Научная статья на тему 'Использование сказки, как приёма в воспитании и развитии личности ребёнка'

Использование сказки, как приёма в воспитании и развитии личности ребёнка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1194
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ПРИЁМ / СКАЗКА / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова И.В.

В статье идёт речь о том, что в работе с детьми дошкольного возраста часто встаёт проблема, какой подобрать метод при воспитании нравственных ценностей ребёнка и автор предлагает использовать в решении этой проблемы приём воспитании через сказку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование сказки, как приёма в воспитании и развитии личности ребёнка»

200

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

на концерт, и звонким колокольчиком приглашают всех в зал. При входе зрители отдают им пригласительные билеты, которые заранее были принесены в группы, дежурные помогают поудобнее рассадить малышей, следят за порядком, делают замечания тем ребятам, которые разговаривают в зале в полный голос. Когда зрители займут свои места, они представляют «артистов» и передают слово ведущему концерта (ребёнку из подготовительной группы).

На таких концертах ребята исполняют хорошо знакомый репертуар. Играют индивидуально, небольшими ансамблями и оркестром. Между номерами предлагаем всем присутствующим в зале спеть знакомые и любимые песни. Во время исполнения песен «музыканты» отдыхают, а затем продолжают свой концерт.

Несколько раз в году к нам в гости приходят школьники - воспитанники музыкальной школы. В их числе бывает немало наших выпускников. На таких концертах дети всегда присутствуют с большим интересом, внимательно слушают исполнение. Все эти вечера, концерты сплачивают детей, прививают им любовь к инструментальной и вокальной музыке, приучают к дисциплине, собранности, внимательности.

Игра детей на детских музыкальных инструментах на утренниках и развлечениях делает эти праздники неповторимыми, интересными и привлекательными, доставляет огромную радость как ребятам, так и гостям.

От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остаётся много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ. Для этого мы передаём в группы некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов. Ребята с желанием ходят в группы к малышам, исполняют полюбившиеся песни, танцы, играют на музыкальных инструментах индивидуально и с ансамблем.

В результате последовательных, повседневных занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах уровень музыкального развития дошкольников значительно повысился. Дети научились применять полученные знания, навыки в повседневной жизни, активизировалось их творчество.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ, КАК ПРИЕМА В ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

© Винокурова И.В.*

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение № 108 «Дружба», г. Калуга

В статье идёт речь о том, что в работе с детьми дошкольного возраста часто встаёт проблема, какой подобрать метод при воспитании нрав-

Воспитатель высшей квалификационной категории.

Дошкольная педагогика

201

ственных ценностей ребёнка и автор предлагает использовать в решении этой проблемы приём воспитании через сказку.

Ключевые слова воспитание, приём, сказка, нравственные ценности.

Работая с детьми, порой бывает сложно подобрать язык общения, который способен достучаться до каждого ребёнка, проникнуть в глубину его детской души. У детей своё мировосприятие, и язык взрослых для них порой оказывается чужд и непонятен. Истины, так понятные взрослому, для детей кажутся загадками. Но находить ниточки, тропинки, связывающие взрослых и детские души необходимо, особенно если работаете с детьми дошкольного возраста, и на педагоге лежит ответственность в их воспитании, разрешении их детских конфликтов самих с собой и внешним миром. В таких ситуациях на помощь приходит обычный язык сказок, пришедший от предков, язык простой и в тоже время сложный по своей нравственной составляющей.

Проблема современного общества - доминирование материальных ценностей над духовными, ведущая как правило к разрушению детских личностей. У детей отсутствует наглядный пример великодушия, справедливости, гражданственности и патриотизма, а это приводит к кризису духовно-нравственных идеалов. И тут действенным средством в воспитании моральных качеств личности выступает опять сказка [1].

