Научная статья на тему 'Оценивание как важный аспект учебного процесса в музыкальном образовании'

Оценивание как важный аспект учебного процесса в музыкальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ (БАЛЛА) / PEDAGOGICAL EVALUATION / MUSICAL PERFORMANCE / MUSICAL EDUCATION / EVALUATION / PERCEPTION OF EVALUATION AND MARK (POINT)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешникова Людмила Петровна, Алешников Евгений Алексеевич

В статье рассматриваются вопросы оценки деятельности учащихся в музыкальном исполнительстве. Оценка, являясь продуктом учебной деятельности, выражается в отметке. Следует отличать понятия «оценка» и «отметка». Проблемы оценки в музыке необходимо рассматривать с учетом специфики музыкального творчества. Опытно-экспериментальным путем было определено, что традиционные формы оценки имеют ярко выраженный стрессовый характер. Существует необходимость изменения подхода к педагогической оценке в исполнительских классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алешникова Людмила Петровна, Алешников Евгений Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION AS IMPORTANT ASPECT OF EDUCATIONAL PROCESS IN MUSICAL EDUCATION

The article considers the issues of students’ activity evaluation in musical performance. The evaluation, being the product of educational activity, is expressed in a mark. It is necessary to distinguish the notions of “evaluation” and “mark”. The problem of evaluation in music must be considered taking into account the specifics of musical creativity. It is determined by the pilot experimentation that the traditional forms of evaluation have a pronounced stressful character. There is a need to change the approach to pedagogical evaluation in performing classes.

Текст научной работы на тему «Оценивание как важный аспект учебного процесса в музыкальном образовании»

Алешникова Людмила Петровна, Алешников Евгений Алексеевич

ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МУЗЫКАЛЬНОМ

ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматриваются вопросы оценки деятельности учащихся в музыкальном исполнительстве. Оценка, являясь продуктом учебной деятельности, выражается в отметке. Следует отличать понятия "оценка" и "отметка". Проблемы оценки в музыке необходимо рассматривать с учетом специфики музыкального творчества. Опытно-экспериментальным путем было определено, что традиционные формы оценки имеют ярко выраженный стрессовый характер. Существует необходимость изменения подхода к педагогической оценке в исполнительских классах.

Адрес статьи: www.gramota.net/materials/272016/8-2/57.html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 8(62): в 2-х ч. Ч. 2. C. 195-198. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/8-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37

В статье рассматриваются вопросы оценки деятельности учащихся в музыкальном исполнительстве. Оценка, являясь продуктом учебной деятельности, выражается в отметке. Следует отличать понятия «оценка» и «отметка». Проблемы оценки в музыке необходимо рассматривать с учетом специфики музыкального творчества. Опытно-экспериментальным путем было определено, что традиционные формы оценки имеют ярко выраженный стрессовый характер. Существует необходимость изменения подхода к педагогической оценке в исполнительских классах.

Ключевые слова и фразы: педагогическая оценка; музыкальное исполнительство; музыкальное образование; оценивание; восприятие оценки и отметки (балла).

Алешникова Людмила Петровна, к. пед. н. Алешников Евгений Алексеевич, доцент

Белгородский государственный институт искусств и культуры laleshnikova@mail. ги; alguitar@mail. ги

ОЦЕНИВАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ АСПЕКТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Основным требованием, которое предъявляют современные общественно-экономические отношения к музыкальному обучению, является его интенсификация - иными словами, цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но с большими и лучшими результатами. При этом оценка и отметка, как составляющие образовательного процесса, являются рычагом педагогического управления учащимися [4].

Исследованиями проблем педагогической оценки, как обязательного компонента педагогического процесса, стимула учебной деятельности и средства взаимодействия педагога и учащегося, занимались отечественные и зарубежные психологи, педагоги и методисты: Б. Г. Ананьев, И. Я. Лернер, Б. Т. Лихачев, Е. И. Перовский, М. Н. Скаткин, Ш. А. Амонашвили и др. (функции контроля и оценки); К. Деметер, Г. П. Кукла, И. М. Чередов и др. (формирование самоконтроля и самооценки); В. Г. Беспалько, А. Н. Майоров, Н. М. Розенберг и др. (построение шкал измерения); А. Г. Рубинштейн, Г. Г. Нейгауз, А. П. Щапов, Л. А. Баренбойм, Б. Л. Яворский, А. Д. Алексеев, А. И. Николаева, Г. М. Коган, С. И. Савшинский и др. (музыкально-педагогические теории в области музыкального образования и оценок в музыке).

