Научная статья на тему 'Использование результатов социологических исследований в профилактической работе'

Использование результатов социологических исследований в профилактической работе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
994
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование результатов социологических исследований в профилактической работе»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

М. М. ВАСЯГИНА

Профилактика конфликтного противоправного поведения должна быть постоянным направлением деятельности органов государственной власти и общественности. Острота такой деятельности особенно ощущается в переломные периоды. Глубокие государственно-правовые изменения, происходящие сегодня в России, привели к значительному усилению социально-правовой напряженности, что диктует необходимость поставить нарастающей в обществе конфликтности определенные ограничительные рамки. В этом плане наиболее эффективными являются меры по предупреждению различного рода юридических конфликтов и противоправного, деви-антного поведения в целом.

В юридико-конфликтологической литературе совершенно верно отмечается, что профилактические мероприятия требуют значительных материальных, физических и организационных затрат, сил и времени, но зато более оптимально предупреждают даже те минимальные негативные последствия, которые имеет любое конструктивно разрешенное противоборство, поэтому на предупреждение конфликтного поведения в правовой сфере должны быть направлены значительные усилия государства и всего общества.

Возможность возникновения и ход развития конфликта определяются реальными социальными процессами, которые поддаются научному исследованию. В профилактических целях в первую очередь большое значение будет иметь выявление причин, порождающих противоречия, из-за которых может возникнуть противоборство. Выявлению таких причин будут способствовать разнообразные социологические исследования. Например, в связи с тем, что различные правонарушения могут быть не только следствием конфликта, но и его причиной, необходимы постоянное их изучение и анализ на социологическом уровне.

Практически все стороны жизни нашего общества охвачены конфликтами. Особенно ими насыщены межнациональные отношения, что требует первоочередного внимания как государственных структур, так и широких кругов общественности. Одним из важнейших требований, предъявляемых в настоящее время ко всем, кто имеет право принимать политико-пра-вовые решения на разных уровнях — федеральном, региональном, локальном, — является учет национального аспекта, предвидение возможного влияния принятого решения на межнациональные отношения.

© М. М. Васягина, 2006

В современной России ситуация в межнациональных отношениях. характеризуется как интенсивным формированием национального самосознания, ростом интереса к национальной культуре, языку, государственности, повышенным влиянием к любым проявлениям несправедливости и притеснений в национальной сфере, так и ростом национального эгоизма, этноцентризма, стремлением к национальной обособ-ленности и разного рода привилегиям по национальному признаку. Как все это выражается в массовом сознании? Так как причиной конфликта «является не объективная реальность, — как указывают Р. Фишер и У. Юри, — а происходящее в головах людей» [4, с. 38], то достаточно полная и своевременная информация об этом сделает возможным принятие оптимальных решений и поможет исключить ошибки, чреватые серьезными последствиями (ростом межнациональной напряженности, конфликтами).

В настоящее время существует большая необходимость в прогнозировании конфликтов в межнациональной сфере. Прогнозированию их могли бы способствовать социологические исследования, выявляющие, например: представления об ущемлен-ности национальных интересов различных национальных групп; факты нарушения национальных прав, антиправомерных проявлений на национальной почве; мнения респондентов (опрашиваемых) по вопросу о приоритете прав различных национальных групп; оценки респондентами работы органов власти и управления по учету национальных интересов и защите национальных прав.

В практике социально-правовых исследований : «сходная . эмпирическая информация ? может быть получена различными путями. Например, исследовательский прогноз, нацеленный на

* «

выявление ожидаемого проблемного состояния, использует для достижения своих задач практически весь набор методов конкретного социального исследования: анализ существующих документов, всестороннее и включенное наблюдение, опрос субъектов, других участников, заинтересованных лиц, экспертов [2, с. 11] и т. д. В основе регулятивного прогноза лежит гораздо более сложная идея, чем при исследовательском: не просто экстраполяция в будущее динамического ряда данных, закономерности развития которого в прошлом и настоящем известны, а оптимизация — выбор наилучшего из возможных — значения этих данных по заранее заданным критериям [1, с. 30 — 36].

Подготовка социологического исследования в прогнозной деятельности начинается с разработки программы (научного инструментария), от которой зависят содержание, полнота, результативность всего процесса. Программа исследования представляет собой теоретическое обоснование методологических, методических и

технических основ исследователь-

%

ской деятельности.

Разработка методологической части программы социологического исследования в прогнозно-правовой сфере состоит из: постановки проблемы, определения степени ее изученности; определения целей и задач; определения объекта и предмета; теоретической и эмпирической интерпретации

4 ' *

• Ч

основных понятий; формулирования гипотез.

Большое значение в исследовании имеет также разработка методической части программы, состоящей из: определения обследуемой совокупности, обоснования выборки; разработки методики (выбора и обоснования методов сбора социологической информации, методов обработки и анализа данных).

