УДК 37.02
Кодирова М.А. преподаватель
1-ая Государственная специализированная общеобразовательная школа-интернат для углубленного изучения точных и социальных наук, Учкуприкский район
Узбекистан, Фергана
ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ХИМИИ
Аннотация: В данной статье освещено интеграция как средство внедрения новых педагогических технологий на уроках химии.
Ключевые слова: интеграция, химия, образования.
Qodirova M.A. teacher Uzbekistan
INTEGRATION AS A MEANS OF INTRODUCING NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN CHEMISTRY LESSONS
Abstract: this article highlights integration as a means of introducing new pedagogical technologies in chemistry lessons.
Keywords: integration, chemistry, education.
Давно было замечено, что не только плохо успевающие, но даже многие отличники совершенно не соотносят сведения о внешнем мире, полученные на одном уроке со сведениями о том же предмете, которые им сообщают на других уроках. Дети часто не связывают воедино и разрозненные факты, которые мы им сообщаем в рамках одного предмета. Причин этого явления множество:
• Эмоциональная и информационная перегруженность ребёнка.
• Возрастная неподготовленность к восприятию абстрактных понятий.
• Неподготовленность ребёнка к чтению серьёзных текстов.
• Сложность учебников и предлагаемых к ним методик.
Перед учителем возникают следующие задачи:
• помочь учащимся усвоить всю совокупность фактов и явлений в их развитии, овладеть общей картиной мира;
• устранить разобщённость школьных предметов;
• повысить интерес учащихся к учению;
• повысить практическую направленность обучения [12].
Мировая наука" №6(39) 2020 science-j.com ■ 240
Интеграция осуществляется на следующих уровнях:
1. Межпредметные связи. Предполагается принцип «вторжения в другую область», т.е. привлечение на уроки понятий, образов, представлений из других школьных дисциплин. При изучении химической науки очень часто прослеживаются межпредметные связи химии с математикой, биологией, физикой и географией, с предметами естественно - математического цикла и ОБЖ. Чтение литературных отрывков, стихов на уроке химии придаёт изучаемому материалу особую привлекательность и развивает интерес учащихся. Использование литературных загадок при изучении нового материала развивает логическое мышление, а так же способствует их эвристической деятельности учащихся на уроке.
Пример 1: Я на бумаге оставляю
Конечно, очень жирный след.
И рисовать вам помогаю
Уже я много - много лет!
Не прочен я, не как гранит!
А называюсь я ... (графит)
Пример 2: Тема урока: «Каучук и его свойства»
Л. Буссенар. «Похитители бриллиантов»
- Дорогой мой, но ведь порох, должно быть, промок и обратился в
кашу.
- Глубокая ошибка, дорогой Альбер. Перед отъездом из Франции я смазал донышки патронов и фитили раствором каучука и сернистым углеродом. Испарение этого вещества оставило тонкую пленку на частях, могущих отсыреть, и таким образом мои патроны оказались также недоступны для влаги, как банки с притертой пробкой.
2. Интегрированные уроки. Проведение интегрированных уроков создает условия для использования разнообразных заданий, способствующих развитию интереса учащихся к предмету при обсуждении учебной темы. Интегрированные уроки надолго остаются в памяти школьников. Пример: 10 класс: «Кислородсодержащие органические вещества» - химия, биология, экология, «Нуклеиновые кислоты» - химия, биология.
Учитель использует три типа интегрированных уроков:
• урок - изучение нового материала;
• урок - обобщение и закрепление изученного;
• урок - контроля знаний.
Технология игрового обучения.
Технология игрового обучения способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В обучении химии довольно часто используются игровые технологии, проводятся уроки -
"Мировая наука" №6(39) 2020 science-j.com
игры. Например, при изучении органической химии в 10 классе: урок-соревнование «Предельные углеводороды», школа детективов «Углеводороды», урок-путешествие «Покорение вершины горы Спиритус фенолюс». Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету.
Технологии метода проектов
Среди инновационных педагогических средств и методов, обеспечивающих индивидуализацию профильного обучения, особое место занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Проект (лат. рго|е^ш - брошенный вперед) предполагает разработку замысла, предварительного, предположительного поиска ответа на вопрос, решения проблемы разным способом. Метод проектов реализует главный смысл и назначение обучения - создает условия для сотрудничества в сообществе исследователей, тем самым помогает обучаемому стать талантливым учеником. [6]
В практике обучения химии проектная деятельность реализуется
через:
• урок как таковой или практическое занятие;
• внеурочную деятельность, предметную деятельность;
• научно-практичную деятельность учащихся, защиту рефератов;
Учитель используются следующие проекты:
• Информационные. Учащиеся изучают и используют различные методы получения информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных), методы ее обработки (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) и презентации. Данный вид проекта систематически используется на уроках. Пример: 10 класс «Витамины: за или против».
• Творческие проекты строятся следующим образом: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов: видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр. Пример: 10 класс: «Сложные эфиры управляют целым миром» (форма предоставления результатов - сочинение, выставка рисунков, фотографий).
Метод проектов ориентирован на достижение целей учащихся. Он формирует большое количество умений и навыков, опыт деятельности.
Инновационные технологии способствуют повышению эффективности обучения предмету химии. О чём говорят показатели результативности. Оценка знаний учащихся по итогам годовой аттестации за последние три года во всех классах имеет позитивную динамику. Качество знаний составляет 40% - 60%. Учащиеся принимают участие в исследовательской работе, выполняют проекты.
"Мировая наука" №6(39) 2020
science-j.com
Использованные источники:
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2.
2. Фарходжонова Н. Ф. Проблемы применения инновационных технологий в образовательном процессе на международном уровне //Инновационные тенденции, социально-экономические и правовые проблемы взаимодействия в международном пространстве. - 2016. - С. 5861.
3. Фарходжонова Н. Ф. Влияние идеологических процессов на национальную идею в условиях глобализации //Мир науки и образования. -2016. - №. 2 (6).
4. Farxodjonqizi F. N., Dilshodjonugli N. S. Innovative processes and trends in the educational process in Uzbekistan //ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal. - 2020. - Т. 10. - №. 4. - С. 621-626.
"Мировая наука" №6(39) 2020
science-j.com