вание основ учебно-познавательной компетентности ключ к решению остро стоящего вопроса, добиться функциональной грамотности каждого школьника.
Список литературы:
1. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся - М.: АПК и ППР0. -2006.
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Постановление №832 Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года.
3. Есенова М.И. Особенности подготовки студентов педвуза к формированию учебно-познавательных умений учащихся /На материале преподавания профилирующих дисциплин отделения математики физико-математического факультета/: дисс. канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1987. - 152с.
4. Есенова М.И., Мамбетова К.Ж., Маханова А. Оку-та-нымдьщ к^зьфеттшктщ магынасы. - Хабаршы. Физика,
математика, информатика сериясы. КМКПУ - А.: «Кыздар университет», №2 (56), 2015. - 109-115 б.
5. Караев Ж.А., Баймуханов Б., Ахмедова Р.Б. Профессиональная компетентность учителя по формированию функциональной грамотности учащихся. - А.: Орлеу, 2013. - 204 с.
6. Константинова С.И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы (на материале аглийского языка): дисс. канд. пед. наук , 2006. - 149 с.
7. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. -www.edu.gov.kz.
8. Основные результаты международного исследования 2012. - Астана. РГКП «Национальный центр образовательной статистики и оценки МОН РК», 2014. - 283 с.
9. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004, № 8. - с.26-31.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ
Замша Андрей Викторович,
воспитатель -7го учебного курса Краснодарского президентского кадетского училища
Филатова Галина Валерьевна,
воспитатель -9го учебного курса Краснодарского президентского кадетского училища
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается системно - деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и ориентирован не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. Приводится пример применения системно - деятельностного подхода при работе в кадетском училище. Статья рекомендована воспитателям кадетских, суворовских и нахимовских училищ, методистам по учебно-воспитательной работе.
ABSTRACT
The article gives the analysis of systematic activity-oriented approach, which is the basis of a new generation of standards and focuses not on the content of education itself , although it is associated with it, but on the results of education, results of activities and requirements for these results. An example of the implementation of the systematic activity-oriented approach, working in the Cadet Academy, is given. The article is recommended to mentors of Cadet, Suvorov and Nakhimov schools , head teachers.
Ключевые слова: системно - деятельностный подход в воспитании, проектная деятельность, соуправление, ролевые и деловые игры.
Keywords: systematic activity-oriented approach, project work, coleading, role plays and business games
АКТУАЛЬНОСТЬ данной статьи обусловлена использованием в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение у кадет самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы и делать выводы. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у воспитанников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, что предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, нацеленная на
результат, необходимое условие жизни, развития и образования человека. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования воспитание кадетов Краснодарского президентского кадетского училища ориентировано на реализацию систем-но-деятельностного подхода.
Основная идея системно-деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъ-ектности ребенка. То есть, в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается личность, способная выбирать, оценивать, про-
граммировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны её природе, удовлетворяют её потребности в саморазвитии и самореализации.
Суть воспитания с точки зрения системно-деятельност-ного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность воспитанников и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте системно-деятельност-ного подхода. Основной целью воспитателя при реализации данного подхода является создание установки кадетов на самостоятельность, свободы выбора, достижение личностных и метапредметных образовательных результатов. Системно-деятельностный подход предполагает раскрытие перед воспитанником спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Важно учить кадета самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения, помогать развивать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Предлагаемая структура воспитательного занятия на основании системно-деятельностного подхода включает в себя элементы создания проблемной ситуации, целевую установку, мотивирования к деятельности, проектирования решений проблемной ситуации, выполнения действий, анализ и необходимую корректировку результатов деятельности и подведение итогов.
Наиболее эффективные результаты в работе воспитателя, на наш взгляд, связаны с соблюдением следующих принципов воспитания кадетов в русле системно-деятельностного подхода:
- подари воспитаннику радость творчества, осознание авторского голоса;
- веди кадета от собственного опыта к общественному;
- будь не «над», а «рядом»;
- радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
- учи анализировать каждый этап работы;
- оценивая результаты деятельности, стимулируй активность воспитанника.
При работе с воспитанниками кадетского училища применяются следующие основные педагогические технологии реализации системно-деятельностного подхода: проектная деятельность; деловые и ролевые игры; коллективные творческие дела; соуправление.
Проектная деятельность дает возможность раскрытия творческого потенциала воспитанников, является дидактическим средством активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. В проектной деятельности повышается активность кадетов в самостоятельном получении знаний.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Использование проектной деятельности позволяет сформировать активную жизненную позицию воспитанников, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении
и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Это видно на примере поисково-творческого проекта «Подвигу народа жить в веках», разработанного и апробированного вместе с воспитанниками нашего класса.
