Рафикова Н.В. воспитатель Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» Салехард, Россия
Приобщение детей к самобытной национальной культуре народов Крайнего
Севера через создание мини-музея
Аннотация: Особенностью нашей работы по национально-региональному компоненту является уникальная форма взаимодействия семьи и педагогов, позволяющая передавать подрастающему поколению культурные ценности прошлого и настоящего, в наиболее яркой, незабываемой форме (посредством мини-музея); приобщать к национально-региональной культуре, традициям народов Севера; повышать социально-культурную компетентность взрослых (педагогов, родителей).
Ключевые слова: культура народов Севера, семейное воспитание, мини-музей.
Сейчас мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным требованиям пришли Федеральные государственные требования. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальное партнерство - это один из способов социализации детей, который способствует вводу наших воспитанников в общественную жизнь и помогает мягко и безболезненно «влиться» в «Социум». Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности. Взаимодействие здесь рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. В детском саду № 9 « Кристаллик» этому уделяется большое внимание. Одним из способов, вовлечения большей части семей в совместную работу, является организация работы мини-музея. В нашей группе мини-музей существует уже 4-й год и за это время родители стали активными участниками всех мероприятий и тематических выставок. Учитывая самобытность национальной культуры народов Севера, его создание было не случайным.
В ЯНАО более 50% населения составляют русские, но в округе живут коренные малочисленные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы, а также диаспоры коми -зырян. Поэтому воспитательно-образовательная работа с учетом национально-регионального компонента осуществляется в двух направлениях: привитие любви и уважения к своему народу за его культурно-исторические достижения и формирование знаний об этнической самобытности народов: ненцы, ханты, коми-зырян. Для достижения этих целей нам необходимо было выстроить свое взаимодействие с семьями воспитанников так, чтобы у них появилось желание сотрудничать совместно со своими
детьми и получать взамен положительный заряд и массу впечатлений о проделанной поисково-познавательной деятельности. К празднованию дня рождения Ямало-Ненецкого Автономного округа 10 декабря традиционно началась подготовка к созданию экспозиции в нашем мини-музее. В оригинальной форме было составлено объявление для родителей, и для всех желающих участвовать в оформлении экспозиции «Люблю тебя, родной Ямал!». В результате тесного сотрудничества с семьями ребят, ежедневно стали появляться новые экспонаты. Это были различные предметы: сувенирная продукция, изготовленная ямальскими умельцами из оленьих шкур, бивня мамонта и кости. Игрушки, куклы в национальной одежде, изделия из бисера, литература и все то, что отражает историю нашего края и города Салехарда, как столицы нашего округа, природные и климатические особенности региона и самобытность национальной культуры коренных жителей ЯНАО. Мини-музей был создан с участием и помощью заинтересованных родителей. Мы расположили его в группе, в доступном месте для детей. У нас появились символы региона - герб и флаг ЯНАО, флаг России, карта нашего округа, макеты памятников. Стела «Полярный круг» -символ автономного округа и единственного в мире города на Полярном круге, «Паровоз» - памятник 501-стройке. В музее имеются: фотоальбомы, созданные семьями («Мой Ямал», «Обитатели северных рек», «Жители тундры», «Этот удивительный Ямал»), книги («Диалектика ямальского быта», «Земля сказок», «Красная книга ЯНАО», «Храмы Ямала»), картотека подвижных игр народов Севера, фото-работы мастеров декоративно-прикладного ремесла (резьба по слоновой кости, бивню мамонта, по дереву, работа с мехом, бисером, сукном, батик) и др.
Большой интерес у ребят вызвала экспозиция, которая насчитывает около десятка авторских работ совместной деятельности детей и родителей: кукла, в оригинальном национальном наряде, игрушка «Ненец» - дергунчик, ненецкая куколка нухуко -("нухуко" - по-ненецки значит "игрушка"), принадлежавшая одному из древнейшего рода коренных малочисленных народов.
Главный принцип нашего мини-музея заключается в следующем - это интерактивность. Все, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей - все можно потрогать, взять в руки, рассмотреть, поиграть. Все экспонаты нашего мини-музея помогают детям расширить кругозор, уточнить, конкретизировать новые и уже имеющиеся знания детей о жизни коренных народов, об истории, традициях, фольклоре, активизировать собственные познавательные интересы.
В тематической части мини-музея размещена информация и материал, который используется в непосредственно образовательной деятельности с детьми. Экспонаты музея используются для проведения занятий в таких образовательных областях как «Познание» и «Коммуникация», в продуктивной деятельности. Воспитанники мастерят сувениры из бересты, мха, пера птицы, подарки к знаменательным датам нашего города, округа. Ребята любят и умеют составлять и отгадывать загадки о явлениях природы, животном и растительном мире, быте аборигенов. Познавательно - исследовательская форма работы с воспитанниками проводится с помощью организации экскурсий в наш мини-музей для детей других групп.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений. Учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
Мини-музей является уникальным средством оптимизации взаимоотношений родителей и детей. Их совместная деятельность, сотрудничество,
взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания. Так по инициативе и силами родительского комитета в приемной у каждого ребенка на дверце шкафчика
имеется фотография памятника архитектуры старого Салехарда («Сторожевая башня», срубы, накаты домов и др) или современного города («Романтикам 70-х», стела «Полярный круг», «Стерхи» и др.). В свою очередь нами был создан «Информационный стенд для родителей», на котором размещались фотоотчеты о проведенных совместных детско-родительских мероприятиях, выставки детских тематических работ, иллюстрации игровой и экспериментальной деятельности и пр.
Таким образом, создание в нашей группе мини-музей повысило социально-культурную компетентность взрослых (педагогов, родителей), помогло не только обеспечить содержательное общение между детьми и родителями, расширить виды совместной деятельности и обогатить семейный досуг, но и способствовало формированию знаний об этнической самобытности народов Крайнего Севера у дошкольников, воспитанию любви и уважения к своему народу.