Далее осуществляется разработка технической (процедурной) части программы: составляется план исследования, определяющий мероприятия поэтапного выполнения программы, сроки и исполнителей; определяется процедура исследовательской деятельности. Составляются другие необходимые документы в зависимости от выбранных методов проведения исследования: анкета, вопросник и т. д.

Когда подготовлены все необходимые для проведения исследования документы, начинается основной этап — сбор прогнозной информации.

Завершающим этапом исследования является обработка, итоговый анализ и обобщение всей собранной информации с целью выявления закономерностей и построения прогнозных оценок возникновения либо развития, изменения юридического конфликта, формирования выводов, профилактических предложений и рекомендаций.

В современный период преступность в России стала социально-пра-вовой проблемой. И в качестве одной из причин, влияющих на рост преступности, можно назвать недостаточно эффективную работу правоохранительных органов. Использование результатов социологических исследо-

ваний в деятельности органов внутренних дел, по нашему мнению, способствовало бы повышению эффективности борьбы с преступностью.

Возможны следующие направления использования результатов социологических исследований в работе ОВД:

1. Социологическое обеспечение планирования работы органов внутренних дел: разработка, анализ и апробирование социологических показателей, используемых при составлении планов и проектов; применение полученных показателей при моделировании деятельности ОВД;

2. Социологическое обеспечение различных сфер деятельности органов внутренних дел, которое включает, например, следующие мероприятия: социологическое исследование методов и стилей управления; социологический анализ состояния и результатов функционирования различных служб и подразделений ОВД; изучение морально-психологического климата в коллективах, изучение общественного мнения; исследование состояния служебных и внеслужебных отношений и др. Для деятельности по борьбе с преступностью большое значение имеют результаты следующих социологических исследований: измерение реального уровня преступности; изучение характера преступности; обобщение статистических материалов о распространенности преступности и установление количественных ее характеристик; анализ криминогенных ситуаций, позволяющий корректировать результаты статистических измерений состояния преступных деяний и определение их реальных размеров [3, с. 95 — 175]; I

3. Социологическое

обеспечение прогнозировании для уточнения дан-

кадровой и воспитательной работы: ных, полученных методом экстраполя-анализ отношения сотрудников к ции, должен всегда использоваться ме-

деятельности; определение тод экспертных оценок (изучение мне-

своеи

уровня престижа профессии; оценка ния руководителей подразделений

моральных и деловых качеств руко- правоохранительных

органов,

их

о

водителей подразделении и отделов; заместителей и сотрудников, имеющих

исследование причин текучести кад- наибольший практический опыт рабо-

ров; изучение проблемы подготовки ты в перспективах развития опера-

кадров, повышение их квалификации; тивной обстановки). В ходе социоло-

4. Социологическое

обеспечение гического исследования, а именно экс-

контроля деятельности ОВД: социоло- пертного опроса, респондентам долж-гические работы по сбору и обобще- ны предлагаться вопросы, касающиеся

нию практической деятельности под- как основных тенденции развития опе-

разделений ОВД, а также социологиче- ративной обстановки, так и наиболее

ские работы по распространению важных факторов, способных повлиять

опыта деятельности лучших по своим на криминогенную ситуацию,

показателям отделов и подразделений; Для того чтобы более полно выявить

5. Социологическое

обеспечение факторы, оказывающие наиболее суще-

прогнозирования деятельности орга- ственное влияние на состояние крими-нов внутренних дел: прогнозирование ногенной ситуации, необходимо в анке-темпов роста преступности, ее струк- те давать как закрытые, так и открытые

вопросы, а точнее — смешанные. В закрытых вопросах содержатся

туры; перспектив борьбы с преступностью; потребностей в кадрах (коли-

чественное и качественное); потреб- варианты возможных ответов, и рес-

ностей совершенствования материаль- пондент должен выбрать один или не-

но-технической базы ОВД, и др. сколько из предложенных вариантов.

