Научная статья на тему 'Некоторые вопросы подготовки будущих учителей математики к развитию учебных компетенций учащихся'

Некоторые вопросы подготовки будущих учителей математики к развитию учебных компетенций учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ / LEARNING COMPETENCE / УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ / УЧЕБНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS / УМЕТЬ ОБУЧАТЬ / TO BE ABLE TO TEACH / СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / PROCEDURAL FUNCTION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА / EDUCATIONAL FUNCTION OF THE SUBJECT / TO TEACH TO LEARN / BE ABLE TO LEARN / EDUCATIONAL AND COGNITIVE COMPETENCE / INFORMATIVE FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Есенова Мария Ибрашевна, Мамбетова К.Ж., Кудекова Н.Е., Амалбекова Л.Е.

В статье рассматриваются возможности учебного предмета в подготовке будущих учителей к разитию учебных компетенций учащихся, а, именно, умелое распредмечивание, выявление всех скрытых его возможностей. Содержательную функцию предмета необходимо реализовать так, чтобы студенты усваиваемый теоретический материал рассматривали в тесной взаимосвязи с материалом школьного курса математики. Процессуальная функция предмета должна подготовить студентов к достижению развивающих целей обучения математике. Воспитательная функция предмета должна обеспечить формирование у студентов прфессиональных умений и навыков воспитания конкурентоспособной личности через возможности преподавания математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Есенова Мария Ибрашевна, Мамбетова К.Ж., Кудекова Н.Е., Амалбекова Л.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the possibility of a subject in the training of future teachers to reeks educational competencies of pupils, and, namely, skilled disobjectification, revealing all hidden its features. Meaningful object function must be implemented so that students’ digestible theoretical material considered in close relationship with school mathematics material. Procedural object function is to prepare students to achieve the developmental objectives of teaching mathematics. The educational function of the object is to ensure the formation of students’ skills professionally competitive person training opportunities through the teaching of mathematics.

Текст научной работы на тему «Некоторые вопросы подготовки будущих учителей математики к развитию учебных компетенций учащихся»

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕИ МАТЕМАТИКИ К РАЗВИТИЮ УЧЕБНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

УЧАЩИХСЯ

Есенова Мария Ибрашевна

Канд. пед. наук., профессор кафедры математики

Мамбетова К.Ж., Кудекова Н.Е.,

Амалбекова Л.Е,

магистранты

Казахский государственный женский педагогический университет

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются возможности учебного предмета в подготовке будущих учителей к разитию учебных компетенций учащихся, а, именно, умелое распредмечивание, выявление всех скрытых его возможностей. Содержательную функцию предмета необходимо реализовать так, чтобы студенты усваиваемый теоретический материал рассматривали в тесной взаимосвязи с материалом школьного курса математики. Процессуальная функция предмета должна подготовить студентов к достижению развивающих целей обучения математике. Воспитательная функция предмета должна обеспечить формирование у студентов прфессиональных умений и навыков воспитания конкурентоспособной личности через возможности преподавания математики.

ABSTRACT

The article considers the possibility of a subject in the training of future teachers to reeks educational competencies of pupils, and, namely, skilled disobjectification, revealing all hidden its features. Meaningful object function must be implemented so that students' digestible theoretical material considered in close relationship with school mathematics material. Procedural object function is to prepare students to achieve the developmental objectives of teaching mathematics. The educational function of the object is to ensure the formation of students' skills professionally competitive person training opportunities through the teaching of mathematics.

Ключевые слова: научить учиться, умение учиться, учебные компетенции, учебно-познавательная компетентность, функциональная грамотность учащихся, уметь обучать, содержательная функция, процессуальная функция, воспитательная функция учебного предмета.

Keywords: to teach to learn, be able to learn, learning competence, educational and cognitive competence, functional literacy of students, to be able to teach, informative function, procedural function, educational function of the subject.

На современном этапе научно-технического и социально-экономического прогресса с особым акцентом ставится задача - научить учащихся учиться. Хотя эта проблема не новая [3].

Еще за четыре столетия в «Великой дидактике» Ян Амосом Коменским было заявлено, что альфой и омегой школы должно быть изыскание и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили и больше бы учились. Тогда бы было меньше напрасного труда, а больше основательного успеха.

Но, как показывает практика, до сих пор, поставленная цель «Научить учиться каждого школьника» не нашла достаточного решения. На сегодняшний день учителя не обеспечены и не владеют полным пакетом эффективных образовательных технологий, не отработан четкий механизм, который мог бы обеспечить координацию деятельности учителей работающих в одном классе, эффективную преемственность педагогов начальной, основной, профильной ступеней обучения [1]. В этих и других объективных и субъективных факторах кроятся причины низких показателей наших учащихся по результатам международных исследований PISA, в которых принимал участие и Казахстан [8].

