Научная статья на тему 'Приобщение детей к самобытной национальной культуре народов Крайнего Севера через создание минимузея'

Приобщение детей к самобытной национальной культуре народов Крайнего Севера через создание минимузея Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / КРАЙНИЙ СЕВЕР / МИНИ-МУЗЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рафикова Н. В.

Особенностью работы по национальнорегиональному компоненту является уникальная форма взаимодействия семьи и педагогов, позволяющая передавать подрастающему поколению культурные ценности прошлого и настоящего, в наиболее яркой форме (посредством мини-музея), приобщать к национальнорегиональной культуре, традициям народов Севера, повышать социальнокультурную компетентность взрослых (педагогов, родителей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inclusion of children into the original ethnic culture of the High North via establishment of a mini-museum

Inclusion into the original ethnic culture is a unique form of interaction of the family and teachers, permitting the transmission to the younger generation of the cultural values of the past and present in the most vivid form (via mini-museums), familiarizing the children with the ethnic-regional culture, and augment the sociocultural competence of the adults (teachers and parents).

Текст научной работы на тему «Приобщение детей к самобытной национальной культуре народов Крайнего Севера через создание минимузея»

Рафикова Н.В. воспитатель Детский сад № 9 «Кристаллик» комбинированного вида» Салехард, Россия

Приобщение детей к самобытной национальной культуре народов Крайнего

Севера через создание мини-музея

Аннотация: Особенностью нашей работы по национально-региональному компоненту является уникальная форма взаимодействия семьи и педагогов, позволяющая передавать подрастающему поколению культурные ценности прошлого и настоящего, в наиболее яркой, незабываемой форме (посредством мини-музея); приобщать к национально-региональной культуре, традициям народов Севера; повышать социально-культурную компетентность взрослых (педагогов, родителей).

Ключевые слова: культура народов Севера, семейное воспитание, мини-музей.

Сейчас мы стоим на пороге новой эпохи в истории российского дошкольного образования, потому что на смену Временным требованиям пришли Федеральные государственные требования. Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Региональная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальное партнерство - это один из способов социализации детей, который способствует вводу наших воспитанников в общественную жизнь и помогает мягко и безболезненно «влиться» в «Социум». Одной из основных задач детского сада является вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс с целью улучшения эмоционального самочувствия детей, обогащения воспитательного опыта родителей, повышение их родительско-педагогической компетентности. Взаимодействие здесь рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. В детском саду № 9 « Кристаллик» этому уделяется большое внимание. Одним из способов, вовлечения большей части семей в совместную работу, является организация работы мини-музея. В нашей группе мини-музей существует уже 4-й год и за это время родители стали активными участниками всех мероприятий и тематических выставок. Учитывая самобытность национальной культуры народов Севера, его создание было не случайным.

В ЯНАО более 50% населения составляют русские, но в округе живут коренные малочисленные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы, а также диаспоры коми -зырян. Поэтому воспитательно-образовательная работа с учетом национально-регионального компонента осуществляется в двух направлениях: привитие любви и уважения к своему народу за его культурно-исторические достижения и формирование знаний об этнической самобытности народов: ненцы, ханты, коми-зырян. Для достижения этих целей нам необходимо было выстроить свое взаимодействие с семьями воспитанников так, чтобы у них появилось желание сотрудничать совместно со своими

детьми и получать взамен положительный заряд и массу впечатлений о проделанной поисково-познавательной деятельности. К празднованию дня рождения Ямало-Ненецкого Автономного округа 10 декабря традиционно началась подготовка к созданию экспозиции в нашем мини-музее. В оригинальной форме было составлено объявление для родителей, и для всех желающих участвовать в оформлении экспозиции «Люблю тебя, родной Ямал!». В результате тесного сотрудничества с семьями ребят, ежедневно стали появляться новые экспонаты. Это были различные предметы: сувенирная продукция, изготовленная ямальскими умельцами из оленьих шкур, бивня мамонта и кости. Игрушки, куклы в национальной одежде, изделия из бисера, литература и все то, что отражает историю нашего края и города Салехарда, как столицы нашего округа, природные и климатические особенности региона и самобытность национальной культуры коренных жителей ЯНАО. Мини-музей был создан с участием и помощью заинтересованных родителей. Мы расположили его в группе, в доступном месте для детей. У нас появились символы региона - герб и флаг ЯНАО, флаг России, карта нашего округа, макеты памятников. Стела «Полярный круг» -символ автономного округа и единственного в мире города на Полярном круге, «Паровоз» - памятник 501-стройке. В музее имеются: фотоальбомы, созданные семьями («Мой Ямал», «Обитатели северных рек», «Жители тундры», «Этот удивительный Ямал»), книги («Диалектика ямальского быта», «Земля сказок», «Красная книга ЯНАО», «Храмы Ямала»), картотека подвижных игр народов Севера, фото-работы мастеров декоративно-прикладного ремесла (резьба по слоновой кости, бивню мамонта, по дереву, работа с мехом, бисером, сукном, батик) и др.

Большой интерес у ребят вызвала экспозиция, которая насчитывает около десятка авторских работ совместной деятельности детей и родителей: кукла, в оригинальном национальном наряде, игрушка «Ненец» - дергунчик, ненецкая куколка нухуко -("нухуко" - по-ненецки значит "игрушка"), принадлежавшая одному из древнейшего рода коренных малочисленных народов.

Главный принцип нашего мини-музея заключается в следующем - это интерактивность. Все, что в нем представлено, находится в полном распоряжении детей - все можно потрогать, взять в руки, рассмотреть, поиграть. Все экспонаты нашего мини-музея помогают детям расширить кругозор, уточнить, конкретизировать новые и уже имеющиеся знания детей о жизни коренных народов, об истории, традициях, фольклоре, активизировать собственные познавательные интересы.

В тематической части мини-музея размещена информация и материал, который используется в непосредственно образовательной деятельности с детьми. Экспонаты музея используются для проведения занятий в таких образовательных областях как «Познание» и «Коммуникация», в продуктивной деятельности. Воспитанники мастерят сувениры из бересты, мха, пера птицы, подарки к знаменательным датам нашего города, округа. Ребята любят и умеют составлять и отгадывать загадки о явлениях природы, животном и растительном мире, быте аборигенов. Познавательно - исследовательская форма работы с воспитанниками проводится с помощью организации экскурсий в наш мини-музей для детей других групп.

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений. Учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Мини-музей является уникальным средством оптимизации взаимоотношений родителей и детей. Их совместная деятельность, сотрудничество,

взаимопомощь помогают достичь лучшего взаимопонимания. Так по инициативе и силами родительского комитета в приемной у каждого ребенка на дверце шкафчика

имеется фотография памятника архитектуры старого Салехарда («Сторожевая башня», срубы, накаты домов и др) или современного города («Романтикам 70-х», стела «Полярный круг», «Стерхи» и др.). В свою очередь нами был создан «Информационный стенд для родителей», на котором размещались фотоотчеты о проведенных совместных детско-родительских мероприятиях, выставки детских тематических работ, иллюстрации игровой и экспериментальной деятельности и пр.

Таким образом, создание в нашей группе мини-музей повысило социально-культурную компетентность взрослых (педагогов, родителей), помогло не только обеспечить содержательное общение между детьми и родителями, расширить виды совместной деятельности и обогатить семейный досуг, но и способствовало формированию знаний об этнической самобытности народов Крайнего Севера у дошкольников, воспитанию любви и уважения к своему народу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.