Язык сказки - это палочка-выручалочка, когда надо утешить ребёнка, когда надо разрешить детский конфликт, когда необходимо донести до детей новый трудно воспринимаемый детским умом материал. Сказка - зарождает в детской душе духовное начало. Язык сказок помогает ребёнку разобраться в понятиях добра и зла. Урок, который преподносит сказка, идёт не как наставление, назидание, которое, как правило, чаще воспринимается с трудом или не воспринимается совсем, не доходит до глубины детской души, а как что-то волшебное доброе, близкое к миру игрушек, детских фантазий и снов. И именно этот волшебный мир чаще вызывает у ребёнка различные чувства: сострадания и гордости, заботы и уважения и многие другие необходимые детскому индивиду чувства [2].

Очень важно понимать, в какой момент и как преподнести детям тот или иной сказочный сюжет, чтобы он смог достаточно точно проложить ребёнку дорогу в другой мир. Ведь ребёнок, как писал В.А. Сухомлинский «... благодаря сказке познаёт мир не только умом, но и сердцем» [3]. Ребёнок, воспринимая волшебные сюжеты, видит за ними реальную жизнь и представляет себя в различных ситуациях, оценивает свои действия и поступки и отвечает себе на вопрос: «А как поступил я - правильно или неправильно?». А также в этот момент наблюдает и запоминает, как повели себя в различных случаях другие люди. В частности, его сверстники.

К примеру, знакомство детей с простой, в чём-то наивной сказкой «За-юшкина избушка» раскрывает перед ребёнком представления о героизме и

202

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

трусости, хитрости и прямодушии. Ребёнок, слушая сказку, и сам опосредованно проживает в ней, проходя все сюжеты шаг за шагом, откликаясь на все события, выражая своё отношение к каждому персонажу, к проявлению добра и зла. Герой этой сказки - заяц пробуждает в душе ребёнка сострадание, переживание за его судьбу, желание помочь. Хитрость лисы раскрывает понятие о несправедливости, жестокости и порождает желание противостоять этим порокам. В этот момент в сознании ребёнка определяются и закладываются нормы поведения. И какой бы ни был неправдоподобный петух, который ходит в сапогах и несёт косу на плечах, он является героем - образцом добродетели и справедливости. В отличие от него собака, волк и медведь в данной сказке показывают образец трусости. И уже в реальной жизни, когда кому-то рядом нужна будет помощь, то положительная модель поведения сама всплывёт в сознании ребёнка, и послужит образцом для дальнейшего действия.

Для полного ощущения нравственных ценностей, заложенных в сказке, помогает драматизация самой сказки, когда ребёнок примеряет на себя образ того или иного персонажа и становится непосредственным участником данного сюжета. В этот момент он примеряет на себя не только роль героя, но и проживает данные качества личности, воспринимая сказочные законы с его правилами и нормами поведения. Проигрывая роль волка из сказки «Заюшкина избушка», ребёнок, несмотря на грозный облик данного персонажа, проживает другую роль - роль труса, осознавая в тот момент всю негативность этого качества. Одновременно ребёнок наблюдает за качествами петуха - в принципе обычной домашней птицы, но в образе победителя, демонстрирующего храбрость и героизм. Ощутив на себе состояние трусости, стыда за свой поступок, проиграв роль в образе отрицательного персонажа, в следующий раз, в определённой жизненной ситуации, подсознание ребёнка отметит негативность поступка и персонажа, и ребёнок постарается не допустить осуществления такого варианта развития действий (событий), в которых он будет похож на отрицательного героя сказки.

Очень эмоционально воспринимается детьми конец счастливой сказки -это, буря восторженных эмоций, которые ребёнку хочется запомнить и проигрывать в жизни ещё не один раз, и обязательно в роли положительных героев, в роли победителей добра и обладателей позитивных качеств. При постановке детьми сказки те, кто оказались носителями образов труса, хитреца и т.п., как правило, не желая оставлять в памяти эти негативные ощущения, просят поменяться ролями и так же ощутить на себе образ победителя, как дети, которые играли роль положительного героя.

