Андрущак Л.П.
инструктор по физической культуре Детский сад № 9 «Кристаллик» Салехард, Россия
Использование северных подвижных игр в физическом воспитании детей с
нарушением зрения
Аннотация: Целью статьи является демонстрация опыта работы по реализации регионального компонента общеобразовательной программы ДОУ, модели организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Крайнего Севера. Автор делится своей системой работы по физическому воспитанию детей с нарушением зрения.
Опыт работы будет интересен не только различным дошкольным учреждениям и их учредителям, но и родителям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: физическое воспитание, подвижные игры, слабовидящие дети.
В 2011 году в городе Салехард Ямало-Ненецкого автономного округа открылся новый детский сад «Кристаллик». В нем предусмотрены комбинированные группы как для детей общего развития, так для детей, имеющих проблемы со зрением - амблиопия и косоглазие.
В ходе реализации основной общеобразовательной программы в рамках образовательной области «Социализация», в содержание воспитательного процесса включены темы регионального компонента. Культура, быт, особенности проживания народов севера, вот составляющие данного компонента. Эти темы находят отражение в творческой, познавательной, художественной, игровой деятельности наших воспитанников. В связи с суровыми климатические условия проживания в нашем регионе и как следствие низкой двигательной активностью ребятишек, в учреждении уделяется большое внимание физической культуре. И конечно особое место отводится изучению и использованию в непосредственно образовательной деятельности Северных подвижных игр.
Северные игры, как часть традиционной культуры народов Севера, занимают значимое место в социализации детей. Передаваемые из поколения в поколения, они вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них выражаются культура, быт, представления о нормах поведения, взаимоотношениях, в которых протекает жизнь детей и взрослых. Подвижные Северные игры привлекают детей простотой, доступностью, занимательностью игровых действий, ярко выраженной эмоциональной окрашенностью.
В коррекционно - педагогической работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, Северные подвижные игры приобретают особо значение. Постоянные изменения в игровой ситуации приучают детей целесообразно использовать двигательные умения и навыки. Естественным образом проявляются такие качества, как быстрота реакции, ловкость, развивается глазомер, равновесие, навыки пространственной ориентировки, идет постоянная естественная тренировка всего мышечного комплекса.
В нашем дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения разработана целая система работы по использованию Северных подвижных игр. Она реализуется по 3 направлениям: изучение и использование игр в непосредственно образовательной деятельности, на коррекционных занятиях и дома, совместно с родителями. Знакомство с играми происходит на утренней гимнастике, игровых занятиях, развлекательных досугах, на прогулке. Ребята ходят как «Олени», «Куропаточки», «Песцы», очень любят перевоплощаться в охотников, рыбаков, оленеводов. В разных возрастных группах свои любимые игры: «Ловим Оленей», «Охота на Куропаток», «Животные которые живут в тундре», «Важенка и Оленята», «Оленьи упряжки», «Перетягивание каната», «Прыжки через нарты», «Хейро», «Полярная Сова и евражки», «Охота на оленей», «Охотник и волки» и др.
На занятиях с тифлопедагогом, психологом, логопедом широко используются либо элементы, либо игра в целом. Для знакомства родителей с Северными народными играми подготовлены картотека игр разной подвижности, стихов, считалок, загадок на северную тематику, папки - передвижки, буклеты с описанием и рекомендациями по проведению игр дома. Интересной оказалась и такая форма работы, как спортивный досуг «Зов тундры», где дети и родители представляли разные Северные подвижные игры.
В каждой группе у воспитателей формируется картотека игр, рассчитанных на детей общего развития и на детей с ослабленным зрением.
При отборе материала для проведений занятия, утренней гимнастики, спортивных эстафет, праздников, досуга, развлечений учитываются индивидуальные возможности каждого ребёнка. Для слабовидящих ребят исключены игры, во время которых они должны долго бегать, кувыркаться, подымать тяжести, искать спрятанные предметы. В процессе проведения игры обращается внимание на движение и действие детей, на выполнение ими правил и на дозировку нагрузки. При распределении ведущих и водящих используются считалки, например: «Быстрый Северный олень нас катает целый день, но на нарты нам не сесть, значит ты останься здесь».
Таким образом, подвижные игры народов Севера расширяют не только общий кругозор детей, стимулируют использование знаний об окружающем мире, поведении человека и животных, пополняют словарный запас, совершенствуют психические процессы, но и позволяют создать атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение коррекционных, оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в процессе физического воспитания дошкольников с нарушением зрения.