В практике музыкального обучения проблемы оценки музыкального исполнения, какой должна быть оценка, имеет ли место отметка в системе обучения игре на музыкальных инструментах, являются актуальными. Вокруг оценки происходят споры, поскольку в комплексе вопросов, относящихся к педагогической оценке, много дискуссионных моментов. Учет достижений учащихся - сложный и многоаспектный процесс [3].

В данной статье нами рассмотрены основные проблемы оценивания деятельности учащихся в музыкально-исполнительских классах, структурные компоненты оценки музыкального исполнения, факторы, влияющие на качество оценки, современные подходы в отношении различных видов и форм оценок на уроке музыки, а также в классе специального инструмента проведен анализ влияния оценивания и отметок (баллов) на личность учащегося.

Педагогическая оценка знаний, умений и навыков в музыкальном обучении в виде отметки рассматривается всеми участниками образовательного процесса (учащимися, педагогами, родителями) как значимая дефиниция [2]. Стремление к самосовершенствованию, приобретению знаний, умений и навыков, выработке ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурного поведения формируется благодаря эффективной педагогической оценке. Такое оценивание не наносит вред психике учащегося, не создает конфликтную ситуацию, не принижает его достоинства. Педагогически грамотная оценка (отметка) - важное средство формирования личности учащегося, способное изменить личность к лучшему [5].

Сложность оценки музыкально-исполнительской деятельности зависит от специфики этой деятельности. Проще создавать систему контрольно-проверочных мероприятий для таких видов деятельности, в которых результаты оцениваются метрическими единицами (количество орфографических ошибок, неправильный результат в вычислении и т.д.), поскольку при наличии объективных единиц измерения можно использовать математические расчеты в оценивании (одна ошибка - минус один балл). Контрольно-проверочные мероприятия в музыкальном обучении необходимо рассматривать как вехи в становлении музыканта. Оценка и отметка (балл) должны обязательно учитывать, насколько учащийся справился с уровнем программы на данном этапе обучения, насколько сумел продвинуться в исполнительском мастерстве по отношению к предыдущему контрольному уроку или экзамену [6].

196

^БЫ 1997-2911. № 8 (62) 2016. Ч. 2

Нами было проведено экспериментальное исследование ситуации оценивания и выставления отметки (балла) в музыкальном обучении. Исследование осуществлялось авторами в процессе музыкально-педагогической деятельности в детской музыкальной школе № 1 г. Белгорода, музыкальном колледже им. С. А. Дегтярева БГИК и Белгородском государственном институте искусств и культуры. Цель исследования - изучить современное состояние педагогической оценки в музыкальном образовании, рассмотреть комплекс вопросов, связанных с педагогической оценкой в художественно-творческой (музыкальной) деятельности, выявить основные недочёты в практике оценивания учебной деятельности учащихся-музыкантов. Для достоверной характеристики ситуации оценивания нами проводилось наблюдение фрагментов образовательного процесса на уроках в классе по специальности, на экзаменах и академических концертах.

Анализ данных показал, что в отношении к оценке важным являются: понимание необходимости контрольно-проверочных процедур; понимание критериев оценок; эмоциональное восприятие ситуации оценивания; отношения учителя и учащегося, построенные на доверии и взаимопонимании.

Данные, полученные в ходе исследования, помогли сделать вывод, что большинство участников наблюдения не различают понятия «оценка» и «отметка». На вопрос: «Что такое оценка и как ты ее понимаешь?» следует ответ: «Оценка - это "5", "4", "3" и ставится она в журнал». Роль отметки 45% учащихся видят в «оценке учителем исполнительского уровня», 30% - в «самооценке себя и своих знаний», «чтобы ученики знали, как оценивают их деятельность и способности учителя». Причем, в процессе перехода с одного уровня обучения на другой (школа - колледж - ВУЗ) у обучающихся меняется отношение к отметке (баллу). Постепенно она теряет свою ценность как стимул в обучении, но приобретает значимость как показатель владения профессиональными знаниями, умениями и навыками, как утверждение в профессии музыканта. Студенты музыкального колледжа и ВУЗа рассматривают процесс выставления отметки (балла) как средство в получении стипендии.

