Научная статья на тему 'Использование системно-деятельностного подхода в практике воспитателя'

Использование системно-деятельностного подхода в практике воспитателя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНО ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ / SYSTEMATIC ACTIVITY-ORIENTED APPROACH / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT WORK / СОУПРАВЛЕНИЕ / РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / ROLE PLAYS AND BUSINESS GAMES / CO-LEADING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замша Андрей Викторович, Филатова Галина Валерьевна

В статье рассматривается системно деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и ориентирован не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. Приводится пример применения системно деятельностного подхода при работе в кадетском училище. Статья рекомендована воспитателям кадетских, суворовских и нахимовских училищ, методистам по учебно-воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article gives the analysis of systematic activity-oriented approach, which is the basis of a new generation of standards and focuses not on the content of education itself, although it is associated with it, but on the results of education, results of activities and requirements for these results. An example of the implementation of the systematic activity-oriented approach, working in the Cadet Academy, is given. The article is recommended to mentors of Cadet, Suvorov and Nakhimov schools, head teachers.

Текст научной работы на тему «Использование системно-деятельностного подхода в практике воспитателя»

вание основ учебно-познавательной компетентности ключ к решению остро стоящего вопроса, добиться функциональной грамотности каждого школьника.

Список литературы:

1. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся - М.: АПК и ППР0. -2006.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Постановление №832 Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года.

3. Есенова М.И. Особенности подготовки студентов педвуза к формированию учебно-познавательных умений учащихся /На материале преподавания профилирующих дисциплин отделения математики физико-математического факультета/: дисс. канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1987. - 152с.

4. Есенова М.И., Мамбетова К.Ж., Маханова А. Оку-та-нымдьщ к^зьфеттшктщ магынасы. - Хабаршы. Физика,

математика, информатика сериясы. КМКПУ - А.: «Кыздар университет», №2 (56), 2015. - 109-115 б.

5. Караев Ж.А., Баймуханов Б., Ахмедова Р.Б. Профессиональная компетентность учителя по формированию функциональной грамотности учащихся. - А.: Орлеу, 2013. - 204 с.

6. Константинова С.И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы (на материале аглийского языка): дисс. канд. пед. наук , 2006. - 149 с.

7. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. -www.edu.gov.kz.

8. Основные результаты международного исследования 2012. - Астана. РГКП «Национальный центр образовательной статистики и оценки МОН РК», 2014. - 283 с.

9. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004, № 8. - с.26-31.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Замша Андрей Викторович,

воспитатель -7го учебного курса Краснодарского президентского кадетского училища

Филатова Галина Валерьевна,

воспитатель -9го учебного курса Краснодарского президентского кадетского училища

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается системно - деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и ориентирован не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. Приводится пример применения системно - деятельностного подхода при работе в кадетском училище. Статья рекомендована воспитателям кадетских, суворовских и нахимовских училищ, методистам по учебно-воспитательной работе.

ABSTRACT

The article gives the analysis of systematic activity-oriented approach, which is the basis of a new generation of standards and focuses not on the content of education itself , although it is associated with it, but on the results of education, results of activities and requirements for these results. An example of the implementation of the systematic activity-oriented approach, working in the Cadet Academy, is given. The article is recommended to mentors of Cadet, Suvorov and Nakhimov schools , head teachers.

Ключевые слова: системно - деятельностный подход в воспитании, проектная деятельность, соуправление, ролевые и деловые игры.

Keywords: systematic activity-oriented approach, project work, coleading, role plays and business games

АКТУАЛЬНОСТЬ данной статьи обусловлена использованием в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение у кадет самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы и делать выводы. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у воспитанников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, что предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, нацеленная на

результат, необходимое условие жизни, развития и образования человека. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования воспитание кадетов Краснодарского президентского кадетского училища ориентировано на реализацию систем-но-деятельностного подхода.

Основная идея системно-деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъ-ектности ребенка. То есть, в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается личность, способная выбирать, оценивать, про-

граммировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны её природе, удовлетворяют её потребности в саморазвитии и самореализации.