А после прочтения или просмотра сказки можно подключить детей к обсуждению: почему так получилось, что можно было сделать, чтобы волк не ощущал себя трусом, а заяц несчастным. В этот момент у детей рождаются модели жизненных ситуаций, представленные в сказке. Модели, воз-

Дошкольная педагогика

203

никающие применительно к сказочным героям, запоминаются как варианты выхода из сложных жизненных ситуаций. К примеру, волк, так испугавшийся лисы, вполне мог дождаться медведя и собаки и вместе с ними выгнать лису. В сознании ребёнка закрепляется понимание того, что любое дело, которое трудно выполнить одному, легко преодолеть сообща. Можно обсудить с детьми и другой выход из данной ситуации, который предложат дети. Заяц мог бы убедить лису, что жить вдвоём им было бы куда веселее до тех пор, пока не настанут погожие дни, и когда они смогут построить ещё одну лубяную избушку, теперь для лисы. Вникая в суть подобных ситуаций, ребёнок приходит к очень полезному выводу, что в любом деле необходима смекалка.

На следующем этапе можно предложить детям найти себя в данной сказке, вспомнить различные случаи из жизни, схожие с сюжетом и попробовать проанализировать свои действия, проведя параллель с действиями героев сказки. К примеру, в обычной ситуации, когда кто-то один из детей просит других помочь ему в постройке фигур из кубиков или из снега и слышит отказ от одного, от другого. И только лишь третий отзывается на помощь, и в результате задуманное построено. Оба счастливы и дальше играют вместе. Так возникает параллель между жизнью и сказкой: отказавшие в помощи подобны трусливым волку и собаке. А тот, кто не побоялся трудностей, получил награду в виде друга в игре.

Для дошкольников разных возрастов возможно использование сказок в целях воспитания в другом виде. Старшим дошкольникам можно предложить обратное действие - по своим поступкам сочинить сказку, где всё доброе и позитивное награждается, а зло и негатив наказываются. Ведь никому не хочется за сломанную игрушку оказаться пойманным в паутину к пауку или превратиться в маленького комарика. А потому, принимая правила такой игры, все стараются совершать добрые поступки, отражающие нравственные качества личности, принятые не только в сказках, но и в реальной жизни. Ведь, к примеру, за помощь кому-либо можно попасть в придуманную детьми сказку в виде супер-героя или примерить корону принца или принцессы.

Использование сказки, как метода или приёма в воспитании дошкольников предполагает правильный выбор сказки в соответствии с возрастом детей. Ведь не каждая заложенная в сказке нравственная составляющая найдёт правильный отголосок в каждом ребёнке. Так, для старших дошкольников образцом смелости и храбрости станут истории про Илью Муромца и Добрыню Никитича. А малыши этих сказок даже не поймут и уж тем более не смогут почерпнуть из них никакой жизненный урок. Зато сказка «Заюш-кина избушка» будет понятна и близка всем. Урок трудолюбия малыши хорошо усвоят из сказки «Колобок», а дети постарше - почерпнут его из сказок «Хаврошечка», «Царевна-лягушка». Из сказки «Морозко», на примере

204

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

родной дочери старика, дети любого возраста поймут, что за трудолюбие всегда бывает вознаграждено. А из сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» дети почерпнут для себя, что не послушание приводит к беде. Как в данной сказке братец Иванушка, не послушавшийся старшей сестры и выпивший воды из козлиного копытца, становится козленочком. А в другой сказке - «Гуси лебеди», которая будет понятна как старшим, так и младшим дошкольникам опять же не послушание приводит к беде из-за того, что сестра не выполнила наказ родителей и не уберегла своего братцы. И в результате братца унесли гуси к Бабе Яге. А чтобы исправить свою оплошность, своё невнимание к наказу родителей, сестрице пришлось преодолеть много трудностей. А была бы она внимательна и послушна - этого можно было избежать.

Хочется подметить следующее, что народная сказка не ограничивается объективным изображением хороших и плохих сторон характера и поведения героев. Сказка стремится силой фактов убедить тех, кто её читает или слушает в правильности своей морали.

