ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В СТАРШИХ КЛАССАХ
Панина Елена Юрьевна
канд. пед. наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
Щербакова Полина Булатовна
студентка 741 гр. факультета иностранных языков
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: [email protected]
USING SCORE-RATING SYSTEM OF EVALUATION AT FOREIGN
LANGUAGE LESSONS
Elena Panina, Ph.D.
Associate Professor, Methods of teaching foreign languages department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Polina Shcherbakova
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 741 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: [email protected]
Аннотация: в статье рассматривается проблема оценки качества обучения учащихся в целом, а также обучения иностранному языку в старшей школе, даётся характеристика балльно-рейтинговой системы-оценивания качества обучения.
Ключевые слова: оценка; контроль; система оценки; качество обучения; старшие классы; балл; рейтинг; балльно-рейтинговая система.
Abstract: the problem of evaluation is under consideration in the article as well as the problem of evaluation during the lessons of English in secondary school.
Key words: evaluation; score; scale; mark; secondary school; foreign language; problem of evaluation; secondary school.
На сегодняшний день ввиду обновления содержания образования, а именно определения компетентностного подхода как ведущего, российское образование предполагает формирование основных компетенций, которые должны обеспечить грамотность учащихся, ответственность и саморазвитие во всех видах деятельности. «При рассмотрении качества образования отмечается необходимость перехода от парадигмы оценки достижений учащихся по знаниям, умениям и
навыкам к оценке уровня сформированности их ключевых компетенций» [2, с. 5].
Следовательно, перед системой образования встает проблема обновления системы оценивания, которая бы соответствовала новым стандартам, так как традиционная система оценивания отражает лишь результат усвоения знаний, а не процесс. Это в свою очередь не соответствует требованиям, которые предполагает компетентностный подход.
Невозможно представить систему образования без системы оценивания. Оценивание в том или ином виде всегда присутствовало в обучении. «В процессе исторического развития образовательной практики менялись лишь формы и средства осуществления проверок, приоритеты в оценках и приемы их выставления, интенсивность проведения контрольных мероприятий, меры воздействия на учащихся, а также акценты при интерпретации результатов контроля в образовании» [1, с. 61-65]. До сих пор контроль остается наиболее обсуждаемой и проблемной темой среди педагогов, ученых и психологов (Ш. Амонашвили, Н. Толызина, Л. Выготский и др.).
Рассуждая на этот счет в своих работах, они выделяют ряд причин, по которым эта проблема не перестает быть актуальной, к примеру:
1) ввиду многообразия терминов и понятий, педагог не всегда правильно определяет понятия «оценивание», «отметка», «оценка». Об этом говорит в своей работе Ш.А. Амонашвили: «В специальной литературе, в курсах педагогики и дидактики, а также в школьной практике еще не до конца раскрыты и осмыслены такие понятия, важные для осознания сущности оценивания учения, как учет, контроль, проверка, оценка, отметка. Порой они отождествляются друг с другом, применяются без предварительного раскрытия их сути. Особенно это касается понятий оценки и отметки» [1, с. 46-48];
2) неудовлетворенность традиционнойпятибалльной системой оценивания. В статье «Современная система оценивания: что и как менять» О.В. Глушкова выделяет ряд существенных недостатков, которые в условиях современного образования приобретают ярко выраженный характер. «Среди них: низкая дифференцирующая способность, малая информативность, невозможность фиксации уровня личных усилий ученика для достижения результата, создание формальной мотивации, снижение активной позиции по отношению к обучению и личной заинтересованности в его результатах» [2, с. 10];
3) субъективность оценивания. Зачастую педагог не стремится к объективности и беспристрастности, говорит Ш. Амонашвили, например, в тех случаях, когда оценки ставятся в спешке или зависят от личностных отношений учителя и ученика, посещаемости занятий, поведения учащегося на уроках и т.д. [3, с. 80-82].
Проблема оценивания по настоящее время является дискуссионной. Предлагаются различные подходы, а также вводятся альтернативные системы оценивания результатов учащихся. Педагогами и учёными активно обсуждаются способы корректировки сложившейся распространённой системы оценивания, но данная проблема остаётся открытой.