Современный период развития Казахстана определил новые приоритеты школьного образования, соответствующие

мировым тенденциям, связанные с глобализацией и вхождением в мировое образовательное пространство.

Ведущий из них - качество школьного образования, нашел отражение в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы [2] и в Национальном плане действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы [7].

Таким образом, остро стоит вопрос формирования функционально грамотной личности. Поэтому профессиональная работа по развитию учебных компетенций учащихся особенно актуальна. Решение этой проблемы непосредственно зависит от соответствующей подготовки будущих учителей. Отсюда явно выступает необходимость пересмотра системы педагогического образования, необходима скрупулезная работа по совершенствованию Государственных образовательных стандартов, образовательных программ.

Вместе с тем, особо важным и основным, было и остается наиболее оптимальное решение вопроса профессионально-педагогической направленности изучения учебных дисциплин - психологии, педагогики, специальных профильных дисциплин, теории и методики преподавания. Каждый преподаватель педвуза должен четко знать место своего предмета в общей подготовке будущего учителя, обязан очень ответственно отнестись к планированию, организации, осуществлению своей педагогической деятельности.

От уровня профессионально-педагогической направленности обучения каждому предмету учебного плана специальности зависит формируется ли тот учитель, которого ждет система образования, школа. Мы, преподаватели педвуза, должны довести до сознания каждого своего студента, что он будет заниматься формированием функциональной грамотности у каждого ребенка, которого будет учить, что он будет принимать непосредственное участие и в ответе в том, чтобы тот, с кем он работает:

- рос физически и духовно здоровым;

- полностью усвоил программу его учебного предмета;

- умел добывать и пополнять свои знания, т.е. обучаться на протяжении всей жизни;

- умел усвоенные знания, умения и навыки применять для решения широкого диапазона жизненных задач.

Основой достижения вышесказанного, считаем, прежде всего являются наши высокие личностные моральные и профессионально-педагогические качества, то есть мы должны суметь стать примером для своего студента, тогда он будет стараться стать примером для своего ученика.

Что подразумевается под высокими личностными моральными качествами, думаем, всем известно. К основным, из них, относим - человечность, высокую сознательность, трудолюбие.

Важным профессионально-педагогическим качеством преподавателя считаем, умение распредмечивать свою учебную дисциплину. Под распредмечиванием учебной дисциплины понимается - реализация ее содержательной, процессуальной и воспитательной функций. Содержательную функцию предмета необходимо реализовать так, чтобы усваиваемый теоретический материал студенты рассматривали в тесной взаимосвязи с содержанием школьного курса математики. Процессуальная функция предмета должна подготовить студентов к достижению развивающих целей обучения математике. Воспитательная функция предмета должна обеспечить формирование у студентов прфессио-нальных умений и навыков воспитания конкурентоспособной личности через возможности преподавания математики.

Это непростая преподавательская работа, она требует систематического поиска, исследования, совершенствования, но, обязательно приведёт к успешному достижению цели. Система работы учителя может быть эффективной лишь тогда, когда она основывается на знании внутренних механизмов учения, на понимании того, как происходят в сознании учащихся отражение и преломление всего того, что воспринимается в ходе учебного процесса [3].

Реализация указанных трех функций преподаваемой дисциплины требует функциональной грамотности от нас самих и прежде всего профессионального владения учебными компетенциями, которые должен усвоить будущий учитель и научиться развивать их у учащихся [5]. Особого внимания требует владение методикой и технологией обучения и учения, конечная и главная цель которых, это становление учителя, который будет специально заниматься развитием учебных компетенций учащихся.

Например, достигаемый образовательный результат по математике должен отвечать, с одной стороны традиционной академической направленности школьного курса (овладение учащимися программным объемом знаний, умений и навыков по предмету), с другой стороны - возможности свободного использования математики на практике (в учебном процессе и в повседневных жизненных ситуациях). Прини-

мая «умение учиться» как учебную компетенцию, мы должны принять во внимание, что это та компетенция, которая обеспечивает овладение новыми учебными компетенциями. Учебная компетенция это способность учащихся применять знания, умения и навыки в учебной деятельности. Компетенция мобилизует знания, умения, навыки, опыт, поведение учащегося в конкретной деятельности [4].

Если умение, являясь в какой-то степени проявлением компетенции, осуществляется в конкретной и специально созданной ситуации, его формирование отслеживается внутри предмета, чаще всего внутри изучаемой темы, то компетенция осуществляется в различных и во всевозможных ситуациях.

Показывая общность действий, например вычислительных, логических и других для разных учебных предметов, учитель математики может заложить основу учебных компетенций - видения сходных конструкций, математических моделей, то есть формирует, важнейшее умение, умение переноса знаний и умений в новую ситуацию или точнее -фактически новую компетенцию.

