Научная статья на тему 'Эстетическое воспитание - основа формирования личности'

Эстетическое воспитание - основа формирования личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
790
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ИСКУССТВО / ПЕДАГОГИКА / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уразимова Тамара Владимировна, Надырова Айгуль Базарбаевна

Статья посвящена проблеме эстетического воспитания как основе формирования личности. Большое внимание уделяется роли и месту искусства в процессе сложения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уразимова Тамара Владимировна, Надырова Айгуль Базарбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эстетическое воспитание - основа формирования личности»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ Уразимова Т. В.1, Надырова А. Б.2

'Уразимова Тамара Владимировна / Urazimova Tamara Vladimirovna - доктор истории искусства, кафедра изобразительного искусства и инженерной графики, 2Надырова Айгуль Базарбаевна /Nadirova Aygul Bazarbaevna - заслуженный артист Республики Узбекистан, кафедра музыкального образования, Нукусский государственный педагогический институт им. Ажинияза, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена проблеме эстетического воспитания как основе формирования личности. Большое внимание уделяется роли и месту искусства в процессе сложения личности.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, художественное мировоззрение, искусство, педагогика, формирование личности.

Эстетическое воспитание, (и как часть целого сложение художественного мировоззрения) одно из важнейших элементов в системе всестороннего развития личности. Рассматривая понятие, эстетическое воспитание мы понимаем что, в общем плане оно обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности индивида, направленной на формирование у него способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства -к литературе, музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие индивида. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать? Прежде всего, необходимо формировать в личности эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить личность воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у личности представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у молодежи художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию общественных взглядов и убеждений, а также нравственности [1, с. 56-61].

При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017 | 68 |

формирования личности. Для этого необходимо вырабатывать понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Любовь к родине, борьба со всеми искажениями в жизни общества, развитие духовной красоты человека-творца - такова идейная направленность произведений лучшей художественной классики.

Педагогический смысл работы по эстетическому становлению личности состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор [2, с. 15-21].

Кроме педагогического воздействия на формирование эстетических качеств личности оказывают влияние многие факторы: социальная среда, различные виды деятельности, ведущие типы общения, половозрелые различия, при этом каждый возраст вносит свой вклад в формирование нравственного сознания личности; социальная обстановка, сложившаяся в нашей стране, накладывает отпечаток на формирование личности.

Наше время - время информационных технологий - требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Следовательно, основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.

Литература

1. Каджаспирова Г. М. Педагогика. М.: Гардарики, 2007. 528 с.

2. Харламов И. Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2000. 519 с.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВЕСНОЙ ОЦЕНКИ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Бахрушина А. А.

Бахрушина Анна Александровна / Vakhrushina Anna Aleksandrovna — педагог дополнительного образования, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 45 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Уфа

Аннотация: статья посвящена использованию словесной оценки на занятиях хореографии как средства повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся. Проанализированы особенности личности педагога, необходимые для грамотного проведения словесной оценки. Даётся обоснование важности повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся. Рассматривается важность использования словесной оценки на занятиях хореографии, умение правильного её использования во время обучения, необходимость словесной оценки для повышения уровня исполнительского мастерства обучающихся. Ключевые слова: словесная оценка, исполнительское мастерство, мотивация.

В современных условиях глобализации хореографическое искусство приобретает большую популярность среди населения. С каждым годом желающих заниматься танцами становится все больше, об этом свидетельствует активное развитие танцевальных ансамблей, открытие

| 69 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.