Представляется, что наиболее остро проблема оценивания качества обучения учащихся встает на уроках иностранного языка, ввиду его специфических особенностей, таких как:
- полифункциональность, так как язык является одновременно целью и средством обучения;
- межпредметность, так как усвоение иностранного языка не может дать человеку непосредственных знаний о реальной действительности. Язык здесь будет лишь средством формирования и формой существования, с помощью которого мы выражаем мысли об объективной действительности;
- многоуровневость, так как язык - система единиц разного уровня, помимо лексических, грамматических, фонетических языковых средств и речевых умений в четырех видах деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо) язык включает в себя ряд других явлений.
При рассмотрении специфики иностранного языка, изучаемого в школе, мы можем выделить ряд особенностей, сравнивая овладение родным и иностранным языком [1, с. 42-47].
Можно полагать, что овладение иностранным языком (в условиях школы) отличается от овладения родным (И.А. Зимняя):
1) направлением пути овладения. Как отметил Л.С. Выготский, родной язык усваивается путем «снизувверх». В свою очередь иностранный язык, наоборот, усваивается путём «сверху-вниз». Это можно объяснить тем, что ребенок усваивает родной язык неосознанно, а иностранный - осознанно и намеренно;
2) плотностью общения. Безусловно, плотность общения ребенка с окружающими на родном языке значительно выше, чем плотность общения на иностранном языке. Это связано с отсутствием естественной языковой среды иностранного языка;
3) включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность человека. Данная особенность может быть причиной непрочности сохранения иноязычного слова в памяти и затруднения его актуализации, так как вне школы ребенок не использует (или использует очень редко, в сравнении с родным языком) иностранный язык в своей деятельности. Это приводит к тому, что какое-то конкретное слово «живет» в сознании ребенка только в понятийной стороне. Обозначаемые иностранным словом предметы не имеют своих реальных воплощений в жизни [6];
4) совокупностью реализуемых им функций. Эта особенность неразрывно связана с вышеуказанной, так как иностранный язык в рамках школьного обучения не может быть средством «присвоения» общественного опыта, инструментом познания действительности, каким является родной язык;
5) соотносимостью с сензитивным периодом речевого развития ребенка, т. е. периодом наибольшей чувствительности к овладению языком (от 2 до 5 лет).
Заменой традиционной системы оценивания учащихся на уроках иностранного языка может быть балльно-рейтинговая система. Но мы рассматриваем ее применение в рамках старшей школы, так как по нашему мнению, именно в этот возрастной период учащиеся готовы к ее использованию.
На этом этапе развития личности многие ученые выделяют такую особенность, как склонность к самоопределению. Этот этап развития личности отличается своей направленностью в будущее. Состояние психологического благополучия юноши и девушки тесно связано с жизненными перспективами. Прежде всего перед учащимися встает важная задача - выбор жизненного пути и как результат меняется ситуация взаимодействия старшеклассника с его социальным окружением. Общение является не просто передачей или обменом информацией, а стремлением к взаимопониманию, внутренней близости и откровенности. Речь идет о проектировании жизненного пути и исследовании потенциала собственного «Я».
Происходят изменения и в познавательной сфере старшеклассников. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, которые начали формироваться еще в подростковом возрасте. У учащихся отмечается способность к умозаключению на основе частных посылок и наоборот. Следует также отметить, что в данном возрасте учащиеся уже умеют оперировать гипотезами [4, с. 200].
Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет сохранять высокий и напряженный темп работы. Исходя из приведенных выше особенностей можно сделать вывод, что в данный период жизни учащиеся склонны к самооцениванию и оцениванию других, к предъявлению требований к себе и окружающим, для них велика ценность межличностных отношений, что является условием использования балльно-рейтинговой системы оценки учебной деятельности.
Основная идея всех рейтинговых систем заключается в создании условий для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, усиления их мотивации к учебе, самостоятельной работе и повышения объективности оценивания качества обучения учащихся.
