Научная статья на тему 'Использование современных образовательных технологий в начальной школе'

Использование современных образовательных технологий в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2037
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Е.Г.

Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Использование современных образовательных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень и интерес к учебе. Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда. Которая позволяет осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Использование современных образовательных технологий в начальной школе становится актуальной задачей школьного преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование современных образовательных технологий в начальной школе»

Современные педагогические технологии

65

Таким образом, к социальным предпосылкам появления и активного применения в образовательной практике новых образовательных технологий отнесены следующие:

- усложнение социального заказа образовательным учреждениям -подготовка не просто самостоятельно мыслящих граждан, высококвалифицированных специалистов, компетентных в сфере будущей профессиональной деятельности, но и высоконравственных, духовно развитых и готовых к инновациям, совместной деятельности, общению и сотрудничеству, работе в нестабильных и быстро меняющихся условиях с проявлением инициативы и творчества;

- утверждение гуманистического приоритета в образовательных целях - личностного и профессионального развития личности будущего гражданина и специалиста в ходе реализации и усвоения государственного образовательного стандарта.

Список литературы:

1. Гребнев Л.С. Образование и будущее России в многоконфессиональном мире // Федеральный справочник «Образование в России». - М., 2003. -С. 217-220.

2. Пломп Т., Бруммельхус А. Пелгрум В.Ж. Новые подходы к преподаванию, обучению и использованию информационно-коммуникативных технологий в области образования // Перспективы. - 1998. - № 3. - С. 91-108.

3. Урсул А.Д. Становление информационного общества и модель опережающего образования // Научно-техническая информация. - 1997. - № 2. -С. 1-11.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Лукьянова Е.Г.*

Средняя общеобразовательная школа № 10, г. Горячий Ключ

Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Использование современных образовательных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень и интерес к учебе. Основой образовательной системы является инфор-

Учитель начальных классов.

66

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

мационно-образовательная среда. Которая позволяет осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Использование современных образовательных технологий в начальной школе становится актуальной задачей школьного преподавания.

В современных условиях без новых информационных технологий уже невозможно представить школу. И сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и образовательных технологий во всех областях деятельности школы.

Основой образовательной системы является информационно-образовательная среда (ИОС). Именно она позволяет осуществить движение к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Интерактивное взаимодействие «человек - компьютер» становится основой современного образовательного процесса. Под информационно-образовательной средой мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих обучение.

Все имеющиеся ресурсы единой информационно-образовательной среды должны быть направлены на формирование и развитие информационной культуры личности.

В современной психологии отмечается значительное положительное влияние использования цифровых ресурсов в обучении на развитие у учащихся творческого, теоретического мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Все это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания. На школьном уроке целью презентации может быть: актуализация знаний; сопровождение объяснения учителем нового материала; первичное закрепление знаний; обобщение и систематизация знаний. Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Например, как небольшой видеоряд, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. На некоторых слайдах могут быть помещены подсказки к ответам, но не сами ответы, т.к. теряется эффект значимости ответов самих учащихся, их непредсказуемость.

При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. Последовательность показа и логика построения зависят от содержания изучаемого материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя. Если презентация задумана на всех этапах урока, то части ее лучше отделить различными

Современные педагогические технологии

67

фонами, вместе с тем стиль оформления должен восприниматься как единое целое. Здесь очень важно не перегрузить урок слишком большим числом слайдов, не превратить его в монотонный и однообразный.

Основная цель обучения в начальной школе научить каждого ребёнка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромную информацию. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий.

Основные цели использования ЦОР в начальной школе: создать условия для более глубокого, качественного продуктивного усвоения учащимися основных вопросов курса начальной школы, развития интеллектуальной и познавательной деятельности; обеспечить развитие учебно-практической деятельности учащихся направленной на формирование соответствующих умений: формировать логическое мышление, память, умение подчинять внимание выполнению заданий. Развивать способность к обобщению, умению слушать, рассуждать, мыслить, находить ответы, используя имеющиеся знания. Провожу уроки в кабинете с использованием одного компьютера в классе на рабочем месте учителя, подключенном к мультимедийному проектору.

