ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦСЕТИ УК В ОБУЧЕНИИ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
Панина Елена Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: epanina@list.ru
Югова Наталья Александровна
студентка 748 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: yugova-n@mail.ru
SOCIAL NETWORK VK AS A TOOL FOR SPOKEN FOREIGN LANGUAGE TEACHING OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS
Elena Panina, Ph.D.
Associate Professor Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: epanina@list.ru
Natalia Yugova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 748 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: yugova-n@mail.ru
Аннотация: в статье рассматривается социальная сеть как инструмент обучения иностранному языку, представлены дидактические возможности социальных сетей, а также их положительные качества, влияющие на развитие ребенка. Статья отвечает на вопросы, в каком возрасте можно начинать обучение в соцсетях и почему, на что именно нужно сделать акцент при обучении иностранному языку с помощью соцсетей. В статье приведены некоторые примеры использования соцсетей на уроке ИЯ.
Ключевые слова: социальные сети, устная иноязычная речь, подростки, ИКТ, дидактика, методика обучения иностранным языкам.
Abstract: the article presents researchon social networks as a tool for foreign language teaching, on didactic opportunities of them and advantages of their using that affect child development. This article answers questions when students can study in social networks and why, what is the main thing in this teaching. The article also focuses on the examples of using social networks in foreign language teaching.
Key words: social networks, spoken foreign language, teenagers, ICT, didactic, language training method.
Широкое распространение Интернета привело к появлению соцсетей. Социальные сети - это такие многопользовательские сайты в сети Интернет, которые созданы для построения и организации социальных отношений, а наполнение контентом которых происходит за счет самих пользователей сетей.
© Панина Е.Ю., Югова Н.А., 2018
Согласно статистике 2014 года, количество пользователей по всему миру в самой популярной соцсети Facebook составило 1 миллиард 366 миллионов. В декабре 2016 года «Левада-центр» проводил всероссийский опрос, в результате которого выяснилось, что 60% россиян пользуются соцсетями. Самая популярная сеть среди респондентов - Вконтакте, ее доля составила 40% опрошенных. Меньшее количество голосов отдали Одноклассникам (34%), Facebook (9%), Мой Мир (7%), Twitter (5%), Мой круг (3%), ЖЖ (3%). Вариант «другое» выбрали 2% опрошенных, а 1% затруднились с ответом. Каждая соцсеть имеет определенную целевую аудиторию. Самая популярная сеть среди молодежи - Вконтакте. Ее используют 80% молодежи (среди них, в том числе школьники и студенты).
Социальные сети открывают все больше и больше возможностей их использования. Если раньше они были только площадкой для общения, то сейчас они являются главным инструментом саморазвития, самообразования, а также ведения и продвижения бизнеса. Тенденция активного использования соцсетей заставляет задать вопрос о том, возможно ли использовать эти ресурсы в качестве инструмента обучения? Ответ - да. Несмотря на то, что потенциал соцсетей недооценивается многими педагогами, социальные сети действительно могут стать решением ряда образовательных задач. Социальные сети - это площадки, которые позволяют давать детям интерактивные задания на закрепление учебного материала. При этом постоянно идет взаимодействие учащихся с учителями, а это обеспечивает непрерывность образовательного процесса. Социальные сети дают возможность оперативно делиться важной информацией, а также делать напоминания.
Учащиеся вовлечены в соцсети больше, чем в какие-либо другие Интернет-ресурсы. Это значит, что через использование соцсетей в обучении можно повлиять на повышение интереса учащихся к предмету. Не менее важно то, что при обучении в социальных сетях учащиеся не только осваивают школьные предметы, но и формируют важные в 21 веке метапредметные действия. Использование соцсетей в обучении - актуально. Современные дети - «цифровые аборигены». Этот термин обозначает тех людей, которые выросли в среде информационно-коммуникационных технологий. Они, в свою очередь, повлияли на восприятие детьми мира. Дети окружены различными гаджетами и уже в два года прекрасно умеют обращаться с ними. Как показывают результаты исследования международного медиа-бренда PSYCHOLOGIES в 2015 году, «почти 80% школьников используют интернет 3 часа в сутки. Каждый шестой проводит там около 8 часов в сутки. Сегодня дети воспринимают интернет не как набор технологий, а как среду обитания. Это уже не отдельная виртуальная реальность, а часть их жизни» [3]. Отсюда делаем вывод о том, что обучение в соцсетях - это обучение в той среде, где учащиеся точно будут чувствовать себя комфортно. Это влияет на мотивационный аспект: у детей повышается мотивация на выполнение домашней работы. Обучение в социальных сетях позволяет учащимся научиться ориентироваться в Интернет-пространстве, правильно воспринимать
соцсети и контролировать время, проведенное онлайн. Многие родители очень скептически, а иногда и негативно, относятся к соцсетям. Многие из них запрещают своим детям сидеть в Интернете, считая, что они тем самым оберегают ребенка от негативного влияния и мотивируют его на получение «пятерок» в школе. Они полностью контролируют своего ребенка, отбирают у него планшет, запрещают пользоваться Интернетом. Так они теряют доверие своих детей. Родители забывают о том, что в Интернете ребенок может принимать на себя разные роли, находясь в стадии формирования своей личности. А это очень важно для ее становления.