52% учащихся считают справедливой ту отметку, которая выставлена за успешную игру и которая оценивает продвижение учащегося. 42% - считают более справедливой отметку «четыре» («потому что идеально исполнить музыкальное произведение невозможно»). Мнению учителей полностью доверяют 8% опрошенных, причем процент доверия начинает повышаться в старших классах музыкальной школы (в 5 классе - 7%, в 6 классе - 11%, в 7 классе - 11%). Ряд опрошенных считает, что это оценивание должно быть максимально позитивным.

Характер принятия учащимися педагогической оценки зависит от сформированности самооценки. 58% учащихся не всегда слышат от педагога желаемую оценку (отметку). В 13-15 лет представление о своих способностях, результатах своей деятельности, качестве исполнения очень неустойчивое, поэтому обучающимся трудно оценить результаты собственной деятельности. Студенты музыкального колледжа (П-Ш курсы) более осознано воспринимают критерии оценивания своей работы в классе или выступления на концерте. Качественный анализ ответов на вопрос исследования «Часто ли совпадают твои ожидания отметки (балла) с оценкой учителя?» позволяет сделать вывод, что с возрастом увеличивается понимание критериев оценивания исполнительской деятельности и прогноз оценки педагога.

Для многих исполнителей выступление на экзамене, академическом концерте является стрессовой ситуацией, которая сопровождается повышенным уровнем тревожности. Возникает ощущение напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий, а физиологически - активация работы автономной нервной системы. У лиц, склонных к возникновению невротической тревоги, экзамен затрагивает гораздо более глубокие пласты личности, скрытые от сознания, несущие в себе угрозу для их самооценки. Возможность провала на экзамене становится сигналом жизненной несостоятельности, человеческой неполноценности. Тогда данная ситуация становится препятствием, которое может лишить человека уважения в глазах других людей и своих собственных [1]. По этой причине происходит смещение мотива деятельности, при котором человек вместо активного поиска решения выхода из ситуации акцентирует внимание на качестве успешности своей деятельности - на отметке (балле), завышая значимость совершенных ошибок и ответственность за них. В таких условиях проверяется надежность практической музыкально-исполнительской деятельности, поэтому излишнее волнение не принесет пользы. Причина такого состояния, как правило, в раннем опыте неудач, недо-ученности программы, непонимании замысла произведения, неправильном психологическом настрое и др. У тех лиц, чья тревога перед экзаменом носит мобилизующий характер, все показатели вегетативной нервной системы приходят к норме буквально через несколько десятков минут после завершения экзамена, независимо от степени удовлетворенности результатами. У тех же, чье эмоциональное напряжение не способствует (и даже препятствует) преодолению стресса, эти показатели не только не снижаются, но продолжают нарастать, причем тоже независимо от результатов экзамена и от удовлетворенности ими [Там же].

Большинство обучающихся (48%) ответили, что испытывают волнение и беспокойство в ситуации ожидания объявления отметок (баллов). 6% учащихся испытывают позитивные чувства: уверенность, интерес, любопытство, радость. 20% заявили, что испытывают стресс, чувство страха и тревоги. Сила тревожных чувств постепенно снижается с возрастом. В старших классах ДМШ сильное эмоциональное переживание испытывают 26% учащихся (паническое состояние, стресс). На Ш-ГУ курсах музыкального колледжа испытывает сильную тревогу - 21% студентов, а из студентов вуза - только 10%. Испытуемые красочно и разнообразно описывают свое внутреннее состояние: холодный пот, я внутренне дрожу, меня сильно трясет, мне очень страшно, я испытываю стресс.