Для научной обоснованности раз- «Такие вопросы предпочтительны, ко-

личных типов прогнозов в основу их гда сущность, тенденции, структура и

составления должны быть положены особенности явления хорошо изучены,

данные социологических исследова- Обязательным требованием при этом

ний. Например, прогноз оперативной является то, что сформулированные от-

обстановки (получение информации о веты должны представлять собой пол-

возможных изменениях в кримино- ную систему, то есть все главные ас-

о

генной ситуации, которые могут про- пекты изучаемого правового явления,

изойти в прогнозируемый период, для социально-правового факта должны

того чтобы на основе полученных дан- быть затронуты» [5, с. 119]. В откры-

ных принять необходимые предупре- тых вопросах не содержатся возмож-

дительные меры), который сегодня де- ные варианты ответов,

лается органами внутренних дел, дол- Смешанные же вопросы не являют-

жен учитывать возможные социально- ся полностью открытыми или полнос-

экономические и политические изме- тью закрытыми. Исследователь может

нения в обществе. В связи с этим при предполагать, что какой-то из возмож-

и

ных вариантов ответа в подсказках результаты, необходимо учить уже в

не учтен, и поэтому сводит закрытый рамках первоначального профессио-

вопрос к полузакрытому, добавляя при нально-образовательного процесса,

этом подсказки типа: «другие причи- Поэтому в решении данной пробле-

ны», «другие факторы». Приведем при- мы большую роль будет играть вве-

мер смешанного вопроса: дение в учебные планы юридических

«Факторами, оказывающими наи- факультетов учреждений среднего и

более существенное влияние на со- высшего образования такой дисцип-

стояние криминогенной ситуации, лины, как социология права (юриди-являются:

снижение жизненного уровня

граждан;

ческая социология).

Ее преподавание в техникумах и вузах, а особенно в юридических ин-рост числа граждан, не имею- ститутах и школах МВД РФ обуслов-щих постоянного источника доходов; лено настоятельной потребностью в

недостаточное финансирование улучшении профессиональной подго-

органов внутренних дел;

товки сотрудников правоохранитель-

недостаточная оснащенность ор- ных органов, повышении их общей и ганов внутренних дел техникой и профессиональной культуры, состав-

спецсредствами;

алкоголизация населения; коррумпированность должност-

ных лиц;

ным элементом которой является социологическая культура.

Потребность в социологическом образовании будущего юриста, несом-несовершенство уголовного за- ненно, возрастает в условиях рефор-

конодательства, в том числе неадек- мирования российского государства и

/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ватная судебная практика, выражаю- права. Происходящие в стране прощайся в чрезмерно мягких и оправ- цессы обновления, новизна и слож-дательных приговорах; ность задач, стоящих перед современ-

— текучесть кадров оперативного ной юриспруденцией, требуют новых состава ОВД и, как следствие, низкая подходов в теоретическом исследова-профессиональная подготовка сотруд- нии правового пространства. В данных условиях юридико-социологиче-ское образование приобретает значи-

ников ОВД;

— другие факторы».

Итак, использование социологиче- тельную практическую роль,

ских исследований в деятельности Изучение социологии предполагает

органов внутренних дел способству- овладение навыками ведения научно-

о

ет лучшему пониманию сотрудника- исследовательской, оперативно-орга-

ми социальных причин преступности низаторской и управленческой рабо-

и условий противоправного поведе- ты будущими специалистами орга-

ния граждан, что помогает им в выра- нов внутренних дел. Изучение соци-

ботке тактики и стратегии борьбы с ологии права имеет своей главной це-

преступностью

лью развитие социологического мыш-

Как проводить социологические ис- ления слушателей, выработку у них следования и применять полученные навыков сбора социологической ин-

формации, ее обработки и анализа на основе знаний методологии, методики и техники конкретных социологических исследований в праве, помогает увидеть значение общетеоретических и прикладных знаний для юридической практики.

Социологически образованному студенту и слушателю значительно

легче, чем неподготовленному, вести, например, научный анализ условий и причин совершения преступлений, усвоить суть социологических теорий причин преступности (неслучайно в США отрасль науки и учебная дисциплина, известная в Европе как «Криминология», называется «Социологией преступности»).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бестужев-Лада И. В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации моделей общества. М., 1987. С. 136.

2. Бестужев-Лада И. В. Поисковое социальное прогнозирование: перспективные проблемы общества. М., 1984. С. 122.

3. Конев А. А. Преступность в России и ее реальное состояние. Н. Новгород: Государственная фирма «Сэтрик», 1993. С. 223.

4. Фишер Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. М., 1992. С. 158.

5. Худойкина Т. В. Юридическая социология: Учеб. пособие. Саранск, 2002. С. 392.

Поступила 22.06.06.

МОТИВЫ И СТИМУЛЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ДИАЛОГА

M. М. ВАСЯГИНА О. В. ЛЕВИН

Профессиональная деятельность юриста осуществляется в результате взаимодействия с другими людьми и предполагает обширную речевую практику, необходимость использования точных словесных выражений правовых понятий, категорий и сопряжена с подготовкой и оформлением большого количества правовых документов, передачей и получением информации в устной и письменной

форме. «Достаточно сказать, что любой текст, написанный юристом, будь то проект соглашения, либо приговор суда, либо проект нормативного акта, в конечном счете, должен быть оглашен, доведен до сведения, согласован, выработан совместно», — отмечает

А. Э. Жалинский [5].

Юридический диалог представляет собой непосредственный акт коммуникации партнеров при общении в

.© М. М. Васягина, О. В. Левин 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.