Аналогичный подход используется и для курса «Экология» [3, 7].
Список литературы:
1. Блинов Л.Н. Химия. Современная классификация. Синопсис химии: учеб. пособие / Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова, В.В Полякова, И.А. Соколов. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - 326 с.
2. Блинов Л.Н. Химия. Инновационно-системный подход: учеб. пособие / Л.Н. Блинов, В.В. Полякова, А.В. Семенча. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 96 с.
3. Блинов Л.Н. Экология. Инновационно -системный и личностно-моти-вационный подход: учеб. пособие / Л.Н. Блинов, В.В. Полякова, А.В. Семенча. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 210 с.
4. Блинов Л.Н., Полякова В.В. Устойчивое развитие. Образование для устойчивого развития. Экологическое образование: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 90 с.
5. Блинов Л.Н. Химия: учебник / Л.Н. Блинов, М.С. Гутенев, И.Л. Перфилова, И.А Соколов, Т.В. Соколова, Л.В. Юмашева. - СПб.: Изд-во «Лань», 2012. - 480 с.
6. Блинов Л.Н. Сборник задач и упражнений по общей химии: учеб. пособие / Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова, Т.В. Соколова. - СПб.: Изд-во «Лань», 2016. - 188 с.
7. Блинов Л.Н. Экология: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Л.Н. Блинов, В.В. Полякова, А.В. Семенча: под общ. ред. Л.Н. Блинова. -М.: Изд-во «Юрайт», 2016. - 209 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
© Гебекова А.Н.1
Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный
В работе автор рассматривает как можно реализовать развивающее обучение на уроках русского языка, какие педагогические технологии
1 Доцент кафедры Педагогики и дошкольной психологии, к.п.н.
способствуют реализации развивающего обучения, какие виды заданий на уроках русского языка способствуют решению этих задач.
Ключевые слова развивающее обучение, начальные классы, современные технологии, начальные классы.
Современная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, потребовала содержательных перемен во всех сферах общественной жизни. В том числе и в образовании. Изменившиеся требования к современным образовательным учреждениям были сформулированы в Законе «Об образовании», где названа одна из главных задач - стимулирование и развитие умственных процессов. Одними из главных задач современного образования являются перестройка и адаптация учащихся к современным реалиям, привитие ему навыков самообразования и саморазвития, творческого применения приобретенных знаний. Успешная реализация этих задач связана с преодолением внутренних стереотипов, которые сложились в течение нескольких последних поколений. В настоящее время, в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) в педагогике все большую значимость приобретают современные педагогические технологии или технологии развивающего обучения [6, с. 3].
В системе образования русский язык занимает особое место, обеспечивая культурно-гуманистическую направленность, формирование нравственного мира личности, развитие духовной среды, что отмечается такими учеными-классиками, как М.В. Ломоносовым, С.И. Ожоговым, Д. Розенталь, Л.Н. Толстым, и др. В школе русский язык выступает как научная дисциплина, изучение которой требует немалых усилий.
Учебная дисциплина «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, он направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Обучение русскому языку в начальной национальной школе - первоначальный этап системы обучения русскому языку. В начальном звене осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6-10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета в начальной школе представляют собой единый филологический курс, в котором изучение русского языка сочетается в первоначальным литературным образованием и обучением чтению [3, с. 34].
Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте». В обучении грамоте различаются три периода:
добукварный - подготовительный, букварный - основной, послебуквар-ный - завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из вышеназванных этапов обучения грамоте, определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Изучение всех сторон языка во взаимосвязи позволяет сформировать у школьников представление о языке как сложном, развивающемся явлении, имеющим разные уровни, которые находятся во взаимосвязи.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным дисциплинам.
Как отмечает С.А. Солданова в своей работе «Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе», новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют новые требования к школе. Современные стандарты по русскому языку и литературе требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире. Формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учителя начальных классов [6, с. 5]. В связи с реализацией ФГОС НОО особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые педагогические технологии: технологию деятельностного метода, развивающего обучения, проблемную технологию, здоровьесберегающую и т.д. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки, чтобы ребенок сам открывал для себя истину, а не получал готовые знания. Внешне это отношение в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке [1, с. 28].
Как мы предполагаем, многие УМК, по которым идет реализация ФГОС НОО, построены на принципе развивающего обучения. Поэтому учителю необходимо построить свою деятельность на принципе развивающего обучения, прочные позиции должны занимать развивающее обучение. Реализуя развивающее обучение учитель может вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игра, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Целью развивающего обучения школьников, как мы считаем, является достижение оптимального общего
развития каждого ребенка на базе усвоения предметных знаний, умений и навыков. Конечная цель технологии развивающего обучения состоит в том, чтобы иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и учиться [6, с. 13].
Обучение русскому языку в начальных классах национальной школы предоставляет учителю большие возможности в работе над развитием речи, мышления, воображения школьников, творческих способностей. Потенциал развития личности младшего школьника реализован в содержании программ, учебников и учебных пособий по русскому языку. Правильно, системно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, его восприятия и памяти, творческого воображения и таланта. Приучая ребенка к организации своего учебного процесса, к осмыслению нового материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, развивая пытливость его ума, учитель должен закладывать основы успешной мыслительной деятельности младших школьников. Не все дети рождаются творческими личностями. Однако, при создании определенных условий, учитель может организовать продвижение вперед по пути познания, развития и творчества этих детей. Уроки средствами учебного предмета обеспечивают важнейшее воздействие на развитие у учащихся речи, мышления и воображения. Достаточная степень развития мышления, воображения, речи - главный показатель развития личности [4, с. 28].