Само по себе волнение может носить негативный характер, но в ситуации ожидания отметок после выступления на экзамене, академическом концерте, конкурсе волнение носит скорее стимулирующий, воспитательный характер. Волнение указывает на отсутствие равнодушия к процессу оценивания деятельности учителем

(группой учителей, комиссией), а значит, личную заинтересованность важностью этого процесса [Там же]. Такое волнение не является разрушающим чувством, вызывающим боязнь публичного выступления, блокирующим исполнение. Свои переживания перед объявлением оценки и отметки (балла) учащиеся характеризуют так:

■ Боюсь немного, но не показываю волнение.

■ Волнительные чувства, я переживаю за оценку, хотя знаю, что это не самое главное.

■ Легкое волнение, хотя чаще всего я знаю, чего ожидать.

■ Волнение, даже если знаю, что в программе не допустила ошибок и играла музыкально.

■ В основном я знаю свою отметку до того, как ее озвучили, но иногда волнуюсь немножко.

■ Если мне эта оценка нужна, обычно волнуюсь.

К пятибалльной системе отметок (баллов) около половины ответивших относятся позитивно и считают, что изменения в отметочной системе должны затронуть в первую очередь сферу отношений учителя и ученика в процессе педагогической оценки, сделать этот процесс более открытым и понятным ученикам. Наивысшая положительная оценка деятельности - «5» вызывает у учащихся позитивные эмоции. Отметка (балл) для них является показателем уровня собственных достижений и рассматривается как эмоциональный стимул, поощрение, выражение личностного отношения учителя к ученику. Оценка «2» у всех участников образовательного процесса вызывает негативные эмоции.

При анализе результатов контрольно-проверочных мероприятий было обнаружено наличие факторов, по-разному влияющих на оценку. Присутствие эмоционального участия педагога, наставления на игру, «запас прочности» программы, настрой на решение музыкально-художественных задач и др. - все это способствует улучшению результата контрольно-проверочных процедур любого уровня обучения. Также существуют факторы, отрицательно влияющие на оценку (см. Таблица 1 и 2).

Таблица 1

№ Факторы, улучшающие показатели оценки

1. Работа над программой с пониманием того, что все делается для предстоящего экзамена, концерта и т.д.

2. Выучивание программы заблаговременно.

3. Концертное обыгрывание.

4. Эмоциональная поддержка педагога.

5. Во время исполнения сосредоточение на музыкально-художественной стороне исполнения.

Таблица 2

№ Факторы, понижающие показатели оценки

1. «Играю и думаю о том, как бы не ошибиться».

2. Выучивание программы перед непосредственным выступлением.

3. Настрой на результат.

4. Проигрывание программы перед выходом на сцену.

В качестве корректировки экзаменационных процедур, их организации и структуры 51% педагогов считают необходимым вместе с итоговым баллом (отметкой) давать словесное пояснение, 42% - оценивать исполнение по более расширенной 10-балльной шкале, 7% предлагают проводить контрольные мероприятия без оценок в концертном зале перед публикой.

Анализ ответов педагогов показал, что большинство респондентов высказываются о необходимости отметки (балла) в педагогическом процессе. Педагоги понимают различие между оценкой и отметкой, но не ориентируют свою оценочную деятельность на формирование понимания этого различия у учащегося. Практически все педагоги, по их мнению, знают четкие критерии педагогической оценки - это стандартизированные критерии отметок, прописанные в нормативных документах. Часть педагогов (28%) указали, что пользуются авторскими разработками оценки (отметки). Больше половины ответивших педагогов (57%) недовольны современной системой выставления отметок (баллов). Предложенные ими изменения системы оценивания исполнительских умений и навыков учащихся касаются, в основном, расширения шкалы отметок (баллов) - до 10 и изменения форм контроля (84%) в виде проведения концертов в более непринужденной, творческой обстановке.

В большинстве ответов родителей выражалось позитивное отношение к отметке (баллу) как показателю результата учебной деятельности их детей. Отметка помогает родителям осуществлять контроль успехов детей и видеть недоработки в знаниях. В своих ответах около 36% родителей указывали, что владение игрой на инструменте важнее отметки, однако мнение об учёбе своего ребёнка составляют, в первую очередь, на основе полученных отметок (более 90%). В качестве предложений по изменению отметочной (балльной) системы родители предлагают изменение формы оценивания, расширение балльной системы и увеличение объективности со стороны учителя.