Суть воспитания с точки зрения системно-деятельност-ного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная деятельность воспитанников и взрослых по реализации совместно выработанных целей и задач. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте системно-деятельност-ного подхода. Основной целью воспитателя при реализации данного подхода является создание установки кадетов на самостоятельность, свободы выбора, достижение личностных и метапредметных образовательных результатов. Системно-деятельностный подход предполагает раскрытие перед воспитанником спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный выбор той или иной возможности. Важно учить кадета самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения, помогать развивать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Предлагаемая структура воспитательного занятия на основании системно-деятельностного подхода включает в себя элементы создания проблемной ситуации, целевую установку, мотивирования к деятельности, проектирования решений проблемной ситуации, выполнения действий, анализ и необходимую корректировку результатов деятельности и подведение итогов.

Наиболее эффективные результаты в работе воспитателя, на наш взгляд, связаны с соблюдением следующих принципов воспитания кадетов в русле системно-деятельностного подхода:

- подари воспитаннику радость творчества, осознание авторского голоса;

- веди кадета от собственного опыта к общественному;

- будь не «над», а «рядом»;

- радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

- учи анализировать каждый этап работы;

- оценивая результаты деятельности, стимулируй активность воспитанника.

При работе с воспитанниками кадетского училища применяются следующие основные педагогические технологии реализации системно-деятельностного подхода: проектная деятельность; деловые и ролевые игры; коллективные творческие дела; соуправление.

Проектная деятельность дает возможность раскрытия творческого потенциала воспитанников, является дидактическим средством активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. В проектной деятельности повышается активность кадетов в самостоятельном получении знаний.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Использование проектной деятельности позволяет сформировать активную жизненную позицию воспитанников, развить творческое мышление, умение самостоятельно, разнообразными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении

и использовать полученные знания для последующего создания новых объектов действительности. Это видно на примере поисково-творческого проекта «Подвигу народа жить в веках», разработанного и апробированного вместе с воспитанниками нашего класса.

На первом этапе работы над проектом была сформирована проблема: найти ответ на вопрос «почему советские люди победили в Великой Отечественной войне?» Для кадет было очевидным то, что эта проблема важна для них, что её разрешение очень необходимо в преддверии празднования всей страной 70 - летия Великой победы. Таким образом, кадеты подошли к аналитическому процессу работы - ответу на вопросы: что можно сделать и как найти способ решения проблемы? На стадии проблематизации воспитанники самостоятельно, в свободной дискуссии пришли к постановке цели работы: изучить малоизвестные страницы истории подвигов советских людей в годы ВОВ. Определив цель, мы приступили ко второму этапу работы над проектом и создали рабочую группу. Кадеты распределяли роли, выбирали руководителя, совместно с нами планировали свою деятельность. Во время работы каждый ощутил себя неотъемлемой частью коллектива, чувствовал личную ответственность за все происходящее и за выступления перед публикой. Далее приступили к реализации замысла, к исследовательской работе, это был уже соответственно третий этап работы над проектом. Воспитанники самостоятельно оформили весь материал, который получили в результате исследования, при этом воспитатель в большей степени выполнял функцию наблюдателя. Из всего предложенного были отобраны наиболее интересные и содержательные факты. Последним этапом проекта стала презентация, которая подытожила проделанную воспитанниками работу.

В результате работы над данным проектом были достигнуты следующие основные эффекты. Исследовательская работа «В чем сила земли русской?», выполненная Сергеем Приймаком, завоевала 1 место в училищной конференции социальных проектов. Состоялась поездка с ребятами в Крым по местам боевой славы. Был получен практический творческий продукт - презентация «Подвигу народа жить в веках». Кадеты приняли участие во Всероссийской акции «Карта памяти», где творческие работы выполнялись в технике акварели. Ребята стали инициаторами выпуска календарей, с изображенными на них памятниками героям ВОВ, у которых побывали кадеты курса.

