УДК 372.8
Чибирев Ю.Г.
Самарский государственный социально-педагогический университет, Самара, Россия
Использование синквейнов в развитии способности резюмировать информацию в нескольких словах
Аннотация: в статье рассмотрены методические особенности использования
синквейн технологии
Ключевые слова: технология, синквейн.
Научный руководитель - Л.Г. Сафина
Большой поток информации, которым овладевает обучающийся, приводит к тому, что становится очень сложно сказать коротко о главном, ученику очень тяжело сделать выводы об изученном материале в нескольких словах, а ведь всем известно, что «краткость-сестра таланта».
Способность резюмировать информацию в нескольких словах - это важное умение, которое требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. На наш взгляд, развить данную способность вполне возможно, если из урока в урок методически грамотно использовать такую технологию, как синквейн-технология.
Для использования синквейн-технологии на уроках учитель сам должен отлично разбираться в изучаемой теме, в методике преподаваемого предмета, в психологических особенностях каждого возраста обучающихся, так как неэффективное использование учителем педагогических технологий, приемов и способов воздействия может негативно повлиять на психологическое здоровье обучающихся.[3]
В России после положительного опыта использования синквейна в других странах, например Америке, и многочисленных отечественных педагогических публикаций, указывающих на эффективность синквейна в образовании, синквейн начал применяться с 1993 года. А на сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов школьниками. Поэтому синквейн прочно вошел в систему российского образования.
К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время практически нет разработанных синквейнов по химии. Проблема заключается в том, что синквейн как инновационная педагогическая технология недооценивается учителями химии.
Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто). [1]
На любом уроке учащиеся получают информацию, знакомятся с новыми терминами, учатся делать выводы, искать взаимосвязи. Способность изложить информацию, сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах очень важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе и смысле. Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. [2]
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования и анализирования полученной информации. При работе с данной технологией учитель решает сразу множество важнейших задач:
• изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску.
• знания о предложении,
• умение соблюдать интонацию,
• значительно активизируется словарный запас учащихся,
• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,
• активизируется и развивается мыслительная деятельность,
• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо. [1.2]
Написание синквейна с точки зрения педагогики — это свободное творчество, которое требует от автора умения находить в информационном материале самые важные и существенные моменты, затем обязательно подводить итоги, делать выводы и резюмировать все сказанное выше. Все это должно быть кратко сформулировано. Для синквейна характерна простота построения.
Синквейн - довольно универсальная технология, которую можно использовать на любом этапе урока.
В начале урока, например, можно предложить написать синквейн для выяснения готовности к уроку - сжатое обобщение, или актуализация полученных ранее знаний, или систематизация материала.
В ходе урока с помощью синквейна ученики могут выразить своё отношение к обсуждаемой проблеме. При этом не только экономится
время урока, но и появляется возможность проверить глубину понимания, способность ученика грамотно выражать свои мысли.
В конце урока синквейн можно использовать для рефлексии, после изучения темы - для контроля. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах. [3]
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любого школьного предмета. Кроме того, данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого учащегося и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.
Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.
Основные этапы внедрения синквейн -технологии в образовательный процесс:
1. Объясняются правила написания синквейна
2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.
3. Задается тема синквейна.
4. Фиксируется время на данный вид работы.
5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.[2]
Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им,
как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых людей сначала будет трудно. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары.
Синквейн - это не способ проверки знаний ученика, у него другая задача, причем, более универсальная. Синквейн - это способ на любом этапе урок, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций.
Синквейн — это анализ и синтез информации, игра слова. Это поэзия, которая способствует творческому саморазвитию и красивому выражению своих мыслей. Это способ написания оригинальных и красивых стихотворений. Именно поэтому синквейн, как инновационная технология обучения, приобретает все большую популярность и все чаще применяется в образовательном процессе.
www.careerjourney.ru
Библиографический список
1. Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии http://www. den-za-dnem.ru/page.php?article = 410 (дата обращения. 19.12.2023).
2. Кендиван О.Д-С., Куулар Л.Л. Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 3-4. - С. 827-829
3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии/ Д.Г. Левитес. - Воронеж, 2013. - 226 с.
Информация об авторе:
Чибирев Юрий Геннадьевич, студент 6 курса заочной формы обучения направления подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки, направленность (профиль): «Биология» и «Химия», ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.
Научный руководитель:
Сафина Лилия Галимзановна, к.п.н., доцент, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет», г. Самара.