На первом этапе работы над проектом была сформирована проблема: найти ответ на вопрос «почему советские люди победили в Великой Отечественной войне?» Для кадет было очевидным то, что эта проблема важна для них, что её разрешение очень необходимо в преддверии празднования всей страной 70 - летия Великой победы. Таким образом, кадеты подошли к аналитическому процессу работы - ответу на вопросы: что можно сделать и как найти способ решения проблемы? На стадии проблематизации воспитанники самостоятельно, в свободной дискуссии пришли к постановке цели работы: изучить малоизвестные страницы истории подвигов советских людей в годы ВОВ. Определив цель, мы приступили ко второму этапу работы над проектом и создали рабочую группу. Кадеты распределяли роли, выбирали руководителя, совместно с нами планировали свою деятельность. Во время работы каждый ощутил себя неотъемлемой частью коллектива, чувствовал личную ответственность за все происходящее и за выступления перед публикой. Далее приступили к реализации замысла, к исследовательской работе, это был уже соответственно третий этап работы над проектом. Воспитанники самостоятельно оформили весь материал, который получили в результате исследования, при этом воспитатель в большей степени выполнял функцию наблюдателя. Из всего предложенного были отобраны наиболее интересные и содержательные факты. Последним этапом проекта стала презентация, которая подытожила проделанную воспитанниками работу.
В результате работы над данным проектом были достигнуты следующие основные эффекты. Исследовательская работа «В чем сила земли русской?», выполненная Сергеем Приймаком, завоевала 1 место в училищной конференции социальных проектов. Состоялась поездка с ребятами в Крым по местам боевой славы. Был получен практический творческий продукт - презентация «Подвигу народа жить в веках». Кадеты приняли участие во Всероссийской акции «Карта памяти», где творческие работы выполнялись в технике акварели. Ребята стали инициаторами выпуска календарей, с изображенными на них памятниками героям ВОВ, у которых побывали кадеты курса.
Этап рефлексии деятельности необходим в учебном проектировании, так как нацелен на развитие у воспитанников навыков самоанализа. Он позволил кадетам самостоятельно оценить результаты своей деятельности. Участники проекта решили представить лучшие работы на Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Познание и творчество».
Важное место в реализации системно - деятельностного подхода в воспитании занимают здоровьесберегающие технологии. Сегодня, как мы все понимаем, вопрос сохранения, и укрепления здоровья воспитанников стоит очень остро. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья кадетов в деятельность нашего класса внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают не только сохранить здоровье воспитанников, но и приучить его к активной здоровой жизни. Созданию оптимальной здоровьесберегающей среды для воспитанников способствует демократический стиль общения, игровые
технологии, часы ЛФК и УФЗ, динамические минутки и паузы на самоподготовке, спортивно-массовая работа. Учитываются возрастные особенности воспитанников, требования к образовательному процессу, к учебным помещениям, помещениям в спальном корпусе.
Во внеурочной деятельности воспитатель и классный руководитель используют в воспитании кадетов технологию коллективно-творческого дела (КТД). Коллективно-творческое дело - это форма работы, которая обучает правилам и формам совместной деятельности, направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей и реализацию коммуникативных потребностей.
Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Например, это «День именинника», новогодний калейдоскоп «Новогодние традиции народов мира», «Минута славы», «Ой, да Краснодарский край!» и др. В процессе КТД каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и развитие личности кадета на основе усвоения новых способов деятельности.
Системно - деятельностный подход используется в развитии информационно-коммуникативной культуры воспитанников. В этом направлении воспитатель поддерживает ребят в работе с библиотечными источниками, в самостоятельном поиске информации. Кадеты с удовольствием готовят презентации, сообщения, информационные блоки к различным видам деятельности. В результате возрастает роль познавательной активности кадетов, их мотивация к самостоятельной работе, креативность.
В воспитательной практике училища реализуется также технология ролевых игр. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра удовлетворяет и одновременно развивает потребность в общении.
Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что она воспитывает дисциплину, взаимопомощь, стимулирует активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, инициативность, умение найти оптимальное решение в сложных условиях.
Ролевая игра формирует у воспитанников способность увидеть себя с позиции партнера по общению. Проводимые
с воспитанниками класса ролевые игры с элементами тренинга развивают толерантность, коммуникативные навыки, социальную компетентность.
В процесс социализации кадеты активно включаются в систему классного соуправления. Известный педагог и знаток детских душ Шалва Амоношвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду». В процессе соуправленческой деятельности у воспитанников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества, такие как активность, ответственность, отзывчивость. Ребята осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.
Как правило, соуправление в нашем классе проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.
Важной составляющей системно-деятельностного подхода в воспитании является педагогическая рефлексия происходящих событий, которая позволяет воспитателю оценить успешность его работы.
Показателями этой успешности становится рост самостоятельности воспитанников, их уверенности в себе, способности к самооорганизации коллективной жизни. Они становятся более активны, инициативны, раскованы в поведении, самостоятельны в суждениях, тактичны в общении. Для воспитателя естественным стремлением является рост уровня воспитанности и самосознания кадетов, что достигается, в первую очередь, через установление единодушия и взаимопонимания в отношениях с воспитуемыми.
Список литературы:
• Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмо-лова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
• Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., Просвещение, 2008.
• Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под. ред. А.Н. Леонтьва М.: Смысл, 2006.
• Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.