

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.