Научная статья на тему 'Использование словесной оценки на занятиях хореографии как средство повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся'

Использование словесной оценки на занятиях хореографии как средство повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНАЯ ОЦЕНКА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрушина Анна Александровна

Статья посвящена использованию словесной оценки на занятиях хореографии как средства повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся. Проанализированы особенности личности педагога, необходимые для грамотного проведения словесной оценки. Даётся обоснование важности повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся. Рассматривается важность использования словесной оценки на занятиях хореографии, умение правильного её использования во время обучения, необходимость словесной оценки для повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование словесной оценки на занятиях хореографии как средство повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся»

формирования личности. Для этого необходимо вырабатывать понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца - такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики.

Педагогический смысл работы по эстетическому становлению личности состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор [2, с. 15-21].

Кроме педагогического воздействия на формирование эстетических качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Наше время - время информационных технологий - требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Следовательно, основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.

Литература

1. Каджаспирова Г. М. Педагогика. М.: Гардарики, 2007. 528 с.

2. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2000. 519 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНОЙ ОЦЕНКИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Бахрушина А. А.

Бахрушина Анна Александровна / Vakhrushina Anna Aleksandrovna — педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Уфа

Аннотация: статья посвящена использованию словесной оценки на занятиях хореографии как средства повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся. Проанализированы особенности личности педагога, необходимые для грамотного проведения словесной оценки. Даётся обоснование важности повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся. Рассматривается важность использования словесной оценки на занятиях хореографии, умение правильного её использования во время обучения, необходимость словесной оценки для повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся. Ключевые слова: словесная оценка, исполнительское мастерство, мотивация.

В современных условиях глобализации хореографическое искусство приобретает большую популярность среди населения. С каждым годом желающих заниматься танцами становится все больше, об этом свидетельствует активное развитие танцевальных ансамблей, открытие

| 69 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017

различных танцевальных студий. Безусловно, процесс обучения хореографии должен сопровождаться не только содержательностью занятий, но и умением правильно мотивировать и настраивать обучающихся к повышению уровня исполнительского мастерства, чтобы в дальнейшем у учеников не возникало страхов перед выступлениями, которые являются одним из важных компонентов обучения хореографии.

Умение правильно использовать словесную оценку во время обучения привлекало внимание различных деятелей науки. Ш. А. Амонашвили разделяет понятия «оценка» и «отметка» и считает, что оценка выражается в словесной форме и является комментарием к учебной работе ученика в данный момент. Учитель может выражать свою оценку улыбкой, добрым взглядом [3, с. 63].

Н. И. Пирогов предлагал свой, более точный способ словесной, а не цифровой оценки знаний обучающихся, состоящий из трёх степеней. Он считал, что окончательное слово всегда за учителями, которые могут грамотно судить о каждом своём ученике [2, с. 20].

На наш взгляд, словесная оценка на занятиях хореографии необходима не только для грамотной подготовки учеников к концертной деятельности, но и для формирования адекватной самооценки каждого из них. Словесная оценка может проводиться не только в конце занятия, но и в ходе активной работы во время его проведения. Каждому ученику важно услышать одобрительный отзыв от своего педагога, потому что именно учитель во время обучения является авторитетом для ученика. Словесная оценка может выражаться не только отдельной похвалой или замечанием, но и жестами и мимикой педагога. Самое главное, чтобы ученики понимали, что требует от них учитель, жестикулируя или показывая какую либо эмоцию на лице. Безусловно, положительная словесная оценка будет приносить намного больше пользы, поэтому мы считаем, что важнее всего похвалить каждого в отдельности, чем указывать недостатки. Говоря о недостатке ученику, правильнее всего это сформулировать в корректной форме, отметив и положительные стороны. Благодаря этому у ученика будет не только хорошее отношение к педагогу, но и будет вызван большой интерес к занятиям, что обеспечит регулярное посещение на занятиях и желание совершенствовать свой уровень исполнительского мастерства.

На занятиях хореографии одной из самых важных составляющих является педагог, его компетенции, личные качества, а так же его умение быстро реагировать и принимать решения. На каждом занятии необходимо быть предельно внимательным, обладать быстротой действий, реакций, успевать проследить за успехами каждого учащегося. Это поможет проводить грамотную словесную оценку каждого ребёнка, ведь на занятиях хореографии важное место занимает именно словесная оценка выполненной работы каждого учащегося индивидуально [1, с. 257]. Во время словесной оценки результатов обучения нужно не только грамотно мотивировать ученика на достижение более высокого уровня исполнительского мастерства, но и помогать ему в этом, контролируя и корректируя процесс приобретения навыков, а также необходимо развивать у обучающегося мотивацию успеха, благодаря которой он будет стремиться достигать успехов не только во время занятий, но и в последующем его становлении в качестве танцора.

Таким образом, необходимость использования словесной оценки на занятиях хореографии очевидна, так как благодаря грамотному её проведению педагог может сформировать адекватную самооценку у обучающихся, повысить мотивацию на достижение успеха, посредством чего улучшится их уровень исполнительского мастерства. Уверенный в себе ребёнок, обладающий адекватной самооценкой, на наш взгляд, сможет не только продуктивно заниматься на занятиях, но и достигнуть успеха.

Литература

1. Вахрушина А. А. Контроль и оценка результатов обучения на занятиях хореографии в общеобразовательной школе // Педагогические традиции и инновации в образовании, культуре и искусстве: Материалы международной научно - практической конференции, посвящённой 15-летию института педагогики и 50-летию БГПУ им. М. Акмуллы 30 ноября 2016 г., г. Уфа / Отв. ред. Т. И. Политаева. Уфа: Изд-во БГПУ, 2016. С. 257-258.

2. Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. А. Н. Алексюк, Г. Г. Савенок; Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1985. С. 20.

3. Сухомлинский В. А. Антология гуманной педагогики. Переиздание. [Текст] / М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. С. 63.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017 | 70 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.