Социальные сети - это уже давно неотъемлемая часть жизни человека. Какписаливоднойстатье, «millennials live and breathe on social media». Если считается, что даже для поколения Y социальные сети - это естественная среда, то, что говорить о современных детях - поколении Z. Поэтому очень важно давать ребенку развиваться в этой среде. Научить его ориентироваться в ней. Если запрещать ребенку пользоваться соцсетями, допустим, пока он не станет взрослым, то в будущем у него могут возникнуть проблемы. Ему все равно придется заходить в социальные сети, совершать какие-то действия. Но при этом, уже будучи взрослым человеком, ему будет очень тяжело начать ориентироваться на таких площадках.
Обучение в соцсетях как раз должно научить ребенка правильно воспринимать их. Избегать возможных опасностей, развивать критическое мышление, которое необходимо в наше время при таком большом объеме информации. Показать ребенку другое использование социальных сетей (не только для того, чтобы смотреть смешные мемы).
В Европе и Америке очень активно идет обучение с помощью различных социальных сервисов. Блог Front Row Education представил статистику использования соцсетей американскими учителями. «Основным инструментом, который используется и для профессиональных, и для личных целей, является Pinterest (об этом сообщили 67% и 69% учителей, соответственно). При этом Facebook в работе применяют 44% учителей, в то время как в личных целях туда регулярно заходят 82%. Интересно, что Google+ наиболее популярен в западной части США, а Pinterest чаще используют на Юге. Среди учителей старше 50 лет особо ценится Google+ (более половины опрошенных применяют платформу ежедневно), а учителям до 29 лет больше нравится Pinterest (44% используют его каждый день)» [2].
В России ещё только начинают говорить об обучении посредством соцсетей. Но у многих учителей уже имеется опыт. Так социальные сети используют в обучении, начиная с организации образовательного процесса, заканчивая созданием и ведением групп для конкретного класса по изучаемому предмету. Так как соцсети - это, прежде всего, возможность коммуникации с любым человеком, в том числе с иностранцем, большой потенциал соцсетей в обучении раскрывается при обучении иностранному языку. Урок иностранного языка должен представлять полное погружение в иноязычную
среду. Этого нельзя добиться без использования дополнительных ресурсов, которыми являются социальные сети.
Считается, что главная цель обучения иностранному языку - развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Это способность и готовность осуществлять как непосредственную, так и опосредованную коммуникацию на иностранном языке. ИКК состоит из нескольких компонентов:
• речевой (развитие коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме);
• языковой (владение языковыми средствами и грамотное использование их в речи);
• социокультурный (знание культурных особенностей страны изучаемого языка и уважительное отношений к ним);
• компенсаторный (умение найти выход из ситуации речевого общения при дефиците языковых средств);
• учебно-познавательный (развитие общих и специальных умений).
Рассмотрим подробнее речевой компонент. Если ещё в 1950-е годы цель
иноязычного обучения была исключительно рецептивной, то есть обучение было направление только на чтение и понимание иностранной литературы, то сегодня ситуация кардинально отличается. Речевой компонент подразумевает под собой обучение всем видам речевой деятельности: аудированию, чтению, письму и говорению. Каждый вид РД имеет свою специфику и отсюда свои трудности. Нами был проведен опрос среди учащихся 7 класса школы с углубленным изучением немецкого языка. Учащиеся должны были ответить на вопрос, какие виды речевой деятельности кажутся им легкими. Результаты следующие.
27 учащихся
шш
1А
1 9
1П ■
■ ■ 27 учащихся
1
1
9 1
п 1
Аудирование Чтение Говорение Письмо
Как мы видим, чтение вызывает наименьшее количество трудностей у детей. Более трудным стало говорение, затем идет письмо. Самым трудным видом речевой деятельности стало аудирование. Его считают легким лишь 2 учащихся из 27. Это связано с тем, что на слух информация воспринимается
195
тяжелее, чем при задействовании зрительного канала (при обучении чтению и письму). Так как аудирование относится к устной речи, особое внимание в обучении с помощью соцсетей следует уделять именно ей.
С какого возраста можно начинать использовать соцсети в обучении? Тогда, когда ребенок начинает сидеть в соцсетях. Есть две точки зрения на то, со скольки лет ребенок может пользоваться Интернетом и конкретно социальными сетями. Многие психологи утверждают, что дети могут создавать свои странички лишь с 13-ти лет. И даже, например, в Facebook долгое время регистрация была доступна именно с этого возраста.