Выделают следующие функции, которые включает в себя балльно-рейтинговая система:
- креативная функция проявляется в создании условий формирования творческого потенциала учащихся, которая проявляется в умении развивать идею, реализовать ее в конкретных условиях, увидеть множество вариантов решений и т.п.;
- функция рефлексии. Данный процесс позволяет учащемуся переосмыслить опыт в свете последних достижений науки, научно-исследовательской работы преподавателей. Рефлексия позволяет соизмерять цели рейтинговой технологии с индивидуальными возможностями учащегося, а реально достигнутые результаты сопоставить с перспективами развития учебного процесса;
- стимулирующая функция предполагает создание условий для развития творческих способностей, научной активности, самостоятельности учащихся посредством введения научно-исследовательской работы в учебный процесс;
- диагностическая функция позволяет получить достоверную информацию об особенностях протекания учебного процесса и направленности влияния нововведения;
- функция коррекции заключается в корректировке различных влияний нововведений на развитие личности учащегося.
Эффективность рейтинговой системы во многом зависит от ее разработки, от четкости взаимодействия всех ее элементов как по горизонтали (в рамках одного периода обучения - семестра, учебного года), так и по вертикали (за весь период обучения) [5, с. 47-52].
Следует иметь в виду, что какой-либо четкой структуры, уже созданной и готовой к применению, у балльно-рейтинговой системы нет. Каждое учебное заведение, учитель, применяющий данный метод оценки, разрабатывают свою собственную систему с необходимыми критериями, количеством баллов за тот или иной вид деятельности. Безусловно, такая «свобода» имеет чёткие границы, ими будут служить ФГОС, а также критерии оценивания ученика на уроке иностранного языка, соотнесенные с конкретным учебником (например, в программе курса английского языка «Английский язык нового тысячелетия» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений разработана критериальная таблица оценивания, автор - О.Л. Гроза). Но что наиболее важно, данная система может и должна включать себя не только оценку предметных результатов, но и метапредметных действий, активность учащегося, его личное отношение и собственный прогресс. Следует также обратить внимание, что балльно-рейтинговая система не должна строиться на негативной основе. Нецелесообразно создавать систему штрафов и различного рода наказаний. Для более легкого восприятия рейтинговой системы учащимися
лучше исключить штрафы. Необходимо, чтобы баллы, начисленные за одни виды работ, не снимались при выполнении других видов работ.
Главная цель балльно-рейтинговой системы - активизировать учебную работу учащихся и повысить их мотивацию к занятиям в течение всего периода обучения. Подводя итоги, можно сделать вывод, что для учащихся старших классов данная система оценивания является наиболее оптимальной. Использование балльно-рейтинговой системы контроля и оценки работает:
- на повышение текущей и перспективной мотивации и самоконтроля обучающихся непосредственно в процессе обучения;
- стимуляцию посещаемости занятий и регулярной самостоятельной работы по усвоению учебного материала;
- возможность более объективно оценить личность студента, усилить мотивацию к работе по накоплению знаний, повысить состязательность в учебе, обусловленную интегральной оценкой знаний, умений и навыков;
- снижение роли случайности;
- обеспечение защищенности учащихся от излишних стрессов;
- устранение зависимости итоговой оценки от личности, уровня знаний студента и субъективизма конкретного преподавателя;
- повышение творческого начала всех участников образовательного процесса;
- демократизацию учебного процесса.
Представляется, что осознанное использование балльно-рейтинговой системы оценки может привести к повышению качества обучения.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. - М., 1998. - С. 5, 61-65.
2. Безукладников К.Э., Красноборова А.А., Крузе Б.А. Критериальное оценивание результатов образования. - Пермь, 2012 - С. 3-6.
3. Зайцев В. Стимулирует отметка//Народное образование. - 1991. - № 11. - С. 32 -35.
4. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. -М., 1991 - С. 30-36.
5. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 200 с.
6. Мосина М.А., Нельзина Е.Н., Панина Е.Ю. Методика обучения и воспитания: проектирование урока иностранного языка. - Пермь, 2014 -С. 15-19.
© Панина Е.Ю., Щербакова П.Б., 2017