Научная статья на тему 'Некоторые аспекты применения компьютерных технологий в начальной школе'

Некоторые аспекты применения компьютерных технологий в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
682
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева М.А., Гебекова А.Н.

В статье раскрыты аспекты применения информационных технологий, на базе компьютера, при обучении математике в начальной школе. Выделены особенности и дидактические возможности современных компьютерных технологий в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты применения компьютерных технологий в начальной школе»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

© Исаева М.А.* *, Гебекова А.Н.*

Чеченский государственный педагогический институт, г. Грозный Дагестанский институт повышения квалификации педагогических кадров,

г. Махачкала

В статье раскрыты аспекты применения информационных технологий, на базе компьютера, при обучении математике в начальной школе. Выделены особенности и дидактические возможности современных компьютерных технологий в учебном процессе.

Ключевые слова компьютерные технологии, информатизация образования, начальная школа.

Глобальная информатизация общества открыла широкие перспективы для внедрения компьютерных технологий в образование. Современные исследователи связывают информатизацию образовательного процесса с включением в образовательный процесс компьютерных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития школьников, а также средства обеспечения профессиональной деятельности учителя.

Рациональное использование компьютерных технологий как технических средств обучения является в настоящее время важнейшей задачей дидактики и методики обучения. Весьма острой является проблема разумного выбора средств обучения, базирующихся на информационных технологиях. Информационные технологии лаконично вписываются в деятельностную теорию учения. Сущность деятельностного подхода заключается в определении основных элементов процесса усвоения, в вычленении его структуры и в организации на этой основе максимально эффективной деятельности учителя и учащегося [1].

Необходимость компьютеризации начальной школы, в качестве самостоятельной научной и практической проблемы, обусловлена особенностями организации процесса обучения в начальной школе, необходимостью учета возрастных и психолого-педагогических отличий младших школьников. Сегодня, в век компьютеризации, учителя должны подготовить информационно-грамотную и самостоятельную личность. И если в школе будут созданы условия, то заметно повысится эффективность познавательной деятельности учащихся [2].

* Доцент кафедры Г еометрии и методики преподавания математики Чеченского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук.

* Доцент кафедры Дошкольного и начального образования Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров, кандидат педагогических наук.

Современные педагогические технологии

31

Используя компьютерные технологии на уроке, можно решить не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять компьютерные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, например по математике.

Образовательная информация, получаемая с помощью компьютера, является дополнением к учебной информации, поступающей через учителя или через изучение учебных пособий. Основными функциями учителя при работе с использованием на уроке компьютерных технологий являются:

1. Организация учебного процесса на уровне класса и предмета в целом.

2. Организация внутриклассной активизации, инструктаж, управление.

3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.

4. Подготовка различных видов учебного демонстрационного материала, учебно-наглядных пособий, связанных с предметным содержанием урока [2].

Применение информационных технологий в учебном процессе способствует:

- повышению качества обучения;

- выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда;

- радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления;

- эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности;

- развитию самостоятельности учащихся;

- развитию сложившейся методологии образования за счет явных преимуществ новых информационных технологий, а именно:

а) возможности наглядного и динамичного представления информации с использованием изображений и звука (текстовая, графическая, аудио- и видеоинформация, анимация);

б) применения удаленного доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим привлечение научной и культурной информации.

- непрерывности и преемственности компьютерного образования на всех уровнях обучения от дошкольного до послевузовского, непрерывность может быть обеспечена компьютерной поддержкой всех школьных дисциплин;

- индивидуализация процесса обучения;

- осовремениванию урока [3].

Достоинствами компьютерной поддержки являются: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств, а также побуждающий ас-

32

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

пект активизации деятельности учащихся. Компьютер на уроках выполняет различные функции: источника учебной информации, наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.

Вместе с тем уроки с использованием компьютера следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.

Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

Активизируя различные аспекты использования современных компьютерных технологий в школе, в том числе и начальной, можно выделить следующие:

Первый аспект - компьютер как объект изучения.

Второй аспект - компьютер как средство обучения, т.е. своеобразный «учитель». В таком качестве компьютер используется при изучении различных учебных дисциплин (тренажера, тесты, электронные учебники, мультимедийные энциклопедии и т.п.).

Третий - компьютер как инструмент, позволяющий моделировать учебную задачу, исследовать ту или иную предметную область и сделать тем самым обучение процессом более творческим [4].

Обучающие компьютерные программы реализуют одно из наиболее перспективных применений новых компьютерных технологий в преподавании и изучении любого предмета. Они позволяют иллюстрировать важнейшие понятия курса на уровне, обеспечивающем качественные преимущества по сравнению с традиционными методами изучения. В их основе заложено существенное повышение наглядности, активизации познавательной деятельности ученика, сочетания механизмов вербально-логического и образного мышления. Традиционные требования к учебным знаниям (запомнить, уметь воспроизвести) постепенно трансформируются в требования к базовым информационным умениям типа поиска знаний (уметь найти и применить при решении определенного класса задач) [5].

Современные компьютерные технологии предоставляют богатейшие возможности для иллюстрирования важнейших понятий на уроке. В отличие от обычных технических средств обучения компьютерные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся.

Современные педагогические технологии

33

Наглядность материала повышает степень его усвоения учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

Использование мультимедийных презентаций (набор слайдов - иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке) целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом и этапе урока. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Подобные уроки помогут решить следующие дидактические задачи:

- освоить базовые знания по предмету;

- систематизировать усвоенные знания;

- сформировать навыки самоконтроля;

- сформировать мотивацию к учению [6].

