УДК 37.02
Абдуразокова И.А. преподаватель Школа №33 Ферганский район Узбекистан, Фергана
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ПРЕДМЕТЕ
ХИМИИ
Аннотация: В данной статье освещено использование инновационных методов в предмет химии.
Ключевые слова: химия, инновационных метод, образования.
Abdurazoqova I.A.
teacher Uzbekistan, Ferghana
USING INNOVATIVE METHODS IN THE FIELD OF CHEMISTRY
Abstract: This article highlights the use of innovative methods in the field of chemistry.
Key words: chemistry, innovative method, education.
Сегодня процесс развития сферы образования продолжается в ускоренном темпе в нескольких направлениях, таких как, модернизация, разработка и широкое внедрение инновационных игровых технологий обучения, наличие возможностей и условий продуктивной субъектной самореализации обучающихся.
Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках.
Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности.
Проект (лат. projectus - брошенный вперед) предполагает разработку замысла, предварительного, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения - создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником. В практике обучения химии проектная деятельность реализуется через:
• урок как таковой или практическое занятие;
• внеурочную деятельность, предметную деятельность;
• научно-практичную деятельность учащихся, защиту рефератов;
Учитель используются следующие проекты:
• Информационные. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (Использованные источники:, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), методы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках. Пример: 10 класс «Витамины: за или против».
• Творческие проекты строятся следующим образом: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр. Пример: 10 класс: «Сложные эфиры управляют целым миром» (форма предоставления результатов - сочинение, выставка рисунков, фотографий).
Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.
Творческая форма рефлексии - Синквейн.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные мысли, чувства, представления в нескольких словах - это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии - синквейн.
Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
• В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
• Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
• Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
• Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
• Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Например, при обобщении темы «Кислородсодержащие органические вещества» был проведен интегрированный урок химии с уроком биологии и экологии. Кислородсодержащие органические вещества рассматривались в необычном ракурсе: в качестве веществ - экорегуляторов. Рефлексия урока проводилась в форме синквейн.
1. Вещества.
2. Кислородсодержащие, органические.
3. Привлекают, предупреждают, защищают.
4. Загадочные способы общения в природе.
5. Феромоны, алломоны
Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии. О чём говорят показатели результативности. Оценка знаний учащихся по итогам годовой аттестации за последние три года во всех классах имеет позитивную динамику. Качество знаний составляет 40% - 60%. Учащиеся принимают участие в исследовательской работе, выполняют проекты.
В заключение можно сказать, что использование современных методов в учебном процессе побуждает студентов к самостоятельному поиску и помогает преодолеть трудности в учебной деятельности, достигается повышение качества образования путем анализа их потребностей в учебном процессе.
Использованные источники:
1. Имакаев В.Р. Образование и ось времени // Философия образования и реформа современной школы. - Пермь. 2002.
2. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения. Сборник научных трудов / Под ред. А.В.Хуторского. - М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006.
3. Farxodjonqizi F. N., Dilshodjonugli N. S. Innovative processes and trends in the educational process in Uzbekistan //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2020. - Т. 10. - №. 4. - С. 621-626.
4. Farxodjonova N. F. MODERNIZATION AND GLOBALIZATION AS HISTORICAL STAGES OF HUMAN INTEGRATION //Теория и практика современной науки. - 2018. - №. 3. - С. 16-19.