Научная статья на тему 'Специфика воспитательного процесса в кадетском училище'

Специфика воспитательного процесса в кадетском училище Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ И ПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА КАДЕТ / CADET EDUCATION / PRE-PROFILE AND PROFILE TRAINING OF CADETS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябчук А. В., Кузнецова З. М., Головня В. С.

Опыт прошлого может быть с успехом использован в будущем, а проблема сочетания традиций и инноваций одна из достаточно важных концепций, имеющих актуальное значение в педагогике. Кадетские корпуса как учебные заведения имели цель облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей, являлись первой ступенью к подготовке офицеров. В кадетских корпусах обучали не только военных, но и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей и т.п. Материал. Особенности учебно-воспитательного процесса в кадетском училище. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, анализ учебной документации, педагогическое наблюдение. Результат. Система учебно-воспитательного процесса в кадетском училище выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 5-й класс, уже через 1-2 месяца отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 7 лет обучения в кадетском училище получает хорошее образование, дающее возможность поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения, чему способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском училище. Воспитательно-образовательный процесс в кадетском училище как особом учреждении имеет свою специфику, обусловленную главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству в военной и гражданской сфере посредством постепенной выработки соответствующих профессиональных качеств, умений и навыков. Заключение. Обучение и воспитание в кадетском училище способствует всестороннему развитию у воспитанников душевных и физических способностей, формированию характера, глубокому укоренению понятия долга, твердому упрочению задатков тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience of the past can be successfully used in the future and the problem of traditions and innovations combination is one of the most important conceptions, which is urgent in pedagogics. Cadet corpses as educational establishments had the aim of giving upbringing and education to children of military men, being the first step in training officers. Cadet corpses trained not only military men, but also civilian specialistspublic servants, diplomats, judges. Material. The peculiarities of educational-upbringing process at a cadet school. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, post-event analysis, educational documents analysis, pedagogical observation. Results. The system of educational-upbringing process at a cadet school is organized in a way, that a cadet, coming from a usual school to the 5th form, in 1-2 months differs from his school coevals: he becomes gent, self-disciplined, has a high level of general orderliness and discipline. Within 7 years of study at a cadet school he gets qualitative education, which gives an opportunity to enter higher military and civilian educational establishments, which is provided by pre-profile and profile training at a cadet school. Upbringing-educational process at a cadet school as at a special establishment has its specificity, which is conditioned by the main aim to train cadets to serve native land in military and civilian spheres, by means of gradual formation of the corresponding professional qualities, abilities and skills. Conclusion. Education and upbringing at a cadet school provides many-sided development of spiritual and physical abilities, character formation, understanding of the notion “duty”, inclinations of moral qualities formation, which take the first place in upbringing of a citizen, who serves his Native Land.

Текст научной работы на тему «Специфика воспитательного процесса в кадетском училище»

DOI 10.14526/01_1111_160 УДК 377.6

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КАДЕТСКОМ

УЧИЛИЩЕ

А.В. Рябчук - кандидат биологических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин

полковник запаса ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», ул. Володарского, д. 6, Тюмень, Россия, 625003 З.М. Кузнецова - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, д. 28, г. Набережные Челны, Республика Татарстан Россия, 423806

E-mail: kzm [email protected] В.С. Головня - воспитатель учебного класса, подполковник запаса ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище» ул. Льва Толстого, 1, Тюмень, Россия, 625001 E-mail: aryabchuk@bk. ru