Компьютеризация процесса обучения сталкивается с рядом трудностей, которые, с одной стороны, связаны с неиспользованными возможностями компьютерной технологии, а с другой - несоответствием традиционных учебных курсов возможностям компьютера [7].

Для достижения положительных результатов использования компьютера в обучении недостаточно просто внедрить их в учебный процесс путем локального применения компьютера к любой традиционной программе. Целесообразно разработать новые предметные программы, которые предусматривали бы использование компьютерных технологий на протяжении всего процесса обучения. Программа, в свою очередь, определит методы преподавания, характер методических пособий, а также условия осуществления учебного процесса.

При создании программных продуктов необходимо проанализировать конкретный материал школьного курса математики и выявить тот материал, где использование компьютерной технологии будет наиболее целесообразно. Содержание и конструкция учебных предметов должны способствовать формированию у учащихся логического, теоретического и практического мышления, что реализуется в процессе выполнения ими учебной деятельности. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

В настоящее время наблюдается введение комбинаторных задач в процесс обучения математике младших школьников. Успешность их решения зависит от определения дидактических условий по организации этого процесса. Использование компьютера в школьном образовании позволит улучшить процесс обучения решению комбинаторных задач младших школьников, сделать его более наглядным и эффективным.

34

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

В настоящее время на уроках используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы.

Использование обучающих программ имеет ряд преимуществ перед традиционными дидактическими средствами:

1. На этапе сообщения новых знаний с помощью компьютерных программ восприятие и усвоение активизируется вследствие широкого применения наглядности, причем наглядность на экране может быть представлена не только статическая, но и динамическая.

2. Диалоговое построение программ при компьютерном обучении позволяет устранить дефицит обратной связи, когда учитель не может одновременно контролировать деятельность всех учащихся. При работе с программой осуществляется контроль за каждым шагом учащегося, так как машина показывает результат и корректирует дальнейшую работу.

3. Применение компьютера способствует интенсификации процесса обучения, дает возможность регулировать задания по степени трудности, то есть адаптировать программу к возможностям каждого ученика, учесть его индивидуальные особенности, усилить мотивацию учения, устранить боязнь неудачи.

Чтобы использовать электронные материалы на уроке математики, учителю необходимо определить, где будет применен этот материал и с какой целью, продумать четкость в переходах от одного вида работы к другому, что повышает интенсивность урока.

Компьютер может использоваться на всех этапах обучения:

- при объяснении нового материала;

- при закреплении;

- при повторении;

- при контроле знаний, умений и навыков.

Целесообразно использовать программные средства по изучению комбинаторики в начальной школе, включающие в себя знакомство с основными понятиями методики обучения решению комбинаторных задач в начальной школе, объяснение способов решения комбинаторных задач и первичное закрепление, контроль сформированности умения применять различные способы решения. Подобные программы можно использовать на различных этапах урока.

Обучение решению комбинаторных задач следует проводится в три этапа:

1. подготовительный этап, цель которого формирование мыслительных операций в процессе решения комбинаторных задач с помощью хаотического перебора;

2. основной этап, цель - ознакомление учащихся с методом организованного перебора;

Современные педагогические технологии

35

3. этап отработки умений выполнять организованный перебор, цель -отработать у учащихся умения решать комбинаторные задачи.

Таким образом, компьютерные технологии можно эффективно использовать для обучения решению комбинаторных задач.

Список литературы:

1. Ахмедова Т.И., Жильцова О.А., Ковалевская Н.Б., Кривцова А.В. Опыт внедрения методов компьютерной поддержки учебного процесса в школах. - 2002. - № 4. - С. 74.

2. Волкова Р.А. Преподавание информационных технологий в начальной школе / Р.А. Волкова. - М.: Просвещение, 2001. - 92 с.

3. Давыдов В.В. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения / В.В. Давыдов // Инфо. -1989. - № 3. - С. 3-16.

4. Вильямс Р. Компьютеры в школе / Р. Вильямс; пер. с англ. В.В. Рубцова. - М.: Прогресс, 1988. - 333 с.

5. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986. - 80 с.

6. Угринович Н.Д. Вопросы компьютеризации учебного процесса / Н.Д. Угринович. - М.: Просвещение, 1987. - 127 с.

7. Раткевич Е.Ю. Проблемы компьютеризации процесса образования. -2001. - № 1. - С. 13.

ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И УРОВНЯ СУБЪЕКТИВНОГО КОНТРОЛЯ

© Лагунская Е.В.* *, Фазлутдинова Т.Е.*, Куракина В.Н.*

Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург

В данной статье выдвинута гипотеза, что студенты с внутренней локализацией контроля более успешны в обучении, чем студенты с внешней локализацией. Для подтверждения данной гипотезы среди студентов 2 курса было проведено изучение преобладающей локализации контроля. Сравнив полученные данные с результатами балльно-рейтинговой оценки их успеваемости, сделали вывод о взаимосвязи локализации контроля и успеваемости студентов.

Ключевые слова: локус контроля, мотивация, успешность, интернал, экстернал.

* Преподаватель кафедры «Техносферная и информационная безопасность».

* Преподаватель кафедры «Техносферная и информационная безопасность».

* Старший преподаватель кафедры «Техносферная и информационная безопасность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.