Этап рефлексии деятельности необходим в учебном проектировании, так как нацелен на развитие у воспитанников навыков самоанализа. Он позволил кадетам самостоятельно оценить результаты своей деятельности. Участники проекта решили представить лучшие работы на Всероссийский заочный конкурс исследовательских работ «Познание и творчество».

Важное место в реализации системно - деятельностного подхода в воспитании занимают здоровьесберегающие технологии. Сегодня, как мы все понимаем, вопрос сохранения, и укрепления здоровья воспитанников стоит очень остро. Поэтому для формирования, сохранения и укрепления целостного здоровья кадетов в деятельность нашего класса внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают не только сохранить здоровье воспитанников, но и приучить его к активной здоровой жизни. Созданию оптимальной здоровьесберегающей среды для воспитанников способствует демократический стиль общения, игровые

технологии, часы ЛФК и УФЗ, динамические минутки и паузы на самоподготовке, спортивно-массовая работа. Учитываются возрастные особенности воспитанников, требования к образовательному процессу, к учебным помещениям, помещениям в спальном корпусе.

Во внеурочной деятельности воспитатель и классный руководитель используют в воспитании кадетов технологию коллективно-творческого дела (КТД). Коллективно-творческое дело - это форма работы, которая обучает правилам и формам совместной деятельности, направлена на развитие творческих, интеллектуальных способностей и реализацию коммуникативных потребностей.

Данная методика предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Например, это «День именинника», новогодний калейдоскоп «Новогодние традиции народов мира», «Минута славы», «Ой, да Краснодарский край!» и др. В процессе КТД каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. Воспитанники приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и развитие личности кадета на основе усвоения новых способов деятельности.

Системно - деятельностный подход используется в развитии информационно-коммуникативной культуры воспитанников. В этом направлении воспитатель поддерживает ребят в работе с библиотечными источниками, в самостоятельном поиске информации. Кадеты с удовольствием готовят презентации, сообщения, информационные блоки к различным видам деятельности. В результате возрастает роль познавательной активности кадетов, их мотивация к самостоятельной работе, креативность.

В воспитательной практике училища реализуется также технология ролевых игр. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра удовлетворяет и одновременно развивает потребность в общении.

Воспитательная функция ролевой игры заключается в том, что она воспитывает дисциплину, взаимопомощь, стимулирует активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, инициативность, умение найти оптимальное решение в сложных условиях.

Ролевая игра формирует у воспитанников способность увидеть себя с позиции партнера по общению. Проводимые

с воспитанниками класса ролевые игры с элементами тренинга развивают толерантность, коммуникативные навыки, социальную компетентность.

В процесс социализации кадеты активно включаются в систему классного соуправления. Известный педагог и знаток детских душ Шалва Амоношвили сказал: «Нельзя, чтобы ребенок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то все его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремленную воспитательную среду». В процессе соуправленческой деятельности у воспитанников развиваются способности, коммуникативная культура, лидерские качества, вырабатываются социально значимые качества, такие как активность, ответственность, отзывчивость. Ребята осваивают социальные роли, приобретают определённые знания и навыки, учатся планировать, осуществлять и анализировать собственную деятельность.

Как правило, соуправление в нашем классе проявляется в планировании деятельности коллектива, организации этой деятельности, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и принятии соответствующих решений.

Важной составляющей системно-деятельностного подхода в воспитании является педагогическая рефлексия происходящих событий, которая позволяет воспитателю оценить успешность его работы.

Показателями этой успешности становится рост самостоятельности воспитанников, их уверенности в себе, способности к самооорганизации коллективной жизни. Они становятся более активны, инициативны, раскованы в поведении, самостоятельны в суждениях, тактичны в общении. Для воспитателя естественным стремлением является рост уровня воспитанности и самосознания кадетов, что достигается, в первую очередь, через установление единодушия и взаимопонимания в отношениях с воспитуемыми.

Список литературы:

• Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. А. Г. Асмо-лова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

• Концепция ФГОС общего образования/ Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., Просвещение, 2008.

• Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / Под. ред. А.Н. Леонтьва М.: Смысл, 2006.

• Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом. - М.: НИИ школьных технологий, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.