Аннотация. Опыт прошлого может быть с успехом использован в будущем, а проблема сочетания традиций и инноваций - одна из достаточно важных концепций, имеющих актуальное значение в педагогике. Кадетские корпуса как учебные заведения имели цель облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей, являлись первой ступенью к подготовке офицеров. В кадетских корпусах обучали не только военных, но и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей и т.п. Материал. Особенности учебно-воспитательного процесса в кадетском училище. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, ретроспективный анализ, анализ учебной документации, педагогическое наблюдение. Результат. Система учебно-воспитательного процесса в кадетском училище выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 5-й класс, уже через 1-2 месяца отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 7 лет обучения в кадетском училище получает хорошее образование, дающее возможность поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения, чему способствует предпрофильная и профильная подготовка в кадетском училище. Воспитательно-образовательный процесс в кадетском училище как особом учреждении имеет свою специфику, обусловленную главной целью - подготовить воспитанников к служению Отечеству в военной и гражданской сфере посредством постепенной выработки соответствующих профессиональных качеств, умений и навыков. Заключение. Обучение и воспитание в кадетском училище способствует всестороннему развитию у воспитанников душевных и физических способностей, формированию характера, глубокому укоренению понятия долга, твердому упрочению задатков тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству.

Ключевые слова: кадетское образование, предпрофильная и профильная подготовка кадет. SPECIFICITY OF UPBRINGING PROCESS AT A CADET SCHOOL

Andrey V. Ryabchuk - candidate of biological sciences, associate professor, colonel of the

reserve Tyumen State University, Physical Culture Institute, associate professor of sports disciplines department, 6, Str. Volodarsky, Tyumen, Russia, 625003

Zinaida M. Kuznetsova - doctor of pedagogics, professor Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, 28, Str. Nizametdinova, Naberezhnye Chelny, Republic of Tatarstan 423806, Russia

E-mail: kzm [email protected] Vyacheslav S. Golovnya — tutor of a class, lieutenant colonel of the reserve Tyumen Presidential Cadet School, 1, Str. Leo Tolstoy,Tyumen, 625001, Russia E-mail: [email protected]

Annotation. The experience of the past can be successfully used in the future and the problem of traditions and innovations combination is one of the most important conceptions, which is urgent in pedagogics. Cadet corpses as educational establishments had the aim of giving upbringing and education to children of military men, being the first step in training officers. Cadet corpses trained not only military men, but also civilian specialists- public servants, diplomats, judges. Material. The peculiarities of educational-upbringing process at a cadet school. Research methods: scientific literature analysis and summarizing, post-event analysis, educational documents analysis, pedagogical observation. Results. The system of educational-upbringing process at a cadet school is organized in a way, that a cadet, coming from a usual school to the 5t form, in 1-2 months differs from his school coevals: he becomes gent, self-disciplined, has a high level of general orderliness and discipline. Within 7 years of study at a cadet school he gets qualitative education, which gives an opportunity to enter higher military and civilian educational establishments, which is provided by pre-profile and profile training at a cadet school. Upbringing-educational process at a cadet school as at a special establishment has its specificity, which is conditioned by the main aim to train cadets to serve native land in military and civilian spheres, by means of gradual formation of the corresponding professional qualities, abilities and skills. Conclusion. Education and upbringing at a cadet school provides many-sided development of spiritual and physical abilities, character formation, understanding of the notion "duty", inclinations of moral qualities formation, which take the first place in upbringing of a citizen, who serves his Native Land. Keywords: cadet education, pre-profile and profile training of cadets.

Как известно, опыт прошлого может быть с успехом использован в будущем, а проблема сочетания традиций и инноваций - одна из достаточно важных концепций, имеющих актуальное значение в педагогике.

Открытие первого корпуса, предназначавшегося для воспитания молодых дворян, состоялось 17 февраля 1732 года. До того времени в России для дворянства, "обязанного государству военною службой и образованием", почти не было школ ни для специального военного, ни для общего образования. Основанные Петром Великим школы математических и навигационных наук, инженерные и артиллерийские "по ограниченности курса их являлись чересчур слабым подспорьем для регулярной армии".

Кадетские корпуса как учебные заведения имели цель облегчить военнослужащим воспитание и

образование их детей, являлись первой ступенью к подготовке офицеров. В кадетских корпусах обучали не только военных, но и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей и т.п.

Обучение в кадетских корпусах решало задачу постепенного развития умственных способностей учащихся и передачи им основательного знания истин веры и общеобразовательных предметов, необходимых для дальнейшего

специального военного их образования и предстоящей им впоследствии служебной и житейской деятельности.