И так, после детального психолого-педагогического анализа системы оценивания в современном музыкальном образовании, осмысления роли оценки и отметки в процессе контроля музыкального исполнения, изучения психологических условий формирования отношения к отметке (баллу) как показателю результативности собственной учебной деятельности, мы пришли к следующим выводам:

- формировать понимание понятий «оценка» и «отметка» нужно вместе с развитием игровых навыков и умений учащегося;

198

ISSN 1997-2911. № 8 (62) 2016. Ч. 2

- отметку (балл) педагогу следует сопровождать словесным пояснением, комментарием;

- необходимо выработать более широкую балльную шкалу, так как расширение диапазона потенциально возможных оценочных градаций позволяет отразить различные аспекты художественно-творческой деятельности учащегося, достоверно оценить его природные возможности и степень их реализации в обучении.

Список литературы

1. Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978. С. 52-76.

2. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли. М.: Владос-пресс, 2004. 254 с.

3. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепьянной игры. М.: Гос. муз. изд-во, 1958. 196 с.

4. Остапенко А. Может ли школьная оценка быть справедливой? // Народное образование. М.: Просвещение, 2006. № 1. С. 125-131.

5. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. институтов / под ред. Ю. К. Бабанского, 2-е изд. М.: Просвещение, 1988. 479 с.

6. Сизова Е. Р. Профессиональная компетентность специалиста-музыканта: структура, содержание, методы развития // Высшее образование сегодня. 2007. № 11. С. 36-39.

EVALUATION AS IMPORTANT ASPECT OF EDUCATIONAL PROCESS IN MUSICAL EDUCATION

Aleshnikova Lyudmila Petrovna, Ph. D. in Pedagogy Aleshnikov Evgenii Alekseevich, Associate Professor Belgorod State Institute of Arts and Culture laleshnikova@mail. ru; alguitar@mail. ru

The article considers the issues of students' activity evaluation in musical performance. The evaluation, being the product of educational activity, is expressed in a mark. It is necessary to distinguish the notions of "evaluation" and "mark". The problem of evaluation in music must be considered taking into account the specifics of musical creativity. It is determined by the pilot experimentation that the traditional forms of evaluation have a pronounced stressful character. There is a need to change the approach to pedagogical evaluation in performing classes.

Key words and phrases: pedagogical evaluation; musical performance; musical education; evaluation; perception of evaluation and mark (point).

УДК 372.881.1

В статье приводится обзор основных подходов и методов обучения иностранным языкам, используемых в педагогической практике в России, США и Финляндии, определяется их вклад в смену образовательной парадигмы и приводится описание их отличительных особенностей. Авторы обосновывают необходимость владения современными отечественными и зарубежными методами обучения иностранным языкам, учёта их преимуществ.

Ключевые слова и фразы: образовательная парадигма; иноязычное образование; подход к обучению; метод обучения; стандарт.

Перевёрткина Марина Сергеевна, к. пед. н. Лалым Анна Сергеевна, к. пед. н.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена perevertkina.m@gmail. com; anna. lalym@gmail. com

ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПАРАДИГМЫ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ РОССИИ, СОЕДИНЁННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ И ФИНЛЯНДИИ)

История иноязычного образования во многом представляет собой чередование теорий, составляющих основу различных подходов и методов обучения иностранным языкам, приводящих к смене образовательной парадигмы в целом. Ретроспективный анализ методов обучения иностранным языкам демонстрирует многократную смену парадигмы иноязычного образования, под которой в настоящее время понимается образование, позволяющее посредством диалога культур осуществлять поиск комплексного решения проблем гуманистической личности; при этом формируются такие качества личности учащихся, как уважение и соблюдение прав человека и его основных свобод, осознание глобальной взаимосвязи между народами и нациями, содействие взаимопониманию между народами, расовыми и религиозными группами, готовность к участию в решении проблем своего общества, своей страны и мира в целом [5, c. 22].

Развитие любой образовательной парадигмы связано с прохождением ряда этапов: цикл начинается с успешного периода её функционирования, в дальнейшем доминирующие понятия подвергаются сомнению,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.