Ребёнку трудно оперировать отвлеченными понятиями и намного легче воспринять идею добра и зла, хорошего и плохого, на фактах, на конкретных примерах и нагляднее всего это можно проследить именно в сказках. Она ставит и помогает решить моральные проблемы. В сказке все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие, либо из плохих, получив жизненный сказочный урок, становятся хорошими и такими остаются до конца сказки. Это очень важно для определения симпатий ребенка. В этот момент он чётко для себя проводит разграничение добра и зла, формируя свои собственные сложные и амбивалентные чувства. И конечно ребенок почти всегда отождествляет себя с положительным героем.

Очень важно, подходя в работе с детьми к подбору той или иной сказки, заранее для себя, как для педагога, определить, какая проблема требует в данный момент разрешения. Если это проблема недружного детского коллектива, то и сказка должна показывать не просто образец дружбы, но и то, какие трудности и беды можно преодолеть дружным коллективом. («Теремок», «Репка», «Зимовье» и др.).

Таким образом, для полноценного развития личности детей - необходимо работать с ними в этом направлении с раннего возраста. И одним из продуктивных приёмов может быть использование сказок, которые способны пробуждать и закреплять в детях такие ценности, как духовность, гуманность, милосердие. И необходимо учитывать, что приём этот будет продуктивным лишь при систематической работе. А при подборе материала можно использовать в работе любые сказки, так как каждая из них несёт в себе нравственную составляющую, заложенную в сказке изначально.

Дошкольная педагогика

205

Список литературы:

1. Лисица В.А. Развитие духовно-нравственных качеств личности через приобщение к народной культуре / В.А. Лисица // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 11. - С. 20-22.

2. Духовно-нравственное воспитание в системе муниципального образования [Текст]: программа / А.А. Смирнов, В.А. Судницына, М.А. Белашова [и др.] // Методист. - 2011. - № 8. - С. 21-27.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну. Издательство «Радяньска школа», 1985. OCR Конник М.В. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/KIDS/SUHOMLIN-SKIJ/serdce.txt.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПИТАТЕЛЮ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

© Зоря И.А.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

В статье рассматривается вопрос о том, что необходимость обновления образования сегодня требует от педагогов знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования: отличий традиционной, развивающей и личностно-ориентированной систем педагогической деятельности, понимания сущности педагогической деятельности, знания ИКТ форм и методов обучения, владениями различных технологий включая умение анализировать, оценивать и эффективно применять технологии в собственной педагогической деятельности.

Ключевые слова профессиональный стандарт, ключевые области стандарта педагога, квалификация воспитателя, профессиональная компетенция, профессиональная ИКТ-компетентность, региональное дополнение к профессиональному стандарту.

В связи с модернизацией образования важной тенденцией современного общества является ускорение темпов стандартизации различных видов деятельности человека, а также интеграция и гармонизация всех стандартов в единую систему информационного общества. Впервые в российском образовании разработана концепция и содержание профессионального стандарта педагога.

Данный стандарт педагога, предполагает смену морально устаревших документов, до сих пор регламентировавшим педагогическую деятельность

* Магистрант кафедры Педагогики и психологии профессионального образования.

206

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА: МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ

(громоздкие квалификационные характеристики, должностные инструкции, обременяющие воспитателя формальными требованиями и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми и т.п.), призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

В тоже время, расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.

Профессиональные стандарты потребовали внести ряд существенных правовых изменений. Так, например, 15.12.2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Этим законом, в частности, в Трудовой кодекс РФ введены понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация работника» [7]. Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н утверждены Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Установлено девять уровней квалификации, которые применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников.

Согласно части 2, статьи 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.

Профстандарты призваны заменить Квалификационные справочники (Тарифно-квалификационный справочник работ и рабочих профессий (ЕКАТС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Если тарифно-квалификационные справочники освещают вопрос « что должен уметь делать работник?», то профстандарт отвечает на вопрос «как он должен это делать?», чтобы достичь максимальной эффективности труда.

План разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг. утверждён Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2012 № 22О4-р [5].

Согласно п.п. «а» п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23, профессиональные стандарты можно использовать:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учётом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.