К середине XIX века в кадетских корпусах преподавались: Закон Божий, русский язык и словесность, французский

и немецкий языки (в некоторых корпусах -и английский), арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, естественная история, физика, география, всеобщая и русская история, законоведение, статистика, артиллерия, фортификация, тактика.

Владение иностранными языками играло большую роль в расширении военного кругозора кадет.

После 1900 года, в период руководства кадетскими корпусами Великим князем Константином Константиновичем, программа обучения значительно расширилась. Было введено изучение химии, механики, элементов высшей математики, увеличилось количество часов преподавания

естественной истории, физики.

Система обучения в кадетских корпусах "должна быть вполне согласована с правильными требованиями физического и нравственного воспитания", а совокупные усилия всех преподавателей и воспитателей корпуса должны быть "постоянно направлены на то, чтобы поддерживать в каждом из порученных им кадет здоровье, силу и бодрость тела и духа, строгую дисциплину ума и воли, любознательность и склонность к умственному труду".

200 лет учащиеся кадетских корпусов переходили со школьной скамьи на государственную и военную службу хорошо образованными и воспитанными людьми: трудолюбивыми, честными, добронравными, преданными Отечеству. Среди их заповедей высоко ставилось "кадетство": чувство товарищества и братства, стремление не завидовать, а помогать товарищам, охранять младших; выдержка и способность терпеть лишения, неустрашимость, благородство.

В современных условиях российских реформ для системы совмещенного военного и гражданского образования встала проблема

установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательных технологий и умеренным

консерватизмом - сохранением того ценного педагогического опыта, который был накоплен предыдущими поколениями.

Высококлассными специалистами Министерства образования и

Министерства обороны эта задача была успешно решена.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 1997 года было утверждено разработанное типовое положение о кадетской школе. Ее основная цель - «... интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще».

И уже сегодня по всей России в кадетских классах, школах, корпусах и училищах педагоги-энтузиасты по новым программам и технологиям обучают и воспитывают молодых людей науке защищать Родину, беречь свободу, честь и достоинство России, как это делалось поколениями кадет.

Система учебно-воспитательного процесса в кадетском училище выстраивается так, что кадет, приходя из обычной школы в 5-й класс, уже через 1-2 месяца становится совершенно другим ребенком. Он отличается от своих школьных сверстников подтянутостью, собранностью, общей организованностью и дисциплиной. За 7 лет обучения в кадетском училище ребята получают хорошее образование, дающее им возможность поступить в высшие военные и гражданские учебные заведения по их выбору, чему способствует

предпрофильная и профильная подготовка в кадетском училище.

Воспитательно-образовательный процесс в кадетском училище как особом учреждении имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток и на процесс становления личности

воспитанника, и на обязанности воспитателя, и на его профессиональные качества.

Обучение и воспитание в кадетском училище имеет главной целью подготовить воспитанников к служению Отечеству на военном и гражданском поле деятельности посредством постепенной, с детского возраста, выработки тех согласованных с общими началами российского государственного устройства верных понятий и стремлений, служащих прочной основой искренней преданности Родине, сознательного повиновения власти и закону и чувства чести, добра и справедливости. Училищное воспитание должно всесторонне развивать в каждом кадете душевные и физические способности: правильно образовывать характер, глубоко укоренять понятия благочестия и долга, твердо упрочить задатки тех нравственных качеств, которые имеют первостепенное значение в воспитании гражданина, служащего Отечеству, какой бы профессиональный путь он ни выбрал в дальнейшем.

Литература

9. Афтимичук, О.Е. Значимость ритма в системе профессиональной педагогической и спортивной подготовки / О.Е. Афтимичук, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - Том 10 №2. - С. 28-38. Режим доступа: 1Щр://юигпа1-science.org/ru/artic1e/157.htm1. Б01: 10.14526/01_1111_04.

10. Бахвалов, А. А. Ещё раз об истории и особенностях управления кадетскими корпусами в России / А. А. Бахвалов // Образование. - 2001. - № 3.

11. Воробьева, А. Ю. Кадетские корпуса в России в 1732-1917 / А. Ю. Воробьева. - М. -2003г.