Однако основатель Facebook Марк Цукерберг говорил о том, что нужно открыть доступ к соцсети и детям младше 13 лет, поскольку это -«замечательное место, где ребенок может многому научиться. Социальная сеть для ребенка, по мнению Цукерберга, - отличный старт для хорошего образования. Еще один плюс - маленький школьник общается с новыми людьми, приобретая навыки общения и готовясь к взрослой жизни» [1].
В ответ на это Павел Дуров, основатель социальной сети Вконтакте, заявил, что «его ресурс не создан для детей. «Мы не умеем этого делать», -добавил предприниматель» [1].
Младший школьный возраст - это тот период, когда происходит знакомство с миром Интернета. Поэтому было бы целесообразно в этом возрасте научить ребенка использовать Интернет так, чтобы это было безопасно для него. Но обучение с помощью социальных сетей, на наш взгляд, должно протекать в том возрасте, когда учащийся будет действительно проводить время в них. Обычно это происходит в подростковом возрасте.
Именно в подростковом возрасте у учащихся также появляются проблемы с успеваемостью. Чаще всего это возникает не из-за трудностей, связанных с интеллектуальными способностями и работоспособностью ребенка, а прежде всего, с падением интереса к учебе и снижением мотивации. Поэтому обучение в соцсетях может стать таким средством, которое сможет вернуть интерес учащихся к учебе.
Начиная обучение с помощью соцсетей, первое, что нужно сделать -выбрать площадку, на которой будет проводиться обучение. В Интернете множество социальных сетей с большим списком возможностей. Но мы предлагаем остановиться на соцсети Вконтакте. Этот выбор обусловлен двумя причинами. Первая, Вконтакте - самая популярная соцсеть среди российских школьников. А значит, это та среда, в которой ребята могут ориентироваться без проблем. Вторая причина в том, что сеть Вконтакте имеет именно те функции, с помощью которых можно успешно реализовать обучение устной речи: возможность использования аудио- и видеоматериалов и, с недавних пор, использование видеозвонков.
Итак, что нужно сделать. Создать группу Вконтакте для своих учащихся. Красиво оформить, учитывая особенности страны изучаемого языка. Важное условие ведения группы - все комментарии, вопросы, обсуждения должны вестись на иностранном языке. Это позволит учащимся полностью погрузиться
в языковую среду. Приведем лишь некоторые примеры использования соцсетей для развития видов речевой иноязычной деятельности.
Аудирование
Учитель подбирает песню по теме. Загружает ее VK, добавляет текст. Из него вырезает некоторые моменты и дает задание учащимся вставить слова. Ответы они пишут в комментарии.
Кроме того, можно прикрепить видеозапись и попросить детей написать к ней субтитры.
Изучая опыт учителей в работе с соцсетями, также можно привести следующий пример. Учитель дает учащимся видеозапись. На предтекстовом этапе он задает вопросы по тематике видео, на текстовом - ребята получают задание объяснить, в каком контексте используются лексические единицы, которые дети ранее изучали с учителем. И на послетекстовом - вопросы на понимание видеозаписи. При этом общение ведется в беседе Вконтакте полностью на иностранном языке.
Говорение
Социальные сети - это идеальное место для развития умений говорения. Учителя могут организовать общение детей с носителями языка, в том числе с их сверстниками, используя видеосвязь.
Ресурсы соцсети Вконтакте позволяют учителям разработать веб-квесты для своих учащихся на этой площадке. При такой методике обучения учитель вводит учащихся в реально существующую проблему. Ребята получают инструкции, свое задание по этой проблеме, а также список аутентичных источников информации (например, статьи онлайн-газет). При этом на первом месте стоит самостоятельная работа учащихся.
Результаты веб-квеста могут быть представлены в виде видеоролика, где учащиеся представляют проблему и высказываются по ней. Ролик публикуется в группе Вконтакте, где его также могут комментировать ребята из других групп.
Подводя итоги, можно сказать, что социальные сети занимают важное место в сфере иноязычного образования. Благодаря большому количеству дидактических возможностей социальных сетей, они могут стать хорошей площадкой для обучения. Вариантов применения - много. Все зависит от возраста учащихся и от желания учителя.
Список литературы
1. Ребенок и социальные сети: разрешать или запрещать [Электронный ресурс]. URL: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/razvitie-ot-6-do-9/artide-31717-rebenok-i-sotsialnye-seti-razreshat-ili-zapreschat] (дата обращения: 26.05.2018).
2. Соцсети на уроке. Свежие идеи [Электронный ресурс]. URL: http://www.edutainme.ru/post/socmedia-advice/] (дата обращения: 27.05.2018).
3. Цифровые аборигены. Интернет изменил жизнь детей? [Электронный ресурс]. URL:http://www.psychologies.ru/roditeli/children/tsifrovyie-aborigenyi-kak-internet-izmenü-jizn-detey/] (дата обращения: 27.05.2018).