В настоящее время, как в профессиональном, так и в общем образовании широко внедряется компетентностный подход - подход, при котором актуализируется проблема формирования учебных компетенций различными средствами [9].

В частности, при обучении математике формирование учебных компетенций можно осуществить на основе интеграции математики и естественнонаучных предметов. При этом учебными компетенциями применительно к математике назовём способность применять усвоенные в ней знания, умения и способы деятельности при изучении естественнонаучных дисциплин, физики, химии, биологии, географии, экологии.

Компетентностный подход направлен на развитие у учащихся способности к учению, так как «нельзя ничему научить, можно только научиться». Приоритетное место среди ключевых компетентностей предоставлено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Личностно-осмыслен-ный опыт осуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как учебно-познавательную компетентность учащегося [6].

Учебно-познавательная компетентность, ключевая компетентность и она является базой для овладения учащимся всеми учебными компетенциями, с одной стороны, с другой - сама со временем динамически «обрастает», систематически структурно пополняется, корректируется, совершенствуется, способствуя становлению функционально грамотной личности из каждого ученика.

Учитель, владея методикой и технологией распредмечивания, может добиться определённых успехов в развитии учебных компетенций учащихся. Однако, эта работа будет намного эффективней, если добиться обязательного участия в ней большинства учителей и, в свою очередь, обязательным предполагается умелое управление этим процессом. Только при этом условии можно скоординировать деятельность учителей, работающих в одном классе и обеспечить преемственность на различных ступенях образования. -**

Важно, чтобы педагогический коллектив школы, признал ключевой характер учебно-познавательной компетентности, каждый педагог осознал, что своевременное формиро-

вание основ учебно-познавательной компетентности ключ к решению остро стоящего вопроса, добиться функциональной грамотности каждого школьника.

Список литературы:

1. Воровщиков С.Г. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся - М.: АПК и ППР0. -2006.

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Постановление №832 Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года.

3. Есенова М.И. Особенности подготовки студентов педвуза к формированию учебно-познавательных умений учащихся /На материале преподавания профилирующих дисциплин отделения математики физико-математического факультета/: дисс. канд. пед. наук. - Алма-Ата, 1987. - 152с.

4. Есенова М.И., Мамбетова К.Ж., Маханова А. Оку-та-нымдьщ к^зьфеттшктщ магынасы. - Хабаршы. Физика,

математика, информатика сериясы. КМКПУ - А.: «Кыздар университет», №2 (56), 2015. - 109-115 б.

5. Караев Ж.А., Баймуханов Б., Ахмедова Р.Б. Профессиональная компетентность учителя по формированию функциональной грамотности учащихся. - А.: Орлеу, 2013. - 204 с.

6. Константинова С.И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы (на материале аглийского языка): дисс. канд. пед. наук , 2006. - 149 с.

7. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. -www.edu.gov.kz.

8. Основные результаты международного исследования 2012. - Астана. РГКП «Национальный центр образовательной статистики и оценки МОН РК», 2014. - 283 с.

9. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004, № 8. - с.26-31.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА

В ПРАКТИКЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

Замша Андрей Викторович,

воспитатель -7го учебного курса Краснодарского президентского кадетского училища

Филатова Галина Валерьевна,

воспитатель -9го учебного курса Краснодарского президентского кадетского училища

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается системно - деятельностный подход, который лежит в основе стандартов нового поколения и ориентирован не на само содержание образования, хотя с ним связан, а на результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. Приводится пример применения системно - деятельностного подхода при работе в кадетском училище. Статья рекомендована воспитателям кадетских, суворовских и нахимовских училищ, методистам по учебно-воспитательной работе.

ABSTRACT

The article gives the analysis of systematic activity-oriented approach, which is the basis of a new generation of standards and focuses not on the content of education itself , although it is associated with it, but on the results of education, results of activities and requirements for these results. An example of the implementation of the systematic activity-oriented approach, working in the Cadet Academy, is given. The article is recommended to mentors of Cadet, Suvorov and Nakhimov schools , head teachers.

Ключевые слова: системно - деятельностный подход в воспитании, проектная деятельность, соуправление, ролевые и деловые игры.

Keywords: systematic activity-oriented approach, project work, coleading, role plays and business games

АКТУАЛЬНОСТЬ данной статьи обусловлена использованием в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение у кадет самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы и делать выводы. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у воспитанников умений и навыков самостоятельности и саморазвития, что предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, нацеленная на

результат, необходимое условие жизни, развития и образования человека. В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования воспитание кадетов Краснодарского президентского кадетского училища ориентировано на реализацию систем-но-деятельностного подхода.

Основная идея системно-деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъ-ектности ребенка. То есть, в процессе и результате использования форм, приемов и методов воспитательной работы рождается личность, способная выбирать, оценивать, про-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.