12. Галанин, Ю. О. Возрождение кадетских корпусов в России. Достижения и проблемы становления / Ю. О. Галанин // ОБЖ. -2001. - № 2.

13. Голощапова, Е. В. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX - начале XX века : дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Голощапова. -Ульяновск, 2007 г.

14. Евдокимов, К. В. К вопросу о совершенствовании системы военного образования в России / К. В. Евдокимов, Д. В. Беркин // Инновации в образовании. - 2004. - № 4.

15. Кузнецов, А.С. Организационно-методические основы многолетней подготовки борцов греко-римского стиля / А.С. Кузнецов //

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - Том 11 №1. - С. 47-56. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/308.html. DOI: 10.14526/01_1111_78.

16. Кузнецов, А.С. Учет индивидуальных особенностей в тактической подготовке борцов греко-римского стиля / А.С. Кузнецов, И.Ш. Мутаева, А.В. Рябчук, Ю.Ю. Крикуха // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 47-54. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/10.html. DOI: 10.14526/17_2014_17.

17. Кузнецова, З.М. Брендинг образовательных услуг вуза физической культуры и спорта: современные подходы / З.М. Кузнецова, В.К. Аюпова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. - Том 9 №1. - С. 20-24. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/4.html. DOI: 10.14526/13_2014_13.

References

1. Aftimichuk O.E., Kuznetsova Z.M. The importance of rhythm in the system of professional pedagogical and sport training. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2015, vol. 10, no.2, pp. 28-38. Available at: http://journal-science.org/ru/article/157.html. DOI: 10.14526/01_1111_04.

2. Bakhvalov A. A. One more time about the history and peculiarities of managing cadet corpses in Russia. Obrazovanie [Education]. - 2001. - no. 3. (in Russian).

3. Vorobeva A. Y. Kadetskie korpusa v Rossii v 1732-1917 [Cadet corpses in Russia in 17321917]. Moscow, 2003. (in Russian).

4. Galanin Y. O. Second birth of cadet corpses in Russia. Achievements and the problems of formation. OBZh [The basic of vital functions safety]. 2001, no. 2. (in Russian).

5. Goloshchapova E. V. Spiritual-moral upbringing at cadet corpses in Russia during the second half of the XIX - beginning of the XX century. Extended abstract of candidate's thesis. Ulyanovsk, 2007. (in Russian).

6. Evdokimov K. V. Concerning the question of the system of military education improvement in Russia. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education]. 2004, no. 4. (in Russian).

7. Kuznetsov A.S. Organizational-methodical basis of a long-term training among graeco-roman style wrestlers. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2016, vol.11, no. 1, pp. 47-56. Available at:

http://joumal-science.org/ru/article/308.html. DOI: 10.14526/01_1111_78.

8. Kuznetsov A.S., Mutaeva I.Ch., Raybchuk A.V., Krikukha Y.Y. The training loads individualization on the basis of functional and reserve organism recourses determination of greco-roman wrestlers. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no.1, pp. 47-54. Available at: http://journal-

Подано: 01.12.2016 г. Принято: 04.12.2016г.

science.org/ru/article/10.html. DOI:

10.14526/17_2014_17.

9. Kuznetsova Z.M., Aypova V.K. Educational services branding in physical culture and sport institute: modern approaches. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol.9, no. 1, pp. 20-24. Available at: http ://j ournal-science.org/ru/article/4.html. DOI:

10.14526/13 2014 13.

Рябчук Андрей Владимирович - кандидат биологических наук, доцент, полковник запаса, доцент кафедры спортивных дисциплин, Институт физической культуры ФГБОУ ВО «Тюменский государственный университет», ул. Володарского, д. 6, Тюмень, Россия, 625003, E-mail: aryabchuk@bk. ru

Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, Набережночелнинский государственный педагогический университет, ул. Низаметдинова, д. 28, г. Набережные Челны, Республика Татарстан Россия, 423806, E-mail: kzm diss@mail. ru

Головня Вячеслав Станиславович - воспитатель учебного класса, подполковник запаса, ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», ул. Льва Толстого, 1, Тюмень, Россия, 625001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.