Как считает С.А. Солданова главная задача учителя-помочь каждому ребенку осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Применение развивающего обучения на уроках русского языка, где учащиеся являются активными участниками организации учебного процесса, можно не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, но и сделать урок более живым, разнообразным, а следовательно, продуктивным, сэкономить время [6, с. 43].
Многие задания, которые даются в учебниках «Русский язык», рассчитаны на самостоятельное выполнение. Эти задания выявляют способность ребенка действовать по образцу. Репродуктивная деятельность является важнейшим компонентом мышления. Многие задания учебника не могут быть решены на репродуктивном уровне, а требуют самостоятельного творческого мышления. Это должны быть задания, требующие от ребенка осуществления мыслительных операций в новых условиях, т.е. в условиях непривычной формулировки задания, примечание нового языкового материала [2, с. 42]. Необходимости сделать самостоятельный вывод, обобщения.
Например, на доске записаны слова: вор..б..й, мыш.. , т..трад.. , п..л..то, учит..л.., кон..к.., рож.., к..рабл.., ст..кло, ветв.., похо..ка, уло.., оз..ро, мысл.. .
- Чем похожи эти слова? (Имена существительные).
- Какое задание можно предложить? (Разделить на группы).
- Какие группы можно получить? (по роду, по орфограмме).
Выполнив это задание. Учитель может вместе с детьми выйти на объяснение нового материала по теме «Имена существительные 3 склонения». На уроках русского языка есть возможность использования задания, направленные на создание нового материала, которые имеют большое значение для развития творческого мышления: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу: храбрый, смелый, отважный, бесстрашный, большой-маленький, широкий-узкий, сладкий-горький. Для развития творческих способностей детей можно предложить задания: продолжить рассказ, составить памятку, придумать словосочетание, составить предложение с заданным словом, составить рассказ по картинкам и т.д.
На уроках литературного чтения, используя технологию критического мышления, учитель может предложить стихотворные формы, которые требуют строгого алгоритма, но и в то же время не вызовут значительных затруднений у подавляющего большинства учеников [5, с. 32]. Как мы считаем, интересны задания творческого характера: синквейн, диамант, даймонд, хайку.
Синквейн (от фр. спкцштн. англ. овдиаш) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн - это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом), развивает образное мышление.
Пример синквейна на тему «Новый год»:
1. Новый год.
2. Радостный, долгожданный.
3. Приходит, веселит, радует.
4. Я радуюсь Новому году.
5. Зима, праздник, подарки.
Диаманта - это особая форма выполнения творческой работы. В отличие от синквейна диамата состоит из семи строк. Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых-понятия с противоположным значением. Написание диаманты полезно для понимания учащимися сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению. Учащимся можно предложить написать хайку по следующей схеме:
- строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то
- строчка 2: Какого
- строчка 3: Как
Снегирь
- Я видел птицу,
- Прилетевшую зимой,
- Красиво...
Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечение в посильную для детей творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления и оптимизации учебного процесса. Задания такого характера в наибольшей степени побуждает к подключению каждого ребенка в учебную деятельность независимо от уровня своего развития, к самостоятельности и в постановке целей и в достижении нового результата. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы учитывать развивающую роль обучения и воспитания в становлении личности ребенка и ориентировать на поиск тех психолого-педагогических средств, с помощью которых можно оказать существенное влияние, как на общее психическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей [6, с. 45].
Список литературы:
1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. -172 с.
2. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. -Томск: Пеленг, 1992. - 205 с.
3. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в младших классах. - Томск: Пеленг, 1992. - 60 с.
4. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
5. Репкин В.В., Давыдов В.В. «Развивающая обучение как система»: пособие для учителей, студентов пединститутов и работников народного образования. - 2003. - Вып. 5. - 287 с.
6. Салданова С.А. Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе. - М., 2015.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
© Кораблева Е.Н.1
Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д.Ф. Устинова, г. Санкт-Петербург
В статье представлены методические аспекты и практические рекомендации обеспечения безопасности и рациональной организации учебного процесса и физкультурно-массовой работы со студентами. Обоснованы методические и практические предложения для аудиторной и индивидуальной работы студентов.
Ключевые слова: безопасность занятий физическими упражнениями, организация учебного процесса по физической культуре, физкультурно-массовой работа, оказание первой помощи.
Учебная, трудовая, рекреационная деятельность человека, а также и занятия физической культурой и спортом потенциально опасны. Полная безопасность не может быть гарантирована никому, независимо от материально-технического обеспечения, условий, образа жизни и деятельности, достичь абсолютной безопасности невозможно. Но можно уменьшить риск опасных явлений, ситуаций и происшествий. И это очень важно, так как вследствие возникновения опасных ситуаций могут иметь место травмы, увечья, а порой заболевания и летальный исход.
В процессе жизни, занятий различными видами деятельности, в том числе и физическими упражнениями, человек подвергается воздействию различных позитивных и негативных факторов. Под негативными или вредными и опасными факторами понимаются явления, процессы, объекты,
1 Доцент кафедры Физического воспитания и спорта, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.