В этой модели компьютер является, прежде всего, современной многофункциональной школьной доской. Он позволяет поднять уровень наглядности в учебном процессе. Компьютер с проектором позволяет осуществить демонстрации с обратной связью, когда учитель или ученик могут участвовать в происходящем на экране процессе с помощью управления процессом посредством компьютера. В компьютер заложена большая часть упражнений по математике, по русскому языку, по окружающему миру и это дает возможность в повышении эффективности работы учителя и учащегося. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения дифференцированным и индивидуальным.

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим. Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые

68

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

условия. И одно из этих условий - личностно-ориентированный подход к ребёнку с опорой на его жизненный опыт, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования.

Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока - введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал. Для проверки усвоенных знаний в ходе самостоятельной групповой и индивидуальной работы на этапе контроля можно использовать различные формы проверки. Это может быть и тест, и небольшая проверочная работа, и карточка с заданиями. На уроке окружающего мира по теме «Глобус» во втором классе учащиеся знакомились с новым материалом в ходе работы по технологии индивидуально-бригадного обучения. По мере самостоятельного знакомства с текстом и работы по карте-инструкции, ребята собирались в группы, где проверяли с помощью друг друга, как был понят материал урока, и выполняли задания в группе. А вот проверка усвоенных знаний проводилась с помощью кроссворда.

Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует большого количества времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели - повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового по-

Современные педагогические технологии

69

коления. В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые позволяют повысить качество обучения.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся, осуществляя переход от отдельных частных методик к современным педагогическим технологиям.

Внедрению современных информационных технологий препятствует педагогический консерватизм и иные причины:

1. отсутствие конкретизированного для педагога технологического описания;

2. недостаточность дидактического сопровождения и его преемственность;

3. отсутствие качественной подготовки педагога по внедрению выбранной технологии в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.

Внедрение современных информационных технологий становиться своего рода модой что, с одной стороны, является позитивным свидетельством стремления к инновациям, а с другой стороны - тревожным фактом: не зная отчетливо, какой инструмент используется, невозможно получить желаемый результат.

В настоящий момент в массовой практике выбор современных информационных технологий происходит чаще всего из-за простого стремления ко всему новому, а критериями являются следующие условия их реализации:

1. педагог, прошедший курс обучения данной технологии;

2. в технологии разработан комплект методических пособий для всех ступеней образования;

3. подготовлено большое количество учебных пособий (учебники, рабочие тетради, задачники и т.д.);

4. в данной технологии представлены учебники для большинства предметов.

Для правильного выбора и применения технологии необходимо иметь представление о современных педагогических технологиях, их классификации.

Во внеурочной деятельности в начальной школе применение ИКТ просто необходимо. Используя презентации, учитель может провести беседы, занятия по ПДД и ОБЖ, внеклассные мероприятия, соревнования, классные часы, что позволяет красочно и наглядно представить любой материал. Итогом всех мероприятий служат создание мультимедийных альбомов с фотографиями, видеороликов и т.д. Без использования ИКТ уже сложно представить выступления на педагогических советах, родительских собраниях, ко-

70

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

гда наглядно можно преподнести материал, сопроводив его диаграммами, схемами, таблицами.

Я уверена, что использование компьютерных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, вызвав более высокий уровень интерес к учебе.

Список литературы:

1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс // Начальная школа. - 2008. - № 1.

2. Сеть творческих учителей / ИКТ в начальной школе // Библиотека журнала «Вестник образования». - 2003. - № 4. - Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.

3. Педагогические Интернет-ресурсы.

4. Программа «Перспективная начальная школа». - М.: Академкнига; Учебник, 2011.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

© Мамбетахаева Н.К.*

Открытая (сменная) общеобразовательная школа № 6, г. Астрахань

В статье рассматриваются психолого-педагогические и дидактические условия формирования творческой активности обучающихся.

Ключевые слова активность, саморегуляция, моделирование.

Творческая активность являясь интегративным феноменом свойства личности, связана со всеми сторонами формирующейся личности учащегося: потребностями, интересами склонностями, способностями, волевыми актами, эмоциями. Системообразующим элементом творческой активности является «развивающееся ядро субъектной активности» (В.Э. Чудновский), а движущей силой - рефлексия и саморегуляция.

Таким образом, при анализе существующих моделей, педагогических систем и технологий обучения и их соответствия условиям развития творческой активности мы исходили из следующих критериев:

- Построение учебно-воспитательного процесса в любой модели, системе или технологии должно носить развивающий характер, стимулировать высокую мотивацию к обучению.

Учитель истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.